Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему "Разнообразие животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Анохина Ольга Ивановна

 На уроке  учащиеся знакомятся с классификацией животных и их группо­выми признаками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobrazie_zhivotnyh_2.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Бегощанский филиал

 МБОУ « Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по окружающему миру

в  3 классе на тему :

« Разнообразие животных»

Провела: Анохина  Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

                                                                 

Класс 3

Предмет : Окружающий мир

Тема: Разнообразие животных

Цель:познакомить с классификацией животных и их групповыми признаками.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать животных по их групповым признакам, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировать, делать выводы.

Оборудование:картинки с изображением животных, карточки с заданием; распечатки таблицы; технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

 Фронтальный опрос

—  Какую роль играют растения в жизни людей? (Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Только растения образуют на свету сахар, крахмал и другие вещества, которыми питаются люди и животные.)

—  Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

—  Назовите растения, занесенные в Красную книгу.

—  О каком растении, занесенном в Красную книгу России, вы подготовили сообщение?

—  Что делают люди для охраны растений ? (Их охраняют в заповедниках, ботанических садах.)

—  Какие правила поведения в природе вы выполняете?

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим пополнять багаж наших знаний.

- Ребята, как вы думаете, для чего современному человеку нужна информация? Где мы можем ее найти?

- С какой целью мы читаем информацию?( Чтобы узнать, найти что-то новое, уметь пользоваться этими сведениями в жизни.)

- Чтобы работа достигла хорошего результата, должен быть план.

План работы на сегодня оформлен в виде схемы. Давайте познакомимся с ним.

На доске:

  1. Найди информацию.
  2. Пойми (осознай) ее.
  3. Измени.
  4. Сохрани.

Игра «Узнай по описанию» (задания на карточках).

  1. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи.  Кожа толстая.
  2. Самец, пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек.
  3. Летает, весь коричневый. Такой важный!

- Получилось у вас узнать животных? (нет)

- Почему? (для этого недостаточно информации)

- Правильно. Тогда сделайте вывод, какой должна быть информация? (полной, понятной, доступной, грамотной)

- Верно. Тогда послушайте, что я вам добавлю к тем сведениям, что вы уже прочитали:

1. Эти животные любят вываляться в жидкой болотной грязи. Грязь высыхает и покрывает кожу твердой, но хрупкой коркой. Затем зверь начинает тереться боком о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному...

Он очень быстро бегает и легко переплывает реки. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. По ночам ищет корм, а днем лежит в укромных местах на подстилке из веток, листьев и сухой травы... Кожа толстая и покрыта бурой щетиной.

—  Кто это? (Кабан.)

2. Это хитрые птицы. Самец, пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек. Они думают, что это ястреб, и на время улетают. Самка только этого и ждет. Если птицы узнают ее, то уж и достается самцу от них! Собираются они в стайки и гонят его как можно дальше. Самка же тем временем спокойно подкладывает яйцо. При этом она часто выбрасывает одно из яиц хозяев, чтобы те не заметили подмены.

—  Кто это? (Кукушка.)

3. Кто-то темный с гудением пронесся в воздухе и закружился вокруг деревьев. Полетав, он уселся на ветку. Весь коричневый, будто шоколадный. Такой важный! Это враг нашего леса. Только листья на березах, дубах, ивах и других деревьях да кустарниках распустятся, он тут как тут, начинает их грызть. Его личинки живут в земле и питаются корнями деревьев. От этого деревья болеют.

—  Кто это? (Майский жук.

- Молодцы. Все же вы догадались кто это.

-  Как в двух словах можно назвать эту группу живых существ?(Царство животных.)

- Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь?( О

разнообразии животных) 

-Молодцы! Тема нашего урока : Разнообразие животных ( слайд №1)

-На какие же вопросы мы будем искать ответы на уроке?

( На какие группы делят ученые царство животных.

Где они обитают.Чем отличаются друг от друга)

IV. Работа по теме  урока

  1. Беседа

 Классификация животных

—  Животные... Кого вы представляете себе, когда слышите это слово? (Ответы учеников.)

Все это представители замечательного царства животных.

-А сейчас я вас попрошу исследовать страницу в учебнике 87 и сказать мне как же называется наука о животных.( Слайд № 2)

ЗОО-Животные , ЛОГОС-наука.

-На нашей планете живет огромное количество разных животных. Одни обитают на суше, другие в воде.

—  Посмотрите на картинки . Назовите представителей животного царства. (аист, волк, окунь, белка , лиса)

—  Как можно назвать животных этой группы? (Дикие животные.) - А вот эти? (  курица, лошадь, коза, овца)

- Что это за группа? ( Домашние животные)

- Верно. Мы сейчас классифицировали животных по месту их обитания.

—  Что значит «классифицировать животных»? (Разделить на группы по определенным признакам.)

 Можно ли среди них выделить группы с похожими признаками? (Да. Звери, птицы, рыбы.)

—  Чем похожи звери? (Тело покрыто шерстью, детенышей кормят молоком.)

—  Чем похожи птицы? (Тело покрыто перьями, птенцы рождаются из яиц.)

—  А к какой группе можно отнести дождевого червя, морскую звезду? (Ответы учеников.)

- Ученые-зоологи делят царство животных на большее число  групп.

2. Практическая работа

—  Прочитайте в учебнике текст учебника на с. 88—90. Заполним таблицу. (Учитель раздает детям распечатки, по ходу чтения текста учащиеся заполняют таблицу.) Дополните каждую группу – левый столбик – представителями  ( по 3 представителя) и справа напишите их признаки

Группа животных

Признаки

Беспозвоночные

Черви: дождевой червь, пиявки

Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы

Мягкое тело обычно защищено раковиной

Иглокожие: морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы

Имеются иглы

Ракообразные: раки, крабы, креветки, мокрицы

Паукообразные: скорпионы, пауки, клещи, сенокосцы

Имеют 8 ног

Насекомые: жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, мухи

Имеют 6 ног

Позвоночные

Рыбы

Живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами

Земноводные: лягушки, жабы, тритоны

Кожа голая, нежная. Часть жизни живут на суше, часть — в воде

Пресмыкающиеся (рептилии): ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы

Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем

Птицы

Тело покрыто перьями

Звери, или млекопитающие

Тело покрыто шерстью. Детенышей кормят молоком

- И так, вы проделали работу. Расскажите, глядя на доску, как вы работали в соответствии с планом?

  1. Найди информацию. (Нашли ее в учебнике на страницах 88 -90)
  2. Пойми (осознай) ее. ( Прочитали, мысленно представили представителей каждого класса)
  3. Измени. (Заполнили таблицу)
  4. Сохрани. А вот чтобы сохранить, предлагаю  ещё раз  зрительно закрепить. (Просмотр презентации Слайд №3-13)

-Молодцы, ребята! Вы отлично справились!

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 40).

—  Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки на с. 40—41.

 - Пронумеруйте рисунки.

№2(с. 41).

—  Прочитайте задание.

—  Кто лишний в первом ряду животных? Почему? (Осьминог, это моллюск.)

—  Подчеркните слово осьминог.

—  Прочитайте названия животных во втором ряду. А здесь кто лишний? Почему? (Паук, группа паукообразных.)

—  Подчеркните слово паук.

—  Найдите лишнее в каждом ряду. Подчеркните. (Задание в -лягушка, группа земноводных; задание г пиявка, группа червей.)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№3(с. 42).

—  Прочитайте задание. Найдите рисунок в учебнике на с. 92.

—  Запишите, сколько птиц каждого вида изображено на рисунке.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№4 (с. 42).

—  Прочитайте задание. Запишите по три названия животных различных видов.

(После выполнения задания проводится проверка.)

№5 (с. 42).

—  Прочитайте задание. Найдите приложение к нему. Вырежьте и наклейте рисунки.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII. Рефлексия.

- Итак, ученые делят царство животных на большое число групп. Среди них черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. В каждой из этих групп множество видов.

- Предлагаю вам определить к какой группе относятся животные (презентация)( слайд №14-21)

VIII. Подведение итогов урока

—  Какие группы животных вы узнали на уроке?

—  Назовите животное и группу, представителем которой является это животное.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 87-92, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 92.

2. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 43).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. " Живая природа. Животные."

Урок окружающего мира по системе Л. В. Занкова. Цель: рассказать об основных группах животных....

Открытый урок по окружающему миру, 1 класс "Дикие и домашние животные"

Открытый урок по окружающему миру, 1 класс "Дикие и домашние животные" УМК "Перспективная начальная школа"...

План-конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живут животные"

Представлен план-конспект урока по теме: "Как живут животные". Урок с использованием различных медийных устройств позволит учащимся лучше усвоить и воспринять материал урока....

Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"

Этот конспект разработан  для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и  групповыми признаками животных....

урок по окружающему миру 2 класс "Какие бывают животные"

На данном уроке учащиеся научатся различать группы животных по отличительным  признакам. Ребята сами делают открытия, работают в группах по плану. Урок  ОНЗ, построен  в соответствии ФГ...

Презентация урока по окружающему миру 3 класс. Тема: "Беспозвоночные животные"

УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку по окружающему миру.  3 класс. Тема "Беспозвоночные животные"В презентации представлены виды беспозвоночных животных, обитающих в разных местах З...