Лес и его обитатели
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_i_ego_obitateli.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Лес и его обитатели»

Цели урока:

  • продолжить изучение природного сообщества – лес и обобщить знания об его обитателях, на этой основе более глубоко и детально познакомить детей с разнообразием животного мира нашего края;
  • расширять кругозор учащихся;
  • продолжить воспитание бережного отношения к животным; вежливого, уважительного отношения друг к другу в процессе групповой работы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии животных нашего края); выставка книг по изучаемой теме; чучела животных леса;

Ход урока:

1.Орг. момент.

 – На гостей вы посмотрели, улыбнулись и тихо сели.

2.Проверка д.з.

Ну и начнем мы свой урок с проверки д.з. А для этого нужно разгадать кроссворд.

Разгадывание кроссворда:

  1. Главное свойство почвы. ПЛОДОРОДИЕ
  2. Место, где прячутся насекомые. ПОДСТИЛКА  
  3. Остатки растений и животных. ПЕРЕГНОЙ
  4. Верхний плодородный слой земли. ПОЧВА
  5. Место, где растёт много деревьев, растут грибы, водятся звери  и птицы.) ЛЕС

СЛАЙД

      Какое слово здесь лишнее? (ЛЕС)

  1. Сообщение темы и целей  

     Почему вы так считаете?  (Потому что все слова относятся к теме ПОЧВА, а ЛЕС – нет.)

Верно.

 Закройте глаза и  послушайте. Где можно услышать такие звуки. (в лесу )

- А теперь  попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Лес – и его обитатели.

- Сегодня мы начинаем новую главу «Природные сообщества» и новую тему « Лес и его обитатели» стр. 43 учебник

-  Поставьте цели  нашего урока урока  ? (вспомнить обитателей леса, получить новые знания)

СЛАЙД

  1. Актуализация ЗУН.

В народе говорят  Лес - богаче царя.    

Рядом с лесом жить, голодному не быть  (Слайд 13)

Как вы понимаете значение этих пословиц?

А сейчас я предлагаю вам  составить карту памяти  тех знаний, которые вам уже известны о лесе. Для этого мы будем пользоваться зеленым карандашом. Работать будете в группах.

Какие правила для работы в группах мы должны соблюдать?

Правила работы в группе (критерии)

  • Умейте слушать и слышать.
  • Умейте спорить, но не ссориться.
  • Правильно распределяйте обязанности между    членами группы.
  • Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый в отдельности.
  • Не шумите, чтобы не мешать работе других групп

СЛАЙДЫ

ПРОВЕРКА. Давайте посмотрим, какие же знания о лесе вам знакомы.

ЗАСЛУШИВАНИЕ ГРУПП

- Широко раскинулся на карте нашей Родины зелёный океан. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березовые рощи, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. И всё это есть русские леса.

-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд №10)

-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)

-Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)

-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд №12)

-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд №13)

-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад №14)

-А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Почему? (слайд №15)

Да. Леса бывают разных видов.  (Лиственные, хвойные, смешанные)

-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд №16-19)

«Прикоснёшься – как огонь.

Лучше ты её не тронь.

Обжигает руки, ноги –

Осторожней с ней в дороге» (крапива)

«Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной» (ландыш)

«Мягок, а не пух; зелен, а не трава» (мох)

«Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей;

А сушёная в запас

От простуды лечит нас» (малина)

«Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто меня любит

Тот рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица» (земляника)

«Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло» (брусника)

-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №19)

Травянистые и кустарники.

-Какие растения относятся к травянистым? (слайд №20)

-А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд №20)

-Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 20)

-Так какие же растения растут в лесу? (слайд №21) (Деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения, мхи)

  1. Постановка проблемы

 Лес называют: « Царством деревьев» и его  невозможно представить себе,  без кустарников травянистых растений, папоротников, мхов лишайников и грибов.  А также без животных.   В течение веков, а порой и тысячелетий деревья, травы и кустарники приспосабливались к окружающей среде, животным и друг другу. В нелегкой борьбе за выживание образовывались растительные сообщества - своеобразные «зеленые государства». Каждый вид растений занимает своеобразное место.

-А что необходимо обитателям леса  для жизни? (Свет, влага, воздух, пища и питательные вещества)

-А как  им удаётся получать всё это, если в лесу растут высокие деревья, которые закрывают свет, а их корни впитывают много влаги с питательными веществами? (затрудняются ответить) 

- Почему вам не удаётся  ответить на этот вопрос? (мало знаний)

- Значит  еще  нам надо узнать, как обитатели леса приспособились  жить рядом сообща, не мешая друг другу.

 (Слайд 14)  На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока.

Как расположены деревья? На что это похоже? (на ступеньки, этажи, ярусы,)

-  Наш герой Костя Погодин  тоже заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько «этажей», или ярусов. Дети, вы согласны с мнением Кости?   (фото леса на слайде 15)

  • Работа со словарем С. И. Ожегова

           В  словаре  С. И. Ожегова приводится следующее значение этого  слова   (ярус - это ряд горизонтально расположенных  предметов). Обратите внимание на фото  (Слайд 15)

  1. Задание.  Работа по учебнику

- Ну, а сейчас я предлагаю вам поработать с хрестоматией   с. 86, прочитать текст

- Что вы узнали из него о ярусах? (Существует  5 основных ярусов. Ярусы считают сверху вниз. 1 ярус образуют самые высокие деревья, 2 ярус – низкорослые деревья, 3 ярус – кустарники , 4 ярус - травы, 5 ярус – мхи. лишайники,)

5.2  Работа в группах.

Учитель предлагает 5 карточек с номерами  ярусов леса. Представители от групп выбирают их.

Задание для  групп

1группа: Как называется ярус, где растут самые высокие деревья?

Кто кроме растений живёт в лесу, и на каком ярусе?

Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текст на стр.44-47.

Ярус

Растения

Почему растут в этом ярусе?

Кто живёт в лесу

2группа: Как называется  ярус, где растут низкорослые деревья?

Кто кроме растений живёт в лесу и на каком ярусе?

Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текст на стр.44-47.

3группа: Как называется  ярус, где растут кустарники?

Кто кроме растений живёт в лесу и на каком ярусе?

Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текст на стр.44-47.

4группа: Как называется  ярус, где растут травы

Кто кроме растений живёт в лесу и на каком ярусе?

Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текст на стр.44-47.

5группа: Как называется  ярус, где растут мхи и  лишайники

Кто кроме растений живёт в лесу и на каком ярусе?

Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текст на стр.44-47.

Правила работы в группе (критерии)

  • Умейте слушать и слышать.
  • Умейте спорить, но не ссориться.
  • Правильно распределяйте обязанности между    членами группы.
  • Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый в отдельности.
  • Не шумите, чтобы не мешать работе других групп

Для выполнения работы необходимо распределить роли:

Исследователь-  (тот, кто читает текст)

Председатель группы - (тот, кто обсуждает выбор правильного ответа)

Куратор времени – (тот, кто контролирует процесс выполнения задания  и  следит за временем)

Эксперт - (тот, кто заносит найденный ответ в таблицу и предъявляет результат работы всей группы)

Выводы групп

1группа: мы узнали из текста, что самые высокие деревья занимают 1-ый ярус, здесь гнездятся птицы…. и подтверждают это цитатами из текста

2группа: мы узнали из текста, что низкорослые деревья занимают 2 –ярус, здесь кормятся дрозды, славки, снегири, синицы, белки, бурундуки …

3группа: мы узнали из текста, что кустарники занимают 3-ярус, здесь питаются более крупные звери – лось, косуля, кабан, заяц …

4группа: мы узнали из текста, что травы занимают 4-ярус, здесь живут грызуны, ежи …

5группа: мы узнали из текста, что мхи и лишайники занимают 5-ярус, здесь обитают черви, улитки, клещи, насекомые, змеи, ящерицы …

Общие выводы: растениям помогает жить рядом, не мешая друг другу ярусность; в лесу живут медведь, лиса, волк, мышка, ёж, червяки. В лесу они находят корм, строят себе жилище, выводят потомство.

Оцените работу групп по правилам (критериям)

А сейчас давайте дополним нашу карту памяти теми знаниями, которые вы приобрели на сегодняшнем уроке

6.2  Игра «Верю – не верю»

- Сейчас вспомним, о чём мы говорили на этом уроке. А поможет нам игра «Верю – не верю».

Если высказывание верное – показываете зелёную карточку, если не верно – красную.

- Первый ярус – это сосна, ель, осина, берёза. (В)

- Все растения, расположенные ниже верхнего яруса -  светолюбивые. (Н)

- В лесу 4 яруса. (Н)

- Черви и улитки обитают во 2 ярусе. (Н)

- На нижнем ярусе живут мхи и лишайники. (В)

- Второй ярус образуют низкорослые деревья. (В)

- Глубже всех расположены корни низкорослых деревьев. (Н)

- Более крупные звери питаются в 3 ярусе. (В)

VII. Итог урока. Рефлексия.

Какую учебную задачу перед собой ставили?

Нам надо было  узнать, как обитатели леса приспособились  жить рядом сообща, не мешая друг другу?

 Закончите предложения

-Теперь я знаю, что…………

-Теперь я смогу сам………..

- Где пригодятся мне  знания, полученные на уроке………..

Самооценка (критерии)

  1. Выполнял задание сам/помогали
  2. Было трудно/легко
  3. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

VIII.Домашнее задание.

Учебник, с. 47. прочитать.

На выбор:

- подготовить сообщение о животных леса.

- составить кроссворд о животных нашего леса.

(Слайд № 9)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МОРЯ. ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ".

ТИП УРОКА: ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ", УЧЕБНИК А.А. ВАХРУШЕВА "НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ", РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, КАРТА ПОЛУШАРИЙ, ИЛ...

Из жизни морских обитателей

Внеклассное занятие "Из жизни морских обитателей" для 2-3 классов. Материал может использоваться на интегрированных уроках и уроках окружабщего мира....

Окружающий мир. Тема "Морские обитатели"

Материал к уроку. Картинки....

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Лес и его обитатели.

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Лес и его обитатели....

озеро и его обитатели

"Профессии" озера...

Моря. Обитатели морей.

Знакомство с особенностями морей....