Внутренний мир человека. 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Разработка урока по окружающему миру, 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 24.06 КБ |
pril.ppt | 965 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщения знаний по теме "Внутренний мир человека"
(Окружающий мир. 4-й класс)
Форма проведения: урок – обобщения знаний.
Цель. Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Внутренний мир человека».
Задачи:
- Развивать у учащихся умения читать и передавать свои эмоции, переживания, отличать черты характера от эмоций.
- Воспитывать у учащихся толерантное отношение к окружающему миру.
- Обучать коллективному взаимодействию, помогать овладевать навыками снятия эмоционального напряжения.
Технология проблемного обучения.
Методы обучения:
- практический (упражнения);
- наглядный, словесные (беседа, дискуссия);
- частично-поисковый;
- методы стимулирования и мотивации интереса к учению;
- методы активизации деятельности учащихся.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения:
- Учебники: Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса. Авторский коллектив: Д.Д.Данилов, Г.Э. Белицкая и др.- М: Балласс, 2003.- 128 с.
- Лист оценки знаний.
- Звёздочки и солнышки на каждого учащегося.
- Мяч.
- Карточки для групповой работы.
- ИКТ (презентация).
План урока:
- Организационный момент.
- Разминка (психогимнастика).
- Актуализация знаний. Постановка проблемы.
- Решение проблемы.
- Физкультурная минутка.
- Практическое применение знаний.
- Физкультурная минутка.
- Практическое применение знаний.
- Итог урока. Оценка.
- Творческое домашнее задание.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. (1 минута) | Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания. | Подготовка к уроку. |
2. Разминка (психогимнастика). (2 минуты) | Игра «Комплименты по кругу». | Дети перед уроком строятся в круг и говорят по кругу комплименты, передавая цветок. |
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы. (3 минуты) | - Мы открыли с вами для себя новый мир - Внутренний Мир Человека. «Сложен всякий человек, Ф.М. Достоевский (Слайд 1) Внутренний мир человека огромен, как Вселенная. Мы только заглянули в один из уголков этого мира. Но мы узнали с вами немало нового. И теперь на нашей карте появились новые, открытые нами, созвездия. Представьте себе, что когда-нибудь мы встретимся с инопланетянами, что мы расскажем им о человеке, о его внутреннем мире? «Мозговой штурм». | Слушают. Высказывают своё мнение.
Представляют идеи по поводу беседы с инопланетянами о внутреннем мире человека. |
4. Решение проблемы.(6 минут) | - Хорошо, ребята. Но следует предположить, что инопланетяне не разговаривают на нашем языке. Как разрешить данную ситуацию? Игра «Через стекло». - Необходимо разделиться на 2 команды. Одна команда без слов объясняет другой ситуацию. Другая разгадывает. Потом команды меняются ролями. - Что ещё вам удалось увидеть на лицах играющих? (Слайд 4) Игра «Угадай эмоцию». -Почему одна и та же эмоция понимается нами по-разному? Как быть в такой ситуации? (Уточнить, спросить.) | Дети предлагают общаться при помощи жестов и мимики.
Делятся на две команды. Договариваются о сюжете. Показывают и отгадывают. Эмоции. Высказывают мнения.
Высказывают мнения. Высказывают мнения. |
5. Физкультурная минутка.(5 минут) | Релаксация (музыка, звуки природы). - Как побороть волнение? (дыхательная гимнастика) | Выполняют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. |
6. Практическое применение знаний.(10 минут) | - Можно ли по выражению лица судить о характере человека? Почему люди не доверяют внешности человека? - Я согласна с вами, что о человеке мы судим по его поступкам, по его отношению к людям, делу и к работе. Игра. - Распредели черты характера по отношению к людям, к делу, к себе. (Слайд 12) Игра с мячом. «Противоположность черт характера» (добрый – злой). Учитель бросает мяч играющим, называя черту характера. - Послушайте стихотворение С. Погореловского «Перестарался». (Приложение 1) - Будет ли мама этой ночью гордиться своим вежливым сыном ? Почему? У каждого человека свой индивидуальный набор черт характера. Кроме этого есть черты характера, которые человек хотел бы приобрести, а какие-то хотел бы изменить. Одни и те же черты характера могут помогать человеку в делах или, наоборот, мешать. Игра «Хорошо-плохо». (Плюсы и минусы черт характера.) Дальнейшее обсуждение проходит в группах: каждая группа получает одну - две черты характера; нужно разобраться, что плохого как в «отсутствии» этой черты, так и в ее чрезмерном «присутствии». Сейчас каждая группа получит карточку, на которой написана одна черта характера человека. Вы должны будете обсудить, как наличие этой черты в характере человека ему может помогать и мешать.(Приложение 2, Приложение 3) Коллективное обсуждение выполненных заданий. | Рассуждают, высказывают мнения.
Дети возвращают мяч, называя противоположную черту характера.
Групповая работа по карточкам. Высказывают мнения |
7. Физкультурная минутка.(5 минут) | Азбука здоровья (оздоровительная пятиминутка). Как избавиться от плохого настроения? | |
8. Практическое применение знаний. (10 минут) | Упражнение «Мой портрет в лучах солнца». - Ребята, возьмите солнышки и напишите в лучиках свои хорошие качества. Игра «Зажги звезду». - А сейчас мы будем учиться видеть хорошее не только в себе, но и в других людях. У каждого из вас есть именные звёздочки. Когда вы будете выходить из класса, ваши одноклассники будут писать вам те чудесные качества характера, которыми вы обладаете.(Все звёздочки собирает учитель и выкладывает на доске портрет класса в виде большой звезды.) - Я прочту вам некоторые слова, какие мы добрые, весёлые, старательные, ласковые и жизнерадостные. Возьмите звёздочки и сравните со своими солнышками. Сравните мнения. | Индивидуальная работа.
Групповая работа. Из каждой группы выходят по 1 человеку. Остальные пишут для него на сердечке. Высказывают свои мнения. |
9. Итог урока. (2 минуты) | - Мы представители планеты Земля. Как вы думаете, у нас получилось рассказать инопланетянам о внутреннем мире человека? Спасибо за урок! (Слайд 13) - Чем бы вы хотели поделиться в конце нашего урока? Что ещё вы хотели бы узнать по данной теме? Работа с листами оценки деятельности учащихся на уроке. (Приложение 4) | Высказывают свои мнения. |
10. Домашнее задание. (1 минута) | На выбор:
|
Методическая литература:
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.- М.:ТЦ Сфера, 2003.-88с.
- Баранова И.В. и другие. Нравственные ценности. Методическое пособие для учителей и психологов. – Москва: Генезис, 2003.-144 с.
- Гин С.И. Мир человека: Методическое пособие для учителя начальной школы.- М.: Вита –Пресс, 2003.- 144с.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.- СПб.: Питер, 2005.- 160 с.
- Человек и человечество.Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса. Авторский коллектив: Д.Д.Данилов, Г.Э. Белицкая и др.- М: Балласс, 2003.- 128 с.
- Человек и человечество. Методические рекомендации для учителя, 4 класс. Авторский коллектив: Д.Д.Данилов, Г.Э. Белицкая и др.- М: Балласс, 2001.- 256.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Сложен всякий человек, и глубок как море» Ф.М.Достоевский
Человек млекопитающее личность Интересы, знания, переживания Мышление Речь Общение сотрудничество Прямохождение Использует руку как инструмент эмоции чувства характер Дитя природы, общества
Эмоции и чувства грусть интерес стыд наслаждение страх гнев удивление радость печаль отвращение
отзывчивость Отношение к другим людям Отношение к делу Отношение к себе хитрость Бессердечность самолюбие эгоизм небрежность необязательность самоуважение доброта аккуратность добросовестность Честность уверенность в себе Характер
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутреннее строение человека
Изучение внутренних органов человека, их расположение...
Классный час по правовому воспитанию в начальной школе: " Внутренний мир человека. Кто «Я» такой?"
Формирование у учащихся знаний о социально – правовом статусе ребенка....
Презентация "Внутренние органы человека"
Презентация может быть использована на уроках биологии в качестве нагляного пособия при изучаемой теме....
"Школа Душевных Наук. Внешний и Внутренний мир человека"
В игровом путешествии закрепить знания о внешнем и внутреннем, «душевном» мире человека....
Классный час на тему: "Совесть – внутренний судья человека"
Данная разработка поможет при проведении классного часа по нравственному воспитанию....
4 класс. Окружающий мир. Внутренние органы человека
Данные карточки можно использовать для индивидуальной проверки знаний на уроках окружающего мира (УМК "Начальная школа 21 века")...
Урок окр.мира во 2 классе «Внешние и внутренние органы человека»
Урок окружающего мира превратился сегодня в увлекательное занятие, т.к проводился он с использованием высокотехнологичного оборудования. Современные устройства позволяют ребятам получать необход...