Проектно-исследовательская работа «Хвосты, хвостишки и хвостики»
проект по окружающему миру (1 класс) на тему

Татьяна Станиславовна Шек

развиваем в детях наблюдательность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_hvosty_hvostishki_hvostiki.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»

К конкурсу «Я – исследователь»

Проектно-исследовательская работа «Хвосты, хвостишки и хвостики»

Работу выполнил

коллектив учащихся 1 класса

Джемазова Малика,

Щёголь Кирилл,

Иванов Александр.

Руководитель Шек Т.С.

2014 год

Содержание.

Введение……………………………………………………………….стр.3

Шаг 1.

Наблюдение……………………………………………………………стр.4

Шаг 2.

Эксперимент. (Анкетирование одноклассников.

Обработка анкет)…………………………………………………….стр.4

Шаг 3.

Поиск информации……………………………………..…………….стр.5

Шаг 4.

Хочешь верь, хочешь проверь!

(Ответы на вопросы анкеты)………………………………………стр.8

Заключение. Вывод………………………………………..…………стр.9

Список литературы и информационных ресурсов…………………стр.11

Приложение с результатами анкетирования……………………….стр. 12

Введение.

        Однажды на одном из уроков литературного чтения мы изучали сказки Сутеева. По одной из его сказок  мы просмотрели  мультфильм  «Хвосты». В этой сказке рассказывается о том, как звери надумали поменяться хвостами, но скоро поняли, как необходим каждому его собственный хвост.

        И тогда мы заинтересовались, а почему у животных хвосты не одинаковые и почему они им так необходимы, как хвосты помогают животным жить?

Мы поставили перед собой вопросы и сформировали ответы:

  1. «Что мы хотим узнать?» - Узнать как можно больше о хвостах и                          их роли в жизни животных.
  2. «Что мы можем для этого сделать?» - Понаблюдать за животными, находящимися рядом; провести свое исследование; расспросить взрослых; найти информацию в книгах и интернете.

Цель нашей работы: выяснить, зачем появились хвосты у животных, и на примере разных животных определить роль хвоста в их жизни.

Задачи:

- изучить материалы по разным источникам о домашних и диких животных;

- выявить и проанализировать значение хвоста для животных (используя научную литературу и Интернет-ресурсы);

- сделать выводы об особенностях их поведения;

- с помощью наблюдения за домашними животными определить роль и функции хвоста;

- провести свое исследование на практике.

Объект исследования: домашние и дикие животные.

Предмет исследования: хвосты животных.

Гипотеза: животные не могут обходиться без хвоста, и хвост является для их тела важной частью.

Шаг 1. Наблюдение.        

Меня зовут Иванов Александр, моя задача пронаблюдать за животными и их хвостами. Я решил начать свое исследование с наблюдения за птицами. Около нашего дома на проводах часто сидят воробьи. Также прилетают и другие птицы: синицы, сороки, вороны и даже свиристели, которые сидят на тонких веточках деревьев.

Я заметил, что, сидя на проводе или ветке, птицы подергивают хвостиком. Возможно, они это делают, чтобы удержаться на такой ненадежной опоре. Значит, хвост помогает птицам удерживать равновесие. Возвращаясь, домой из школы,  я  пронаблюдал за голубями. При посадке голубь расправляет хвост как веер. Наверное,  это помогает ему остановиться.

Далее я решил понаблюдать за рыбами. У моих знакомых есть аквариум, в котором живет золотая рыбка.  Я долго наблюдал за ее поведением. Рыбка совершает движение с помощью хвоста, двигая им из стороны в сторону, так она поворачивает.

Вчера во время прогулки я наблюдал за своим котом Мурзиком. Он, увидев  на соседнем дереве стаю птиц, пытался к ним подкрасться. Для этого он шел по забору, передвигая осторожно лапками. Он был похож на циркача-   канатоходца. А чтобы не упасть, мой кот ловко балансировал хвостом. Так что хвост здесь ему очень помог. А Рекс, увидев Мурзика, стал радостно повиливать хвостиком. Это он так радовался встрече с другом.

Шаг 2. Исследование.

Меня зовут Джемазова Малика, моя задача узнать, а что наши одноклассники  знают о хвостах и  их роли в жизни животных. Я предложила им ответить на вопросы моей анкеты.

Анкета для одноклассников.

  1. Бывают ли животные без хвостов? Приведи пример.
  2. Зачем нужен хвост кошке?
  3. Для чего нужны хвосты  рыбам?
  4. У кого из животных самый красивый хвост?
  5. Почему собака виляет хвостом?
  6. Почему некоторые животные, когда спят, закрывают нос хвостом?
  7. Что означает выражение «держи хвост пистолетом»?

Всего в анкетировании приняло участие 12 человек. Результат анкетирования представлен в приложении 1.

Шаг 3. Поиск информации.

        Меня зовут Щёголь Кирилл, моя задача  заняться поиском интересующей нас информации в Интернете и в энциклопедиях. И вот что я узнал. Можно сказать, что для себя я сделал настоящее открытие. Оказывается, в мире существует множество разнообразных хвостов, и выполняют они самые разные функции.

        Вот какую схему я составил.

(рисуно

ХВОСТ-ОПОРА. Например, исполинский кенгуру. Он сидит на задних лапах и хвосте, опираясь им о землю. Без помощи хвоста ему не усидеть, ведь передние лапы у него очень короткие, они и на лапы-то не похожи, скорее на руки.
Хвост-опора есть и у птиц. Например, у дятлов очень жесткий хвост, и он создает им замечательную опору, когда птица долбит пень, добывая из него личинок.

ХВОСТ-РУКА. У Южноамериканских цепкохвостых обезьян практически есть пятая рука – это их собственный хвост. Своим хвостом обезьяна, пользуется буквально на каждом шагу. Перебираясь с ветки на ветку, она до тех пор не отцепит от нее рук, пока не зацепится за следующую.
Древесные змеи с помощью хвоста  легко перебираются с сучка на сучок. Особой цепкостью отличается хвост питона. Обвившись им вокруг ветки, он может подтягивать к ней свое тело, вес которого достигает порою более ста килограммов!
Есть и рыбы, которые могут держаться с помощью хвоста. Это – морские коньки, обитающие в тропических морях. Морской конек питается рачками, и с помощью хвоста охотится: прицепится за какое-нибудь водное растение и ждет, пока добыча приблизится к нему сама.

ХВОСТ-ДВИЖИТЕЛЬ. Хвост играет важную роль в передвижении в воде. У зубатого кита-кашалота он достигает в ширину пяти метров. Киты дышат атмосферным воздухам, и такое строение хвоста помогает им быстро опуститься на глубину, перекусить, и подняться на поверхность, чтобы глотнуть воздуха.

ХВОСТ-РУЛЬ. Прежде всего, такую функцию выполняет он у птиц. Хвост поддерживает птицу в воздухе. Также он необходим при посадке. Многие наземные животные тоже используют хвост как руль. Лев, например, с помощью хвоста, изогнув его в ту или в другую сторону, изменяет направление «полета» прыжка.

ХВОСТ-БАЛАНСИР. Сохранять равновесие хвост помогает многим животным, лазающим по деревьям. Белка,  длиннохвостые полуобезьяны пользуются им как балансиром, чтобы сохранять равновесие.

ХВОСТ-ПАРАШЮТ. Полосатые бурундуки и белки могут использовать свой хвост в качестве парашюта. Они расправляют лапки и хвост и бросаются вниз с самой верхушки высокой ели.

ХВОСТ-ЗАЩИТНИК. В пустынях Египта  живет крупная травоядная ящерица-шипохвост. Хвост у нее очень толстый и весь усажен шипами. Таким хвостом ей удается отбиться даже от шакалов.

ХВОСТ – ОРУЖИЕ НАПАДЕНИЯ. В основном для нападения хвост служит крокодилам.


ХВОСТ-ЛЕГКИЕ. хвост скорпиона способен складываться  трубкой, через которую скорпион и дышит атмосферным воздухом!

ХВОСТ-ОБОГРЕВАТЕЛЬ. Собака или кошка, к примеру, свернувшись калачиком, обязательно спрячет свой нос в хвосте. Воздух, находящийся между волосками хвоста, нагревается и в легкие попадает уже теплым.

Хвост кошки служит не только для обогрева и  поддержания равновесия, но и для общения. С его помощью кошка может подавать множество различных «посланий». Мы выявили следующие:

подергивание хвоста означает, что кошка чем-то сильно увлечена, но может означать и охотничий азарт;

слегка опущенный  хвост говорит о том, что кошка спокойна и уверена в себе, обходит свою территорию;

размахивание хвостом говорит о раздражении кошки;

легкое помахивание указывает на возбуждение или любопытство;

хвост ощетинен – животное гневается;

строго вертикальный хвост означает, что кошка настроена дружелюбно, подает приветственный сигнал, трется о ноги хозяев.

Собака виляет хвостом потому, что рада вас видеть. На самом деле, это не единственная причина, по которой собака виляет хвостом. Иногда они делают это, когда напуганы или предчувствуют что-то нехорошее. Собаки качают хвостом в правую сторону, когда они чем-то довольны, а если животных что-то не устраивает, то их хвост качается влево.

Хвост лошади

На бегу животное поднимает хвост — это означает, что сейчас оно побежит еще быстрее. Опускание же хвоста во время бега свидетельствует о намерении лошади снизить скорость. Когда лошадь напугана, она, как собака или кошка, поджимает хвост. Если лошадь догоняет хищник, ее хвост опущен.

Хвост коровы

Взмах хвоста  коровы — и мухи с гулом, но ненадолго, оставляют животное в покое.  При покупке коровы люди определяют молочность коровы по хвосту. Если у коровы хвост длинный, то корова будет давать много молока.

Шаг 4. Хочешь верь, хочешь проверь! (Ответы на вопросы анкеты.)

1.Бесхвостые животные. 

Таких зверей и птиц очень мало. Нет хвоста у человекообразных обезьян, у обезьяны магота, обезьяны-тонкого лори. Известна бесхвостая птица киви.

Есть такая порода кошек Курильский бабтейл. Они рождаются и живут всю жизнь без хвоста. Внешне напоминают рысь в миниатюре. Такие кошки очень агрессивны. У квакш, лягушек и жаб вообще нет хвоста. Хвост оказался лишним и для животных, обитающих в кустарниках или в густой траве. Тут тоже немудрено зацепиться за ветку или поранить хвост об острый шип, особенно если животные передвигаются прыжками.

        Оказывается, мы  были не прав. Бесхвостые животные существуют, хотя их и немного. А вот у медведя и ежа на самом деле хвосты есть, только они очень маленькие.

2.Зачем кошке нужен хвост.

Эта штука служит нашим мурлыкающим питомцам не только для красоты. Условно можно выделить две основные функции, которые выполняет кошачий хвост: это стабилизация положения тела при прыжке и, конечно, выражение эмоций.

На самом деле именно благодаря хвосту кошке удаётся приземляться на лапы при падении. Да и балансировать во время бега, прыжков и любых других телодвижений кошке помогает хвост. В общем, грубо говоря, это своеобразный руль. Только «установлен» он сзади.
Другая (и, кстати, ничуть не менее важная) роль, выполняемая кошачьим хвостом, – выражение различных эмоций и настроения. Если кошка распушила свой хвост, скорее всего, она чем-то напугана или сильно возбуждена. А в раздраженном состоянии кошки и коты дёргают своими хвостами из одной стороны в другую. Думаю, многим знакомо это зрелище. Стоит только «поругаться» с кошкой, как она тут же начинает возмущённо дёргать хвостом.

        В отношении кошек мы были абсолютно правы.

3.Хвосты у рыб.

Обитатели воды используют хвост как средство передвижения. Только рыбы, саламандры, тритоны и крокодилы машут им вправо-влево,

а киты, дельфины, тюлени, бобры и каланы – вверх-вниз.

        Я не раз видел по телевизору, как люди, плавая под водой, совершают ногами движения такие же, как рыбы хвостом.

4.Самый красивый хвост.

Наверняка, почти каждый ответит, что это хвост павлина. А вот и нет! Оказывается,  что огромный роскошный веер самцов, обычно неправильно называемый хвостом, в действительности образован перьями надхвостья. Удерживать его в развернутом виде помогает истинный хвост, в обычном состоянии невидимый. Подняв с помощью хвоста перья надхвостья, павлин красуется перед стайкой самок.

Так что мои одноклассники и я ошибались, считая самым красивым хвост павлина и вообще считая его хвостом. А красивых хвостов, оказывается, на свете очень много.

5. Почему собака виляет хвостом?

 Если незнакомая собака лает на вас, но при этом энергично молотит хвостом, бояться ее не  следует. Это не агрессия. Просто пес хочет познакомиться и, не умея об этом сказать, хвостом и лаем выражает свое дружелюбие. Опасайтесь собаки, если хвост у нее поджат. Знайте, пес напуган и будет обороняться. Не стоит навязывать ему свое знакомство, он укусит.

Когда я возвращаюсь из школы домой, по дороге встречаю много собак. Они все – мои друзья. Но гладить собаку с поджатым хвостом я никогда теперь не буду.

6. Почему некоторые животные, когда спят, то закрывают нос хвостом.

Почти все ребята в классе ответили, что так теплее. Животные так согревают воздух, которым они дышат. Мой котик Мурзик часто так спит - прикрывая нос  хвостом или лапкой.

7.Держи хвост пистолетом!

Мы говорим кому-либо «Держи хвост пистолетом!», когда хотим посоветовать человеку вести себя увереннее, несмотря на трудности.

А вот значение этой поговорки никто в нашем классе не знает. Поэтому мы решили найти еще несколько поговорок о хвостах и обязательно рассказать о них своим одноклассникам.

Заключение. Вывод.

        Итак, мы  выяснили, зачем животным хвосты. Можно сказать, что для себя мы сделали настоящее открытие. Хвосты бывают разные: большие и маленькие, красивые и не очень, но выполняют множество различных функций. Они играют важную роль в жизни животных.

А теперь давайте вернёмся к сказке Сутеева «Хвосты». Представим, как жили бы лиса и заяц, если бы поменялись хвостами. Зайцу, наверное, было бы очень трудно прыгать между деревьями с огромным пушистым хвостом. Он стал бы зацепляться им за ветки и быстро передвигаться не смог бы.  Также зайцу стало трудно убегать от врагов. А то еще какой-нибудь хищник схватит его за пушистый хвост. А лисе, наоборот, было бы сложно остаться с маленьким хвостиком. Для нее стало бы невозможным ловко маневрировать между деревьями, преследуя добычу. Также не смогла бы лиса  пробежать по упавшему дереву через речку. И возможно, замерзла бы, ведь хвост служит лисе хорошим одеялом. Так что менять хвостами животных не будем.

         Мы уже поняли, что хвосты играют огромную роль в жизни животных. И не случайно народом придумано множество пословиц, в которых речь идет о  хвостах. И, конечно, в них говорится вовсе не о животных, а о поведении людей.

  1. Если вы говорите, что кто-то «задирает хвост», то это означает, что этот человек держит себя самоуверенно, заносчиво.

  1. Если вы говорите, что кто-то «поджал хвост», то это означает, что этот человек стал смирным, притаился, испугался.

  1. Если вы говорите, что кому-то «вожжа (шлея) под хвост попала», то это означает, что этот человек стал неуправляемым, перестал сдерживаться.

  1. Если вы говорите, что кому-то «прижали (прищемили) хвост», то это означает, что этого человека ограничили в свободе действий, заставили подчиниться, поставили в трудное положение.

  1. Если вы говорите, что кто-то «плетётся в хвосте», то это означает, что этот человек идёт последним в ряду других людей или отстаёт в каком-то деле от остальных.

  1. Если вы говорите, что кто-то «висит на хвосте» у кого-то, то это означает, что один человек тайно или открыто преследует другого.

  1. Если вы говорите, что кому-то «наступили на хвост», то это означает, что этого человека кто-то обидел, разозлил.

  1. Если вы говорите, что кого-то ругают «(гонят) в хвост и в гриву», то это означает, что этого человека сильно ругают, гонят откуда-то.

  1. Выражение «не пришей кобыле хвост» употребляется в том случае, когда речь идёт о чём-то ненужном, неуместном, не помогающем делу.

  1. Выражение «псу (коту) под хвост» употребляется в том случае, когда речь идёт о чём-то без пользы израсходованном, о напрасно затраченных усилиях.

  1. Фразу «сорока на хвосте принесла» говорят в том случае, когда идёт речь о непроверенном, недостоверном известии, о тайных источниках каких-либо сведений.

Используемая  литературы и сайты интернета:

1.Детская энциклопедия «Махаон», Животные, 2000 г.;

2. Фразеологический словарь русского языка, 2009 г.;

3. Журнал «Юный натуралист», 1990 г.

4. www.genon.ru – зачем кошке хвост?

5. zoolife.com.ua – для чего животным нужны хвосты?;

6 . viki.rdf.ru – детская презентация "Для чего животным нужны

хвосты?";

7. shkolazhizni.ru – для чего животным нужен хвост


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...

Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах

Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА Номинация: «Проектно-исследовательская работа на тему «Роль календарей в жизни людей»

На сегодняшний день практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самы...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...