рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру, формирование целостной картины мира.
Задачи курса:
• систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
• формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
• знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
• социализация ребенка;
• развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
• воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
• формирование самостоятельной познавательной деятельности;
• развитие мышления, воображения и творческих способностей;
• формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, ее систематизация и др.);
• формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно- следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
• формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
• формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
• формирование основ экологической культуры;
• патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
В курсе формируются исследовательские, коммуникативные и информационные умения. Так, ведение дневника наблюдений является частью долгосрочного исследовательского проекта по наблюдению за сезонными изменениями в природе, в ходе которого учащиеся обучаются использованию различных методов и приемов исследования, учатся делать, наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать информацию. В конце года учащиеся на основе наблюдений подготавливают обобщение своих исследований.Кроме общедидактических, в преподавании окружающего мира используются специфические предметные принципы:краеведческий; сезонный; экологический
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 75.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир.
Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе
Пояснительная записка
Основными нормативными документами, определяющими содержание и структуру рабочей программы по русскому языку являются:
- Закон « Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Постановление федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 « Об утверждении СанПиН организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г № 03-417 « О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
- Рекомендации министерства образования и науки РФ от 24.11.2011г. № мд-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014г/4.11-4851/М «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
- Примерная программа начального общего образования.
- Авторская программа Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова «Окружающий мир». Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2012г.)
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области « Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области № 405 от 09.06.2016 на 2016-2017 учебный год
12.Основная образовательная программа начального общего образования на 2016- 2017 учебный год МБОУ «Веселовская СОШ»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
- Примерная программа начального общего образования
- Авторская программа Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова «Окружающий мир». Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2012г.)
- ООП НОО МБОУ «Веселовская СОШ»
- Учебный план и годовой календарный график МБОУ «Веселовская СОШ» на 2016-2017 учебный год.
- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Веселовская СОШ»
Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру, формирование целостной картины мира.
Задачи курса:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- социализация ребенка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие мышления, воображения и творческих способностей;
- формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, ее систематизация и др.);
- формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно- следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
- формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
- формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
- формирование основ экологической культуры;
- патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
В курсе формируются исследовательские, коммуникативные и информационные умения. Так, ведение дневника наблюдений является частью долгосрочного исследовательского проекта по наблюдению за сезонными изменениями в природе, в ходе которого учащиеся обучаются использованию различных методов и приемов исследования, учатся делать, наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать информацию. В конце года учащиеся на основе наблюдений подготавливают обобщение своих исследований.Кроме общедидактических, в преподавании окружающего мира используются специфические предметные принципы:краеведческий; сезонный; экологический
В соответствии с учебным планом МБОУ «Веселовская СОШ» на 2016-2017 уч. год предмет «Окружающий мир » изучается в 3 классе 2 часа в неделю. Согласно действующему в МБОУ «Веселовская СОШ» расписанию на 2016-2017 уч. год общий объём учебного времени составляет 68ч.
Планируемые результаты изучения учебного предмета(личностные, метапредметные и предметные )
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Окружающий мир».
У третьеклассников продолжится формирование:
- положительного отношения и интереса к изучению природы и человека;
- осознания своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
- способности к самооценке;
- осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину;
- знаний основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;
- понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
- чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
- понимания значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
- устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории страны;
- способности оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватной самооценки; чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
- установки на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы; основ экологической культуры; осознанного положительного отношения к культурным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Регулятивные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.
Познавательные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
- находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;
- использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;
- осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
- обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий;
- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
- собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
- строить монологические и диалогические высказывания;
- обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распределять обязанности при работе в группе;
- учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
Предметные результаты освоения программного материала.
Третьеклассники научатся:
- находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
- различать наиболее распространенные растения и животных;
- проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
- устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
- приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
- выполнять правила личной гигиены
- оценивать свое поведение в природе, выполнять правила поведения в природе
- находить на карте город, село, в котором они живут;
- рассказывать о главных символах государства; рассказывать о символах своего города, рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
- рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.
Третьеклассники смогут научиться:
- находить стороны горизонта по местным признакам;
- моделировать несложные природные процессы;
- объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
- выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
- пользоваться различной справочной литературой; получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
- сравнивать и делать выводы.
Человек и природа
Учащиеся научатся:
- проводить самостоятельно и под руководством учителя наблюдения в природе и опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты;
- давать характеристику погоды по результатам наблюдений;
- показывать на карте и глобусе границы России, некоторые города России;
- приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
- приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни;
- рассказывать о строении человеческого организма, физиологии основных органов;
- устанавливать связи между объектами и явлениями природы;
- рассказывать о форме Земли, ее движении вокруг своей оси;
- выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
- приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
- объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
- объяснять, что такое круговорот воды в природе, защитная окраска животных;
- давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
- определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу;
- участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
- выполнять правила поведения в обществе;
- различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации;
- различать права и обязанности гражданина, ребенка;
- описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
- понимать значение денег и планирования бюджета для жизни общества и семьи;
- характеризовать основные научные достижения ученых.
Учащиеся получат возможность научиться:
- описывать государственное устройство Российской Федерации; основные положения Конституции;
- характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
- описывать культурные достопримечательности своего края.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Критерии оценивания
Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков является целью контроля.
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
- ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование УУД;
- оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
- осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
- использование критериальной системы оценивания;
- оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень | Отметка | Комментарий | |
Материал не усвоен | «2» (неудовлетворительно) | Учащийся не владеет информацией об изученных объектах и явлениях, взаимосвязях в окружающем мире, не знает терминологии, не умеет владеть приборами, инструментариями, учебными материалами, предусмотренными программой данного уровня обучения | |
Минимальный уровень | «3» (удовлетворительно) | Минимальные знания об объектах и явлениях окружающего мира, слабое владение терминологией, учебными материалами и инструментами | |
«4» (хорошо) | Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, объяснять простейшие взаимосвязи объектов, явлений окружающего мира, неуверенное владение инструментарием и учебными материалами | ||
Программный Уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) | «4» (очень хорошо) | Владение обязательной терминологией, понимание сути явлений и взаимосвязи явлений и объектов окружающего мира, умение объяснять причинно-следственные связи объектов, явлений с незначительной помощью, владение материалами и инструментами по предмету с незначительной помощью | |
«5» (отлично) | Свободное владение обязательной терминологией, умение объяснять суть, взаимосвязи изучаемых явлений, объектов окружающего мира, свободное владение изучаемыми учебными материалами и инструментами, умение применять полученные знания и умения при решении нестандартных задач. | ||
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) | «5» (превосходно) | Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала |
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т.п.), подготовленных учителем.
Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).
Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося)
Критерии оценки тестовой, письменной работы учащихся по окружающему миру
«5» (отлично) | «4»(хорошо) | «3»(удовлетворительно) | «2»(неудовлетворительно) |
Выполнение работы без ошибок, полные письменные ответы | Верное выполнение не менее 80 процентов заданий либо неполные, неточные ответы к отдельным заданиям | Верное выполнение не менее 60 процентов заданий либо неполные или неточные ответы ко всем заданиям | Верное решение менее 60 процентов заданий |
В соответствии с требованиями ФОГС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т.п.).
Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.
Критерии формирующего оценивания устного ответа.
- Выразительный связный рассказ.
- Правильные ответы на вопросы учителя и учащихся по изученной теме. Знание терминологии, понятий по теме.
- Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе, в использовании моделей и инструментов исследований.
- Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме (в учебнике, в рабочей тетради).
Выставляемая отметка соответствует количеству набранных баллов.
Дополнительные необязательные задания творческого характера, а также участие в проектной деятельности являются добровольными, и оценивание этих работ не должно вызывать негативных эмоций у детей, а должно лишь обучать их адекватно оценивать результаты своего труда, формировать навыки контроля и самоконтроля. Поэтому для характеристики таких работ также применяется критериальное оценивание.
Критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):
- Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
- Разнообразие источников информации.
- Выразительный устный рассказ.
- Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
- Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
Тексты диктантов и проверочных работ составлены на основе тетради на печатной основе «Окружающий мир: Проверочные и диагностические работы: 3 класс: к учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова. Е.В. Саплиной, А.И. Саплина. - М.: ACT, Астрель, 2014.
Домашние задания по предмету являются примерными, корректировка д/з может производиться с учетом пробелов в знаниях учащихся, климатических условий и других объективных причин.
Содержание программы
наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий, | перечень лабораторных и практических работ, экскурсий | направления проектной деятельности обучающихся | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
Природа вокруг нас Что нас окружает. Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы». Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу». Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по компасу и местным признакам. Экскурсия «Ориентирование на местности». Явления природы. Свойства тел и веществ | Наблюдение. Это основной вид деятельности на уроках окружающего мира. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом. Опыт. Для ознакомления с окружающим миром используются различные по протяженности опыты. Кратковременные опыты занимают урок или часть урока. Длительные опыты могут занимать несколько дней. Главный принцип использования этого вида деятельности - дать детям инструментарий для познания, сформировать представление о способности познавать окружающий мир опытным путем. Эксперимент. При проведении эксперимента выдвигается гипотеза, проводится ее проверка, отбор информации, соответствующей изучаемому объекту или явлению. Учащиеся проводят наблюдения за явлениями, происходящими во время проведения эксперимента, учатся делать выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными. Практические работы. Учащиеся работают с картами, планами, приборами и моделями живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также выполняют графические практические работы. Игры. Использование ролевых и дидактических игр определяется преобладанием при переходе от дошкольного периода игровой ведущей деятельности, которая постепенно, по мере формирования познавательных интересов, заменяется практико-ориентированной деятельностъю. В вариативной части курса, обеспечивающей дифференцированный подход к изучению материала, предполагаются такие виды работ, как творческая работа, интеллектуальный марафон, проектная деятельность. Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся, владение на доступном уровне методами исследования. Основная форма организации учебной деятельности учащихся - урок. Для ознакомления учащихся с объектами и явлениями окружающего мира проводятся следующие типы уроков: уроки - практические занятия, уроки-экскурсии, уроки с демонстрацией объектов или их изображений. Уроки - практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя. Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений. Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе. | Наблюдение за связями между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной ее составляющих). Представление о науке «экология» и важности охраны природы. Обнаружение примеров разнообразия неживой и живой природы в окрестностях школы. Наблюдение и фиксация результатов наблюдений. Индивидуальная и групповая работа. Представление о горизонте, основных и промежуточных сторонах горизонта. Освоение приемов определения сторон горизонта по полуденной тени от Солнца. Освоение приемов нахождения стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам. Усвоение научных представлений о явлениях природы. Развитие творческих способностей. Представление о свойствах тел и веществ. Выделение существенных и несущественных признаков. Сравнение и классификация предметов по различным признакам. | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений. Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. |
Вода, воздух, горные породы и почва Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых. Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы. | Установление опытным путем некоторых свойств чистой жидкой воды: бесцветности, прозрачности, отсутствия запаха, плохой теплопроводности. Ознакомление с некоторыми примерами использования знаний о свойствах воды на практике. Ознакомление со свойствами воды в твердом и газообразном состояниях. Представление о переходе вещества из одного состояния в другое. Знакомство с процессом образования родников. Представление о различных типах водоемов. Работа со схемами и рисунками для получения нужной информации. Развитие творческих способностей. Представление о состояниях воды в природе (облака, роса, туман, иней, изморозь). Раскрытие научной стороны этих явлений. Закрепление ранее полученных знаний о переходе воды из одного состояния в другое в новой учебной ситуации. Знакомство с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое. Представление о воде как необходимом условии жизни, понимание изменений, возникающих в природе в процессе использования воды. Повторение и закрепление пройденного материала по темам «Три состояния воды» и «Вода в природе». Контроль усвоения материала. Представление о том, что такое воздушная среда и каково ее значение для жизни. Знакомство опытным путем с некоторыми свойствами воздуха: прозрачностью, отсутствием цвета и запаха, а также свойствами плохо проводить тепло и при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься. Научное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Представления о загрязнении воздуха, о необходимости охраны воздуха. Представление о почве как о верхнем плодородном слое земли, о ее составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения. Представление о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе. Ознакомление со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых. Контроль знаний по теме «Горные породы. Полезные ископаемые». | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в при-роде Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в при-роде Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. | |
О царствах живой природы Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная; другие живые существа. Первые представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещест¬ва, из которых состоит растение. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение рас¬тений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени. Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, зем¬новодные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки. Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, раз¬множение и развитие животных. Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека | Ознакомление с царствами живой природы и науками, которые их изучают, с отличиями живых существ от тел неживой природы. Представление о среде обитания живых существ, знакомство с четырьмя средами обитания Ознакомление с органами растений и их разнообразием, со значением органов в жизни растений. Сравнение и выявление существенных признаков, описание объекта и фиксации результатов наблюдений Знакомство с основными группами растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми. Выявление отличительных признаков групп растений Расширение знаний о культурных растениях и их значении в жизни человека. Ознакомление с предками некоторых культурных растений Ознакомление с процессом питания растения при помощи опытов. Представление о дыхании растений, о значении испарения воды листьями растений Представление об опылении растений, о его значении в жизни растения. Расширение представлений о способах расселения плодов и семян растений, показ значения расселения плодов и семян Расширение знаний о развитии растения из семени. Выявление опытным путем условий, необходимых для развития растения из семени. Расширение знаний о значении растений в природе и жизни человека, о влиянии человека на мир растений. Представление о необходимости бережного отношения к растениям. Знакомство с редкими растениями своей местности и мерами охраны растений Ознакомление с особенностями строения животных, значением органов животных в их жизни. Выявление сходства и различия между растениями и животными Расширение знаний об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих. Расширение знаний о разнообразии животных (черви, ракообразные; паукообразные и др.). Выявление существенных признаков Расширение знаний о домашних животных и их значении в жизни человека. Знакомство с предками основных домашних животных Ознакомление с органами чувств животных, их значением в жизни животного. Представления о связи внешнего вида животного со степенью (уровнем) развития органов чувств Расширение знаний об особенностях передвижения животных разных групп, приспособленности животных к разным способам передвижения. Представление о связи способа передвижения животного со средой обитания. Ознакомление с органами дыхания животных разных групп Ознакомление с особенностями питания животных разных групп. Ознакомление с приспособленностью животных к добыванию и поеданию пищи Ознакомление с особенностями размножения животных разных групп. Формирование представлений о последовательности развития животных разных групп Расширение знаний о значении животных в природе и в жизни человека. Наблюдение за влиянием деятельности человека на животных. Расширение знаний о редких животных и мерах по их охране Представления о грибах и бактериях как отдельных царствах природы. Расширение представлений о видах и формах грибов. Ознакомление со значением грибов и бактерий в хозяйственной деятельности человека | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений. Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы | |
Человек Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц. Кровеносная система, ее значение. Необходимость укрепления органов кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний. Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена. Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент. | Ознакомление с особенностями строения тела человека, с органами человека и их значением для организма. Выявление сходства и различия между человеком и животными. Выводы о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды Ознакомление со свойствами кожи, значением кожи для организма. Представление о необходимости ухода за кожей Общее представление о скелете человека и его значении для организма. Наблюдения и выводы о значении правильной осанки, знакомство с правилами ее формирования Ознакомление с работой мышц. Представление о необходимости укрепления мышц, значении физической культуры и труда для укрепления мышц Ознакомление со строением и работой кровеносной системы. Представление о необходимости укрепления сердца и сосудов, о составе и значении крови в организме Ознакомление с органами дыхания человека и их работой. Представление о важности соблюдения правил гигиены органов дыхания Расширение знаний о пище и значении ее разнообразия. Ознакомление со строением и работой пищеварительной системы. Представление о строении и значении зубов, знакомство с правилами ухода за ними, значением выделения из организма вредных и ненужных веществ Расширение представлений об органах чувств, о правилах гигиены Представления о нервной системе человека, ее значении для организма. Ознакомление с правилами гигиены нервной системы и необходимостью их выполнения Ознакомление с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на человека. Первоначальное представление о темпераменте и его типах. | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | |
Наше государство Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции. Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях. Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках. Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребенка. Как устроено наше государство. Органы власти. | Знакомство с народами, населяющими нашу страну. Расширение представлений о многонациональном характере населения России Ознакомление с традициями и обычаями народов нашей страны Представление о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества. Ознакомление с понятием «историческое время» Ознакомление с понятиями «село», «город». Представление об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан Представление о появлении названий у городов Ознакомление с устройством древнерусского города. Представление о кремле как центральной части города Продолжение знакомства с устройством города. Знакомство с появлением названий улиц, переулков, проспектов. Представление о старинных домах, которые встречаются на улицах городов Знакомство с одним из символов города — гербом Продолжение знакомства с символами города. Представление о том, что символом города может быть не только герб (исторический памятник, музей, университет, завод) Знакомство с основными достопримечательностями своего города: памятниками истории и культуры Знакомство с обликом современного города Знакомство со столицей нашей страны, ее достопримечательностями Знакомство с понятием «государство». Ознакомление с современным государственным устройством России Ознакомление с основным законом государства – Конституцией Ознакомление с правами детей Ознакомление с главными символами страны Продолжение знакомства с главными символами страны Ознакомление с наградной системой страны | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью | |
Тематическое планирование
разделы программы | темы, входящие в раздел | количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
Природа вокруг нас | Что нас окружает. | 2 |
Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой. | 2 | |
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам. | 2 | |
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления. | 2 | |
Вода, воздух, горные породы и почва | Свойства воды в жидком состоянии. | 1 |
Вода-растворитель. | 1 | |
Свойства льда, снега и пара | 1 | |
Родники. Водоемы и водотоки (река, озеро, море, пруд, водохранилище) | 1 | |
Облака, роса, туман, иней, изморозь | 1 | |
Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды | 1 | |
Проверочная работа по теме «Вода и ее свойства» | 1 | |
Значение воздуха для жизни. Состав воздуха | 1 | |
Свойства воздуха. | 1 | |
Ветер. Охрана воздуха | 1 | |
Почва. Охрана почвы | 1 | |
Горные породы | 1 | |
Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк) | 2 | |
Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. Проверочная работа | 2 | |
О царствах живой природы | Четыре царства живой природы | 1 |
Строение растений. Практическая работа | 1 | |
Разнообразие растений | 1 | |
Дикорастущие и культурные растения | 1 | |
Жизнь растений | 1 | |
Размножение и развитие растений | 1 | |
Развитие растения из семени. Охрана растений | 1 | |
Строение животных. Практическая работа | 1 | |
Разнообразие животных | 1 | |
Домашние и дикие животные | 1 | |
Как животные воспринимают мир | 1 | |
Передвижение и дыхание животных | 1 | |
Питание животных | 1 | |
Размножение и развитие животных | 1 | |
Охрана животных. Проверочная работа по теме «Растения и животные» | 1 | |
Грибы и бактерии | 1 | |
Человек | Человек — часть живой природы | 1 |
Кожа — первая «одежда». Практическая работа | 1 | |
Скелет. Практическая работа | 1 | |
Мышцы. Практическая работа | 1 | |
Кровеносная система. Практическая работа | 1 | |
Дыхание | 1 | |
Питание и выделение | 1 | |
Органы чувств.Практическая работа | 1 | |
Нервная система | 1 | |
Эмоции и темперамент. Проверочная работа. | 1 | |
Человек в обществе | Народы нашей страны | 1 |
Традиции народов нашей страны | 1 | |
Путешествие по ленте времени | 1 | |
Города и села | 1 | |
Названия городов | 1 | |
Кремль — центр города | 1 | |
Улицы города | 1 | |
Герб — символ Города | 1 | |
Памятные места городов | 1 | |
Экскурсия «Улицы и памятные места родного города» | 1 | |
Современный город | 1 | |
Москва — столица России. Проверочная работа | 1 | |
Что такое государство | 1 | |
Конституция – основной закон нашей страны | 1 | |
Права ребенка | 1 | |
Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России | 1 | |
Государственный гимн России. Итоговая проверочная работа | 1 | |
Государственные награды | 1 |
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 3 класс
68 часа (2 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Фактическая дата проведения | ||
Природа вокруг нас (8 ч) | ||||||
1 | Что нас окружает | 1 | ||||
2 | Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы» | 1 | ||||
3 | Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу» | 1 | ||||
4 | Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу | 1 | ||||
5 | Ориентирование по компасу и местным признакам | 1 | ||||
6 | Экскурсия «Ориентирование на местности» | 1 | ||||
7 | Явления природы | 1 | ||||
8 | Свойства тел и веществ | 1 | ||||
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч) | ||||||
9 | Свойства воды в жидком состоянии | 1 | ||||
10 | Вода-растворитель | 1 | ||||
11 | Свойства льда, снега и пара | 1 | ||||
12 | Родники | 1 | ||||
13 | Водоёмы (река, озеро, море, пруд, водохранилище) | 1 | ||||
14 | Облака, роса, туман, иней, изморозь | 1 | ||||
15 | Круговорот воды в природе | 1 | ||||
16 | Использование и охрана воды | 1 | ||||
17 | Значение воздуха для жизни. Состав воздуха | 1 | ||||
18 | Свойства воздуха | 1 | ||||
19 | Ветер | 1 | ||||
20 | Охрана воздуха | 1 | ||||
21 | Горные породы | 1 | ||||
22 | Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк) | 1 | ||||
23 | Использование, добыча и охрана полезных ископаемых | 1 | ||||
24 | Почва | 1 | ||||
1 | ||||||
О царствах живой природы (16 ч) | ||||||
25 | Четыре царства живой природы | 1 | ||||
26 | Строение растений | 1 | ||||
27 | Разнообразие растений | 1 | ||||
28 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | ||||
29 | Жизнь растений | 1 | ||||
30 | Размножение и развитие растений | 1 | ||||
31 | Охрана растений | 1 | ||||
32 | Строение животных | 1 | ||||
33 | Разнообразие животных | 1 | ||||
34 | Домашние и дикие животные | 1 | ||||
35 | Как животные воспринимают мир | 1 | ||||
36 | Передвижение и дыхание животных | 1 | ||||
37 | Питание животных | 1 | ||||
38 | Размножение и развитие животных | 1 | ||||
39 | Охрана животных | 1 | ||||
40 | Грибы и бактерии | 1 | ||||
1 | ||||||
Человек (10 ч) | ||||||
41 | Человек — часть живой природы | 1 | ||||
42 | Кожа — первая «одежда» | 1 | ||||
43 | Скелет | 1 | ||||
44 | Мышцы | 1 | ||||
45 | Кровеносная система | 1 | ||||
46 | Дыхание | 1 | ||||
47 | Питание и выделение | 1 | ||||
48 | Органы чувств | 1 | ||||
49 | Нервная система | 1 | ||||
50 | Эмоции и темперамент | 1 | ||||
Человек в обществе (18 ч) | ||||||
51 | Народы нашей страны | 1 | ||||
52 | Традиции народов нашей страны | 1 | ||||
53 | Путешествие по ленте времени | 1 | ||||
54 | Города и сёла | 1 | ||||
55 | Названия городов | 1 | ||||
56 | Кремль — центр города | 1 | ||||
57 | Улицы города | 1 | ||||
58 | Герб — символ города | 1 | ||||
59 | Памятные места городов | 1 | ||||
60 | Экскурсия «Улицы и памятные места родного города (села)» | 1 | ||||
61 | Современный город | 1 | ||||
62 | Москва — столица России | 1 | ||||
63 | Что такое государство | 1 | ||||
64 | Конституция — основной закон нашей страны | 1 | ||||
65 | Права ребёнка | 1 | ||||
66 | Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России | 1 | ||||
67 | Государственный гимн России | 1 | ||||
68 | Государственные награды | 1 |
Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Веселовская СОШ» ______________Е.В.Бадаева «_____» ________________ 2016г. | Рассмотрена и рекомендована к применению педагогическим советом № 1 от 26.08.2016г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
рабочая программа по окружающему миру (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по окружающему миру(УМК"планета знаний) 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Планета знаний», 3 класс
Программа по окружающему миру 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Планета знаний», 4 класс
В помощь учителю...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний"
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной п...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...