"Жизнь экосистемы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
технологическая карта урока окружающего мира во втором классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekosistemy.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО – Панфилова Кристина Эдуардовна,
Должность – Учитель начальных классов,
Организация – МАОУ СОШ №3,
город – Новый Уренгой
Класс: 2
Программа: «Школа 2100»
Учебник: Вахрушев А.А., 2 класс, 2 часть
Тема: Экологические системы
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы «Экологические системы»
Задачи:
Обучающая: создать условия для успешного усвоения понятий «экосистема», «почва», «сообщество», «место обитания»; показать особую роль живых организмов на Земле и их функционирование;
Развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов обучающихся, познавательных и коммуникативных навыков;
Воспитательная: создать условия для воспитания умения анализировать возникшую проблему сообща, коллективно приходить к решению; бережного отношения к природе.
Технология: технология проблемного обучения
Методы технологии: диалог, исследование, монолог, рассуждение, наглядный
Тип урока: изучение нового материала
Виды деятельности: групповая работа, коллективная дискуссия, фронтальная беседа
Средства обучения: наглядно-зрительные пособия
Учебные материалы: карточки с терминами, учебник – тетрадь.
Ход урока
Этап | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результат совместной деятельности |
1.Оргмомент | Подготовить учащихся к работе на уроке | – Скажи дружок, ты готов начать урок? Есть порядок на столе? Есть порядок в голове? Чтобы уметь знания Нужно терпение и старания! Садитесь.
| Школьники настраиваются на работу и проверяют готовность к уроку. Дети садятся на свои места. | Дети настроены на работу; мотивированы к изучению нового материала. |
2.Актуализация знаний и постановка проблемы. | Вспомнить ранее изученное, выявить места и причины затруднения. Определить проблему, требующую разрешения. | - Ребята, скажите, из чего состоят все предметы? - Какие природные богатства вы знаете? - чем отличаются живые организмы от неживых предметов? Животные от растений? - Кого из них можно назвать «кормильцами», «едоками» и «мусорщиками»? - Расскажите, как нужно ухаживать за домашними животными и культурными растениями? - Хорошо, а как же тогда дикие животные и растения, которые живут сами по себе? Нужна ли им помощь человека? - Давайте разберемся! | - Из веществ Природные ресурсы, полезные ископаемые, растительный и животный мир, солнечный свет и воздух. Организмы живые, они дышат, движутся, кушают, а неживые предметы, созданы человеком, они не дышат. Животные питаются растениями. Возможны другие варианты ответов. Растения – это «кормильцы», животные – «едоки», а «мусорщики» - это различные микробы, черви, грибы ит.д. Во фронтальной беседе дети рассказывают: нужно их кормить, растения полевать, полоть, за животными следить, мыть и т.д. Варианты ответов обучающихся: нужна, т.к. люди охраняют вымирающих животных, садят леса. НЕ НУЖНА, т.к. это такие животные и растения, которые приспособились к самостоятельной жизни, без помощи человека. | Актуализирован субъектный опыт учащихся. Дети демонстрируют то, как они усвоили знания на прошлом уроке. В ходе фронтальной беседы учитель задает вопросы, при которых возникла спорная ситуация, а, следовательно, проблема, которую нужно решить в течение урока. |
3.Выдвижение и проверка гипотез. Решение учебной задачи. | Поддержать у учащихся активность, интерес, созданные во время этапа урока; поддержать усилие обучающихся по отслеживаниют у них собственного понимания; способство-вать получению самими детьми информации, ее осмыслению, соотнесениюс уже имеющимися знаниями. | - Представьте себе такую ситуацию: растениям надоело, что их поедают животные. Они решили жить отдельно от животных. Что из этого получилось? - Что нам следует знать, чтобы ответить на данный вопрос? Учитель записывают возникшие вопросы – предположения на доску, помогает детям, руководит, задавая дополнительные вопросы. - Откройте стр. учебника…(35). Прочитаем задание №1 - Какие варианты решения? - Запишите правильные ответы. - А что будет, если их переселить? - Значит, как называется дом каждого этого существа, если он там обитает? - Прочитаем, правильно ли мы выполнили задание! - Правильно ответили на первый вопрос?(вопрос на доске) - Прочитайте еще раз заголовок текста! Как вы понимаете это слово? Экологические системы или экосистема - это и есть тема нашего урока. (тема на доске) - Анализируя прочитанный текст, скажите, что нужно живым организмам для жизни? - Ответили мы на второй вопрос? - Переверните страницу учебника, посмотрите рисунки в №2. Ваша задача определить, как связаны друг с другом эти животные и растения? И разобраться, кто от кого зависит! - Посмотрите на третий вопрос (Могут ли растения жить без животных, а животные без растений). Правильно ли мы ответили на него, узнаем, прочитав текст после №2. - Правильно мы ответили на вопрос? - Что такое экосистема? Прочитайте определение в учебнике. | Варианты ответов детей: это невозможно, погибнут и те и другие, растения будут жить лучше, чем с животными и т.д. Дети делают предположения: как называется то место, где живут различные растения и животные? Что нужно живым организмам для жизни? Могут ли жить растения без животных и животные без растений? Каковы функции растений и животных? Живет ли кто- нибудь еще вместе с животными и растениями? Читает один ученик вслух: подпиши, где живут белка, одуванчик, осьминог, кувшинка. Что будет, если их переселить? Обучающиеся из собственного опыта делают выводы, что белка живет в лесу, одуванчик- луг, осьминог- море, кувшинка- озеро. Эти варианты обсуждаются и записываются в учебник – тетрадь. - Они могут погибнуть. Место обитания. Читают самостоятельно для себя. Да - Экосистема. Это система, в которой живые организмы чувствуют себя как дома и др. Место обитания (дом), тепло, свет, защиту от врагов достаток пищи и воды. - Да. Дятел лечит деревья, добывая из них вредных насекомых, гусеница поедает листья деревьев, пчела питается нектаром цветков, птица семенами деревьев и растений. Если не будет хоть одного этого компонента, то второй тоже может погибнуть. Читают - Да. Сначала дети называют свои предположения, затем читают определение в учебнике. | Для решения поставленной проблемы, дети под руководством учителя выдвинули вопросы, на которые нужно ответить для решения возникшей проблемы. Т.е. дети с помощью учителя сформулировали познавательную цель. Выполнив задание №1, ответили на первый поставленный вопрос, затем проверили по тексту параграфа. Вывели тему урока. Изучив текст по новой теме, обучающиеся нашли ответ на второй, поставленный в начале урока, вопрос. Нашли ответ на третий вопрос и дали определение экосистеме. |
4.Моделирование выведенного правила. Работа в команде (1,2, 3 ряды) | Создать условия для целостного осмысления, обобщения полученной информации; присвоения нового знания, нового материала; формировать у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Определить формы деятельности для разрешения проблемы (групповая) | - Ребята, посмотрите на 4 вопрос (каковы функции растений и животных?) ответ на этот вопрос вы будете искать, объединившись в команды. У всех живых организмов есть свои профессии. Растения – это «кормильцы», животные – «едоки», а различные микробы, черви, грибы и т.д. - это «мусорщики». Команда 1- го ряда будут «кормилицы». Они изучают текст на стр…(36) и ищут ответ на 4-ый вопрос. Команда 2-го ряда будут «едоки». Они изучают текст на стр…(37), первый абзац, ищут ответ на 4-ый вопрос. Команда 3-го ряда будут исследователями «мусорщиков». Они изучают текст на стр…(37) 2-ой и 3-ий абзац и ищут ответ на 4-ый вопрос. Рассматривайте иллюстрации. Ваша задача изучить функции и затем рассказать их классу. Учитель в ходе рассказа ученика, помогает ему, чтобы у остальных ребят класса сложилось верное понимание материала. - Ребята, а на пятый можем ответить? (Живет ли кто- нибудь еще вместе с животными и растениями?) - У «мусорщиков» есть еще одна важная функция. Они помогают перерабатывать остатки растений и животных. Эти переработанные остатки придают почве плодородие верхнему слою земли, который называется почвой. (термин вывешивается на доску). - Скажите, зачем нам нужна почва? - Составим пищевую цепь! Что это? - Кто питается «кормильцами»? Значит куда пойдет стрелка? - Кто питается «едоками»? Значит куда пойдет стрелка? - А может ли стрелка пойти от «кормильцев» к «мусорщикам»? Почему? - От «мусорщиков» куда пойдет стрелка? На доске появляется схема: - Молодцы ребята! А сейчас самостоятельно выполните № 6 на стр…(38) аналогично этому. - Почему за дикими животными и растениями не надо ухаживать? | Слушают учителя. Объединились в команду, читают и изучают текст. Затем по одному человеку от команды представляют свой рассказ, команда помогает, дополняет. - Да, вместе с растениями и животными живут грибы, микробы, черви, бактерии. Слушают рассказ учителя. Если почва плодородна, то на ней хорошо растут растения. - Это значит, кто и кем питается, кто с кем взаимосвязан. «Едоки», стрелка пойдет от «кормильцев» к «едокам». «Мусорщики», стрелка пойдет от «едоков» к «мусорщикам». Нет, т.к. «едоками» питаются «мусорщики», т. е. их остатками. Да, т.к. «кормильцы» тоже отмирают и их остатки нужно перерабатывать, например, листья осенью опадают. Их перерабатывают «мусорщики». К «кормильцам». Т.к. «мусорщики» дают плодородную почву для благоприятного развития растений. Обучающиеся по аналогии выполняют №6 в учебнике – тетради, т.е. данную схему перенесли . Т.к. они самостоятельно приспособились к жизни, у них своя экосистема, которая не требует вмешательства человека. | С помощью работы в команде обучающиеся изучили функции «кормильцев», «едоков», «мусорщиков», следовательно, ответили на 4-ый вопрос и на 5-ый. Изучили понятие «почва», составили пищевую цепь из «кормильцев», «едоков» и «мусорщиков». Возникла проблемная ситуация, дети нашли ее решение под руководством учителя. Закрепили знания о круговороте минеральных и органических веществ и пищевых связей. Нашли ответ на проблему, поставленную в начале урока. |
7. Этап формирования представлений у учащихся о домашнем задании. | Обеспечить понимание учащимися цели, содержание и способов выполнения домашнего задания. | - Откройте дневники и запишите домашнее задание: Стр. 35-38 пересказ, стр. 36, №2, стр. 38, № 5 , №4 по желанию кроссворд. -Откройте заданные страницы, текст на этих картинках нужно знать, т.е. уметь его пересказать, объяснить и привести примеры из заданий. Посмотрите №2, (Ваня), прочитай задание вслух. Ваша задача вписать в клеточки недостающие буквы. У вас должны получиться слова, которые указывают на то, что необходимо растениям для жизни. №5, вам нужно вписать одно слово. Это слово есть в кроссворде. - №4 по желанию. Выполняете простым карандашом. | Дети записывают домашнее задание: Дети анализируют домашнее задание, задают вопросы, если что – то вызвало непонимание. | Обеспечено понимание детьми домашнего задания |
5. Итог урока, рефлексия | Сформулиро-вать совместно с учащимися итог урока. | - Что такое экосистема? - Везде ли могут жить дикие животные и растения? - Что такое почва? Сообщество? - Молодцы! Спасибо за урок! Вы сегодня очень плодотворно поработали! | Это совместно обитающие живые организмы и участок земли, на котором они чувствуют себя как дома. Нет, т.к. у каждого свое место обитания. Почва- это верхний плодородный слой земли. Сообщество – это совместно обитающие живые организмы. | Учащиеся самостоятельно подвели итог под руководством учителя. |
Список использованной литературы
- Учебник «Окружающий мир. Наша планета Земля» Вахрушев А.А., 2 класс, 2 часть.
- Рабочая тетрадь «Окружающий мир. Наша планета Земля» Вахрушев А.А., 2 класс, 2 часть.
- Книги серии “Отличная энциклопедия” от издательства АСТ- “Хочу всё знать” Дмитрий Кошевар
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Жизнь экосистемы" (с элементами здоровьесберегающих технологий) 3 класс
Урок окружающего мира в 3классе по программе ОС "Школа 2100"...
Урок окружающий мир 3 класс Тема:Жизнь экосистемы.
Цель уроканаправлена на то чтобы учащиеся научились1) понять, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме проис...
Урок окружающий мир 3 класс Тема: Жизнь экосистемы.
Цельурока 1) понять, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме происходит круговорот веществ.2)...
Конспект урока по окружающему миру "Жизнь экосистемы".
Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС ....
Урок окружающего мира 3 класс "Жизнь экосистемы"
Урок соответстует ФГОС....
Жизнь экосистемы
Жизнь экосистемы...
Экосистемы. Жизнь в горах.
методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе ОС Школа 2100...