Лес и его обитатели
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока «Лес и его обитатели»
Цели урока:
- продолжить изучение природного сообщества – лес и обобщить знания об его обитателях, на этой основе более глубоко и детально познакомить детей с разнообразием животного мира нашего края;
- расширять кругозор учащихся;
- продолжить воспитание бережного отношения к животным; вежливого, уважительного отношения друг к другу в процессе групповой работы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии животных нашего края); выставка книг по изучаемой теме; чучела животных леса;
Ход урока:
1.Орг. момент.
– На гостей вы посмотрели, улыбнулись и тихо сели.
2.Проверка д.з.
Ну и начнем мы свой урок с проверки д.з. А для этого нужно разгадать кроссворд.
Разгадывание кроссворда:
- Главное свойство почвы. ПЛОДОРОДИЕ
- Место, где прячутся насекомые. ПОДСТИЛКА
- Остатки растений и животных. ПЕРЕГНОЙ
- Верхний плодородный слой земли. ПОЧВА
- Место, где растёт много деревьев, растут грибы, водятся звери и птицы.) ЛЕС
СЛАЙД
Какое слово здесь лишнее? (ЛЕС)
- Сообщение темы и целей
Почему вы так считаете? (Потому что все слова относятся к теме ПОЧВА, а ЛЕС – нет.)
Верно.
Закройте глаза и послушайте. Где можно услышать такие звуки. (в лесу )
- А теперь попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Лес – и его обитатели.
- Сегодня мы начинаем новую главу «Природные сообщества» и новую тему « Лес и его обитатели» стр. 43 учебник
- Поставьте цели нашего урока урока ? (вспомнить обитателей леса, получить новые знания)
СЛАЙД
- Актуализация ЗУН.
В народе говорят Лес - богаче царя.
Рядом с лесом жить, голодному не быть (Слайд 13)
Как вы понимаете значение этих пословиц?
А сейчас я предлагаю вам составить карту памяти тех знаний, которые вам уже известны о лесе. Для этого мы будем пользоваться зеленым карандашом. Работать будете в группах.
Какие правила для работы в группах мы должны соблюдать?
Правила работы в группе (критерии)
- Умейте слушать и слышать.
- Умейте спорить, но не ссориться.
- Правильно распределяйте обязанности между членами группы.
- Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый в отдельности.
- Не шумите, чтобы не мешать работе других групп
СЛАЙДЫ
ПРОВЕРКА. Давайте посмотрим, какие же знания о лесе вам знакомы.
ЗАСЛУШИВАНИЕ ГРУПП
- Широко раскинулся на карте нашей Родины зелёный океан. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березовые рощи, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. И всё это есть русские леса.
-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд №10)
-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)
-Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)
-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)
-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд №12)
-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд №13)
-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад №14)
-А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Почему? (слайд №15)
Да. Леса бывают разных видов. (Лиственные, хвойные, смешанные)
-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд №16-19)
«Прикоснёшься – как огонь.
Лучше ты её не тронь.
Обжигает руки, ноги –
Осторожней с ней в дороге» (крапива)
«Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной.
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной» (ландыш)
«Мягок, а не пух; зелен, а не трава» (мох)
«Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушёная в запас
От простуды лечит нас» (малина)
«Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто меня любит
Тот рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица» (земляника)
«Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло» (брусника)
-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №19)
Травянистые и кустарники.
-Какие растения относятся к травянистым? (слайд №20)
-А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд №20)
-Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 20)
-Так какие же растения растут в лесу? (слайд №21) (Деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения, мхи)
- Постановка проблемы
Лес называют: « Царством деревьев» и его невозможно представить себе, без кустарников травянистых растений, папоротников, мхов лишайников и грибов. А также без животных. В течение веков, а порой и тысячелетий деревья, травы и кустарники приспосабливались к окружающей среде, животным и друг другу. В нелегкой борьбе за выживание образовывались растительные сообщества - своеобразные «зеленые государства». Каждый вид растений занимает своеобразное место.
-А что необходимо обитателям леса для жизни? (Свет, влага, воздух, пища и питательные вещества)
-А как им удаётся получать всё это, если в лесу растут высокие деревья, которые закрывают свет, а их корни впитывают много влаги с питательными веществами? (затрудняются ответить)
- Почему вам не удаётся ответить на этот вопрос? (мало знаний)
- Значит еще нам надо узнать, как обитатели леса приспособились жить рядом сообща, не мешая друг другу.
(Слайд 14) На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока.
Как расположены деревья? На что это похоже? (на ступеньки, этажи, ярусы,)
- Наш герой Костя Погодин тоже заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько «этажей», или ярусов. Дети, вы согласны с мнением Кости? (фото леса на слайде 15)
- Работа со словарем С. И. Ожегова
В словаре С. И. Ожегова приводится следующее значение этого слова (ярус - это ряд горизонтально расположенных предметов). Обратите внимание на фото (Слайд 15)
- Задание. Работа по учебнику
- Ну, а сейчас я предлагаю вам поработать с хрестоматией с. 86, прочитать текст
- Что вы узнали из него о ярусах? (Существует 5 основных ярусов. Ярусы считают сверху вниз. 1 ярус образуют самые высокие деревья, 2 ярус – низкорослые деревья, 3 ярус – кустарники , 4 ярус - травы, 5 ярус – мхи. лишайники,)
5.2 Работа в группах.
Учитель предлагает 5 карточек с номерами ярусов леса. Представители от групп выбирают их.
Задание для групп
1группа: Как называется ярус, где растут самые высокие деревья?
Кто кроме растений живёт в лесу, и на каком ярусе?
Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текст на стр.44-47.
Ярус | Растения | Почему растут в этом ярусе? | Кто живёт в лесу |
2группа: Как называется ярус, где растут низкорослые деревья?
Кто кроме растений живёт в лесу и на каком ярусе?
Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текст на стр.44-47.
3группа: Как называется ярус, где растут кустарники?
Кто кроме растений живёт в лесу и на каком ярусе?
Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текст на стр.44-47.
4группа: Как называется ярус, где растут травы
Кто кроме растений живёт в лесу и на каком ярусе?
Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текст на стр.44-47.
5группа: Как называется ярус, где растут мхи и лишайники
Кто кроме растений живёт в лесу и на каком ярусе?
Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текст на стр.44-47.
Правила работы в группе (критерии)
- Умейте слушать и слышать.
- Умейте спорить, но не ссориться.
- Правильно распределяйте обязанности между членами группы.
- Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый в отдельности.
- Не шумите, чтобы не мешать работе других групп
Для выполнения работы необходимо распределить роли:
Исследователь- (тот, кто читает текст)
Председатель группы - (тот, кто обсуждает выбор правильного ответа)
Куратор времени – (тот, кто контролирует процесс выполнения задания и следит за временем)
Эксперт - (тот, кто заносит найденный ответ в таблицу и предъявляет результат работы всей группы)
Выводы групп
1группа: мы узнали из текста, что самые высокие деревья занимают 1-ый ярус, здесь гнездятся птицы…. и подтверждают это цитатами из текста
2группа: мы узнали из текста, что низкорослые деревья занимают 2 –ярус, здесь кормятся дрозды, славки, снегири, синицы, белки, бурундуки …
3группа: мы узнали из текста, что кустарники занимают 3-ярус, здесь питаются более крупные звери – лось, косуля, кабан, заяц …
4группа: мы узнали из текста, что травы занимают 4-ярус, здесь живут грызуны, ежи …
5группа: мы узнали из текста, что мхи и лишайники занимают 5-ярус, здесь обитают черви, улитки, клещи, насекомые, змеи, ящерицы …
Общие выводы: растениям помогает жить рядом, не мешая друг другу ярусность; в лесу живут медведь, лиса, волк, мышка, ёж, червяки. В лесу они находят корм, строят себе жилище, выводят потомство.
Оцените работу групп по правилам (критериям)
А сейчас давайте дополним нашу карту памяти теми знаниями, которые вы приобрели на сегодняшнем уроке
6.2 Игра «Верю – не верю»
- Сейчас вспомним, о чём мы говорили на этом уроке. А поможет нам игра «Верю – не верю».
Если высказывание верное – показываете зелёную карточку, если не верно – красную.
- Первый ярус – это сосна, ель, осина, берёза. (В)
- Все растения, расположенные ниже верхнего яруса - светолюбивые. (Н)
- В лесу 4 яруса. (Н)
- Черви и улитки обитают во 2 ярусе. (Н)
- На нижнем ярусе живут мхи и лишайники. (В)
- Второй ярус образуют низкорослые деревья. (В)
- Глубже всех расположены корни низкорослых деревьев. (Н)
- Более крупные звери питаются в 3 ярусе. (В)
VII. Итог урока. Рефлексия.
Какую учебную задачу перед собой ставили?
Нам надо было узнать, как обитатели леса приспособились жить рядом сообща, не мешая друг другу?
Закончите предложения
-Теперь я знаю, что…………
-Теперь я смогу сам………..
- Где пригодятся мне знания, полученные на уроке………..
Самооценка (критерии)
- Выполнял задание сам/помогали
- Было трудно/легко
- Своей работой на уроке я доволен/не доволен
VIII.Домашнее задание.
Учебник, с. 47. прочитать.
На выбор:
- подготовить сообщение о животных леса.
- составить кроссворд о животных нашего леса.
(Слайд № 9)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МОРЯ. ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ".
ТИП УРОКА: ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ", УЧЕБНИК А.А. ВАХРУШЕВА "НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ", РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, КАРТА ПОЛУШАРИЙ, ИЛ...
Из жизни морских обитателей
Внеклассное занятие "Из жизни морских обитателей" для 2-3 классов. Материал может использоваться на интегрированных уроках и уроках окружабщего мира....
Окружающий мир. Тема "Морские обитатели"
Материал к уроку. Картинки....
Изобразительное искусство и художественный труд 2 класс "Обитатели подводного мира"
Урок по программе Б.Неменского...
Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Лес и его обитатели.
Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Лес и его обитатели....
озеро и его обитатели
"Профессии" озера...
Моря. Обитатели морей.
Знакомство с особенностями морей....