Уроки бережливости домовенка Кузи. Урок 2.Электричество.
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему

Новикова Ольга Сергеевна

Привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;

Создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;

Стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.pptx1.25 МБ
Файл urok_2.docx811.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила учитель начальных классов МБОУ Луговской СОШ Гурьевского городского округа Новикова О.С. Уроки бережливости домовенка Кузи

Слайд 2

Урок 2

Слайд 3

Тема. Что такое электричество?

Слайд 4

“ Электричество-это жизнь!

Слайд 5

Жизнь первобытных людей

Слайд 6

В русской избе Лучина. Русскую избу освещала лучина или «светец». Тонкую сухую щепку укрепляли над корытцем с водой – в неё падали угольки.

Слайд 7

Свечи

Слайд 8

Керосиновые лампы

Слайд 9

Первые электрические лампочки Яблочков П.Н. 1847-1896 Лодыгин А.Н. 1847-1923 Русский свет

Слайд 10

Провела я солнце Сквозь свое оконце, К потолку подвесила, Стало в доме весело. лампочка

Слайд 11

Лампы накаливания

Слайд 12

Энергосберегающие лампы

Слайд 13

Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

Слайд 14

Виды электростанций ТЭЦ ГЭС АЭС

Слайд 15

Энергосбережение Это экономия денег семейного бюджета. Забота о тех, кому предстоит жить на планете Земля после нас. Забота о наших потомках.

Слайд 16

Отгадай загадки По тропинке я бегу, Без тропинки не могу, Где меня, ребята, нет Не зажжётся в доме свет.

Слайд 17

От работы вас избавлю, Ни пылинки не оставлю. Эта прачка-автомат Нам стирает всё подряд.

Слайд 18

Что за чудо, что за ящик? Сам – певец и сам – рассказчик, И к тому же заодно Демонстрирует кино. Полюбуйся, посмотри: Полюс Северный внутри, Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму Привезли из магазина.

Слайд 19

Вот идет пароход — То назад, то вперед, А за ним такая гладь — Не морщинки не видать. Настоящий друг железный В моей жизни стал полезным: С ним хочу я рядом быть И быстрей его включить. Дома скучно, нет уюта, Если выключен...

Слайд 20

Закипает изнутри И пускает пузыри. Сушит ветер - суховей Кудри мамочки моей.

Слайд 21

Экономим электроэнергию Сквозь окна чистые струится солнца свет, Здесь электричеству пока работы нет. Холодильник рассердился, Взял, да сам и отключился. “Работать трудно, - говорит, - Если толстый лёд висит”.

Слайд 22

Предложу один секрет - Экономный дам рецепт: Печь включи. Закипит - Отключи и чуть-чуть Повремени... Медленно еда кипит, Электричество хранит. Жаром пышет наша печка, из кастрюли лезет гречка. Плитку выключи скорей – сэкономишь 100 рублей!

Слайд 23

Термос нас не удивит, Он водичку нам хранит. Горячую, холодную, Ко всему пригодную. И сказали утюги: Мы хозяйкам не враги! Как погладишь пиджачок, Отключи свой утюжок, А остатками тепла Мы отутюжим все шелка.

Слайд 24

Ночь наступила, в кроватку шагай, и по дороге ты всё выключай. Пусть отдыхают компьютер, ТиВи, Милый малыш, и ты отдохни!

Слайд 25

Советы домовенка Кузи Знай, что нужно экономить Воду, уголь, газ и нефть. Если будешь это делать, Хватит их на много лет.

Слайд 26

Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками! Вода очень хорошо проводит электрический ток . Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур – он может оборваться и оголить провода, по которым проходит электрический ток. Не прикасайся к оголенным провода м ! Если ты заметил искру, когда нажал на выключатель или сунул вилку в розетку, скажи об этом взрослым . Когда уходишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы ! Электричество наш друг и помощник. Но может стать нашим врагом если не знать правила безопасного пользования электричеством.

Слайд 27

сохраняем Экономя мы Электро - энергию Природу

Слайд 28

СОХРАНЯЕМ Экономя мы ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ПРИРОДУ ,

Слайд 29

11 ноября - Международный День энергосбережения! Самые простые действия могут сэкономить большое количество энергии и сохранить нашу планету !

Слайд 30

11 ноября МБОУ Луговская СОШ

Слайд 31

Используемая литература: С.П. Данченко. Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебное пособие «Учимся бережно и безопасно использовать электричество» для учащихся 1 – 4-х классов. –СПб: ООО « Гелиос-Медиа », 2004. А. Усачёв, Н. Воронцов. Учебное пособие в стихах.- ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС», 2012г Ж.Г. Дворецкая , И.А. Ситникова . Путешествие малышей по стране «Бережливость»: практические материалы. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2010 Интернет-ресурсы https://www.google.ru/search?q= картинки



Предварительный просмотр:

Новикова Ольга Сергеевна учитель начальных классов МБОУ Луговской СОШ

Уроки домовенка Кузи. Занятие 2.

Тема. Что такое электричество?

Цель и задачи занятия:

  • Способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
  • Привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
  • Создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
  • Стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Оборудование: презентация «Что такое электричество»

Ход занятия

I. Организация начала занятия.

II. Сообщение темы занятия.

      Учитель: - Сегодня у нас необычное занятие. Мы в гостях у сказочного героя домовенка Кузи. Он приготовил для нас много интересного. Прочитайте тему урока и скажите, о чём пойдет речь?

Ученик: -Что такое электричество?

 Учитель: - Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом – есть электричество – есть жизнь!

        -А если случится так, что электричество отключат. Что тогда будем делать? Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон. Таким образом, электричество играет важную роль в жизни современного общества.

Учитель: -  А как раньше люди обходились без электричества? Как освещали свои жилища?

 - Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Борьба человека за существование состояла не только в добывании пищи и обретении крова. Свет и тепло всегда были важнейшими составляющими жизни. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры,  который давал людям тепло и свет. Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел)

 - Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали маленькие тонкие деревянные щепки – лучины, вставляли их в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Таким образом, освещали свои дома. Благодаря светцам лучины можно  было переносить в любое место. Но лучины быстро сгорали, на пол от неё падали искорки, от которых жилище могло сгореть. Тогда люди стали подставлять под лучину корыто с водой, падая, искорки попадали туда и гасли. Это был не очень удобный способ освещения жилищ, тогда люди придумали свечи.

 - Первые свечи появились около 2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало, когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. Интересно, что люди использовали свечи ещё и как часы. Они заметили, какая часть свечи сгорает за час, и делали на таком расстоянии отметины на свечке, так получались своеобразные часы. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами. Воск со свечи стекал и попадал на стол, на пол, и его было трудно соскребать, тогда и придумали специальные подставки под них – канделябры.

- Канделябр – это французское слово, и означает подставка с разветвлением для нескольких свечей. Раньше в богатых семьях любили говорить на французском языке, поэтому слово оттуда и взяли. Свечи вставляли в канделябры, и по количеству свечей можно было определить - насколько богата  семья.

- На смену свечке пришла керосиновая лампа. Керосиновая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.

Учитель: - А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:

Дом – стеклянный пузырек,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся. (лампочка)

- Трудно представить, что человечество впервые увидело электрическое освещение всего 130 лет тому назад. 23 марта 1876 года наш земляк Павел Николаевич Яблочков (1847 – 1894) получил свой первый патент на изобретение электрической лампы, в ней под действием электрического тока вольфрамовая нить раскаляется до яркого свечения и освещает комнату. Этот день стал исторической датой. Лампу П.Н. Яблочкова в Европе современники называли «русским светом», а в России – «русским солнцем». Время шло, лампы видоизменялись, совершенствовались.

- В наше время появились энергосберегающие лампочки, которые состоят из колбы наполненной порами ртути и аргоном. При нагревании ртуть начинает создавать ультрафиолетовое излучение, которое преобразуется в видимый свет. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет получается мягкий и равномерный, более приятен для глаз и лучше распространяется по помещению. При использовании энергосберегающих ламп нужно помнить, что отработав, они требуют специальной утилизации, так как содержат поры ртути и выбрасывать их категорически запрещено!

Учитель: - Сейчас вы услышали, как постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, с комфортом. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помогает нам по хозяйству? (пылесос, чайник, печь, стиральная машина, фен и т.д.)

Учитель: - Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадок:

           К дальним сёлам, городам

Кто идёт по проводам?

Светлое величество!

Это … (электричество)

Учитель: - Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия?

 - Энергия – это сила приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить. Ничего вокруг нас не происходит без участия энергии.

Человек изобрёл много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии. В домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию. Согревают дома – теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже необходима энергия. Освещение квартир. Работа электроприборов, лифтов в подъездах. Транспорт, перевозящий людей: троллейбусы, трамваи, электрички, метро.

 - Какие бывают источники электроэнергии?  Солнечная, энергия речной воды, ветряная энергия – это источники  энергии, которые восстанавливаются в результате природных процессов. Есть источники энергии, которые  восстанавливаются миллионы лет – это уголь, нефть, газ, торф, ядерная энергия.

Выделяют следующие виды энергии: механическая, тепловая, электрическая, световая, ядерная.

Для того чтобы вырабатывать энергию, люди сооружают электростанции: тепловые, атомные, гидроэлектростанции.

 - Более 50% всей электроэнергии России производится на тепловых электростанциях. Среди них главную роль играют ГРЭС – государственные районные электростанции. Часто в городах используются ТЭЦ – теплоэлектроцентрали, производящие не только электроэнергию, но и тепло в виде горячей воды. Мощные ТЭЦ располагают в местах добычи топлива: угля, торфа, газа, горючих сланцев.

 - ГЭС – гидроэлектростанции, производят дешёвую электроэнергию. ГЭС строят как на равнинных реках, так и на горных. На них энергию получают с помощью воды. Важным недостатком ГЭС является их сезонность работы. Одна из больших ГЭС России – это Саяно-Шушенская ГЭС.

- Первая в мире АЭС – Обнинская была пущена в 1954 году в России. АЭС являются наиболее современным видом электростанций и имеют ряд преимуществ:

Не загрязняют окружающую среду;могут быть размещены практически везде.

Однако в работе АЭС есть и минусы: захоронение радиоактивных отходов; катастрофические последствия аварий;тепловое загрязнение водоёмов

III Закрепление

1.Отгадайте загадки, которые приготовил домовенок Кузя

От работы вас избавлю,

Ни пылинки не оставлю. (Пылесос)

Эта прачка-автомат

Нам стирает всё подряд. (Стиральная машина)

Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (Телевизор)

 Полюбуйся, посмотри:

 Полюс Северный внутри,

 Там сверкает снег и лед,

 Там сама зима живет.

  Навсегда нам эту зиму

  Привезли из магазина. (Холодильник)

Вот идет пароход —

 То назад, то вперед,

 А за ним такая гладь —

 Не морщинки не видать. (Утюг)

 

   Настоящий друг железный

В моей жизни стал  полезным:

 С ним хочу я рядом быть

 И быстрей его включить.

 Дома скучно, нет уюта,

 Если выключен...(компьютер)

  Закипает изнутри

   И пускает пузыри. (Электрочайник)

   Сушит ветер - суховей

   Кудри мамочки  моей. (Фен)

Учитель: - Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты. Представьте, что наша квартира осталась без электричества. Нет света, не работают электроприборы, нет воды. Что нам остаётся делать, кричать: «SOS!” Нам хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход. И сейчас мы с вами попробуем найти способы, как сберечь энергию.

 2.Правила энергосбережения в стихах (читают дети)

Сквозь окна чистые

 струится солнца свет,        

 Здесь электричеству

Пока работы нет.

Жаром пышет наша печка,

 из кастрюли лезет гречка.

 Плитку выключи скорей –

 сэкономишь 100 рублей!

 Термос нас не удивит,

 Он водичку нам хранит.

  Горячую, холодную,

  Ко всему пригодную.

И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.

Ночь наступила, в кроватку шагай,

 и по дороге ты всё выключай.

 Пусть отдыхают компьютер, ТиВи,

 Милый малыш, и ты отдохни


3.Правила безопасного пользования электричеством от домовенка Кузи

Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками! Вода очень хорошо проводит электрический ток.
Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур – он может оборваться и оголить провода, по которым проходит электрический ток.
Не прикасайся к оголенным провода!
Если ты заметил искру, когда нажал на выключатель или сунул вилку в розетку, скажи об этом взрослым.
Когда уходишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы. 

IV. Этап контроля и самоконтроля.

Выполняется тест. Если дети согласны с утверждениями, ставят знак «+», если нет, то «-»

1. Нельзя оставлять работать телевизор в режиме ожидания на ночь.

2. Уходя из дома, нужно выключать свет.

3. Можно часто открывать и закрывать холодильник.

4. Чтобы сберечь электроэнергию, необходимо заменить обычные лампочки на энергосберегающие.

5. Уходя ненадолго из комнаты, свет выключать не надо.

6. Нельзя часто мыть холодильник.

7. Краны с водой нужно оставлять открытыми.

Самопроверка и самооценивание. (Если вы не допустили ошибок, закрасьте улыбающийся смайлик, если допустили ошибку – серьезный смайлик, если не справились с заданиями, то грустный смайлик)

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRISonoO1W5qOjMcuAMbtrhsCvwvgA1u5vzL15MQ3CciOXKEeGR

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRISonoO1W5qOjMcuAMbtrhsCvwvgA1u5vzL15MQ3CciOXKEeGR

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRISonoO1W5qOjMcuAMbtrhsCvwvgA1u5vzL15MQ3CciOXKEeGR

V Итог занятия.

- Расположить лампочки так, чтобы получилась фраза про энергосбережение.

VI Рефлексия.

Проводится игра «Волшебный микрофон». Дети становятся в круг, желающие берут микрофон и рассказывают, что полезного они узнали на занятии.

Литература:

С.П. Данченко. Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»:

Учебное пособие «Учимся бережно и безопасно использовать электричество» для

учащихся 1 – 4-х классов. –СПб: ООО «Гелиос-Медиа», 2004.

А. Усачёв, Н. Воронцов. Учебное пособие в стихах.- ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС», 2012г

Ж.Г. Дворецкая, И.А. Ситникова. Путешествие малышей по стране «Бережливость»: практические материалы. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окражающего мира "Откуда приходит электричество?" 1 класс

http://Открытый урок окружающего мира проведён в рамках подготовки к введению ФГОС. Цели: учащиеся должны раскрыть роль электричества в быту, сформировать представления о том, как электричество выраба...

разработка урока "В гостях у Королевы Электричества"

Целью данного урока является расширение знаний учащихся  об электричестве, знакомство с источником опасности (током), формирование  сознательного соблюдения  правил осторожного обращени...

Урок по электробезопасности "В мире электричества"

Урок способствует формированию безопасного обращения с электричеством, способствует углублению знаний, совершенствованию умений и навыков при обращении с электроприборами. В уроке предусмотрены эффект...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...

Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...

Доклад по теме: " Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков"

В презентации рассмотрены типы уроков по ФГОС, предложенные в методике, в чем их предназначение, и какие виды и формы предлагают нам новые требования в начальной школе с учётом новых требований ФГОС Н...

Урок с ЭОР. Тема урока и номер урока в разделе: Согласные звонкие звуки [д], [д`], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Д, д. (Номер урока 46.)

Учебный предмет: Литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1 Тема урока и номер урока в разделе: Согласные звонкие звуки [д], [д`], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Д, д. (Номе...