урок кожа 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
методическая разработка урока - исследования 4 класс УМК "ПНШ" окружающий мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kozha_4_klass.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру
« Самый большой орган» 4 класс
(О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова УМК « Перспективная начальная школа» )
Цели:
Формирование знаний о коже, её особенностях, функциях.
Расширение представлений о правилах гигиены тела.
Развивать логическое мышление, внимание, воображение.
Активизировать речь детей.
Научить действовать при обморожении, повреждениях кожного покрова.
Оборудование. Мультимедиа, учебник, лупы, предметы для наблюдений и опытов (чёрная ткань, лист бумаги, мыло, шарики - теннисный, резиновый, деревянный.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
- Откроем содержание нашего учебника. Посмотрите и вспомните, кто является главным объектом изучения ? (Человек, его организм и меры для сохранения здоровья).
У - Здоровье - это самое главное богатство каждого из нас, и знания о своём организме и мерах принимаемых для охраны здоровья - всем очень полезны.
Сегодня мы продолжим изучать организм человека и я верю в то, что вы узнаете много нового, интересного. Отгадайте загадку :
:сверху прикрываю,
защищаю и дышу,
пот наружу выделяю,
температурой тела руковожу. (кожа).
- Её называют естественной одеждой. Древние люди пользовались только этой одеждой.
Презентация
(Слайд-1) "Кожа. Особенность кожного покрова"
- Какие функции кожи упомянуты в загадке?
- Что вам известно об этих функциях кожи?
(Ответы детей: защитная, осязательная, терморегуляция, дышит, выделительная)
У - Покупая предметы одежды, мы знакомимся с тем из чего она изготовлена, правила использования и ухода. Считаем эти знания очень важными, так как заинтересованы в том, чтобы наша одежда как можно дольше сохраняла вид, дольше нам прослужила.
Про свою естественную одежду - кожу мы просто обязаны знать как можно больше, чтобы она дольше сохраняла свою природную красоту.
-Как выполняет свою работу кожа, поможет нам узнать строение кожи .
( слайд)
Исследование-1
Рассмотрите кожу рук. Обратите внимание на строение кожи ладоней и внешней (тыльной) части кисти руки.( Кожа упругая, эластичная, гладкая. На ладонях кожа более светлая, с ярко выраженным рисунком. Особенно выделяется рисунок на кончиках пальцев).
- Знаете ли вы где используется эта особенность кожи? (Криминалистика,:)
Возьмите лупу и рассмотрите кожу.
Наблюдения .( Углубления - поры, волоски - доказательство того, что человек животного происхождения)
- Кожа покрывает всё наше тело, какова её функция при этом? (защитная)
- От чего защищает кожа человеческий организм? (От повреждений, не пропускает воду, микробы, пыль, грязь,:)
- Рассмотрим строение кожи.
(Слайд-) Строение кожи.
Эпидермис (Эпителиальные клетки).
У- Наружный слой кожи образован клетками эпидермиса, особенность клеток такова, что они постоянно обновляются. Верхний её слой отшелушивается и отпадает… Клетки постоянно обновляются.
Исследование-2
Потереть руку о тёмную жёсткую материю.
- Беловатый след на ткани подтверждает выше сказанное.
У - Через кожу наш организм соприкасается с окружающей средой, на коже оседает пыль, микробы, она не даёт им проникнуть внутрь.
- Какой вывод следует сделать о гигиеническом состоянии кожи?
3. Рефлексия.
- Существует утверждение : "В здоровом теле здоровый дух". Как вы это понимаете.
- Как добиться того, чтобы был здоровый дух и тело?
Ответы детей.
4 . Физ. минутка (музыкальная)
У- Продолжим изучение строение кожи.
(Слайд-). Строение кожи. Внутренний слой кожи.
В коже есть потовые и сальные железы. Их функция - выделительная.
Исследование-3
Взять лист бумаги. Смять лист, распрямить, растянуть лист.
- Что удалось выполнить? Что не удалось?
Выполните так же с кожей на тыльной стороне руки.
- Почему после всех манипуляций кожа приняла первоначальный вид?
У -Сальные желёзки выделяют кожное сало, оно выделяется на поверхность и смазывает кожу, делая её эластичной, упругой.
Потовых желёз в нашем теле около 3млн. Больше всего их на лице, ладонях, подошвах, под мышками. Пот выделяется через поры. Пот - это вода и растворённые в неё вещества.
Так и пот. Испаряясь с поверхности кожи, он охлаждает организм, понижает температуру, а заодно удаляет ненужные ему вещества - отходы.
- Можете ли вы теперь объяснить, почему больному, при высокой температуре, кладут на лоб компресс.
(ответы детей)
(Это интересно: В нормальном состоянии за сутки человек выделяет 1л. пота. При длительном пребывании в условиях высокой температуры 4-6л. пота в сутки; при тяжёлой физической работе 10-12л. пота. Чем больше пьём, тем больше потеем).
За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватит, чтобы довести до кипения несколько литров воды!)
С помощью кожи мы определяем тепло и холод, т.к. кожа - прекрасный терморегулятор
(Слайд). Кровеносные сосуды.
К коже подходит много кровеносных сосудов. С их помощью она охраняет тело от жары и холода, не даёт ему перегреваться или переохлаждаться. После урока физкультуры вы заходите в класс красные, вам жарко. Почему это происходит?
У - Вы бегали, физически работали или если жарко сосуды кожи расширяются, больше крови притекает к поверхности, и отдаётся лишнее тепло- кожа краснеет.
Если холодно, то кровеносные сосуды сокращаются, меньше крови притекает к поверхности тела, тепло сохраняется внутри организма - кожа бледнеет.
Вывод: кожа поддерживает нормальную температуру тела (36,6 С)
Кроме того, кожа участвует в газообмене. Дыхание через кожу через кожу незначительное, но всё-таки часть кислорода проникает через неё в клетки.
- Какую роль выполняет одежда: она греет или сохраняет тепло?
Одежда сохраняет тепло, наш организм постоянно выделяет тепло, а слой воздуха между телом о одеждой не даёт теплу уходить.
- Зависит ли наша одежда от сезона и температуры воздуха?
Работа в группах : ( карточки )
У - Дайте характеристику погоды и рекомендации относительно того, во что нужно быть одетым, чтобы не простудиться?
Это интересно
Какие болезни кожи вы знаете?
(слайд)
У - Как ухаживать за кожей?
Ответы детей: мазь, крем, обрабатывать зеленкой, йодом, …
Исследование-4
Определи предмет. (Шарики - деревяный, резиновый, теннисный, железный)
Мы продемонстрировали осязательную роль кожи: кожа чувствует особенности поверхности эту работу выполняют нервные окончания, которые пронизывают всю кожу.
(Слайд)
Благодаря осязательной функции кожи вам удалось определить форму предмета и из чего он сделан. Кожа чувствует температуру воздуха, боль .Причём разные участки кожи по-разному чувствительны к боли. Припомните, как берут кровь из пальца: острая боль, а вот если проколоть щёку - боль не чувствуется.
Работа с учебником стр.14
Рефлексия.
Мы познакомились с основными особенностями строения кожи, её значением. Предлагаю вам представить модель, отражающую основные функции кожи.
(форма произвольная)
Работа в тетрадях.
Проверка выполненной работы.
- Какие основные функции кожи вы включили в свою модель?
- Ребята увлекла ли работа на уроке, , заинтересовали вас сегодня наблюдения, опыты?
На следующем уроке мы продолжим изучать особенности кожи. Кроме того, что прочитаете материал в учебнике, дома познакомьтесь с памятками, которые я каждому напечатала.
Я вам предлагаю дописать, какой узелок на память считаете обязательным и мы это обсудим.
Памятка. Узелки на память.
1. На коже и под ногтями живёт огромное количество микробов, которые могут вызвать тяжёлые заболевания. Поэтому мойте руки перед едой и каждую неделю подстригайте ногти.
2. Солнечный свет - друг здоровья.
3. Если хочешь быть здоров - закаляйся.
4. 1-2 раза в неделю мыть тело мочалкой (погибает 1,5 млрд. микробов!)
И завершить урок мне хочется тем, чтобы вы сказали о том, что узнали на уроке, продолжив фразу: "Теперь я знаю, что…..:"
У – Молодцы! Спасибо за труд!
Выставление отметок.
Домашнее задание.
Литература.
"Человек и окружающая среда" А.П.Анастасова.
"Занимательная анатомия" М.Залесский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Кожа -"пограничник" организма" 4 класс ОС "Школа 2100"
Конспект и презентация помогут коллеге провести достойно урок. Особую благодарность выражаю учителю начальных классов МОУ Солнцевской СОШ Кураш Наталье Владимировне....
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Программа обучения – Школа России. Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах; 2. Углубление знаний о ж...
Конспект урока "Кожа- "пограничник" организма"
Конспект урока по окружающему мирудля 4 класса.Образовательная программа "Школа 2100".Тема "Кожа-"пограничник" организма.На урок интересен тем,что на нём проводится практическая работа и работа ...
Презентация к уроку "Кожа - надежная защита организма"
Цель урока: познакомить детей с понятием «кожа» и ее функциями.Задачи:1. Рассмотреть строение кожи;2. Обучить правильному уходу за кожей;3....
Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова
КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...
Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения
Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...