Конспект урока по окружающему миру: "Осенние месяцы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру: "Осенние месяцы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_okruzhayushchemu_miru_2b.docx | 37.32 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБПОУ Педагогический колледж №8
Учитель: Дерменжи Татьяна Николаевна
Методист: Рубачёва Наталья Евгеньевна
Конспект
пробного урока окружающего мира
на тему: «Осенние месяцы»
проведенного 17 октября
в ГБОУ СОШ № 13 класс 2 «Б»
Выполнила: студентка 412 группы
Сторожко Александра Денисовна
Санкт-Петербург
2017
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||
Предмет | Окружающий мир | Класс | 2 «Б» |
Тема урока | «Осенние месяцы» | ||
Дидактическая цель | Создать условия для формирования умения выявлять признаки осенних явлений. | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения | |
Л1. Осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; Л2. Понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде; Л3. Осознавать необходимость эмоционально- эстетического отношения к природе и произведениями словесного и изобразительного творчества для развития своей личности; | МПознавательные МП1. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; МП2. находить ответы на вопросы в тексте, словаре. МРегулятивные МР1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; МР2. работать по предложенному учителем плану. МКоммуникативные МК1. слушать и понимать речь других; МК2. строить речевые высказывания; | П1. Уметь составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов; П2.Знать последовательность осенних месяцев; П3. Уметь соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев на языке народов своего края; П4. Знать что такое «капустник», «свадебник» | |
Решаемые учебные проблемы (учебная задача) | Какими признаками обладает осень? | ||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Клеть, гряды, сад, осенние месяцы, сентябрь, октябрь, ноябрь , хмурень, грязник, дорожник | ||
Образовательные технологии, используемые на уроке (в т.ч. рефлексивные технологии) | Диалоговая технология, рефлексивная | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска | ||
Образовательные ресурсы: Для учителя
Для ученика | Учебник, тетрадь: Плешаков А.А. , Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 частях |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Литературное чтение | ||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Ι. Организационное начало урока - Здравствуйте ребята! Меня зовут Александра Денисовна и сегодняшний урок у вас, буду вести я. - Сядьте поудобнее и внимательно слушайте то, что я буду говорить. А последнее слово в предложении мы будем говорить вместе. -На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят). -Уши внимательно слушают и все ... (слышат). -Голова хорошо ... (думает). -На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? -Тогда мы начинаем. | Приветствие, организация рабочего места. Да | Л3. |
ΙΙ. Актуализация знаний. -Ребята, ключиком к сегодняшнему нашему уроку будет загадка: Есть у моего батюшки сад, В саду – двенадцать гряд; Гряды крест-накрест разгорожены. Сколько гряд в каждой клети положено? -Ребята, чтобы лучше понять эту загадку , нужно сделать к ней рисунок. Кто хочет побыть иллюстратором? -Ребята, если обвести рисунок в круглую рамку, что он будет напоминать? -Конечно, это наш знакомый – годовой круг. Значит клеть – это время года, гряды – это месяцы, а сад – год. -Как будут называться клети? - Послушайте музыку П. Чайковского «Времена года» -Какие картинки природы встают перед вами? -Я увидела осень. Тихо падают листочки с деревьев. В одном месте музыка звучала громче и быстрее. Мне показалось, что легкий ветерок поднял листья и вдаль понес их. -Правильно, вы слушали П. Чайковского «Времена года. Октябрь» -На доске даны названия месяцев: «Декабрь», «Ноябрь», «Сентябрь», «Октябрь». -Найдите лишний месяц и восстановите последовательность. -Ребята, какой месяц лишний? - К какому времени году относится этот месяц? -Ребята, у нас же остались еще месяца, давайте их расположим в правильной последовательности. - К какому времени году относятся эти месяца? ΙΙΙ. Целеполагание -Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как вы думаете, что мы должны узнать? IV.Открытие новых знаний. 1.Работа в рабочей тетради -Кто знает, откуда к нам пришли названия месяцев? -Ребята, а давайте с помощью упражнения в рабочей тетради узнаем, откуда в русский язык пришли наши современные названия осенних месяцев. Откройте рабочую тетрадь на странице 36 №1. -Прочитайте задания. -Ребята , прочитаем названия осенних месяцев в древнем римском календаре, которые уже записаны в 1 столбце. Септембер , «Septem» - семь, так как это был 7-й месяц старого римского календаря. Октобер, «Оcto» – восемь. Это был 8-й месяц старого римского календаря. Новембер, «Novem» - девять, так как это был 9-й месяц старого римского календаря. -Теперь я буду называть осенние месяца их старинными русскими именами, а вы постарайтесь догадаться в какую клеть нужно их поместить: Хмурень, Грязник, Дорожник -Ребята, в какую клеть нужно поместить месяц Хмурень? Грязник? Дорожник? -Как вы, думаете почему прозвали месяц Хмурень? Грязник? Дорожник? Хмурень : В сентябре небо затягивается часто тучами, дни короткие идут дожди, сильные бывают ветры, за это его в народе и прозвали хмурень, ревун, дождезвон. Грязник : Так как после многочисленных дождей становится грязно. Бездорожником: То снег, то грязь, то грязь, то снег. -Сейчас, когда мы произносим эти названия , мы задумываемся, что значат многие из них. А ведь когда-то это были всем известные, обыденные названия осенних месяцев. -Давайте запишем во 2 столбик названия месяцев. - В 3 столбик мы запишем названия осенних месяцев в языках народа своего края. Физкультминутка «Осенняя». Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше. 2)Работа в тетрадях Прочитайте задания №2 . Посовещайтесь с товарищем, если оно у вас вызовет затруднение. Проверим. Прочитайте ответы. Взаимопроверка со слайда. -Ребята , какие старинные названия осенних месяцев рассказывают об изменениях в природе? А о чем говорят названия октября « капустник» и «свадебник»? -Ребят, давайте же послушаем. Собран весь урожай. Пора подумать, как сохранить урожай. Вечерами в каждом доме рубили капусту на долгую зиму. Собирались для этой работы обычно девушки и молодые женщины из разных семей. В одном доме поработают вместе, потом в другой перейдут. Так друг другу и помогали. За работой песни пели, а в перерывах в игры играли. Вот и повелось на Руси октябрь «капустником» величать. А еще «хлебником» и «свадебником». Посмотрите, вот так праздновали свадьбу. А на свадьбу молодым дарили вот такие куклы. Эти куклы с секретом. Куклы связаны между собой. Одна символизируют мужчину, а другая – женщину. И назывались эти куклы свадебными. Их по- другому называют «Куклы неразлучники». Они могут двигаться навстречу друг другу, отодвигаться друг от друга. Тогда между ними остаётся место. Как вы думаете, для чего?
Их добавляли столько, сколько родится детей в семье. Там куклы-родители словно собирают младенчиков в серединку, чтобы сберечь их в тесном семейном кругу Осень богата на православные праздники. Особым праздником на Руси считается праздник Покрова Пресвятой Богородицы (слайд13). Его отмечают 14 октября. По погоде в этот день определяли, какой будет зима. Если ветер дует с юга – это к теплой зиме, если с севера, то к холодной. Чтобы быть образованным человеком мы должны знать свои традиции, праздники. 8 число месяца «Листогноя» – религиозный праздник День Дмитрия Солунского по православному календарю празднуют его каждый год. Причем, этот божественный праздник отмечают на протяжении недели, которая называется родительской и традиционно является также поминальной. Вы можете поинтересоваться у своих бабушек и рассказать нам о нем. 8 число месяца «Листогноя» - это какой месяц? В течение урока вы были ученые - исследователи. Какие же вы открытия сделали? IV. Домашнее задание | Годовой круг Осень, зима ,весна, лето Ответы учащихся Декабрь К зиме Сентябрь, октябрь, ноябрь К осени , это осенние месяца О осенних месяцах Откуда произошли названия осенних месяцев Ответы учащихся Септембер Октобер Новембер Осенние месяцы Вписывают во 2 столбик названия осенних месяцев:Хмурень, Грязник, Дорожник Сентябрь Октябрь Ноябрь
С явлениями неживой природы :ревун, хмурень, грязник, поземник, бездорожник, дождезвон, полузимник. С явлением живой природы: листопад, листогной, листокос. С трудом людей :хлебник, капустник, свадебник. - Люди следили за природой, наблюдали. По своим наблюдениям дали название осенних месяцев. Для того чтобы добавлять между ними кукол-младенчиков. На протяжении всего урока мы исследовали старинные названия осенних месяцев, вели наблюдения, анализировали и сделали вывод, старинные названия - очень меткие, они точно говорят о характере месяца. Их народные названия отмечают изменения в природе. | |
V. Рефлексия. Итог урока Просмотр мультфильм Лунтик «Желтый лист» -Ребята, давайте посмотрим мультфильм Лунтик «Желтый лист» и во время просмотра подумайте, было ли вам интересно на уроке, как вы себя чувствовали, как оцените свою работу. Если вы чувствовали себя хорошо, и вам всё понравилось, нарисуйте жёлтый листик. Если вам что-то мешало, вы чувствовали себя неуютно–нарисуйте дождик. Ребята, мне было очень приятно с вами поработать, вы большие молодцы! Спасибо за урок, до свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Осень-природа готовится к зиме" с использованием опытов
Урок окружающего мира с использованием химических опытов, посвящён экологической тематике....
Конспект урока по окружающему миру "Осень - перемен восемь" 2 класс, 8 вид.
Конспект урока по теме: "Осень - перемен восемь" разрботан для учащихся коррекционных школ 2 класса 8 вида (1 вариант), обучающхся на индивидуальном (надомном) обучении и предназначен для одного...
Конспект урока по окружающему миру «Весенние месяцы» - 2 класс - Перспектива
Костпект урока + приложение...
Конспект урока по окружающему миру "Зимние месяцы"
quot;Зимние месяцы"...
Конспект урока по окружающему миру "Зимние месяцы" 2 класс , УМК "Перспектива"
Конспект урока по окружающему мируТема: «Зимние Месяцы»Цели деятельности учителя: Углубить знания детей о зиме и зимних месяцах, о её характерных признаках.Планируемые результаты:Предметны...
Конспект урока по окружающему миру "Весенние месяцы" (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель деятельности учителя: познакомить с признаками наступившей весны в живой и не живой природе.Планируемые результаты:Предметные:научится находить признаки весенних явлений природы и указания на осо...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Осенние месяцы», 2 класс (УМК «Перспектива»)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся об осенних месяцах.Задачи урокаДидактические:Формировать знания об осенних месяцах.Формировать умен...