Рабочая программа по системе Занкова 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okruzhayushchiy_mir_4.docx | 101.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей начальных классов __________/ Широких И. Г./ Протокол № 1 « »_____________ 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________/Курашова М.А./ « »_____________ 2016 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Медико-биологический лицей» г.Саратова _____________/Сыромолотова Т.Я./ Приказ № « » ___________________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шиловой Елены Владимировны
по курсу «Окружающий мир»
4 «А» класс
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе программы Н.Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
МЕСТО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На предмет «Окружающий мир» в 4 классе базисным учебным планом начального общего образования отводится 70 ч. (2 ч в неделю, 35 учебные недели).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
«Окружающий мир» - это мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребёнка, способствует осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, воспитанию экологической культуры, безопасного поведения, этических норм поведения, предоставляет возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Основные задачи учебного предмета:
- На основе предметных знаний и умений подвести учащихся к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и изменчивости окружающего мира, его противоречивости;
- Развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность;
- Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь, делать обобщения и выводы; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы.
- Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; на ознакомительном уровне представит науки, помогающие познавать окружающий мир.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В 4 КЛАССЕ
В 4 классе следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России.
Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.
В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 4класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 классах. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».
Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».
Чутко Н.Я. Я – гражданин России: Учебное пособие для 3, 4 классов. – Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
2. Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
■натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;
■изобразительные:
- муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;
- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
- атлас для начальных классов;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
- рисунки, слайды, диафильмы;
■самодельные наглядные пособия;
■компьютер;
■интерактивная доска;
■мультимедийный проектор.
№ п/п | Наименование раздела программы Тема урока | Элементы содержания урока | Планируемые результаты обучения | Измерители, виды и формы контроля | Домашнее задание | Сроки проведения | ||||||||||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | план | факт | |||||||||||||
I четверть (15 ч.) | ||||||||||||||||
1 | 1.Человек и мир, созданный им. Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. | Связь между человеком и миром; условия современной жизни. ОБЖ: безопасное обращение с электроприборами. | Учащиеся должны иметь представление о первых жилищах человека. Знать историю предметов домашнего обихода | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; – основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; – этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; – принятие установки на здоровый образ жизни; | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 3-11 | сентябрь | |||||||||
2 | Техника и человек. | Человек и научно –технический прогресс. | Уметь доказать, что современный человек не может остановить научно-технический прогресс | Коллективное чтение, беседа. Работа с энциклопедиями, справочниками | Стр. 15 – 16 | сентябрь | ||||||||||
3 | Человек познает самого себя. Трудный путь становления медицины | Человек познает самого себя. | Уметь видеть общее и отличительное в строении разных клеток | Коллективное чтение, беседа. Работа с энциклопедиями, таблицей | Стр. 17 – 19 | сентябрь | ||||||||||
4 | Клетка – основа строения и роста живых организмов. . | Иметь представление о здоровом образе жизни семьи | Иметь представление Уметь составить свой режим дня | Беседа. Работа с энциклопедиями, справочниками, наблюдение | Стр. 19 – 23 | сентябрь | ||||||||||
5 | Режим жизни человека Лекарственные растения | Древнейшая наука – медицина. Уметь осуществлять классификацию объектов Правила сбора и хранения лекарственных растений | Иметь представление о медицине как об одной из древнейших наук Знать о наиболее распространенных лекарственных растениях. Уметь приводить примеры, описывать растения | Коллективное чтение, беседа. Работа с энциклопедиями, справочниками | Стр. 24 – 29 | сентябрь | ||||||||||
1 | 2. Наши соседи на западе. Где и как жили рыцари. | Иметь представление об образе жизни рыцарей. | Уметь описывать отдельные события из истории Отечества | Коллективное чтение, беседа. Работа с энциклопедиями, справочниками | стр. 30-35 | сентябрь | ||||||||||
2 | Почему осанка выделяла рыцаря. | Укрепление здоровья, безопасного поведения. | Знать упражнения, вырабатывающие правильную осанку человека, использовать знания для укрепления здоровья, безопасного поведения | – принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; | Коллективное чтение, беседа. Проблемные задания Работа с таблицей | стр.35-37 | сентябрь | |||||||||
3 | Тело человека. Опора и защита тела. | Знать, от чего зависит состав костей скелета | Иметь представление о строении скелета человека, его назначении | Коллективное чтение, беседа. Работа с таблицей | с.11 №16 | сентябрь | ||||||||||
4 | Части скелета. Позвоночник. | Знать строение и значение позвоночника | Иметь общее представление о строении позвоночника | Коллективное чтение, беседа. Работа с таблицей | с.12 №18 | октябрь | ||||||||||
5 | Череп. Его основные части. Грудная клетка. | Строение черепа. Грудная клетка как часть опорно-двигательной системы человека | Иметь представление о строении черепа. Иметь представление о грудной клетке как части опорно-двигательной системы человека | – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные УУД Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; | Работа с таблицей Коллективное чтение, беседа. Работа с таблицей «Грудная клетка» | Стр. 43 – 45 | октябрь октябрь | |||||||||
6 | Конечности – живые рычаги. ОБЖ: помощь при ушибах и переломах. | Строение верхних и нижних конечностей. | Знать общее строение рук и ног, правила сохранения и укрепления здоровья | Работа с таблицей Коллективное чтение, беседа. | Стр. 46 – 48 | |||||||||||
7 | Мышцы и движение. | Разнообразие мышц. Величина и форма. | Иметь представление о разнообразии мышц | Работа с энциклопедиями, справочниками Коллективное чтение, беседа. | Стр. 49-53 | октябрь | ||||||||||
8 | Проверочная работа по теме «Тело человека». | Проверка знаний о теле человека. | Знать ответы на вопросы в рабочей тетради | Проверочная работа | повторение | октябрь | ||||||||||
9 | Анализ проверочной работы. «Черная смерть» (эпидемия чумы на Руси). | Эпидемии Средневековья. Жизнь людей в Средневековой Европе. | Знать о причинах, вызывающих эпидемии, и меры борьбы с ними, правила сохранения здоровья | Работа с дополнительной литературой Коллективное чтение, беседа. | Стр.54-57 | октябрь | ||||||||||
10 | Начало нового времени (эпоха Возрождения). | Изменения, которые стали происходить в Западной Европе. | Иметь представление о развитии науки и культуры в XIV веке | Работа с энциклопедиями Коллективное чтение, беседа. | Сообщения по теме стр.58-61 | октябрь | ||||||||||
II четверть (17 ч.) | ||||||||||||||||
11 | Расширение знаний о Земле. | Развитие культуры, открытия людей. | Иметь представление | – использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи; – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; | Работа с энциклопедиями, иллюстрациями Коллективное чтение, беседа. | Сообщения о Х. Колумбе, Ф.Магеллане; с. 61 – 67 | октябрь | |||||||||
12 | Природа Нового Света. | Географические открытия, растения и животные Америки. | Знать природу Нового Света | Работа с энциклопедиями, иллюстрациями Коллективное чтение, беседа. | Сообщения о животных и растениях. Стр.68-69 | октябрь | ||||||||||
13 | Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз (закон всемирного тяготения). | Развитие науки ее значение в развитии человечества. Исследование закона всемирного притяжения. | Знать доказательство шарообразной формы Земли. Иметь представление Знать о существовании на Земле микроорганизмов и их значении в жизни человека Знать о значении прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями Знать правила сохранения и укрепления здоровья | Работа с картой Работа с дополнительной литературой Работа с дополнительной литературой Коллективное чтение, беседа. Проверочная работа Работа с энциклопедиями. Коллективное чтение, беседа. | Стр. 70 – 74 Стр.74-78 повторение с. 79 – 81, нарисовать плакаты | октябрь ноябрь ноябрь ноябрь | ||||||||||
14 | Открытие невидимого мира (микробиология) Победа над эпидемиями. | Изобретение микроскопа, мир микроорганизмов. Вклад ученых в дело по борьбе с микробами. | ||||||||||||||
15 | Проверочная работа по теме: «Начало Нового времени. Развитие науки». | |||||||||||||||
16 | Зачем нужна гигиена. | Правила гигиены. Потребность вести здоровый образ жизни. | ||||||||||||||
17 | Особенности | Строение и функции кожного покрова. | Знать о строении кожного покрова | Работа с дополнительной литературой Коллективное чтение, беседа. | Стр. 81 – 87 | ноябрь | ||||||||||
18 | Обобщающий урок. Самостоятельная работа. | Как уберечь кожу от повреждений, особые образования кожи(загар, волосы, ногти) | Уметь работать по заданиям в рабочей тетради | Проверочная работа | повторение | ноябрь | ||||||||||
1 | 3. Преобразования в России. Царь-плотник. | Основные преобразования в России при Петре Первом | Иметь представление о деятельности Петра I; об основных преобразованиях в России. Уметь описывать отдельные события из истории | Коллективное чтение, беседа. Работа с историческими картами (границы России в конце XVII века) | с.89-98, | ноябрь | ||||||||||
2 | Петр I – царь и человек. | Личность Петр I, реформы. | Уметь ориентироваться | Коллективное чтение, беседа. Работа с дополнительной литературой | Стр. 99-101, сообщения детей о Петре I Стр. 102-106 | декабрь | ||||||||||
3 | Становление Российской науки. | Горные породы и полезные ископаемые. Вклад М.В.Ломоносова в Российскую науку. | Уметь определять состав и свойства гранита и известняка, оформлять работу | Коллективное чтение, беседа. Работа с дополнительной литературой | декабрь | |||||||||||
4 | Горное дело. Практическая работа «Свойства горной породы». | Горные породы. Полезные ископаемые. | Уметь определять признаки объектов природы, расширить представление об освоении мира и открытии новых земель | Проверочная работа Работа с картой, иллюстрациями | Стр. 107-109 | декабрь | ||||||||||
5 | Каменное царство. | Представление об использовании различных камней. | Знать о значении каменной поваренной соли, горючих полезных ископаемых | – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; – основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; – этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; – принятие установки на здоровый образ жизни; – принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. | Коллективное чтение, беседа. Работа с картой, иллюстрациями | с. 110-116 | декабрь | |||||||||
6 | Кто открывает и добывает полезные ископаемые. | Способ добычи полезных ископаемых. Труд геологов. | Уметь оценить воздействие природы на человека Иметь представление о жизни и деятельности А. В. Суворова Иметь представление о плане военных действий под Бородино | Коллективное чтение, беседа. Работа с картой Проверочная работа Работа с энциклопедиями, иллюстрациями Коллективное чтение, беседа. | Стр.121-123, повторить Стр. 124-131 | декабрь декабрь декабрь | ||||||||||
7 | Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые». Ни разу не побежденный. | Личность А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова. Значение их деятельности в жизни России. События Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение. | ||||||||||||||
8 | Русское военное искусство. Ни разу не побежденный. Отечественная война 1812 г. | |||||||||||||||
9 | План местности. Практическая работа «Составление плана». | Формировать представление о развитии науки и техники в XIX–XX веках. План местности Условные знаки, масштаб. | Уметь читать план местности Знать основные моменты Куликовской битвы, особенности действий русского войска, о князе Дмитрии Донском | Работа с картой Коллективное чтение, беседа Проверочная работа | Стр. 131-134 Составить план | декабрь | ||||||||||
III четверть (18 ч.) | ||||||||||||||||
1 |
Северные земли России. | Географические исследования просторов России. | Иметь представление о природных условиях, в которых происходила Северная экспедиция | Работа с картой Коллективное чтение, беседа. | Стр.3-5 | январь | ||||||||||
2 | Самый маленький материк | Имена путешественников и географические объекты. Растительный и животный мир Австралии. | Иметь представление | Урок – семинар. Работа с видеофильмом «Береги природу» | Стр.5-9 | январь | ||||||||||
3 | Русские на шестом континенте. | Природные и климатические особенности Антарктиды. | Знать об открытии Уметь показать на карте | Коллективное чтение, беседа. Работа с дополнительной литературой | Стр.10-13 | январь | ||||||||||
4 | Дальний Восток России. Особенности природы гор. | Необычность природы Дальнего Востока. Разнообразие лесной зоны. Особенности природы гор, смена ярусов. Горная местность | Знать растительный и животный мир Уссурийского края. Уметь показать на карте | Работа с картой Коллективное чтение, беседа. | Стр.13-17 | январь | ||||||||||
5 | Человеческие расы. | Три основные человеческие расы. Их зависимость от природных условий | Иметь представление об особенности жизни и занятий людей в горах | Познавательные УУД Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | Коллективное чтение, беседа. Работа с дополнительной литературой, CD «Электронная энциклопедия» | Стр.17-19 | январь | |||||||||
6 | Проверочная работа по теме: «Разнообразие природы Земли». | Иметь представление Иметь представление Иметь представление о строении человека. Знать правила сохранения и укрепления здоровья Иметь представление о значении кровеносной системы Уметь ответить на ключевые вопросы темы Иметь представление об основных событиях начала ХХ века Знать о Великой Отечественной войне, подвигах народа в победе над фашизмом | Проверочная работа Работа с энциклопедиями Коллективное чтение, беседа. Работа с таблицей. Коллективное чтение, беседа. Коллективное чтение, беседа. Коллективное чтение, беседа. Задания в рабочей тетради Проверочная работа Работа с лентой времени Коллективное чтение, беседа. Работа с энциклопедиями, иллюстрациями Коллективное чтение, беседа. | Повторить Стр.20-23 Стр.24-26 Стр.27-30 Стр.31-39 повторить Стр. 40-44 Стр.44-49 | январь февраль февраль февраль февраль февраль февраль февраль февраль март | |||||||||||
1-2 | 5.События 19-20 вв. Развитие науки и техники. | Развитие науки и техники в XIX веке Причины развития мира. | ||||||||||||||
3-4 | Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы. | Достижение науки в познании человека. И.П.Павлов. Роль и значение нервной системы. | ||||||||||||||
5 | Строение и работа нервной системы | Центральная нервная система | ||||||||||||||
6 | Значение кровеносной системы. Путь крови. | Состав и свойства крови. | ||||||||||||||
7 | Контрольная работа по теме «Знания | Кровеносная система человека. | ||||||||||||||
8 | Анализ работы. Россия в ХХ веке. События начала века. | Преобразование в России начала XX века. | ||||||||||||||
9 | Великая Отечественная война (1941–1945 гг.). | События 1941—1945 гг Сравнительный анализ отечественных войн 1812г. И 19411 – 1945 гг. | ||||||||||||||
10 | Страны- участники Второй мировой войны | Иметь представление об основных научных открытиях ХХ века Уметь работать с тетрадью на печатной основе. Знать границы России, некоторые города, столицу, события из истории Отечества Иметь представление о природоохранных мерах Иметь представление о системе дыхания человека | Работа с иллюстрациями Коллективное чтение, беседа. | Стр. 50-56 | март | |||||||||||
11 | Век научных открытий. | Правила пользования телевизором, монитором, компьютером | Работа с иллюстрациями Коллективное чтение, беседа. | Стр. 56-59 | март | |||||||||||
12 | Проверочная работа по теме «Россия в ХХ веке». | События из истории Отечества. Границы России. | Проверочная работа | Повторить | март | |||||||||||
IV четверть (17 ч.) | ||||||||||||||||
1-2 | 6.Человек и природа. Охрана природы. | Возниковение и создание заповедных зон. Экология. | Коллективное чтение, беседа. Работа с видеофильмом | Стр. 60 – 65 | март-март | |||||||||||
3-4 | Органы дыхания. | Дыхание, как важнейшая система жизнеобеспечения человека. Забота о своем здоровье. | Работа с таблицей «Органы дыхания человека» Коллективное чтение, беседа. | Стр. 66-69 | апрель | |||||||||||
5 | Сельское хозяйство. Животноводство | Сельское хозяйство. | Иметь представление о некоторых отраслях животноводства и использовании продуктов животноводства | Коллективное чтение, беседа. Работа с энциклопедиями | Стр. 70-74 | апрель | ||||||||||
6 | Растениеводство. | Сельское хозяйство и природные условия. | Иметь представление о некоторых отраслях растениеводства и использовании продуктов растениеводства | Коллективное чтение, беседа. Работа с энциклопедиями | Стр. 75-78 | апрель | ||||||||||
7 | Зачем человек ест. Состав пищи. | Значение питания в жизни человека. Витамины и их значение. | Иметь представление о пищеварительной системе человека. Знать правила ухода за зубами. | – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; – основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; – этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; – принятие установки на здоровый образ жизни; – принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные УУД Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета. | Коллективное чтение, беседа. Работа с таблицей «Органы пищеварения человека» | Стр.79-85 | апрель | |||||||||
8 | Органы пищеварения. | Значение питания в жизни человека. Витамины и их значение. | Иметь представление о пищеварительной системе человека. | Коллективное чтение, беседа. Работа с таблицей «Органы пищеварения человека» | Стр.86-89 | апрель | ||||||||||
9 | Длинная дорога бутерброда. ОБЖ: культура питания. | Система пищеварения. Органические вещества. | Знать о полезных свойствах продуктов питания, о рациональном питании, о правильном питании школьника | Коллективное чтение, беседа. Работа с энциклопедиями | Стр. 89-95 | апрель | ||||||||||
1 | 7.Современная Россия. Человек и общество. | Формировать представление о символах и об устройстве государственной власти. Человек и общество. | Знать, как человек познает природу, общество, самого себя | Работа с дополнительной литературой комбинированный | Стр.96-97 | апрель | ||||||||||
2 | Россия – наша Родина Москва – столица России | Функциональные обязанности каждой ветви власти. | Знать, как человек познает природу, общество, самого себя | Работа с дополнительной литературой Коллективное чтение, беседа. | Стр.98-103 | апрель | ||||||||||
3 | Устройство государственной власти. | Функциональные обязанности каждой ветви власти. | Формировать представление об устройстве государственной власти в России. | Работа с энциклопедиями, иллюстрациями Коллективное чтение, беседа. | Стр.104-108 | май | ||||||||||
4 | Символы и праздники России. | Флаг. Герб. Гимн. | Знать символику Российского государства | Выполнение заданий в рабочей тетради Коллективное чтение, беседа. | Стр.108-113 | май | ||||||||||
5 | Человек в современных условиях. Нравственные нормы жизни. | Развитие цивилизации. Нравственные нормы жизни. | Знать основные правила поведения в окружающей среде | Работа с энциклопедиями, иллюстрациями Коллективное чтение, беседа. | Стр.113-120 | май | ||||||||||
6 | «Есть порох в пороховницах!» | Проверочная работа | Уметь находить дополнительную информацию о событиях | Работа с энциклопедиями Проверочная работа | повторить | май | ||||||||||
7 | Обобщающий урок «Что я знаю. Что я умею». Контрольные тесты. | Контрольные тесты | Уметь самостоятельно ответить на предложенные вопросы, выполнить задания | Проверочная работа Работа с книгой, картой | повторить | май | ||||||||||
8-9 | Экскурсия в краеведческий музей. | Знать особенности природы родного края и исторические события, связанные с историей родного края | Обобщение. Наблюдение Беседа. | май май | ||||||||||||
10-11 | Экскурсия | Знать особенности природы родного края и исторические события, связанные с историей родного края | Беседы | май |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам литературного чтения,
к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкий интерес к новому учебному материалу, исследовательской деятельности в области окружающего мира;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
– навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности;
– эстетические и ценностно - смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения,
жизненного оптимизма;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников
и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России на основе исторического русского материала.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
– устойчивого и широкого интереса к познанию
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– положительной адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной
деятельности;
– установки в поведении на принятые моральные нормы;
– чувства гордости за достижения отечественной литературы;
– способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания о литературе; проекция опыт в ситуациях реальной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– понимать смысл различных заданий, вносить в них свои коррективы;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в учебном материале;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– различать способы и результат действия;
– принимать активное участие в групповой и коллективной работе;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
– осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя и самостоятельно.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– воспринимать мнение сверстников и взрослых
о выполнении действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки;
– прогнозировать результаты своих действий
на основе анализа учебной ситуации, осуществлять предвосхищающий контроль по результату
и по способу действия, актуальный контроль
на уровне произвольного внимания;
– проявлять познавательную инициативу;
– действовать самостоятельно при разрешении
Проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в собственные действия
и коллективную деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения учебных и поисково- литературы, в т.ч. в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
– кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической
форме;
– на основе кодирования самостоятельно строить модели понятий, отношений, осуществлять выбор наиболее
эффективных моделей для данной учебной ситуации;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– проводить сравнение по нескольким основаниям, в т.ч. самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения;
– осуществлять разносторонний анализ объекта;
– проводить классификацию объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации,
проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию), самостоятельно строить
выводы на основе классификации;
– самостоятельно проводить сериацию объектов;
– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
– устанавливать аналогии;
– представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).
– самостоятельно выполнять эмпирические обобщения и простейшие теоретические обобщения на основе существенного анализа изучаемых единичных объектов;
– проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;
– строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;
– осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
– устанавливать отношения между понятиями (родовидовые, отношения пересечения – для
изученных математических понятий или генерализаций, причинно-следственные – для изучаемых классов явлений).
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в дополнительных источниках;
– фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– строить и преобразовывать модели и схемы
для решения задач;
– расширять свои представления о русском языке
и точных науках;
– произвольно составлять небольшие тексты,
сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять действие подведения под понятие (в новых для учащихся ситуациях);
– осуществлять выбор рациональных способов
действий на основе анализа конкретных условий;
– осуществлять синтез: составлять целое из частей и восстанавливать объект по его отдельным свойствам, самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты
или свойства;
– сравнивать, проводить классификацию и сериацию по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы;
– строить дедуктивные и индуктивные рассуждения, рассуждения по аналогии; устанавливать причинно-следственные и другие отношения
между изучаемыми понятиями и явлениями;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические
высказывания (в т.ч. с сопровождением аудиовизуальных средств), владеть диалогической формой коммуникации;
– допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение;
– координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве и делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях;
– свободно владеть правилами вежливости в различных ситуациях;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении литературного чтения и других предметов;
– активно проявлять себя в коллективной работе,
понимая важность своих действий для конечного результата;
– задавать вопросы для организации собственной
деятельности и координирования ее с деятельностью партнеров;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека
Обучающийся получит возможность научиться:
– четко, последовательно и полно передавать партнерам информацию для достижения целей сотрудничества;
– адекватно использовать средства общения для планирования и регуляции своей деятельности;
– аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совместного решения;
– корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для окружающих высказывания;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– активно участвовать в учебно-познавательной деятельности и планировать ее; проявлять
творческую инициативу, самостоятельность,
воспринимать намерения других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Предметные результаты
Обучающийся научится
- устанавливать связи:
- между производственной деятельностью человека и природой;
- между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;
- владеть общеучебными умениями (в рамках изученного)
- уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
- подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т. д.);
- систематизировать изученные в 1 – 4 классах естественно – научные и исторические понятия;
- описывать объекты наблюдения, выделять их существенные признаки;
- проводить простейшие измерения с помощью приборов и инструментов;
- работать с простейшими моделями;
- достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;
- пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;
- оформлять результаты исследовательской работы;
- знать / понимать
-названия основных органов человека и их значение;
- некоторые правила предупреждения травм;
- нормы здорового образа жизни;
- полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;
- основные этапы истории России;
- даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
- народы, населяющие Россию (не менее трёх);
- название основного закона страны;
- достопримечательности родного края;
- названия наиболее крупных стран мира и их столиц;
- уметь:
-находить на физической карте местоположение изучаемого объекта;
- различать полезные ископаемые;
- иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
- соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;
- оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожениях, простуде;
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- соблюдать правила охраны природы;
- ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
- кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
- описывать основные исторические события, происходящие в современной России;
- соотносить год с веком;
- узнавать выдающиеся исторические памятники истории и культуры России.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Дмитриева Н.Я. Окружающий мир 4 кл. - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература»:.Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н.
- Рабочая тетрадь для 4 кл. к учебнику «Окружающий мир» - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература».
- Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 4 кл. - Самара: Федоров,
Издательство «Учебная литература».
- Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 классах. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
- Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».
- Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».
- Чутко Н.Я. Я – гражданин России: Учебное пособие для 3, 4 классов. – Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Дмитриева Н.Я. Окружающий мир 4 кл. - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература»:.Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н.
- Рабочая тетрадь для 4 кл. к учебнику «Окружающий мир» - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература».
- Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 4 кл. - Самара: Федоров,
Издательство «Учебная литература».
- Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 классах. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
- Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».
- Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».
- Чутко Н.Я. Я – гражданин России: Учебное пособие для 3, 4 классов. – Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по системе Занкова для 3 класса по ФГОС со всеми УУД
Рабочие программы по математике на 2014-2015 учебный год (пояснительная записка, паспорт программы, содержание курса, УМК и т.д.)...
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 1 класс
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 1 класс...
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 2 класс
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 2 класс...
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс...
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс...
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс...
Рабочая программа по системе Занкова 1 класс
Рабочая программа по математике для 1 класса...