Уроки бережливости домовенка Кузи. Урок 2.Электричество.
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему
Привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
Создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
Стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.pptx | 1.25 МБ |
urok_2.docx | 811.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок 2
Тема. Что такое электричество?
“ Электричество-это жизнь!
Жизнь первобытных людей
В русской избе Лучина. Русскую избу освещала лучина или «светец». Тонкую сухую щепку укрепляли над корытцем с водой – в неё падали угольки.
Свечи
Керосиновые лампы
Первые электрические лампочки Яблочков П.Н. 1847-1896 Лодыгин А.Н. 1847-1923 Русский свет
Провела я солнце Сквозь свое оконце, К потолку подвесила, Стало в доме весело. лампочка
Лампы накаливания
Энергосберегающие лампы
Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.
Виды электростанций ТЭЦ ГЭС АЭС
Энергосбережение Это экономия денег семейного бюджета. Забота о тех, кому предстоит жить на планете Земля после нас. Забота о наших потомках.
Отгадай загадки По тропинке я бегу, Без тропинки не могу, Где меня, ребята, нет Не зажжётся в доме свет.
От работы вас избавлю, Ни пылинки не оставлю. Эта прачка-автомат Нам стирает всё подряд.
Что за чудо, что за ящик? Сам – певец и сам – рассказчик, И к тому же заодно Демонстрирует кино. Полюбуйся, посмотри: Полюс Северный внутри, Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму Привезли из магазина.
Вот идет пароход — То назад, то вперед, А за ним такая гладь — Не морщинки не видать. Настоящий друг железный В моей жизни стал полезным: С ним хочу я рядом быть И быстрей его включить. Дома скучно, нет уюта, Если выключен...
Закипает изнутри И пускает пузыри. Сушит ветер - суховей Кудри мамочки моей.
Экономим электроэнергию Сквозь окна чистые струится солнца свет, Здесь электричеству пока работы нет. Холодильник рассердился, Взял, да сам и отключился. “Работать трудно, - говорит, - Если толстый лёд висит”.
Предложу один секрет - Экономный дам рецепт: Печь включи. Закипит - Отключи и чуть-чуть Повремени... Медленно еда кипит, Электричество хранит. Жаром пышет наша печка, из кастрюли лезет гречка. Плитку выключи скорей – сэкономишь 100 рублей!
Термос нас не удивит, Он водичку нам хранит. Горячую, холодную, Ко всему пригодную. И сказали утюги: Мы хозяйкам не враги! Как погладишь пиджачок, Отключи свой утюжок, А остатками тепла Мы отутюжим все шелка.
Ночь наступила, в кроватку шагай, и по дороге ты всё выключай. Пусть отдыхают компьютер, ТиВи, Милый малыш, и ты отдохни!
Советы домовенка Кузи Знай, что нужно экономить Воду, уголь, газ и нефть. Если будешь это делать, Хватит их на много лет.
Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками! Вода очень хорошо проводит электрический ток . Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур – он может оборваться и оголить провода, по которым проходит электрический ток. Не прикасайся к оголенным провода м ! Если ты заметил искру, когда нажал на выключатель или сунул вилку в розетку, скажи об этом взрослым . Когда уходишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы ! Электричество наш друг и помощник. Но может стать нашим врагом если не знать правила безопасного пользования электричеством.
сохраняем Экономя мы Электро - энергию Природу
СОХРАНЯЕМ Экономя мы ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ПРИРОДУ ,
11 ноября - Международный День энергосбережения! Самые простые действия могут сэкономить большое количество энергии и сохранить нашу планету !
11 ноября МБОУ Луговская СОШ
Используемая литература: С.П. Данченко. Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебное пособие «Учимся бережно и безопасно использовать электричество» для учащихся 1 – 4-х классов. –СПб: ООО « Гелиос-Медиа », 2004. А. Усачёв, Н. Воронцов. Учебное пособие в стихах.- ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС», 2012г Ж.Г. Дворецкая , И.А. Ситникова . Путешествие малышей по стране «Бережливость»: практические материалы. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2010 Интернет-ресурсы https://www.google.ru/search?q= картинки
Предварительный просмотр:
Новикова Ольга Сергеевна учитель начальных классов МБОУ Луговской СОШ
Уроки домовенка Кузи. Занятие 2.
Тема. Что такое электричество?
Цель и задачи занятия:
- Способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
- Привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
- Создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
- Стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.
Оборудование: презентация «Что такое электричество»
Ход занятия
I. Организация начала занятия.
II. Сообщение темы занятия.
Учитель: - Сегодня у нас необычное занятие. Мы в гостях у сказочного героя домовенка Кузи. Он приготовил для нас много интересного. Прочитайте тему урока и скажите, о чём пойдет речь?
Ученик: -Что такое электричество?
Учитель: - Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом – есть электричество – есть жизнь!
-А если случится так, что электричество отключат. Что тогда будем делать? Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон. Таким образом, электричество играет важную роль в жизни современного общества.
Учитель: - А как раньше люди обходились без электричества? Как освещали свои жилища?
- Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Борьба человека за существование состояла не только в добывании пищи и обретении крова. Свет и тепло всегда были важнейшими составляющими жизни. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел)
- Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали маленькие тонкие деревянные щепки – лучины, вставляли их в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Таким образом, освещали свои дома. Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место. Но лучины быстро сгорали, на пол от неё падали искорки, от которых жилище могло сгореть. Тогда люди стали подставлять под лучину корыто с водой, падая, искорки попадали туда и гасли. Это был не очень удобный способ освещения жилищ, тогда люди придумали свечи.
- Первые свечи появились около 2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало, когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. Интересно, что люди использовали свечи ещё и как часы. Они заметили, какая часть свечи сгорает за час, и делали на таком расстоянии отметины на свечке, так получались своеобразные часы. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами. Воск со свечи стекал и попадал на стол, на пол, и его было трудно соскребать, тогда и придумали специальные подставки под них – канделябры.
- Канделябр – это французское слово, и означает подставка с разветвлением для нескольких свечей. Раньше в богатых семьях любили говорить на французском языке, поэтому слово оттуда и взяли. Свечи вставляли в канделябры, и по количеству свечей можно было определить - насколько богата семья.
- На смену свечке пришла керосиновая лампа. Керосиновая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.
Учитель: - А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:
Дом – стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (лампочка)
- Трудно представить, что человечество впервые увидело электрическое освещение всего 130 лет тому назад. 23 марта 1876 года наш земляк Павел Николаевич Яблочков (1847 – 1894) получил свой первый патент на изобретение электрической лампы, в ней под действием электрического тока вольфрамовая нить раскаляется до яркого свечения и освещает комнату. Этот день стал исторической датой. Лампу П.Н. Яблочкова в Европе современники называли «русским светом», а в России – «русским солнцем». Время шло, лампы видоизменялись, совершенствовались.
- В наше время появились энергосберегающие лампочки, которые состоят из колбы наполненной порами ртути и аргоном. При нагревании ртуть начинает создавать ультрафиолетовое излучение, которое преобразуется в видимый свет. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет получается мягкий и равномерный, более приятен для глаз и лучше распространяется по помещению. При использовании энергосберегающих ламп нужно помнить, что отработав, они требуют специальной утилизации, так как содержат поры ртути и выбрасывать их категорически запрещено!
Учитель: - Сейчас вы услышали, как постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, с комфортом. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помогает нам по хозяйству? (пылесос, чайник, печь, стиральная машина, фен и т.д.)
Учитель: - Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадок:
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)
Учитель: - Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия?
- Энергия – это сила приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить. Ничего вокруг нас не происходит без участия энергии.
Человек изобрёл много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии. В домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию. Согревают дома – теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже необходима энергия. Освещение квартир. Работа электроприборов, лифтов в подъездах. Транспорт, перевозящий людей: троллейбусы, трамваи, электрички, метро.
- Какие бывают источники электроэнергии? Солнечная, энергия речной воды, ветряная энергия – это источники энергии, которые восстанавливаются в результате природных процессов. Есть источники энергии, которые восстанавливаются миллионы лет – это уголь, нефть, газ, торф, ядерная энергия.
Выделяют следующие виды энергии: механическая, тепловая, электрическая, световая, ядерная.
Для того чтобы вырабатывать энергию, люди сооружают электростанции: тепловые, атомные, гидроэлектростанции.
- Более 50% всей электроэнергии России производится на тепловых электростанциях. Среди них главную роль играют ГРЭС – государственные районные электростанции. Часто в городах используются ТЭЦ – теплоэлектроцентрали, производящие не только электроэнергию, но и тепло в виде горячей воды. Мощные ТЭЦ располагают в местах добычи топлива: угля, торфа, газа, горючих сланцев.
- ГЭС – гидроэлектростанции, производят дешёвую электроэнергию. ГЭС строят как на равнинных реках, так и на горных. На них энергию получают с помощью воды. Важным недостатком ГЭС является их сезонность работы. Одна из больших ГЭС России – это Саяно-Шушенская ГЭС.
- Первая в мире АЭС – Обнинская была пущена в 1954 году в России. АЭС являются наиболее современным видом электростанций и имеют ряд преимуществ:
Не загрязняют окружающую среду;могут быть размещены практически везде.
Однако в работе АЭС есть и минусы: захоронение радиоактивных отходов; катастрофические последствия аварий;тепловое загрязнение водоёмов
III Закрепление
1.Отгадайте загадки, которые приготовил домовенок Кузя
От работы вас избавлю,
Ни пылинки не оставлю. (Пылесос)
Эта прачка-автомат
Нам стирает всё подряд. (Стиральная машина)
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (Телевизор)
Полюбуйся, посмотри:
Полюс Северный внутри,
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник)
Вот идет пароход —
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Не морщинки не видать. (Утюг)
Настоящий друг железный
В моей жизни стал полезным:
С ним хочу я рядом быть
И быстрей его включить.
Дома скучно, нет уюта,
Если выключен...(компьютер)
Закипает изнутри
И пускает пузыри. (Электрочайник)
Сушит ветер - суховей
Кудри мамочки моей. (Фен)
Учитель: - Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты. Представьте, что наша квартира осталась без электричества. Нет света, не работают электроприборы, нет воды. Что нам остаётся делать, кричать: «SOS!” Нам хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход. И сейчас мы с вами попробуем найти способы, как сберечь энергию.
2.Правила энергосбережения в стихах (читают дети)
Сквозь окна чистые
струится солнца свет,
Здесь электричеству
Пока работы нет.
Жаром пышет наша печка,
из кастрюли лезет гречка.
Плитку выключи скорей –
сэкономишь 100 рублей!
Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.
И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.
Ночь наступила, в кроватку шагай,
и по дороге ты всё выключай.
Пусть отдыхают компьютер, ТиВи,
Милый малыш, и ты отдохни
3.Правила безопасного пользования электричеством от домовенка Кузи
Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками! Вода очень хорошо проводит электрический ток.
Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур – он может оборваться и оголить провода, по которым проходит электрический ток.
Не прикасайся к оголенным провода!
Если ты заметил искру, когда нажал на выключатель или сунул вилку в розетку, скажи об этом взрослым.
Когда уходишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы.
IV. Этап контроля и самоконтроля.
Выполняется тест. Если дети согласны с утверждениями, ставят знак «+», если нет, то «-»
1. Нельзя оставлять работать телевизор в режиме ожидания на ночь.
2. Уходя из дома, нужно выключать свет.
3. Можно часто открывать и закрывать холодильник.
4. Чтобы сберечь электроэнергию, необходимо заменить обычные лампочки на энергосберегающие.
5. Уходя ненадолго из комнаты, свет выключать не надо.
6. Нельзя часто мыть холодильник.
7. Краны с водой нужно оставлять открытыми.
Самопроверка и самооценивание. (Если вы не допустили ошибок, закрасьте улыбающийся смайлик, если допустили ошибку – серьезный смайлик, если не справились с заданиями, то грустный смайлик)
V Итог занятия.
- Расположить лампочки так, чтобы получилась фраза про энергосбережение.
VI Рефлексия.
Проводится игра «Волшебный микрофон». Дети становятся в круг, желающие берут микрофон и рассказывают, что полезного они узнали на занятии.
Литература:
С.П. Данченко. Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Учебное пособие «Учимся бережно и безопасно использовать электричество» для
учащихся 1 – 4-х классов. –СПб: ООО «Гелиос-Медиа», 2004.
А. Усачёв, Н. Воронцов. Учебное пособие в стихах.- ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС», 2012г
Ж.Г. Дворецкая, И.А. Ситникова. Путешествие малышей по стране «Бережливость»: практические материалы. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окражающего мира "Откуда приходит электричество?" 1 класс
http://Открытый урок окружающего мира проведён в рамках подготовки к введению ФГОС. Цели: учащиеся должны раскрыть роль электричества в быту, сформировать представления о том, как электричество выраба...
разработка урока "В гостях у Королевы Электричества"
Целью данного урока является расширение знаний учащихся об электричестве, знакомство с источником опасности (током), формирование сознательного соблюдения правил осторожного обращени...
Урок по электробезопасности "В мире электричества"
Урок способствует формированию безопасного обращения с электричеством, способствует углублению знаний, совершенствованию умений и навыков при обращении с электроприборами. В уроке предусмотрены эффект...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...
Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...
Доклад по теме: " Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков"
В презентации рассмотрены типы уроков по ФГОС, предложенные в методике, в чем их предназначение, и какие виды и формы предлагают нам новые требования в начальной школе с учётом новых требований ФГОС Н...
Урок с ЭОР. Тема урока и номер урока в разделе: Согласные звонкие звуки [д], [д`], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Д, д. (Номер урока 46.)
Учебный предмет: Литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1 Тема урока и номер урока в разделе: Согласные звонкие звуки [д], [д`], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Д, д. (Номе...
- Мне нравится (1)