Воздух и его охрана
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Воздух и его охрана»
Прозвенел долгожданный звонок.
Незнайка вновь встречи с Вами ждёт.
Вопросы приготовил он для Вас.
Чтоб дружно поработал весь класс.
Он желает Вам удачи!
За работу, в добрый час!
II. Введение в тему урока.
- Ребята, Незнайка хочет спросить у Вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?»с друзьями
- Он полностью с Вами согласен.
«Когда мои друзья со мной» спеть песню
- Ребята, угадайте, кого из своих друзей пригласил Незнайка с собой на урок?
- Отгадайте загадку и Вы узнаете, кто будет главным героем нашего урока.
«Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой на разный вкус.
Коль упустишь с поводка – Улетит за облака» (ответы)
- Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.
- А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри — откроется тема сегодняшнего урока.
- игра «Стоп - хлоп», хлоп - созданные руками человека (виноград, дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколадка, улитка, хомяк).
- На какие группы можно разделить оставшиеся предметы? (живой и неживой природы )
- Какие предметы относятся к живой природе? К неживой природе?
- По первым буквам в названиях оставшихся предметов составим слово – получится воздух.
- К какой природе относится воздух?
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.
«Воздух»
Слово "воздух" происходит от слова "вдыхать". Воздух - это то, чем мы дышим.
- Вместе с Незнайкой и Воздушным Шариком мы ответим на вопросы:
1. Что такое воздух.
2. Какими свойствами обладает воздух?
3. Как человек использует воздух?
4. Нужно ли воздух охранять?
IV. Изучение нового материала.
- Воздух находится вокруг нас повсюду. Как это можно доказать?
Опыт
Цель: дать возможность обнаружить воздух.
Ход. Обсуждение гипотез, как можно обнаружить воздух:
Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.
Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он станет выпуклым. Внутри пакета находится воздух.
Если взять стакан с водой и подуть через соломинку, можно увидеть пузырьки воздуха.
- Что же мы можем сказать о воздухе?
Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду. (карточка с выводом вывешивается на доску)
- Правильно. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в, воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на земле. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.
Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое.
- Как Вы думаете, из чего состоит воздух?
- Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (1%), водяные пары и другие газы. Первыми изучать состав воздух стали Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье.
- Послушайте стихотворение «Воздух». Что можно узнать о воздухе из стихотворении?
«Воздух»
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу - густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим!
V. Опыты. Исследование свойств воздуха.
- Как назван воздух в стихотворении? (невидимка)
- Можно ли воздух увидеть? (ответы)
Опыт 1.
Цель: показать, что иногда воздух можно обнаружить при помощи зрения.
Ход. Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.
- Что произошло, если опустить соломинку в воду и подуть?
(Появляются пузырьки)
- Это пузырьки воздуха.
Вывод: В некоторых случаях можно обнаружить воздух при помощи зрения. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Опыт 2.
Цель: показать, что воздух прозрачен.
Ход. Сравните воздух с непрозрачными предметами. Дверь, книга – непрозрачны – через них мы не видим окружающие предметы. А через воздух?
(всё видно)
Вывод: Воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Опыт 3.
Цель: показать, что воздух бесцветен.
.Ход. Сравните воздух с телами, имеющими цвет (цветная бумага разных цветов).
Вывод: Воздух бесцветен. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Опыт 4.
Цель: показать, что чистый воздух ничем не пахнет.
.Ход. Вдохнуть глубоко, что Вы почувствовали? (ничего)
Пахнет чем–нибудь воздух? (нет)
Возьмём духи, корки апельсинов. Закроем глаза. Предложим последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Какой запах имел воздух до того, как он был насыщен разными запахами?
Вывод: Воздух не имеет запаха. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Опыт 5.
Цель: показать, что чистый воздух не имеет вкуса.
Ход. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.
Какой вывод сделаем?
Вывод: Воздух не имеет вкуса. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Опыт 6.
Цель: показать, что воздух не имеет формы.
Ход. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? Попробуйте взять в руки воздух.
Получилось? Имеет воздух форму?
Вывод: Воздух не имеет формы. (карточка с выводом вывешивается на доску)
- Вспомним, какие свойства воздуха мы узнали.
Вывод: Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…
VI. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
VII. Использование свойств воздуха человеком.
- Сегодня Вы ещё больше узнаете о воздухе (его свойствах). И о том, как человек использует это в своей жизни.
Опыт 7.
Цель: показать, что воздух движется (при колебании воздуха образуется ветер).
Ход. Помашите веером перед собой. Что почувствовали?
(лёгкий ветерок)
- Как ветер связан с воздухом?
- Давайте вспомним, что мы знаем о ветре.
« Земля в разных местах по - разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха».
Вывод: Воздух движется. (карточка с выводом вывешивается на доску)
- Воздух заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль.
- Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?
Опыт 8.
Цель: показать, что воздух сжимаем и упруг.
Ход. Ударь мячом об пол. Что происходит?
Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.
Вывод: Воздух сжимаем и упруг. (карточка с выводом вывешивается на доску)
- Где использует человек свойство воздуха? (Баллончики газовые)
Вывод: Теплый воздух поднимается вверх. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх. Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.
Проблемный вопрос.
- Что произойдёт, если воздух нагреть? Стр. 156 мир вокруг нас.
( ответы)
Вывод: При нагревании воздух расширяется
- Что произойдет, если воздух заморозить?
Вывод: При охлаждении воздух сжимается.
(При нагревании расширяется. При охлаждении сжимается.)
- Как объяснить, что воздух при нагревании расширяется? Что происходит с частицами, из которых состоит воздух?
(Частицы начинают двигаться быстрее, и промежутки между ними увеличиваются)
- Рисует в первом прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при нагревании.
- Как объяснить, что воздух при охлаждении сжимается? Что происходит с частицами, из которых состоит воздух?
(Частицы нанимают двигаться медленнее, и промежутки между ними уменьшаются.)
- Рисуют во втором прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при охлаждении.
*Задание для любознательных.
Проверь с помощью опыта.
Вынеси мяч на холод, понаблюдай, что с ним стало. (мяч стал мягкий, как бы сдутый)
Отчего это произошло? (воздух охладился, сжался и стал занимать меньше места)
Что произойдёт, если мяч внести в посещение? (мяч примет прежнюю форму) Почему? (воздух нагреется, расширится и вернёт мячу прежнюю форму)
Внеси мяч в помещение. Проверь свою гипотезу.
(Слайд 26)
Рассказ учителя.
«Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений.
Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
Это происходит потому, что…
Вывод: Воздух плохо проводит тепло. Сохраняет тепло.
VIII. Закрепление знаний.
- Перечислите свойства воздуха и ответьте на вопросы Незнайки и Воздушного Шарика.
Почему при ударе мяч отскакивает от пола?
Почему окна делают с двойными рамами?
В чем будет теплее: в 10-ти шелковых блузках или в 1-й шерстяной?
Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?
Что происходит с объемом воздуха при нагревании?
Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?
IX. Охрана воздуха.
- Ребята, людям, животным, растениям - всем нужен воздух.
- Ребята, а от чего воздух может загрязняться?
- Почему же на земле его не становится меньше?
- Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
- Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?
- На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.
Но главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Поэтому люди сажают их в населённых пунктах, высаживают в лесах.
(Слайд 30)
X. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Мы закончили исследовать воздух. Давайте спросим у Незнайки, что он запомнил о воздухе?
- Я буду задавать Незнайке вопросы, он будет отвечать, а вы, ребята, будите проверять правильность его ответов.
Незнайка, какие свойства воздуха запомнил? (воздух голубой, душистый и жидкий).
Какой газ в воздухе самый важный? (углекислый газ).
Как люди научились использовать воздух? (я не запомнил).
Что нужно делать, чтобы воздуха на земле не стало меньше? (нет - машинам,
да - велосипеду).
- Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.
XI. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Воздух и его охрана" к курсу "Окружающий мир" 3 класс.
Презентация к уроку "Воздух и его охрана" 3 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/28/picture-71754.jpg)
презентация "Воздух и его охрана"
Презентация предназначена для уроков в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа России"...
«Воздух и его охрана»
Цели: Образовательные:· Дать представление о воздухе, познакомить с составом и некоторыми свойствами воздуха;·...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/18/picture-192958-1361208790.jpg)
Тесты по окружающему миру 3 класс.Тема: "Воздух и его охрана"
Тесты по окружающему миру 3 класс. Тема: "Воздух и его охрана", "Вода и её свойства"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/30/picture-134376-1409427883.jpg)
Анкета для учащихся и родителей "Воздух и его охрана", "Курение и воздух"
Анкету можно использовать на уроке окружающего мира, ОБЖ, при проведении тематического родительского собрания....