Урок окружающего мира ПНШ 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Дятлова Надежда Анатольевна

Тема: "Земля. Модель Земли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира   во 2  классе

                                        ( по УМК  «Перспективная начальная школа)

Тема: Земля. Модель Земли.

 Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир»

Задачи урока:

  1. Определить уровень знаний о планете Земля и ее модели.
  2. Уточнить представления о модели Земли – глобусе.
  3. Познакомить с новыми понятиями:  «воображаемая ось», «экватор», «Северное и Южное полушария»,  «Северный и Южный полюс».
  4. Формировать умение работать  с глобусом и навыка устного составления рассказа.
  5. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями  партнера по совместной деятельности.
  6. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Планируемые результаты

Предметные:  уметь объяснять значение терминов  «экватор», «полюса», «полушария», находить  на глобусе Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.

Метапредметные:

- навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа  и при коллективном обсуждении.

- осмыслить  практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

- сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

-умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Личностные:  формирование позитивной самооценки.

Тип урока:  урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

Форма проведения урока:   индивидуально-групповая

Оборудование и наглядные пособия:   учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, глобусы для каждой группы, ИКТ, яблоко, карточки с опорными словами (экватор, Северный полюс, Южный полюс, Северное полушарие, Южное полушарие, воображаемая ось), красный и синий карандаши, маленькие магниты, цветные квадраты для самооценки.

                                   

Ход урока

I. Организационный момент

(Цель:  Создание рабочей атмосферы, эмоционального   настроя.)

                                        Начинается урок,

                     Он пойдет ребятам впрок,

                     Постарайтесь все понять,

                     Учитесь тайны открывать.

II. Актуализация знаний.

-Вот и вы будете сегодня на уроке разгадывать для себя тайны мира и делать открытия.

– Какими источниками информации можно пользоваться, чтобы разгадать тайны окружающего мира. Назовите  их.  (Учебники, словари, взрослые, интернет, иллюстрации, опыт, наблюдение). 

-На занятии «Мои первые  шаги в исследовании» мы с вами в прошедшую субботу работали над проектом. Что нам удалось создать? Наш город был настоящим? (мы сделали макет), что делал каждый из вас, чтобы наш проект получился? (создавали модель своего строения)

-Что же такое  модель? (предмет, сделанный человеком и похожий на оригинал)

В словаре найдите  значение слова модель, прочитайте   (учебник, стр.125)

- Сравните с нашим выводом? Уточните определение учебника.…  Мы молодцы!

б) Работа в парах.

-К изображениям предметов подберите соответствующие модели.   (Машина, самолёт, парусник и др.)  (Слайд 1)  

- Отгадайте загадку и попробуйте определить предмет сегодняшнего изучения на  уроке:

Планета голубая,

Любимая, родная,                            

 Она твоя, она моя,                          

И называется…. Земля. 

- Как вы думаете, что обозначает слово «земля», когда оно написано с большой буквы? А с маленькой?

-Слово с каким написанием  выберем для нашего сегодняшнего урока? (Вывешиваю слово ЗЕМЛЯ на доску)

 - Что вы знаете о Земле? (Это наша планета. Она похожа на шар.)

- Почему можно утверждать, что Земля имеет форму шара?

- Как вы думаете, всегда ли люди знали об этом? Какой они считали форму Земли? (Плоская, как блин. Стоит на трех слонах, китах.)

Хрестоматия с 7-8(Часть 1-2)Читаю сама! (Слайд 2-3)

в) Хрестоматия с.9 

Работа с иллюстрацией

-Почему художник так изобразил удаляющиеся парусники? (доказать, что Земля –шар)

- Когда же люди точно увидели, что Земля имеет форму шара? (когда в космос полетели) Хрестоматия с 9 (часть 3) Читаю сама!

-Вот так выглядит наша планета  из космоса  (Слайд 4)

                                                                  

-Хорошо космонавтам, полетевшим в космос, есть возможность ее рассмотреть, изучить, а как быть нам на сегодняшнем уроке? Что мог придумать человек, чтобы иметь возможность рассмотреть нашу планету с близкого расстояния в любое время? (модель, глобус)

II. Сообщение темы и цели  урока:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

                              (глобус)                 

  -  Сформулируйте тему урока. (Модель Земли). (Слайд 5)

   - Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой?

 Цель: Расширить  представления о глобусе как модели Земли.

 

 - Что такое глобус?

- Как вы думаете, почему модель Земли назвали глобусом? (в переводе с латинского - шар)Создателем глобуса был Мартин Бехайм (Слайд 6)

III. Работа над новым материалом.

  1. Знакомство с глобусом.

 а) Наблюдение и опыт.

 - Давайте исследуем глобус.

 Покрутим его. Почему глобус сделали  вращающимся? (Земля вращается. Поэтому вращается и глобус.)

 б) Работа с окраской глобуса.

- Рассмотрите  окраску глобуса. Догадались, что означают цвета на глобусе?

- Голубой, синий цвета – обозначают воду.

 Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают  сушу.

Белый – снег или лёд.

- Чего на земле больше – суши  или воды?

Демонстрация соотношения суши и воды с помощью яблока.

Предположим, что яблоко – это модель Земли.  Я отделяю небольшую часть ( – это суша, остальное ( – вода.

 - Найдите в центре глобуса  жирную синюю линию.  (Слайд 7) Покажите её,  она опоясывает глобус.         

Это экватор,  (КАРТОЧКА!)

Экватор – это линия

  Кривая, ярко – синяя.

  Делит глобус пополам –

Чтобы нам не спутать вдруг,

 где там Север, а где Юг.

- На сколько частей она  разделяет глобус?

На две - Северное и Южное полушария  (Слайд 8),  выставляются карточки Северное полушарие и Южное полушарие, экватор).

- Посмотрите на глобус сверху, там вы увидите самую верхнюю точку глобуса – Северный полюс.

 - В противоположной стороне – Южный.

Через Северный и Южный полюс проходит ось вращения Земли. (На доске выставляются термины «Северный полюс, Южный полюс»)

- Как вы думаете, ребята, в каком полушарии мы живем?

- Россия, наша Родина, находится в Северном полушарии.

- На глобусе есть еще горизонтальные и вертикальные линии.

- Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.

- Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.

- Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке». (Слайд 9)

Физминутка

в) -Что за стержень торчит на Северном полюсе у глобуса? (ось вращения)

-Я хочу продемонстрировать  вам мячик. На что похож мой мячик?

(на Землю)

-Есть ли у нашего мячика ось вращения?

  Опыт с мячом: учитель вращает мяч между пальцев.

- Есть ли ось? Почему так  считаете?  Что вы можете о ней сказать?

(она воображаемая)

                    

 Работа в тетрадях с 6 задание 8 (Слайд 10)

г) Работа в группах.

 - Найдите и покажите экватор, Северное полушарие, Южное полушарие, Северный полюс, Южный полюс, меридианы и параллели (Слайд 11)

                   

 д) Первые глобусы.

 - Мы с вами сейчас пользуемся моделью школьного глобуса. А как вы думаете, есть ли другие модели?

 Работа со статьёй из хрестоматии «Можно ли побывать внутри глобуса?» стр. 10-11. (Самостоятельное чтение)

Задание:- Название глобусов подчеркните простым карандашом.      

Вопросы после прочтения:

- Что означает слово глобус?

 - Кому нужны глобусы - мореходы?  

 - Как выглядели глобусы - придворные?

- Чем необычен глобус, который находится в Кунсткамере в Санкт – Петербурге? (Слайды 12,13,14)

IV. Итог урока: Игра «ДА –НЕТ».

 -Я читаю высказывание, если оно верно, то вы хлопаете в ладоши, нет молчите (вопросы по теме урока)

1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (да)

2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (да)

 3. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями.  (нет)

4. Линия, которая делит земной шар пополам, называется экватором. (да)

5. Россия находится в Северном полушарии. (да)

6. Земля имеет настоящую ось вращения (нет)

V.Самооценка: «Радуга».

          - Если вам на уроке было трудно и скучно, поднимите красный

           - если вы испытывали затруднения – желтый;

          - если всё было легко –синий.             

VI. Домашнее задание: рассмотреть глобус, если он есть, повторить материал учебника на с. 17 - 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...