птицы зимой
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Как помочь птицам зимой»
( Решение проектной задачи: создание журнала о зимующих птицах)
Цели:
- Расширить и систематизировать знания о зимующих птицах;
- Учить детей применять полученные знания в условиях групповой работы;
- Развивать навыки сотрудничества в малых группах;
. Развивать познавательный интерес к объектам живой природы; . Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийные средства обучения, презентация к уроку.
Для учащихся: конверты с заданиями, цветные карандаши, ручки, чистые листки формата А4 для выполнения заданий, ножницы, клей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
(Перед началом урока дети делятся на 4 группы)
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
2. Актуализация знаний.
Дом открыт со всех сторон.
В доме тысячи колонн.
Под колоннами – ковры.
Над колоннами – шатры.
Тут живут и на коврах,
И в колоннах, и в шатрах (Лес) Слайд 1
- Что интересного мы можем увидеть в лесу? (деревья, кустарники, травы)
– Кто живет в лесу? (животные)
– Что необходимо для жизни животных и растений? (тепло, свет, вода, пища,воздух, )
3. Постановка учебной задачи:
- Давайте закроем глаза, и внимательно вслушаемся…
Звучит фонограмма «Голоса птиц» Слайд 2
- Что вы услышали?
- Вам понравилось?
- Когда мы можем слышать такое пение? (летом, весной)
- В какое время года мы не слышим пение птиц? Почему? (Птицам холодно и голодно зимой).
- Зимой для птиц страшнее голод, чем холод. За короткий зимний день они едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на деревьях и на снегу затрудняют птицам добывание корма.
(ПОДСКАЗКА, если дети не смогут сфрмулировать тему )
«Доскажи словечко»:
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - ... (птицы
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(Как зимой помочь птицам.) Слайд 3
3. Выявление уровня знаний по теме: «Зимующие птицы»
План работы
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
- - Какие птицы ждут от нас помощи?
- Чем подкармливать птиц?
- Какую пользу приносят птицы Слайд 4
- Можем ли мы помочь птицам перезимовать? (да)
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
(Ответы детей: сделать кормушки, насыпать корм)
- - Какие птицы ждут от нас помощи?
Свиристель, синица, снегирь, поползень, воробей. Слайд 5
1. Игровое упражнение "Прилетели птицы..."
Мы кормушку смастерили, в гости птичек пригласили. Прилетели в гости птицы: воробьи, дрозды, синицы, Галки, ласточки, чижи, снегири, щеглы, стрижи,
Дятлы, поползни, скворцы... Нашли ошибки – молодцы!
- Какие ошибки обнаружили? (перелѐтные птицы не могут прилететь к кормушке)
- Какие ещѐ птицы, кроме перечисленных, могут прилететь к кормушке? (свиристель,…)
- Назовите птиц, которые прилетели к нам на зиму? (снегирь, свиристель, клѐст) Слайд 6
- Кто знает, как называют птиц, которые не улетают от нас на зиму, а зимуют вместе с нами? (оседлые)
- -Оседлый - постоянно проживающий на одном месте. Слад 7
- Молодцы ребята, вы смогли ответить на все вопросы.
Давайте обобщим наши знания о зимующих птицах и поделимся нашими знаниями с другими детьми. Для этого мы создадим журнал о зимующих птицах.
Определение цели и задачи проектной деятельности
Давайте определим цель нашей работы: Обобщить знания о зимующих птицах
Задача: Создать журнал «Как помочь птицам зимой» Слайд 8
- Кому может быть полезен наш журнал? (ребятам других классов, детям из детского сада).
- Что такое журнал? Какие журналы вы читали? Какие журналы выписываете или покупаете? Чем он отличается от книги?
Проблемная ситуация: Как мы будем создавать журнал?
-Чтобы успеть выполнить работу за урок, предлагаю работать в группах.
Каждая группа будет работать над своей страницей (разделом) журнала. Разделы журнала вы видите на доске.
5. Организация работы в группе Слайд 9
-Давайте вспомним правила работы в группе. (Правила работы на доске)
Определим цели работы группы; (с помощью учителя)
Распределим обязанности;
Выберем «спикера»;
Дадим возможность высказаться каждому;
Работаем тихо, не мешая другим группам.
- Давайте обратимся к вопросам (вопросы на доске), на которые мы уже отвечали. Слайд 10
- Какие птицы ждут от нас помощи?
-Как мы можем помочь зимующим птицам?
И еще два вопроса на которые вы сможете ответить, поработав в группах.
- Чем подкармливать птиц?
- Какую пользу приносят птицы?
Эти вопросы нам помогут наметить разделы журнала.
Физминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг - скок, прыг - скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень Прямо - в тень.
Задания для 1 группы.
1. Вспомните, какие птицы прилетают к нам на зиму? Каких птиц мы
называем осѐдлыми? Воспользуйтесь рисунками из приложения,
распределите птиц на две группы.
Задания для 2 группы.
1.Среди предложенных загадок выберите загадки о тех птицах, которые нуждаются в нашей помощи зимой.
2. Выбранные загадки наклейте на страницу для оформления журнала «Как помочь птицам зимой?» Оформите еѐ по своему усмотрению.
Задания для 3 группы.
1.Используя свои наблюдения, ответьте на вопрос «Чем нужно подкармливать птиц?» Предложите своѐ меню для птиц, прилетающих к кормушке. (Можно воспользоваться текстом из приложения)
2. Для нашего журнала оформите страницу «Чем нужно подкармливать птиц,
прилетающих к кормушке?»
Задания для 4группы.
1.Подумайте, какую пользу приносят птицы.
2.Оформите страничку для журнала о пользе птиц.
Если вам нужна помощь, воспользуйтесь текстами из приложения. На каком тексте вы остановили свой выбор? Почему?
6.Работа в группах.
7.Представление выполненных работ.
«Спикеры» представляют работу групп и прикрепляют листок с выполненными заданиями под своими вопросами.
8.Анализ работы каждой группы.
-Удалось ли достигнуть поставленной цели в группе?
-Молодцы, ребята! Что ещѐ вы можете предложить и сделать для нашего журнала? (Ответы детей: принести фотографии с изображением кормушек, сделанных своими руками, поискать или придумать стихи и загадки про птиц, найти познавательные рассказы о зимующих птицах и т.д.)
- В течение этой недели вы можете пополнять страницы нашего журнала.
9.Итог:
-Удалось ли нам достигнуть нашей общей цели?
-10. Рефлексия Слайд 11
Задание для 1 группы.
1. Вспомните, какие птицы прилетают к нам на зиму? Каких птиц мы называем осѐдлыми? Воспользуйтесь рисунками из приложения, распределите птиц на две группы.
Приложение для 1 группы
Зимующие птицы
«гости»
«осѐдлые»
Задания для 2 группы.
1.Среди предложенных загадок выберите загадки о тех птицах, которые нуждаются в нашей помощи зимой.
Чѐрный жилет, красный берет, Нос, как топор, хвост, как упор.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тѐплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый….
На шесте ворец, Во дворе певец, А зовут его
Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам красногрудый? - Облетел я всю Сибирь. Как зовут тебя?
Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?
Синяя косынка, тѐмненькая спинка. Маленькая птичка. Звать еѐ
(Отгадки: скворец, синичка, дятел, снегирь, соловей, воробей)
3. Выбранные загадки наклейте на страницу для
оформления журнала «Как помочь птицам зимой?» вместе с картинками отгадками. Придумайте заголовок для вашей страницы. Оформите еѐ по своему усмотрению.
Картинки-отгадки
Задания для 3 группы.
1. Используя свои наблюдения, ответьте на вопрос «Чем нужно подкармливать птиц?» Предложите своѐ меню для птиц, прилетающих к кормушке. (Можно воспользоваться текстом из приложения)
2. Для нашего журнала оформите страницу «Чем нужно подкармливать птиц, прилетающих к кормушке?»
Приложение для 3 группы
Для различных видов птиц нужен разный
корм. Клесты питаются только сосновыми и
еловыми шишками. Дятел любит
полакомиться семенами шишек. Семена подсолнечника едят почти все птицы, и в первую очередь, синицы и поползни. Семена тыквы едят все, кроме синиц и поползней. Овѐс и пшено - воробьи, синицы. Ягоды калины и рябины - любимая пища снегирей и свиристелей. Сырое сало-корм для синиц и для дятлов.
Меню для птиц
Задания для 4группы.
- Подумайте, какую пользу приносят птицы.
- Оформите страничку для альбома о пользе птиц.
Если вам нужна помощь, воспользуйтесь текстами из приложения. На каком тексте вы остановили свой выбор? Почему?
Приложение для 4 группы
Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых.
Совы и орлы спасают хлеб от грызунов.
Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие -склѐвывают семена и плоды сорняков, снижают засорѐнность полей.
Многие птицы – санитары.
Вороны, галки,сороки, коршуны и некоторые другие,питаясь на свалках, способствуют оздоровлению местности.
(Из детских энциклопедий)
Приложение для 4 группы
Для различных видов птиц нужен разный
корм.
Клесты питаются только сосновыми и
еловыми шишками.
Дятел любит полакомиться семенами шишек.
Семена подсолнечника едят почти все птицы, и в первую очередь, синицы и поползни.
Семена тыквы едят все, кроме синиц и поползней.
Ягоды калины и рябины - любимая пища снегирей и свиристелей.
Сырое сало-корм для синиц и для дятлов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гости к зиме. Птицы зимой.
Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....
"В гости к зиме. Птицы зимой"
Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....
Презентация "Покормите птиц зимой!", приложение к экологической акции "Кормушки -птицам!" для 1 -4 классов
Эта презентация - обращение к школьникам:Ребята! Помогайте птицам зимой!Зимуют в нашем крае не все птицы, а только те, которые приспособлены к выживанию в холодных погодных условиях.Для зимующих...
Классный час-праздник "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"
В работе с детьми младшего и среднего школьного возраста большое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ее обитателям. Использование при этом яркого, интересного ма...
Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.
Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13: Изготовление кормушки из бумажного пакета....
Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"
Технологическая карта и презентация урока...
Проектно-исследовательская деятельность по охране птиц зимой "Покормите птиц зимой"
Мы стали победителями в областной операции "Покормите птиц зимой" в номинации" Птичье кафе" и призерами в номинации "Прилетайте в гости к нам". Грамоты и дипломы мы получ...