Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" для 2-4 классов
рабочая программа по окружающему миру (2, 4 класс) на тему

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ до­полнительного образования детей,  опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.      Программа «Мир  вокруг нас» имеет эколого-биологическую направленность. Программа состоит из 2 частей, органически связанных между собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

              «Самовецкая средняя общеобразовательная школа»

 

Программа

                                    внеурочной  деятельности

«Мир вокруг нас»

для учащихся 2 - 4 классов

                                                                       Составила:

                                                                 учитель начальных классов

                                                                   Попова Елена Александровна

                                                                                     

                                         

                                                     Пояснительная записка

       

           Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

            В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

            Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

       Цель данной программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

  • Принцип единства сознания и деятельности
  • Принцип наглядности
  • Принцип личностной ориентации
  • Принцип системности и целостности
  • Принцип экологического гуманизма
  • Принцип практической направленности

        Особенности программы.

      Программа «Мир  вокруг нас» имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

      Программа разработана для учащихся 2-4 классов, состоит из двух частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 68 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Неживое и живое в природе. Взаимосвязь между неживой и живой природой» (34 часа):

2-й год обучения – ««Познавательная экология» (34 часа).

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.

            Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей,  опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

         Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, наблюдения, поисковая и исследовательская деятельность.

          При реализации программы целесообразно применять образовательные технологии: 

- развивающее обучение

 - проблемное обучение

- исследовательские, проектные методы обучения;

- технология игрового обучения;

- обучение в сотрудничестве (групповая работа);

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

 В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        Теоретическая часть имеет целью формирование у детей новых природоохранительных и нравственных понятий, а также  развитие экологических установок личности. В неё включаются стихи, рассказы, сказки, пословицы и поговорки

          Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.  Практическая часть  вносит элемент занимательности, повышая активность ребенка - это конкурсы, викторины, сочинения, мини-спектакли, загадки, рисование по теме,  изготовление изделий.        

         Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая.         

         Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие  экологические взаимосвязи в природе. Данный вид деятельности предполагает работу с «Календарем природы».

        Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

       Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.

       Контроль за выполнением  программы курса осуществляется в виде тестовых заданий, защиты исследовательских работ, выставок.

                         

                     

                                Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в природе;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

 -наиболее типичных представителей животного мира России, Воронежской области;

 -какую пользу приносят представители животного мира;

 -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

-  разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

          - экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по        

   сохранению природного окружения и своего здоровья;

составлять экологические модели, трофические цепи;

доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

заботиться о здоровом образе жизни;

   - заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

                         

                             

  Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

1.Организационное обеспечение:

-кабинет, содержащий ученические столы;

-классная доска;

-пришкольный участок.

2.  Методическое обеспечение программы:

- методические    разработки    и    рекомендации,    планы  конспекты       занятий;

-дидактические материалы: дидактические, развивающие и психологические игры, загадки,   кроссворды;

-раздаточный дидактический материал;

-наглядный материал: образцы изделий, схемы, шаблоны;

-методическая, учебная и художественная литература.

3.Техническое и материалъное обеспечение:

Компьютер, экран,мультимедийный проектор

инструменты: ножницы, цветная бумага, игла, клей,  карандаш простой, краски, фломастеры, кисти, клеенка; материалы: природный материал, глина и пластилин, бумага и ткань

                                                                                     

                                                                                       Учебно- тематический план

                                                                             

                                                                                                                         Первый год обучения

№п/п

                     

                 Тема

Общее количество часов

     В том числе

Теория

 (час)

Практика

(час)

1.Введение

4

2,5

1,5

1

Мы – жители планеты Земля

1

1

2

Моя малая Родина

1

0,5

0,5

3

Что такое экология?

1

1

4

Что такое окружающая среда и окружающая природа?

1

1

2. Человек и природа

6

2

4

5

Экология и мы.

1

1

6

Практическое занятие «Пришкольный участок»

1

1

7

Организм и окружающая среда

1

1

8

 Место человека в мире природы.  

1

1

9

Невидимые нити

1

1

10

Праздник «Осень в лесу»

1

1

3. Неживое в  природе.

11

5,5

5,5

11-12

Неживая природа

2

1

1

13

Солнце – источник тепла и света

1

1

14-15

Воздух и вода

2

1

1

16

Вода и жизнь

1

1

17

Погода. Климат.

1

0,5

0,5

18

Предсказание погоды по народным приметам

1

1

19

Кислотные дожди

1

1

20

Почему нельзя..?

1

1

21

Диалоги с неживой природой

1

1

4. Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой.

12

7

5

22

Экологические связи неживой и живой природы

1

1

23

Растения рядом

1

1

24-25

Комнатные растения.

2

1

1

26-27

Лекарственные растения

2

1

1

28

Цветковые растения

1

0,5

0,5

29-30

Разнообразие ягод

2

1

1

31

Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов

1

0,5

0,5

32

Необычные растения

1

1

33

Царство грибов

1

1

5.Заключение

1

1

34

Обобщение проделанной экологической  работы.

1

1

Итого:

34ч

18

16

                                                       

   

                                                                                      Учебно - тематический план

                                                                                                              Второй год обучения

п/п

                        Тема

Общее количество часов

     В том числе

Теория

 (час)

Практика

(час)

1.Введение

1

1

1

Жизнь на Земле

1

1

2. Среда обитания

6

4

2

2

Времена года на Земле

1

1

3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

1

1

4

Изменения окружающей среды

1

1

5

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

1

1

6

Циклы в природе

1

1

7

Круговорот азота в природе

1

1

3.  Жизнь животных

4

3

1

8

Динозавры – вымерший вид животных

1

1

9

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

1

1

10

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

1

1

11

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

1

4. Реки и озера нашего края

8

6

2

12

Реки и озера

1

1

13

Получение кислорода под водой

1

1

14

Животный и растительный мир возле рек и озёр области

1

1

15

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

1

1

16

Заповедники и заказники

1

1

17

Экскурсия в краеведческий музей

1

1

18

Подготовка  акции «Сохраним первоцвет!»

1

1

19

Акция « Сохраним первоцвет!»

1

1

5. Человек и животные

9

5

4

20

Жизнь  среди людей

1

1

21

Ролевая игра «Это все кошки»

1

1

22

Домашние животные

1

1

23

Викторина «Собаки – наши друзья»

1

1

24

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

1

1

25

Наблюдения за живой и неживой природой

1

1

26

Люди и паразиты

1

1

27

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

1

1

28

Исчезающие виды животных

1

1

6.Заключение

6

3

3

29

Брейн – ринг

«В мире животных»

1

1

30-31

Практическое занятие

2

2

32

Круглый стол

1

1

33

Работа на пришкольном участке.

1

1

34

Акция «Будь природе другом!»

1

1

Итого:

34 ч

22

12

                       

     

                                                                                         Содержание программы

                                                                             Первый год обучения (34ч)

№п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Краткое содержание

Формы и методы

Деятельность учащихся

Техническое оснащение

Введение

4

1

Вводное занятие.

Мы – жители планеты Земля

1

Знакомство с целями и задачами кружка. Создание ситуации понимания и единства всех живых существ на Земле.

Беседа

Рисунок «Мы –жители планеты Земля»

карандаш простой, краски, фломастеры,альбомы

2

Моя малая Родина

1

Моё родное село, его история, Природа села

Экскурсия

Рисунок «Любимый уголок»

3

Что такое экология?

1

Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля.

Рассказ учителя. Чтение сказки Л.И.Грехова» Дуб». Чтение и анализ рассказа В. Бианки «Сова»

Мини – сочинение «Что такое экология?»

Книги В.Бианки о природе»

4

Что такое окружающая среда и окружающая природа?

1

Представление об окружающей природе и окружающей среде.

Игра на школьном дворе

Формируется импатия по отношению к окружающей среде  и понимание влияния человека на неё

Альбомный лист и карандаш

 Человек и природа

6

5

Экология и мы.

1

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Разбор экологических ситуаций

Создание модели «Экология и я»

Природный материал

6

Практическое занятие «Пришкольный участок»

1

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.

Наблюдение. Работа на участке

7

Организм и окружающая среда

1

Положительное и отрицательное влияние окружающей среды  на живой организм.

Наблюдение

Рисунок «Окружающая среда и организм»

Карандаш простой, краски, кисти, фломастеры,альбомы            

8

 Место человека в мире природы.  

1

Человек – верный сын природы.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой

Игра

Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

9

Невидимые нити

1

Разъяснение сущности и значения экологии на основе анализа примера

Дискуссия

Создание и решение проблемной ситуации

Альбомный лист и карандаш

10

Праздник «Осень  в лесу»

1

Расширить представления о лесе, признаках приспособленности жителей леса к наступлению зимы

Проведение праздника

Необходимый реквизит

 Неживое в  природе.

11

11-12

Неживая природа

2

Формирование представлений о неживой природе, её многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

Дискуссия «Может ли человек жить без неживой природы».

Игра « Живое и неживое»

Презентация «Неживая природа»

13

Солнце – источник тепла и света

1

Солнце - источник тепла и света для живых существ.  Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье.

Дискуссия «Есть ли жизнь без солнца»

Ролевая игра «Я солнышко»

Иллюстрации

14-15

Воздух и вода

2

Воздух и вода – условия жизни. Загрязнение атмосферы. Охрана и значение воды.

Проект «Сбережём капельку!»

Рисунок «Я и вода»

Карандаш простой, краски, кисти, фломастеры,альбомы            

16

Вода и жизнь

1

Формирование представлений  о загрязнении воды и её очистки. Опыты по очистке воды.

Опыты и рассказ

Изготовление простых фильтров

Вата.

Промокательная бумага.

17

Погода. Климат.

1

Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях  природы»

Практическая работа

Деловая игра «Синоптики представляют»

Календарь природы

18

Предсказание погоды по народным приметам

1

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.

Конкурс народных примет.

Конкурс рисунков  «Угадай погоду»

Альбом, цветные карандаши.

19

Кислотные дожди

1

Выявление причин выпадения кислотных дождей , их влияние на окружающий мир

Сообщения учащихся

Игровая ситуация «Обращение к директору химзавода»

20

Почему нельзя..?

1

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет).

Ситуация выбора

Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»

Пулевизатор, тряпочка

21

Диалоги с неживой природой

1

Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы села.

Ролевая игра «Что сказала нам…»

Акция «Мы, против мусора!»

Иллюстрации с изображением предметов неживой природы

 Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой.

12

23

Экологические связи неживой и живой природы

1

Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Дискуссия «Если бы не было…»

Моделирование цепи питания

Пластилин

24

Растения рядом

1

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка.

Игра « Угадай растения по описанию.

Экскурсия, практикум «Выявление  повреждений деревьев.

Конкурс рисунков .

Гербаризация.

Гербарий

25- 26

Комнатные растения.

2

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в классе, дома с учетом тепла и света, по правильному  уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив). Пересадка растений

Экскурсия в кабинет биологии. Практикум, работа с атласом определителем

Этикирование комнатных растений в классе. Составить дома рассказ «Моё любимое растение в доме»

Презентация «Комнатные растения»

Бумага, ручки, клей, лопатка

27

Цветковые растения

1

Расширить представления о многообразии растений. Познакомить с признаками цветковых растений.

Практическая работа с гербарием цветковых растений.

Аппликация

Игра «Угадай растение». Рассказы о роли цветка в жизни растений.

Гербарий ,цветная бумага, ножницы, клей

28-29

Лекарственные растения

2

Знакомство с многообразием лекарственных растений, правилами сбора и использования.

Практическая работа.

«Чай с мятой»

Ролевая игра  

 «Я лечу..». Изготовление ромашки.

Иллюстрации лекарственных растений, презентация

30-31

Разнообразие ягод

2

Расширить представления о многообразии ягодных растений, обратить внимание на ядовитые ягоды. Познакомить с лечебными свойствами ягод.

Беседа. Практическая работа «Чай с малиной».

Зарисовка ядовитых растений.

Таблица «Ягоды»

32

Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов

1

Экологические проблемы леса. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас

Беседа.

Составление памятки «Как вести себя в лесу».

Видеофильм «Пожар в лесу»

28

Необычные растения

1

Сообщение о разнообразии необычных растений в природе.

Викторина

Загадки, кроссворды «Необычные растения»

Презентация

33

Царство грибов

1

Сформировать представление о грибах как части живой природы. Показать значение грибов для человека, растений, животных.

Рассказ учителя, беседа, сообщения детей.

Составление презентации «Грибы».

Иллюстрации грибов  

5.Заключение

1

34

Обобщение проделанной экологической  работы.

1

Обобщение результатов экологической деятельности детей, развитие потребности  в экологически сообразном поведении.

Беседа. Творческий отчёт

Выставка творческих работ

                                                                 

                                                                 

                                                                                       

                                                                                             Содержание программы

                                                                                              Второй  год обучения (34ч)

№п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Краткое содержание

Формы и методы

Деятельность учащихся

Техническое оснащение

Введение

1

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

1

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миром в разные эпохи развития Земли.

Рассматривание и обсуждение по схеме

Игра «Что сначала, что потом»

Карта – схема «Возникновение жизни на Земле»

 Среда обитания

6

2

Изменения окружающей среды

1

  Смена естественных и регулярных  изменений, их причины и взаимосвязь. Приспосабливаемость живого мира к смене времён года.

Диалог.

Работа с атласом мира

Составление схемы «Регулярные изменения»

Атлас мира

3

Времена года на Земле

1

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

Беседа. Работа с картой полушарий.

Игра путешествие.

Составление схемы «Сезонные изменения»

Карта полушарий.

4

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

1

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Диалог

Зарисовать свои предположения

Альбом, краски, карандаши

5

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

1

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Работа на пришкольном участке

6

Циклы в природе

1

Кислород, азот, углерод – составляющие всего живого. Круг жизни на Земле.

Опыты: сжигание кислорода. Нахождение кислорода в почве. Игра

Составление схемы «Круг жизни на Земле»

Воздушные шары. Колба, спиртовка

7

Круговорот азота в природе

1

Нитраты. Земледелие как вредная для Земли деятельность человека (внесение удобрений, загрязнение ими водоёмов и др)

Работа по схеме

Экологическое проектирование

Схема деятельности человека (земледелие)

 Жизнь животных

4

8

Динозавры – вымерший вид животных

1

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Чтение и обсуждение рассказов

Создание проектов по группам «Почему вымерли динозавры?»

Книги о динозаврах, энциклопедия,

9

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

1

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Рассматривание и обсуждение

Рисунок «Динозавр –гость из прошлого»

Альбом, краски, карандаши, картинки

10

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

1

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Диалог

Экологический проект

Соответствующие иллюстрации

11

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Воронежской области.

Чтение сообщений детей

Разгадывание загадок. Проектирование деятельности человека, направленной на защиту животного мира

Подбор загадок  о редких животных и растениях

 Реки и озера

8

12

Реки и озера

1

Пресная вода. Осадки.

Беседа

Мини – сочинение «Как образуются реки и озёра»

Карта России

13

Получение кислорода под водой

1

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Беседа Сообщения детей о жителях

Работа в группах. Оригами «Подводный мир» Игра «Кто где живёт?»

Цветная бумага, ножницы, клей.

Иллюстрации жителей пресных водоёмов.

14

Животный и растительный мир возле рек и озёр области

1

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

Диалог

Описание приспособленности обитателей рек и озёр.

Лепка .

 Презентация

15

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

1

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

Беседа. Работа со схемой.

Работа в группах. Рисунок плакат «Не навреди!»

Бумага, краски, цветные карандаши

16

Заповедники и заказники

1

Создание заповедников и заказников.

Сообщения детей , беседа

Мини – сочинение «Зачем нам заповедные земли?»

Презентация

17

Экскурсия в краеведческий музей

1

Знакомство с видами животных , населяющих наш край.

Наблюдение, диалог

18

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

1

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Чтение рассказов

Изготовление листовок

Бумага, краски, цветные карандаши

19

Акция « Сохраним первоцвет!»

1

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.

Наблюдение

Ведение « Дневника наблюдении»

 Человек и животные

9

20

Жизнь среди людей

1

Жизнь в городах. Человек и животное.

Беседа

Изготовление кормушек

Коробки, банки, нитки

21

Ролевая игра «Это все кошки»

1

Обсуждение и изображение повадок различных видов кошачьих

Диалог

Ролевая игра

Иллюстрации вида кошачьих

22

Домашние животные

1

 Рассказы детей о своих питомцах.

Сообщения детей

Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация, лепка, оригами.

Пластилин, цветная бумага, клей, ножницы.

23

Викторина «Собаки – наши друзья»

1

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии).

Игра – викторина «Породы собак».

Награждение победителей

Презентация

24

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

1

Подбор и обработка материала к проекту.

Работа в группах

25

Наблюдения за живой и неживой природой

1

Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе с наступлением весны.

Экскурсия

Ведение « Дневника наблюдении

26

Люди и паразиты

1

Понятие – паразиты. Питание за счёт других.

Беседа

Работа со справочной литературой.

Справочная литература

27

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

1

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека.

Работа с микроскопом

Мини- сочинение «Защити себя»

Микроскоп

28

Исчезающие виды животных

1

Почему исчезают животные?

Диалог

Сообщения детей

Заключение

6

29-30

Практическое занятие

2

Высадка семян в горшочки, Наблюдение: наличие в почве воздуха, сравнение  пророщенных семян и сухих семян фасоли

Наблюдение. Практическая работа

Ведение « Дневника наблюдении

Семена растений, горшочки для посадки.

31

Брейн – ринг

«В мире животных»

1

Игра. Редкие и исчезающие виды

Игра

Награждение победителей

32

Круглый стол

1

Совместная беседа с родителями о необходимости беречь и защищать природу

Диалог

Обсуждение результатов работы с детьми и родителями

33

Работа на пришкольном участке.

1

Работа на пришкольном участке.

Практическая работа

34

Акция «Будь природе другом!»

1

Акция «Будь природе другом!». Выступления детей по воспитанию экологически сообразного поведения в природе.

Выступления детей

Выставка творческих работ. Задание на лето

                                                                                                 Список литературы

                                                                     

 Для преподавателя

                   

1.Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.

 2.Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников -    Начальная школа.- 2002, № 3, с. 52-55.

3.Дорогань Л. В., Филиппов. Экология. – Воронеж 1995 г

4. Захлебный А.Н.  Книга для чтения по охране природы.  – Москва Просвещение 1986 г

5. 100 великих загадок живой природы- Автор-сост. Н.Н.Непомнящий. – М.: Вече, 2007.

6. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и                

   средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002                                                                                            

 7. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс,          

         2007.

 8.  Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». –   М.: ВАКО, 2006.  

9.  Акимушкин И. «Мир животных: млекопитающие или звери» – М.:,  Мысль, 1998г.

10.  Алексеев В.А. « 300 вопросов и ответов о насекомых».- Ярославль, Академия развития,    1998г.

11.  Аношкина Е.Н. «300 вопросов и ответов о птицах».- Ярославль, Академия развития,          

       1998г.                                                                                  

12. Бабин Д.М. «Мир комнатных цветов».- Минск, Миринда, 2000г.

13. Беляева В.С., Василевская С.Д. «Изучаем природу родного края». – М.:,Просвещение,  

     1971г

14.Молодов Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии.

15.Экология в начальной школе. Москва 2004г.

16. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва 1995г.

17.Бианки В. Лесная газета, Москва 1989 г.

18.Дэлби Э. Чудеса и тайны живой природы. М.: Росмэн 2006г

 

 

Для учащихся

1.Захлебный А.Н.  Книга для чтения по охране природы.  – Москва Просвещение 1986 г

2. Автор-сост. Н.Н.Непомнящий 100 великих загадок живой природы-. – М.: Вече, 2007.

3. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и                

   средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002

4.  Карганова  Е, Ордынская М. Большая книга обо всём на свете. Энциклопедия для самых маленьких..- Планета детства. Астрель АСТ

5. Дэлби Э. Чудеса и тайны живой природы. М.: Росмэн 2006г.

6. Хомич Е.О., Якушева М.Н. .Что? Зачем? Почему? – Минск, .Харвест 2009г

7. Плешаков А.А. Атлас –определитель От земли до неба.-М.:Просвещение, 2010г

8. Бабин Д.М. «Мир комнатных цветов».- Минск, Миринда, 2000г.

9 . Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва 1995г.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г

Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся  у некоторых народов  с древнейших времён....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Рабочая программа внеурочной деятельности ИИКТ по ФГОС 4 класс ("Информатика вокруг нас") на 2015-2016 уч.г.

Рабочая программа для курса внеурочной деятельности 4 класс - "Информатика вокруг нас"...

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы...

Программа внеурочной деятельности по самбо 1-4 класс и КТП 1-4 классы

Программа разработана на основе примерной рабочей программы учебного модуля "самбо"  для образовательных организаций реализующих проект "Самбо в школу" г. Краснодар 2021г....