конспект занятия "Зимняя сказка для птиц"
план-конспект по окружающему миру

Конспект занятия по проекту "Зимуюшие птицы" для воспитанников с умеренной умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyaya_skazka_dlya_ptits.docx44.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №439

   

Конспект

открытого урока в рамках дополнительной образовательной программы «Я познаю мир»  с использованием методов альтернативной коммуникации

«Зимняя сказка для птиц»

Учитель  – Н. Б. Лебедева

Дата проведения: 25 февраля  2016 год

2016 год

г. Петергоф


Тема урока: «Зимняя сказка для птиц»

Место проведения: ДДИ-1, 7 группа

Дата проведения: 25 февраля  2016 год

Тип урока: закрепление полученных знаний

Форма проведения: фронтальная

Цель: обобщить полученные знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

Обучающая:

  • расширять знания детей о жизни птиц зимой, их внешнем виде, голосах, питании;
  • изготовить «пряники» для птиц;

Коррекционная:

  • развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения на основе практических упражнений  
  • активизировать  активный и пассивный словарь: зимующие птицы, кормушка, ворона, воробей, синица, снегирь.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к природе;
  • формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время
  • развивать интерес к наблюдению за птицами;
  • воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  • плакат «Дети кормят птиц зимой»;
  • карточки с изображением птиц: синицы, снегиря, вороны, воробья;
  • картинки с изображением различных кормушек;
  • кормушки, изготовленные детьми;
  • зимнее дерево;
  • фотография девочек с кормушками;
  • записи голосов птиц на CD-диске;
  • мультимедийное оборудование.

Раздаточный материал:

  • карточки с изображением птиц: синицы, снегиря, вороны, воробья;
  • карточки  для дидактических игр «Выбери, что носят зимой», «Убери лишний предмет»;
  • разрезные карточки «Птицы»;
  • шаблоны «пряников»;
  • клейстер, кисточки, одноразовые тарелки для корма, клеенка, влажные салфетки;
  • корм для птиц: семечки, зерно, семена.

Подготовительная работа:

  • экскурсия в парк, признаки зимы, сезонные изменения в природе;
  • чтение книг, беседы о птицах;
  • создание и просмотр презентации «Зимующие птицы»;
  • наблюдения за птицами на прогулках;
  • разгадывание загадок о птицах;
  • просмотр слайдов, иллюстраций;
  • слушание голосов птиц;
  • изготовление кормушек из пластиковых бутылок, пакетов от сока, молока, корзинок;
  • слушание стихов о зиме и птицах, разучивание стихотворений.

Интеграция образовательных областей: «Я познаю мир», «Мир моих интересов».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Методы и приемы:  

  • наглядный - показ иллюстраций, картинок;
  • словесный – рассказ, беседа воспитателя, ответы на вопросы;
  • практические – оказание помощи детям, изготовление «пряников» для птиц;
  • игровые – коррекционные игры и упражнения.

Ход  урока:

П/п

Основные этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.

Вводная часть

1.Организацион-ный момент.

2. Коррекционное упражнение.

«Выбери, что носят зимой»

Цель:

1. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.

Здравствуйте, девочки! Послушайте песню.

(Звучит песня «Зимняя колыбельная»)

О каком времени года поется в  этой песне?

По карточкам повторяют время года – зима, месяц – февраль, день недели – четверг Сегодня 25 февраля.

Что происходит зимой?

Чтобы лучше рассказать о зиме, мы вспомним стихотворение о зиме.

Стихотворение с движениями:

Ой! Как холодно зимой!

Не хочу идти домой.

Нужно ручки мне согреть –

Подышать Фу-фу-фу

И потереть.

Молодцы! А чтобы не замерзнуть – надо одеваться теплее.

Карточки с видами одежды по сезону

У вас на столах лежат карточки, на которых изображена одежда. Назовите, какая одежда?

Правильно. Разная одежда по сезону. Вам надо выбрать зимнюю одежду и повесить ее в шкаф.

Все правильно выполнили задание – молодцы!

Здравствуйте!

О зиме

Зима, февраль

Четверг

Холодно, идет снег

Проговаривают стихотворение с движениями.

Шапка, куртка, купальник, шорты, сапоги…

Дети определяют одежду по сезону – зимнюю одежду

II.

Основная часть.

1.Сообщение темы урока. Сюрпризный момент

2.Работа с карточками – зимующие птицы

 

3.Актуализация знаний. Игра «Узнай птицу по голосу».

4. Коррекционное упражнение.

«Убери лишний предмет»

5. Работа с разрезными карточками

6.Физминутка

7. Работа с картиной «Дети кормят птиц зимой»

8. Практическая работа по изготовлению «пряников» для птиц

Стук в дверь. Сюрприз: в гости прилетела ворона Каркуша.  

Здравствуйте, девочки! Меня зовут Каркуша, кто я?

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Мы с вами попадем в сказку. В  «Зимнюю сказку для птиц».

Послушайте, как поют птицы:

Звучит аудиозапись голосов птичьей стаи.

Сколько птиц! И каждая птичка поет по-своему.

Посмотрите! Вы узнаете эту птичку? (Вывешивается картинка с изображением воробья) Эта маленькая птичка с круглой головой, короткой шеей, овальным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. Зимой птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу.

Найдешь ее в своем дворе,

Она на радость детворе,

Ты обижать ее не смей,

Эта птичка….воробей!

Люба тоже знает загадку  о воробье. Выходи к доске.

Покажи воробья.

Наташа, покажи крылья, хвост, голову воробья.

А еще есть народная примета

«Воробьи дружно расчирикались - к теплу»

Послушайте, как чирикают воробушки. (Звучит голос воробья)

Как она поет?

Молодцы!

Посмотрите! Вы узнаете эту птичку? Это сестра Каркуши!

Каркуша – Да!  Я ее знаю.

(Вывешивается картинка с изображением вороны) У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона,

Зовут ее…(ворона)

Послушайте, как каркают вороны. (Звучит голос вороны)

Как кричит ворона?

Настя, покажи туловище вороны, крылья, клюв.

Правильно!

Посмотрите! Вы узнаете эту птичку? (Вывешивается картинка с изображением синицы) Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое.

Анжела, выйди к доске и загадай загадку о синице.

Покажи и назови из каких частей состоит синица.

Какого цвета у нее грудка?

Спинка?

Послушайте, как поет синичка. (Звучит голос синицы)

Как поет синица?

Молодцы!

Посмотрите! Вы узнаете эту птичку? (Вывешивается картинка с изображением снегиря) Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном.

Послушайте, как поют снегири. (Звучит голос снегиря).

Оля,  расскажи стихотворение о снегирях.

Какого цвета у снегиря грудка?

Посмотрите на доску. Мы выложили картинки с птицами. Девочки, эти птицы всю зиму проводят у нас в городе, в парках. Как их можно назвать одним словом, раз они зимуют у нас? Правильно, зимующие птицы.

Вы уже знаете, как зовут зимующих птиц, слышали, как они поют. А теперь задание-игра  «Узнай птицу по голосу». Слушайте внимательно.

(Включаю аудиозапись с голосами птиц).

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Что есть у всех птиц?

А для чего нужны крылья?

А что разное у всех птиц?

Какого цвета синица? Снегирь? Ворона?

Еще птицы отличаются по размеру.

Сравните ворону и воробья. Кто большая птица? Кто маленькая?

Перед вами лежат карточки: «Убери лишний предмет». Подумайте, что лишнее на карточках?

А что осталось на карточках?

Как одним словом назвать ворону, воробья, синицу, снегиря?

Правильно! Молодцы!

В конвертах лежат разрезные картинки. Их надо сложить, чтобы получились птицы

(Опрос детей, кто какую птицу сложил).

Настя, как называется твоя птица?

Найди такую же и прикрепи карточку на дерево.

Маша, покажи какую птицу ты собрала. Выбери такую же и повесь на дерево. Это синица. Повторите все. Синица

Девочки,  найдите  среди карточек свою птицу и повесьте  ее на дерево.

Молодцы! Какое веселое у нас дерево получилось. Сколько птиц на нем! Давайте посчитаем: сколько синиц на ветках?

Сколько снегирей?

Сколько ворон и воробьев?

Молодцы! А всего у нас 12 птиц на дереве – столько же, сколько и вас, девочки.

А сейчас все выйдем в круг и немножко разомнемся. Повторяйте все движения за мной.

Птичка-невеличка

По небу летала,

Села под окошко,

Крошек поклевала,

Встрепенулась птичка,

Выпрямила спинку.

Песенку запела, в домик полетела

Пока мы делали зарядку, Каркуша повесила картину. Посмотрите внимательно и скажите, что на ней изображено?

Какое время года?

Что делают дети?

Что делают птицы?

Какие птицы клюют корм?

Что висит на дереве?

Как мы можем назвать эту картину?

Отгадайте загадку:

Что за стол среди берез,

Под открытым небом?

Угощает он в мороз.

Птиц зерном и хлебом

Для чего нужны кормушки? (ответы детей).

А что едят птицы?

Что можно положить в кормушку?

Для птиц зимой самое страшное - это голод. Нужно помочь птицам в это трудное для них время. Чем человек может помочь зимующим птицам?

Кормушки для птиц бывают самые разные. Мы уже сделали с вами кормушки. Из чего мы сделали кормушки?

Посмотрите на фотографию. Что на ней изображено?

Сегодня мы  доделаем для птиц вкусные птичьи пряники. Одну сторону мы уже сделали. Давайте вспомним, как мы делали пряники:перед вами шаблоны пряников. Привяжем ленточку, чтобы повесить на веточку.  Намажем клейстером шаблоны и прижмем в тарелочке, на которой лежат  разные семечки, семена и зернышки. Тоже самое сделаем и с другой стороны.

Мы возьмем пряники на прогулку и развесим их деревья. А пока повесьте их на стенд. Полюбуйтесь! Расскажите, как мы делали пряники?

Каркуша, как тебе наши пряники?

Каркуша – Мне  очень понравились ваши угощения для птиц. Птицы очень обрадуются и скажут вам спасибо!

Для вас я тоже приготовила пряники.

(Дарит пряники все детям)

Здравствуй, Каркуша!

Ворона.

Птицы

Это воробей

Воробей!

Чик-чирик! За зернышком прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? ВОРОБЕЙ

Наташа показывает.

Чик-чирик

Ворона!

Ворона

Кар-кар-кар

Это синица

Синица

С желтой грудкой эта птичка,

А зовут ее – СИНИЧКА.

Голова, туловище, хвост, крылья, лапы, клюв.

Желтая грудка

Зеленая спинка

Си-си-си

Это снегирь

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…(снегири)

Красного

Снегири

Зимующие птицы

Дети слушают, называют или показывают картинки с  птицами

Крылья

Чтобы летать.

Цвет

Желтая, красная, черная

Ворона большая.

Воробей маленький.

Практическая работа детей.

Посуда, мебель

Ворона, воробей, синица, снегирь.

Птицы

Ворона

Все дети находят среди карточек свою птицу и вешают ее на дерево.

Синица

Дети считают птиц

3

3 и 3

«Птички» летают

Присели

Поклевали

Встали, отряхнулись

Выпрямили спинки

Машут руками

Зима

Дети кормят птиц

Птицы клюют

Воробьи, синицы

Кормушка

Птицы зимой, Дети и птицы, Дети кормят птиц

Кормушка

Чтобы кормить птиц

Воробьи – любят зернышки, семечки и хлебные крошки.

Все птицы любят семечки

Сделать кормушки

Из пластиковых бутылок, коробки от конфет и «Барни».

Мы вешаем на дерево  кормушки для птиц.

Намазали клеем и приклеили семечки, зернышки

Дети выполняют практическую работу.

Намазали клеем и прижали в тарелке

В тарелке насыпаны семечки и зернышки

Спасибо!

III.

Заключительная часть.

Молодцы! Очень хорошо отвечали на вопросы, собирали разрезные картинки. А что еще мы делали на занятии? О каком времени года говорили? Каких птиц вы знаете?

Что мы сделали для зимующих птиц?

Вы сделали очень красивые и полезные «пряники» для  птиц.

(Хвалю каждую девочку) Оля отвечала полными ответами, умница! Анжела сделала красивый и яркий пряник, молодец! Наташа все делала аккуратно, отлично! Все птицы скажут вам спасибо!

Наше занятие  мне хотелось бы закончить стихотворением. (Александра Яшина):

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — И не страшна

Будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

 

Слушали голоса птиц

О зиме

Ворона, воробей

Синица, снегирь

Кормушки
Пряники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ИЗО "Птица счастья"

Данный конспект урока был апробирован на практике. Советую выполнить всем, очень интересно! Можно даже попробовать осенью, когда птицы улетают, только тогда переделать в самом начале немного. ...

Конспект викторины ко Дню Птиц

Мероприятие знакомит учащихся с многообразием пернатых, дает представление о разновидностях птиц, прививает любовь и бережное отношение к родной природе, расширяет кругозор учащихся....

Конспект урока. Сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане... ) (проблемный метод)

Урок для использования в 3 классе по системе "Школа России"...

Урок сказка по математике. Конспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Урок сказка по математике, 2 классКонспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»Цели:1. Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чи...

Конспект урока изобразительного искусства «Сюжет. Создание сюжетной картины из сказки «Жар - птица» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Сюжет. Создание сюжетной картины из сказки «Жар - птица»» Цели деятельности учителя: формирование новых понятий учениками с использованием различных изображений посредст...

Конспект занятия "Международный день птиц. Кто такие птицы?"

Цель: познакомить с птицами как одной из групп животных, организовать деятельность по изучению внешнего строения и отличительных признаков птиц, познакомить с их разнообразием....