Урок окружающего мира во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок окружающего мира во2 классе. Какие бывают растения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse_kakie_byvayut_rasteniya.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Какие бывают растения ?»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: создать условия для
-формирования у учащихся представлений о делении растений на группы: деревья, кустарники, травы, об отличительных признаках этих групп;
-развития познавательного интереса, речи, наблюдательности, любознательности, эмоционального восприятия мира, общеучебных умений и экологического мышления;
-воспитания основ экологической культуры через понимание взаимосвязей в природе.
Планируемые результаты:
Предметные: научить различать растения по признакам; создать условия для расширения и углубления знаний о растениях;
Личностные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать свои результаты.
Познавательные : осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; задавать вопросы; отвечать на вопросы других;
осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Средства обучения: презентация, проектор, компьютер, учебник, гербарий.
Ход урока
1. Орг.момент
Цель: создать положительный настрой учащихся на урок, на восприятие учебного материала
Слайд
Придумано кем-то и просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»!
И каждый становится добрым, улыбчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Поприветствуем наших гостей!
Я всем присутствующим хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь день!
2.Актуализация знаний и проверка домашнего задания
Цель: актуализировать полученные ранее знаний об объектах живой и неживой природы, создать положительный эмоциональный настрой детей на изучение нового материала.
Слайд
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Ну а за селом река,
На лугу растет трава
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг … (природа)
Слайд
На какие две группы мы разделим объекты природы? (объекты живой природы и неживой природы)
Слайд
О каких объектах природы мы говорили с вами на прошлых уроках окружающего мира? (мы говорили о воздухе и воде. Это объекты неживой природы)
Слайд
Что вы можете сказать о воздухе? (Воздух окружает нас повсюду. Его нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Чистый воздух – это главное богатство природы. Его нельзя загрязнять. На заводах и фабриках надо устанавливать специальные фильтры для очистки воздуха.)
Давайте поговорим о воде. Что вы о ней знаете? (Вода это прозрачная жидкость без цвета, чистая вода без запаха. Она бывает в жидком, газообразном (пар) и твердом состоянии (лед). Всему живому нужна чистая вода. Чтобы ее не загрязнять, на заводах и фабриках нужно строить очистные сооружения. Воду надо использовать бережно, не тратить ее напрасно, не забывать закрывать кран.)
А еще красотой чистого неба и воды можно любоваться. Давайте послушаем ваши рассказы.
Выступления детей.
3.Формулировка темы и целей урока
Цель: обеспечить условия для нахождения детьми целей работы на уроке
Я приглашаю вас отправиться в путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав загадку.
Здесь ручей, журча, течёт,
Солнце спину не печёт,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечёт.
Между ёлочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята,
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое "ку-ку".
Еж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез -
Я подумал: леший, бес...
Он всегда загадок полный -
Заповедный, что же?..
Слайд
Рассмотрим изображение леса. Сегодня мы будем говорить об объекте живой природы. Догадайтесь о чем?
Дышит, растет,
а ходить не может. (растение)
Как связаны объекты неживой природы воздух и вода с жизнью растений? (Воздухом дышат растения. Водой питаются растения.)
Слайд
Недаром говорят «Лес и вода – брат и сестра»
Назовите растения, которые знаете? Что вы знаете о растениях?
Давайте вспомним, из каких частей состоят растения?
Ребята, у вас на партах рисунки растения. Найдите на рисунке части растения, рядом со стрелками поставьте соответствующие цифры. Работаем парами.
Слайд Проверка по эталону.
Слайд
Все ли растения одинаковы?
Мир растений очень разнообразен.
Тема урока «Какие бывают растения?»
Как вы думаете, что предстоит узнать на уроке? (какие группы растений, какие их отличительные признаки)
4. Изучение нового материала
Цель: создать условия для знакомства с новым материалом, расширить кругозор учащихся о растениях и их группах, отличительных признаках этих групп.
Слайд
Назовите известные вам растения. На какие группы можно разбить растения леса?
Слайд
Вам предстоит поработать в группах. Попробуйте распределить растения на группы. Внимательно рассмотрите растения, найдите сходства.
Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 |
|
|
|
|
|
|
Слайд Проверка:
Назовем 1 группу растений: БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА.
Почему БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА попали в одну группу?
Слайд
Назовем 2 группу растений: БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, ОРЕШНИК.
Почему в одну группу попали БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, ОРЕШНИК?
Слайд
Назовем 3 группу растений: ГВОЗДИКА, КОЛОКОЛЬЧИК, РОМАШКА.
Каковы отличительные признаки каждой группы растений? Обсудите в группах ответ на вопрос, который вы получите.
Работа в группах.
1 группа. Чем деревья отличаются от других растений?
2 группа. Чем ель отличается от других растений?
3 группа. Чем кустарники отличаются от других растений?
4 группа. Чем травы отличаются от других растений?
Отчет групп.
Слайд У деревьев есть один большой одревесневший ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви. Это отличает их от остальных растений.
Информация о рябине. (Рассказывает ученик)
Слайд Все ли деревья одинаковы? Чем ель отличается от других деревьев?
Какие деревья можно выделить? (Лиственные, хвойные)
Как их распознаем? (Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки, т.е. хвоинки)
Приведите примеры лиственных и хвойных деревьев.
Информация о ели и сосне, туе.
Кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики.
Информация о чернике и бруснике.
Среди кустарников тоже можно выделить лиственные и хвойные кусты.
К лиственным относятся: малина, крыжовник, смородина и т.д. А к хвойным – можжевельник и кипарис.
Информация о можжевельнике.
Травы обычно имеют мягкие зелёные стебли. У них нет одеревенелого ствола, покрытого корой. Травы живут значительно меньше, чем деревья и кустарники. Осенью некоторые из них полностью отмирают.
Информация о ромашке.
Если представить лес в виде многоэтажного дома, какие растения вы расположите на первом, втором и третьем этаже?
Растения неслучайно так располагаются. Более низкие растения находят защиту от солнца, ветра.
Работа по учебнику. С.56 Работа в паре (заполнение схемы)
Подтвердим полученные знания, прочитайте текст в учебнике и впишите в схему слова, обсудив в паре. (1 ученик у доски)
Проверка по эталону.
5.Закрепление.
Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных в процессе работы на уроке
5.1.Продолжим наше путешествие в удивительный мир растений. Приготовьте карточки, догадайтесь, о каком растении идет речь и просигнальте Д, К, Т, к какой группе растений относятся? (проговаривают алгоритм)
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей
А сушеная в запас
От простуды лечит нас. (малина)
Если под окном растёт,
Куст красивый, ароматный,
То наполнит весь твой дом,
Душистым запахом приятным! (сирень)
Он стоял на гибкой ножке
В круглой шапке у дорожки.
Ветерок чуть набежал
И развеял шапку-шар. (одуванчик)
Ты растение не тронь- жжется больно, как огонь. (крапива)
Белые горошки на зелёной ножке. (ландыш)
И высок я, и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Это растение – ближайший родственник садовой красавицы розы. (шиповник)
Весной стоит нарядное, праздничное, будто всё в белой пене. (черемуха)
В народе это растение называют «сладким». Нет, конфеты на нём не растут. Но во время цветения летят к нему пчёлы. И мёд потом будет вкусным, душистым. (липа)
У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (сосна)
Есть у родственницы елки неколючие иголки,
Но, в отличие от елки, опадают те иголки. (лиственница)
5.2.Работа в группе.
Прочитайте задание в учебнике на с.57
Что нужно выполнить?
Обсудите в группе, названия растений впишите в таблицу. (поочередно проговаривают)
Проверка по эталону
Физминутка
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения
А сейчас немножко отдохнём.
Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, кустарник –хлопают в ладоши, травы - присаживаются на корточки
(Колокольчик,, осина, тополь, малина, калина, кедр, астра, подорожник, липа, дуб, огурец, смородина, комар, подснежник, берёза.)
Выполняют необходимые движения.
6.Самостоятельная работа.
Работа в тетради. С.39, №2, 3 (взаимопроверка, оценивание)
Тест. С.20-21, № 49, 50, 51, 52 (проверка через документ-камеру, оценивание)
Проверка.
7.Рефлексия.
А теперь закройте на минутку глаза и представьте, что на земле нет ни одного растения, ни кустика, ни дерева, ни травинки и даже цветочные горшки в нашем классе опустели. Как вы думаете, что бы произошло на планете?
Какое значение имеют растения? (Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей)
Что нужно делать для того чтоб растения не исчезли?
Нам необходимо охранять лес и сохранять его богатства. Обязанность каждого из нас – беречь природу. Лес – часть природы. Человек – часть природы, поэтому очень важно всем нам понять, что мы зависим полностью от всего, что нас окружает: воздух, земля, вода, лес. Сохраним лес, сохраним здоровье и будем жить на красивой, цветущей планете.
Поиграем в игру «Можно-нельзя» (дети отвечают хором).
• Ломать деревья и ветки (нельзя)
• Сажать больше деревьев (можно)
• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
• Ходить только по тропинкам (можно)
• Рвать большие букеты цветов (нельзя)
• Любоваться ими (можно)
• Оставлять мусор в лесу (нельзя)
• Собрать мусор в яму и закопать (можно)
• Разжигать костры в лесу (нельзя)
• Беречь лес от пожара (можно)
• В лесу шуметь (нельзя)
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость.
Работа в группе. Составление синквейна по теме урока «Растения»
Какое ключевое слово может быть?
Оцените свою работу с помощью украшения поляны (если вы довольны своей работой и считаете, что вы достигли целей урока - приклейте цветок;
Если вы считаете, что вы не совсем разобрались с новыми понятиями и вам трудно было работать на уроке приклейте дерево)
-Какая полянка у нас получилась, каких растений на ней больше?
-Какие выводы можно сделать?
- При выполнении какого задания вы испытывали трудность? Почему? Как преодолеть ее?
- Как вы будете себя вести с растениями?
- С каким настроением вы уйдете с урока?
Домашнее задание: учебник стр.58-прочитать рассказ «Красота растений».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире
Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...