Конспект урока по окружающему миру: "Осенние месяцы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру: "Осенние месяцы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okruzhayushchemu_miru_2b.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБПОУ Педагогический колледж №8

Учитель: Дерменжи Татьяна Николаевна

Методист: Рубачёва Наталья Евгеньевна

Конспект

пробного урока окружающего мира

на тему: «Осенние месяцы»

проведенного 17 октября

в ГБОУ СОШ № 13 класс 2 «Б»

                                                         Выполнила: студентка 412 группы

                                              Сторожко Александра Денисовна

Санкт-Петербург

2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Окружающий мир

Класс

2 «Б»

Тема урока

«Осенние месяцы»

Дидактическая цель

Создать условия для формирования умения выявлять признаки осенних явлений.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1. Осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде;

Л2. Понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде;

Л3. Осознавать необходимость эмоционально- эстетического отношения к природе и произведениями словесного и изобразительного творчества  для развития своей личности;

МПознавательные

МП1. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

МП2. находить ответы на вопросы в тексте, словаре.

МРегулятивные

МР1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

МР2. работать по предложенному учителем плану.

МКоммуникативные

МК1. слушать и понимать речь других;

МК2. строить речевые высказывания;

П1. Уметь составлять на основе народной загадки схему круглого года  с чередованием сезонов;

П2.Знать последовательность осенних месяцев;

П3. Уметь соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев на языке народов своего края;

П4. Знать что такое «капустник», «свадебник»

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

Какими признаками обладает осень?

Основные понятия,  изучаемые на уроке

Клеть, гряды, сад, осенние месяцы, сентябрь, октябрь, ноябрь , хмурень, грязник, дорожник

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Диалоговая технология, рефлексивная

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

Учебник, тетрадь:

Плешаков А.А. , Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 частях

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Литературное чтение

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ι. Организационное начало урока

  - Здравствуйте ребята! Меня зовут  Александра Денисовна и сегодняшний урок у вас, буду вести я.

- Сядьте поудобнее и внимательно слушайте то, что я буду говорить. А последнее слово в предложении мы будем говорить вместе.

-На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).

-Уши внимательно слушают и все ... (слышат).

-Голова хорошо ... (думает).

-На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?

-Тогда мы начинаем.

Приветствие, организация рабочего места.

Да

Л3.

ΙΙ. Актуализация знаний.

-Ребята, ключиком к сегодняшнему нашему уроку будет загадка:

Есть у моего батюшки сад,

В саду – двенадцать гряд;

Гряды крест-накрест разгорожены.

Сколько гряд в каждой клети положено?

-Ребята, чтобы лучше понять эту загадку , нужно сделать к ней рисунок. Кто хочет побыть  иллюстратором?

-Ребята, если обвести рисунок в круглую рамку, что он будет напоминать?

-Конечно, это наш знакомый – годовой круг.

Значит клеть – это время года, гряды – это месяцы, а сад – год.

-Как будут называться клети?

- Послушайте музыку П. Чайковского «Времена года»

-Какие картинки природы встают перед вами?

-Я увидела осень. Тихо падают листочки с деревьев. В одном месте музыка звучала громче и быстрее. Мне показалось, что легкий ветерок поднял листья и вдаль понес их.

-Правильно, вы слушали П. Чайковского «Времена года. Октябрь»

-На доске даны названия месяцев: «Декабрь», «Ноябрь», «Сентябрь», «Октябрь».

-Найдите лишний месяц и восстановите последовательность.

-Ребята, какой месяц  лишний?

- К какому времени году относится этот месяц?

-Ребята, у нас же остались еще месяца, давайте их расположим в правильной последовательности.

- К какому времени году относятся эти месяца?

ΙΙΙ. Целеполагание

-Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как вы думаете, что мы должны узнать?

IV.Открытие новых знаний.

1.Работа в рабочей тетради

-Кто знает, откуда к нам пришли названия месяцев?

-Ребята, а давайте с помощью упражнения в рабочей тетради узнаем, откуда в русский язык пришли  наши современные названия осенних месяцев.

Откройте рабочую тетрадь на странице 36 №1.

-Прочитайте задания.

-Ребята , прочитаем названия осенних месяцев в древнем римском календаре, которые уже записаны в 1 столбце.

Септембер , «Septem» - семь, так как это был 7-й месяц старого римского календаря.

Октобер, «Оcto» – восемь. Это был 8-й месяц старого римского календаря.

Новембер, «Novem» - девять, так как это был 9-й месяц старого римского календаря.

-Теперь я буду называть осенние месяца их старинными русскими именами, а вы постарайтесь догадаться в какую клеть нужно их поместить: Хмурень, Грязник, Дорожник

-Ребята, в какую клеть нужно поместить месяц Хмурень? Грязник? Дорожник?

-Как вы, думаете почему прозвали месяц Хмурень? Грязник? Дорожник?

Хмурень : В сентябре небо затягивается часто тучами, дни короткие идут дожди, сильные бывают ветры, за это его в народе и прозвали хмурень, ревун, дождезвон.

Грязник : Так как после многочисленных дождей становится грязно.

Бездорожником: То снег, то грязь, то грязь, то снег.

-Сейчас, когда мы произносим эти названия , мы задумываемся, что значат многие из них. А ведь когда-то это были всем известные, обыденные названия осенних месяцев.

-Давайте запишем во 2 столбик названия месяцев.

- В 3 столбик мы запишем названия осенних месяцев в языках народа своего края.

Физкультминутка «Осенняя». 

Ветер дует нам в лицо.            

Закачалось деревцо.                      

Ветер тише, тише, тише.                        

Деревцо всё выше, выше.

2)Работа в тетрадях

 Прочитайте задания №2 . Посовещайтесь с товарищем, если оно у вас вызовет затруднение. Проверим. Прочитайте ответы.

Взаимопроверка со слайда.

-Ребята , какие  старинные названия осенних месяцев рассказывают об изменениях в природе?

А о чем говорят названия октября

 « капустник» и «свадебник»?

-Ребят, давайте же послушаем.

Собран весь урожай. Пора подумать, как сохранить урожай. Вечерами в каждом доме рубили капусту на долгую зиму. Собирались для этой работы обычно девушки и молодые женщины из разных семей. В одном доме поработают вместе, потом в другой перейдут. Так друг другу и помогали. За работой песни пели, а в перерывах в игры играли. Вот и повелось на Руси октябрь «капустником» величать. А еще «хлебником» и «свадебником». Посмотрите, вот так праздновали свадьбу. А на свадьбу молодым дарили вот такие куклы. Эти куклы с секретом. Куклы связаны между собой. Одна символизируют мужчину, а другая – женщину. И назывались эти куклы свадебными. Их по- другому называют «Куклы неразлучники». Они могут двигаться навстречу друг другу, отодвигаться друг от друга. Тогда между ними остаётся место. Как вы думаете, для чего?

 

Их добавляли столько, сколько родится детей в семье. Там куклы-родители словно собирают младенчиков  в серединку, чтобы сберечь их в тесном  семейном кругу

Осень богата на православные праздники. Особым праздником на Руси считается праздник Покрова Пресвятой Богородицы (слайд13). Его отмечают 14 октября. По погоде в этот день определяли, какой будет зима. Если ветер дует с юга – это к теплой зиме, если с севера, то к холодной.

Чтобы быть образованным человеком мы должны знать свои традиции, праздники. 8 число месяца «Листогноя» – религиозный праздник День Дмитрия Солунского по православному календарю празднуют его каждый год. Причем, этот божественный праздник отмечают на протяжении недели, которая называется родительской и традиционно является также поминальной. Вы можете поинтересоваться у своих бабушек и рассказать нам о нем. 8 число месяца «Листогноя» - это какой месяц?

В течение урока вы были ученые - исследователи. Какие же вы открытия сделали?

IV. Домашнее задание

Годовой круг

Осень, зима ,весна, лето

Ответы учащихся

Декабрь

К зиме

Сентябрь, октябрь, ноябрь

К осени , это осенние месяца

О осенних месяцах

Откуда произошли названия осенних месяцев

Ответы учащихся

Септембер

Октобер

Новембер

Осенние месяцы

Вписывают во 2 столбик названия осенних месяцев:Хмурень, Грязник, Дорожник

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

 

С явлениями неживой природы :ревун, хмурень, грязник, поземник, бездорожник, дождезвон, полузимник.

С явлением живой природы: листопад, листогной, листокос.

С трудом людей :хлебник, капустник, свадебник.

- Люди следили за природой, наблюдали. По своим наблюдениям дали название осенних месяцев.

Для того чтобы добавлять между ними кукол-младенчиков.

На протяжении всего урока мы исследовали старинные названия осенних месяцев, вели наблюдения, анализировали и сделали вывод, старинные названия - очень меткие, они точно говорят о характере месяца.

Их народные названия отмечают изменения в природе.

 V.        Рефлексия. Итог урока

Просмотр мультфильм Лунтик «Желтый лист»

-Ребята, давайте посмотрим мультфильм Лунтик «Желтый лист» и во время просмотра подумайте, было ли вам интересно на уроке, как вы себя чувствовали, как оцените свою работу. Если вы чувствовали себя хорошо, и вам всё понравилось, нарисуйте жёлтый листик. Если вам что-то мешало, вы чувствовали себя неуютно–нарисуйте  дождик.

Ребята, мне было очень приятно с вами

поработать, вы большие молодцы!

Спасибо за урок, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Осень-природа готовится к зиме" с использованием опытов

Урок окружающего мира с использованием химических опытов, посвящён экологической тематике....

Конспект урока по окружающему миру "Осень - перемен восемь" 2 класс, 8 вид.

Конспект урока по теме: "Осень - перемен восемь" разрботан для учащихся коррекционных школ 2 класса 8 вида (1 вариант), обучающхся на индивидуальном (надомном) обучении  и предназначен для одного...

Конспект урока по окружающему миру "Зимние месяцы" 2 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по окружающему мируТема: «Зимние Месяцы»Цели деятельности учителя: Углубить знания детей о зиме и зимних месяцах, о её характерных признаках.Планируемые результаты:Предметны...

Конспект урока по окружающему миру "Весенние месяцы" (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель деятельности учителя: познакомить с признаками наступившей весны в живой и не живой природе.Планируемые результаты:Предметные:научится находить признаки весенних явлений природы и указания на осо...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Осенние месяцы», 2 класс (УМК «Перспектива»)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся об осенних месяцах.Задачи урокаДидактические:Формировать знания об осенних месяцах.Формировать умен...