Лаборатория Почемучек.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Название дисциплины: окружающий мир
УМК «Школа России» А.А.Плешаков
Название раздела: «Как, откуда и куда?»
Тема урока: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Цель: познакомить с источниками воды в природе и в быту, с процессами загрязнения и очистки воды.
Задачи урока:
1) Актуализировать знания детей о воде; объяснить детям процесс: откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит; с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды; раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.
2) Продолжать развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы (логические познавательные УУД); формулировать учебную задачу, работать с различными источниками информации; рефлексировать свою учебную деятельность и одноклассников (регулятивные УУД); умение работать в парах и микрогруппах, вести диалог, рассказывать, пополнять словарный запас (коммуникативные УУД); развивать наблюдательность, внимание, память и кругозор учащихся (личностные УУД).
3) Воспитывать понимание важности бережного отношения к природе; умение сотрудничать.
Планируемые результаты:
1) Дети узнают о воде; поймут процесс: откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит; с помощью опытов покажут процессы загрязнения и очистки воды; раскроют опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.
2) Дети будут продолжать учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формулируют учебную задачу, работают с различными источниками информации; рефлексируют свою учебную деятельность и одноклассников; умение работать в парах и микрогруппах, ведут диалог, рассказывают, пополняют словарный запас; развивают наблюдательность, внимание, память и кругозор учащихся.
3) Дети осознают необходимость бережного отношения к природе; умение сотрудничать.
Средства обучения:
1) Книгопечатная продукция: учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, и тетрадь.
2) Экранно-звуковые: презентация.
3) Демонстрационно-дидактические: фотографии.
4) Технические средства: компьютер, медиапроектор.
5) Для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки
2 стакана с солёной и пресной водой, глобус.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 29.11.17
Класс: 1
Название дисциплины: окружающий мир
УМК «Школа России» А.А.Плешаков
Название раздела: «Как, откуда и куда?»
Тема урока: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Цель: познакомить с источниками воды в природе и в быту, с процессами загрязнения и очистки воды.
Задачи урока:
1) Актуализировать знания детей о воде; объяснить детям процесс: откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит; с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды; раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.
2) Продолжать развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы (логические познавательные УУД); формулировать учебную задачу, работать с различными источниками информации; рефлексировать свою учебную деятельность и одноклассников (регулятивные УУД); умение работать в парах и микрогруппах, вести диалог, рассказывать, пополнять словарный запас (коммуникативные УУД); развивать наблюдательность, внимание, память и кругозор учащихся (личностные УУД).
3) Воспитывать понимание важности бережного отношения к природе; умение сотрудничать.
Планируемые результаты:
1) Дети узнают о воде; поймут процесс: откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит; с помощью опытов покажут процессы загрязнения и очистки воды; раскроют опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.
2) Дети будут продолжать учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формулируют учебную задачу, работают с различными источниками информации; рефлексируют свою учебную деятельность и одноклассников; умение работать в парах и микрогруппах, ведут диалог, рассказывают, пополняют словарный запас; развивают наблюдательность, внимание, память и кругозор учащихся.
3) Дети осознают необходимость бережного отношения к природе; умение сотрудничать.
Средства обучения:
- Книгопечатная продукция: учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, и тетрадь.
- Экранно-звуковые: презентация.
- Демонстрационно-дидактические: фотографии.
- Технические средства: компьютер, медиапроектор.
- Для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки
2 стакана с солёной и пресной водой, глобус.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: деятельностный, исследовательский. ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Информационные источники:
на электронных носителях http://doc4web.ru/okruzhayuschiy-mir/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-nasha-druzhnaya-semya-kla.html
Ход урока
Этапы УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1. Мотивационный этап Регулятивные УУД, Личностные УУД Коммуникативные УУД | - Здравствуйте, дети. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. - Чтобы разгадать все загадки природы, нужно быть каким человеком? -Давайте мы с вами пожелаем, друг другу удачи на уроке (Пожимают друг другу руки). | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на познавательную деятельность | |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером и учителем. Выявление проблемы Познавательные: формирование умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать. Регулятивные: формирование умения высказывать свои предположения в диалоге с учителем. Регулятивные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД 3. Решение проблемы Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УДД Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество. Личностные: формирование межличностных отношений. Регулятивные: умение контролировать действия. Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Личностные УУД | - Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что…». Вопросы:
- Посмотрите на глобус. - Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить глобус) -Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым) -Почему? -Да, вода занимает большую часть земного шара. Ребята, ¼ часть планеты составляет суша, а ¾ вода. У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Разрежем яблоко на 4 части. Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. (Части яблока разложены на две тарелки) Постановка проблемы урока. - Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается. Так ли всегда было? Целеполагание и мотивация. - Сейчас проверим, какие вы внимательные. Отгадайте загадку. Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая? – О чём сегодня пойдёт речь на уроке? - Что мы узнаем на уроке? - А чтобы определить правильно ли вы предположили, откройте учебник на странице 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка. - Поднимите руки те, кто пробовал воду на вкус. - Давайте попробуем воду на вкус (2 ученика пробуют воду на вкус - солёную и пресную). - Какой была вода в ваших стаканах? - Где содержится солёная вода? - А как называется вода, которая была во втором стакане? - Ребята, а кто еще кроме человека пьет воду? - Зачем вода растениям? - Нужна ли вода животным? - Нужна ли вода человеку? - Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям, животным? - Вода - добрый друг и помощник человека. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. «Открытие» обучающимися нового знания. Поиск решения проблемы. - Кто сегодня пользовался водой? - Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей) - Где начало этого пути? - Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" - Наверное, та вода, что наполняет наши реки и моря и приходит в наш дом. Только как? (По трубам) Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода. - Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами. - Значит мы пьем речную воду?( Ответы детей) -Неужели можно пить речную воду?(Нет, нельзя) - Почему нельзя? (Она грязная ) - А почему она грязная? (Заводы выпускают отходы, по воде движется транспорт) - Что может произойти, если пить такую воду? (Заболеть) - Что же теперь нам делать? (Предположения учеников) -Попробуйте в группе продумать движение воды из реки в дом, может быть мы и сможем ответить на беспокоящий нас вопрос. Сегодня мы находимся в Лаборатории почемучек. Физминутка («Мы тучкины дети») - Я - мама Тучка, а вы - детки - Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю... - Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками. - Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). - Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
- Ну, что ж давайте рассмотрим капельку в микроскоп. Вы будете рассматривать капельки из воды нашей реки Степной и воды из пруда возле Керченского моста. Для этого нам нужно подготовить микроскопы к работе: - 1.Что нужно сделать в первую очередь? (Протереть салфеткой от пыли предметные столики и зеркала.) Какими микроскопами мы будем пользоваться? (Световыми) - Почему их так называют? (В них рассматривают при помощи естественного или искусственного освещения) - 2.Что нужно сделать потом? (Настроить зеркало.) - 3.Навести резкость. При помощи чего? (при помощи макро винта) - Что вы увидели в микроскоп? Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. - Какой вывод можно сделать, исходя из наших наблюдений? (Такую воду пить нельзя, ее нужно очистить, вода проходит через станции очистки, очистительные приборы дома, прикрепленные к крану.) Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу. - Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей. - Ребята, кто внимательно слушал, кто живет в капельке? Как очищают воду? - Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязючка. В какой воде она живёт? - Куда использованная нами вода должна уйти? - Проследим её путь по иллюстрации. Работа по иллюстрации в учебнике: стр. 60-61.( Дети узнают, что использованная вода снова попадает в очистные сооружения) -Посмотрим, правда ли Злючка - Грязючка может превратитьсяпревратилась в чистую девочку Капельку. И водным обитателям ничего не грозит! | Выполняют соответствующие действия. Анализируют модель глобуса и отвечают на вопросы. Слушают учителя. Отвечают на вопросы, ищут выход из создавшейся ситуации. Анализируют загадку, на основе общих признаков делают выводы. Открывают учебник, сравнивают свои ответы с эталоном. Поднимают руки. Пробуют воду, определяют её по свойствам. Отвечают на вопросы. Делают выводы. Отвечают на вопросы. Предполагают и ищут выход по схеме. Слушают информацию. Выполняют движения за героем – Капелькой в презентации. Слушают учителя, анализируют материал, на основе его делают выводы. Анализируют материал, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. | |
4. Организация самостоятельной работы Познавательные: использование полученных знаний для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Просмотр ролика из эл.приложения. Регулятивные УУД 5.Творческая работа в микрогруппах. | Практическая работа в группах: «Выполняем опыты с водой». Опыт 1. Моделируем загрязнение воды.(При помощи песка, земли, чая, марганцовки) - Что мы делаем? - Что наблюдаем? - Делаем вывод. - Можем ли мы очистить воду от Злючки - Грязючки? Опыт 2. Очищаем загрязнённую воду через активированный уголь, фильтр т.к он является адсорбентом. - Что мы делаем? - Пока вода очищается, мы поможем капелькам воды подружиться. - Что наблюдаем? - Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязючку? - Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях. - Вывод: В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства. А загрязнённую воду очищают на очистных станциях, а затем вода попадает опять в реку. Общий вывод: 1. Вода из реки или подземная вода приходит в станцию очистки воды. 2. Очищенная вода приходит в наш дом. 3. Из нашего дома загрязнённая вода попадает в очистные сооружения. 4. Очищенная вода возвращается в реку. - Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. Поможем нашим капелькам подружится. У каждого на столе лежит капля. Оживите её. Работа в группах. (Дети делают книжечку «Берегите воду» на капельках воды, украшают аппликацией.) - О том, что надо беречь воду нам будут напоминать книжечки. А как же нашим гостям напомнить об этом? (Подарить Капитошек). Итог урока (Кластер) - Нашли ли мы ответ на поставленный вопрос? - Откуда в наш дом приходит вода? - Куда загрязнённая вода уходит? - Как люди защищают реки от Злючки - Грязючки? (ответы детей) - Покажем путь воды в наш дом, а также куда уходит вода из нашего дома (один учащийся рисует на интерактивной доске.) | Работают в группе. Делают по плану совместно с учителем. Делают выводы. Используют фильтр для очищения воды. Наблюдают за состоянием воды. Делают выводы. Анализируют материал, делают выводы. Отвечают на вопросы. | |
7. Рефлексия учебной деятельности Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД | - Много ли воды на Земле? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без… ВОДЫ! Оценивание по капельками. | Делают выводы Показывают капельки соответствующего цвета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почемучки
Почемучки...
Программа кружка "Почемучка"
Программа кружка по исследовательской деятельности младших школьников...
"Знайкины посиделки" занятие кружка "Почемучка" (исследователи)
Цель: развивать познавательную активность детей в игровой форме, познакомить с этапами, формами и методами научного исследования. ...
Журнал Почемучки
Всё самое интересное из жизни класса....запечатлено в этом журнале.Пока выпуски №1№2...
Журнал Почемучки №3
Начальная школа - пора золотая!...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучка"
Программа по внеучебной деятельности "Почемучка" составлена в соответствии с требованиями ФГОС для 2 класса на основе программы "Учись учиться" Е.В.Языкановой. Цель программы: развитие логики, познава...
Интеллектуальная игра "Почемучки"
Занимательный материал для внеурочной деятельности по математике для учащихся 1-2 классов....