Внеклассное мероприятие "Природа - наш дом родной"
классный час по окружающему миру (4 класс) на тему
Данное мероприятие проведено в рамках Недели начальной школы с целью привлечения школьников к охране природы родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие - конкурс по экологии между двумя командами | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по теме:
«Природа - наш дом родной»
Цели:
- расширить знания детей о природе;
- раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;
- воспитать положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу;
- развить познавательный интерес, кругозор обучающихся, речь, мышление.
Оборудование:
- запись «Птичьи голоса»;
- рисунки цветов, грибов, ягод, животных;
- Красная книга Крыма;
- ИКТ.
Лес – наше богатство.
Помни! Мы в лесу не хозяева, а гости.
Звучит стихотворение С. Погореловского « Лес». (птичьи голоса)
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой не упусти:
Ты же видишь, мы свои.
Учитель: (на фоне птичьих песен, взятых из записи «Птичьи голоса».
- Дорогие ребята, уважаемые гости, я приглашаю вас на экскурсию в лес. Тихо в лесу и сумрачно. Но остановись и прислушайся, присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны.
Много интересного в лесу! Нужно уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. В лесу происшествий не меньше, чем в селе. Здесь свои праздники, несчастные случаи. Там есть герои и разбойники.
-Сегодня на нашей игре встречаются две команды: « Солнышко» и
« Радуга». Оценивать вас будет опытное жюри по пятибалльной системе.
-Итак, «Что в крымском лесу растёт, кто в крымском лесу живёт.»
- Что собой представляет лес? ( ответы)
( фильм о лесе )
- Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери и насекомые. В лесу растут деревья, кусты, травы. А вот знаете вы их или нет, сейчас проверим.
Конкурс 1. « Загадочный» ( разминка)
(загадки о деревьях, кустарниках, травах.)
1)Пирамидки эти елки
У них не колкие иголки
И красивы и стройны
Ёлку юга назови? (Кипарис)
2) Вечнозеленое хвойное дерево или кустарник. Часто используется в декоративном садоводстве, отличается очень медленным ростом и поэтому хорошо поддаётся стрижке. Из него посажен знаменитый лабиринт в Британии Хэмптон-корт – живая стриженая изгородь длиной чуть менее километра и высотой 180 см. (Тис ягодный)
3) Я не чудо-ёлочка,
Хоть растут иголочки.
Шишкоягоды на мне,
Но не братик я сосне.
Не деревья ельника,
Кустик - ... . (МОЖЖЕВЕЛЬНИКА)
4) Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
(Боярышник)
5) Грива есть, а не лошадка.
Хоть седой, я молод.
Мне в степи живется сладко,
Ни к чему мне город.
Там, где ветер гладит спинку,
Поднимая к небу пыль,
Вы увидите травинку -
Называется (ковыль)
6) На лесной опушке,
На лугах, в горах,
После зимней стужи,
Вся земля в цветах.
Белым покрывалом,
Стелет первоцвет,
Как же называется,
Нежный сей цветок? (Подснежник)
(картинки растений на слайдах)
- Ещё в лесу много домов. Это норы, гнёзда, дупла. Угадайте, кто в них живёт.
Конкурс 2. «Кто и где живёт».
*Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь.)
*Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму. (Белка.)
*Меньше белки, зимой спит, по телу (спине) идут полосы. (Бурундук)
*Похож на собаку, но больших размеров, хищник. (Волк).
*Лесной доктор. (Дятел).
*Лесной санитар. (Муравей.)
Конкурс 3. «Загадочное животное.»
- Расшифруйте названия животных.
1 команда: | ||
соль | вайруем | кабел |
лось | муравей | Белка |
2 команда: | ||
девьдем | баобчак | шаугкял |
медведь | бабочка | лягушка |
Конкурс 4. «Ромашка.» ( У ромашки отрывают лепестки. )
- На лепестках на тему « Легенды о растениях.» Команды по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.
- В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, т.к. уколола шипами этого цветка пальчик. ( Шиповник. )
- Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов. ( Пион. )
- Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. ( Ромашки. )
- Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко – синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. ( Василёк.)
- Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, но с каждым годом цветов становится всё меньше и меньше.
Ученик:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали….
- Ребята, надо ли рвать цветы? ( Ответы детей.)
- Следующий конкурс № 5 «Эрудит.»
- Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Чем она питается? (Полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками. )
- Зачем нужны змеи, ведь они опасны? ( Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Змеиный яд используется в медицине.)
- Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? ( Они являются кормом и лекарством для многих животных.)
- Что случается с пчелой после того, как она кого-нибудь ужалит? ( Пчела погибает.)
- Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: « Не тронь меня, я несъедобный». И не трогают его звери и птицы. ( Божья коровка.)
- Почему у лиственницы такое название? (Она, как лиственные деревья, сбрасывает хвою.)
-И следующий конкурс № 6 « Жалоба».
- Я вам предлагаю вытянуть одну из карточек с текстом жалобы животного и определить, о ком идёт речь и какую пользу оно приносит.
Жалоба 1.Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.
Жалоба 2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А нас обижают незаслуженно.
В первой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу, - они исчезнут.
Во второй - о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от неё огромная. Они поедают вредных насекомых ночью. Как бы сменяя птиц, которые едят насекомых днём.
- Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи, грибы. А знаете ли вы, что грибы заменяют мясо?!
Конкурс 7. « По грибы, по ягоды».
- Сейчас нам предстоит пойти в лес по грибы, по ягоды. Но, как вы знаете, не все грибы и ягоды пригодны в пищу для человека. Поэтому вы должны определить, что мы будем собирать.
- Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядись, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на них висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. (Голубика.)
- В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. ( Маслята. )
- Гриб красивый, яркий. Для некоторых животных этот гриб- лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу, и для человека- смертельный яд! ( Мухомор. )
- Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. ( Земляника. )
Физминутка: В лесу.
Вверх руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Низко присели, вниз посмотрели
Это жучок пьёт росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят,
Где они сядут, тоже покажем .
Сели все дружно назад.
Конкурс 8." Лекарственные растения".
- В лесу своя аптека, которая помогает нам ,людям, избавиться от многих болезней.
- Какие вы знаете лекарственные растения и чём они помогают? ( ответы детей )
Ответьте на вопросы:
- Какие лекарственные травы применяются при простуде?
( Шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды смородины. )
- Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? ( Отвар крапивы, листья подорожника, чистотел. )
- Какие лекарственные травы применяются при болях в животе? (Зверобой.)
- Какие растения помогают при упадке сил? ( Отвар или сироп шиповника, боярышник, зверобой. )
- Я бы хотела немного добавить:
- Болезни сердца лечит настой валерианы и ландыша. Из 100 г сухого ландыша получается 1 литр лекарства.
- Кашель, бронхит лечит настой из мать и мачехи.
- Капли зверобоя убивают микробы, лечат дёсна, затягивают ранки.
- Сок брусники пьют при повышенном кровяном давлении.
- Сок пастушьей сумки останавливает кровотечение.
- Корень одуванчика лечит заболевания печени, желтуху, гастрит.
- Этот список можно ещё долго продолжать. Пользуйтесь дарами леса, ребята, укрепляйте своё здоровье.
Учитель показывает « Красную книгу».
- Почему книга красная? ( Это сигнал опасности, обрати внимание.)
- В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите! Эта книга с каждым годом становится всё толще.
- Каких вы знаете животных, занесённых в Красную книгу?( ответы детей )
- А многих животных и растений этой книги можно скоро будет увидеть только на картинке ( показываю и называю).
Розовый пеликан, утка-мандаринка, розовая чайка, Амурский тигр, манул, жужелица Кавказская, женьшень, венерин башмачок, прострел (сон-трава).
- Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.
Конкурс 9. "Правила поведения в природе"
- Давайте вспомним правила поведения в природе. Каждая команда называет по очереди, кто больше вспомнит.
Памятка:
- НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.
- НЕ рви цветы. За тобой пойдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.
- НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.
- НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
- НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.
- НЕ разоряй птичьи гнёзда.
- НЕ разоряй муравейники.
- НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
- НЕ отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
- В лесу старайся ходить по тропинкам.
Ученики читают стихотворения:
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк –
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажет: « Ты – мой друг!
Спасибо!»
- Человек многое может, но он – сын природы. Погубив окружающую среду, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом.
Звучит финальная песня.
Чтоб могли цветы расти
Всюду без опаски,
Их в букеты ты не рви –
Относись к ним с лаской.
Другом ты природе будь:
Ствол ножом не трогай,
Лишь тропой держи свой путь
И смотри под ноги.
Мусор ты не оставляй
На лесной полянке,
Красоты не оскверняй –
Убери все склянки.
Всем на свете наконец
Нам запомнить можно,
Что природу – храм чудес
Сохранить несложно.
-Я думаю, каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
внеклассное занятие "духовные ценности родного края"
занятие расчитано на детей 1-2 класса...
Внеклассное мероприятие "Литературная гостиная" Родные поэты"
Расширить представления о поэзии, о творчестве поэтов классиков...
Внеклассное мероприятие "Путешествие по родному краю"
Интегрированное мероприятие по окружающему миру с элементами краеведения....