Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" для 2-4 классов
рабочая программа по окружающему миру (2, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности экологического направления | 312.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Самовецкая средняя общеобразовательная школа»
Программа
внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас»
для учащихся 2 - 4 классов
Составила:
учитель начальных классов
Попова Елена Александровна
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель данной программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
- Принцип единства сознания и деятельности
- Принцип наглядности
- Принцип личностной ориентации
- Принцип системности и целостности
- Принцип экологического гуманизма
- Принцип практической направленности
Особенности программы.
Программа «Мир вокруг нас» имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Программа разработана для учащихся 2-4 классов, состоит из двух частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 68 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «Неживое и живое в природе. Взаимосвязь между неживой и живой природой» (34 часа):
2-й год обучения – ««Познавательная экология» (34 часа).
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, наблюдения, поисковая и исследовательская деятельность.
При реализации программы целесообразно применять образовательные технологии:
- развивающее обучение
- проблемное обучение
- исследовательские, проектные методы обучения;
- технология игрового обучения;
- обучение в сотрудничестве (групповая работа);
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Теоретическая часть имеет целью формирование у детей новых природоохранительных и нравственных понятий, а также развитие экологических установок личности. В неё включаются стихи, рассказы, сказки, пословицы и поговорки
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Практическая часть вносит элемент занимательности, повышая активность ребенка - это конкурсы, викторины, сочинения, мини-спектакли, загадки, рисование по теме, изготовление изделий.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе. Данный вид деятельности предполагает работу с «Календарем природы».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий, защиты исследовательских работ, выставок.
Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в природе;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Воронежской области;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по
сохранению природного окружения и своего здоровья;
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
1.Организационное обеспечение:
-кабинет, содержащий ученические столы;
-классная доска;
-пришкольный участок.
2. Методическое обеспечение программы:
- методические разработки и рекомендации, планы конспекты занятий;
-дидактические материалы: дидактические, развивающие и психологические игры, загадки, кроссворды;
-раздаточный дидактический материал;
-наглядный материал: образцы изделий, схемы, шаблоны;
-методическая, учебная и художественная литература.
3.Техническое и материалъное обеспечение:
Компьютер, экран,мультимедийный проектор
инструменты: ножницы, цветная бумага, игла, клей, карандаш простой, краски, фломастеры, кисти, клеенка; материалы: природный материал, глина и пластилин, бумага и ткань
Учебно- тематический план
Первый год обучения
№п/п |
Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теория (час) | Практика (час) | |||
1.Введение | 4 | 2,5 | 1,5 | |
1 | Мы – жители планеты Земля | 1 | 1 | |
2 | Моя малая Родина | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Что такое экология? | 1 | 1 | |
4 | Что такое окружающая среда и окружающая природа? | 1 | 1 | |
2. Человек и природа | 6 | 2 | 4 | |
5 | Экология и мы. | 1 | 1 | |
6 | Практическое занятие «Пришкольный участок» | 1 | 1 | |
7 | Организм и окружающая среда | 1 | 1 | |
8 | Место человека в мире природы. | 1 | 1 | |
9 | Невидимые нити | 1 | 1 | |
10 | Праздник «Осень в лесу» | 1 | 1 | |
3. Неживое в природе. | 11 | 5,5 | 5,5 | |
11-12 | Неживая природа | 2 | 1 | 1 |
13 | Солнце – источник тепла и света | 1 | 1 | |
14-15 | Воздух и вода | 2 | 1 | 1 |
16 | Вода и жизнь | 1 | 1 | |
17 | Погода. Климат. | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Предсказание погоды по народным приметам | 1 | 1 | |
19 | Кислотные дожди | 1 | 1 | |
20 | Почему нельзя..? | 1 | 1 | |
21 | Диалоги с неживой природой | 1 | 1 | |
4. Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой. | 12 | 7 | 5 | |
22 | Экологические связи неживой и живой природы | 1 | 1 | |
23 | Растения рядом | 1 | 1 | |
24-25 | Комнатные растения. | 2 | 1 | 1 |
26-27 | Лекарственные растения | 2 | 1 | 1 |
28 | Цветковые растения | 1 | 0,5 | 0,5 |
29-30 | Разнообразие ягод | 2 | 1 | 1 |
31 | Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Необычные растения | 1 | 1 | |
33 | Царство грибов | 1 | 1 | |
5.Заключение | 1 | 1 | ||
34 | Обобщение проделанной экологической работы. | 1 | 1 | |
Итого: | 34ч | 18 | 16 |
Учебно - тематический план
Второй год обучения
№ п/п | Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теория (час) | Практика (час) | |||
1.Введение | 1 | 1 | ||
1 | Жизнь на Земле | 1 | 1 | |
2. Среда обитания | 6 | 4 | 2 | |
2 | Времена года на Земле | 1 | 1 | |
3 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 1 | 1 | |
4 | Изменения окружающей среды | 1 | 1 | |
5 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | 1 | 1 | |
6 | Циклы в природе | 1 | 1 | |
7 | Круговорот азота в природе | 1 | 1 | |
3. Жизнь животных | 4 | 3 | 1 | |
8 | Динозавры – вымерший вид животных | 1 | 1 | |
9 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 1 | 1 | |
10 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 | 1 | |
11 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 | 1 | |
4. Реки и озера нашего края | 8 | 6 | 2 | |
12 | Реки и озера | 1 | 1 | |
13 | Получение кислорода под водой | 1 | 1 | |
14 | Животный и растительный мир возле рек и озёр области | 1 | 1 | |
15 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 1 | 1 | |
16 | Заповедники и заказники | 1 | 1 | |
17 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 1 | |
18 | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | 1 | 1 | |
19 | Акция « Сохраним первоцвет!» | 1 | 1 | |
5. Человек и животные | 9 | 5 | 4 | |
20 | Жизнь среди людей | 1 | 1 | |
21 | Ролевая игра «Это все кошки» | 1 | 1 | |
22 | Домашние животные | 1 | 1 | |
23 | Викторина «Собаки – наши друзья» | 1 | 1 | |
24 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 1 | 1 | |
25 | Наблюдения за живой и неживой природой | 1 | 1 | |
26 | Люди и паразиты | 1 | 1 | |
27 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | 1 | 1 | |
28 | Исчезающие виды животных | 1 | 1 | |
6.Заключение | 6 | 3 | 3 | |
29 | Брейн – ринг «В мире животных» | 1 | 1 | |
30-31 | Практическое занятие | 2 | 2 | |
32 | Круглый стол | 1 | 1 | |
33 | Работа на пришкольном участке. | 1 | 1 | |
34 | Акция «Будь природе другом!» | 1 | 1 | |
Итого: | 34 ч | 22 | 12 |
Содержание программы
Первый год обучения (34ч)
№п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | Краткое содержание | Формы и методы | Деятельность учащихся | Техническое оснащение |
Введение | 4 | |||||
1 | Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля | 1 | Знакомство с целями и задачами кружка. Создание ситуации понимания и единства всех живых существ на Земле. | Беседа | Рисунок «Мы –жители планеты Земля» | карандаш простой, краски, фломастеры,альбомы |
2 | Моя малая Родина | 1 | Моё родное село, его история, Природа села | Экскурсия | Рисунок «Любимый уголок» | |
3 | Что такое экология? | 1 | Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. | Рассказ учителя. Чтение сказки Л.И.Грехова» Дуб». Чтение и анализ рассказа В. Бианки «Сова» | Мини – сочинение «Что такое экология?» | Книги В.Бианки о природе» |
4 | Что такое окружающая среда и окружающая природа? | 1 | Представление об окружающей природе и окружающей среде. | Игра на школьном дворе | Формируется импатия по отношению к окружающей среде и понимание влияния человека на неё | Альбомный лист и карандаш |
Человек и природа | 6 | |||||
5 | Экология и мы. | 1 | Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. | Разбор экологических ситуаций | Создание модели «Экология и я» | Природный материал |
6 | Практическое занятие «Пришкольный участок» | 1 | Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности. | Наблюдение. Работа на участке | ||
7 | Организм и окружающая среда | 1 | Положительное и отрицательное влияние окружающей среды на живой организм. | Наблюдение | Рисунок «Окружающая среда и организм» | Карандаш простой, краски, кисти, фломастеры,альбомы |
8 | Место человека в мире природы. | 1 | Человек – верный сын природы. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой | Игра | Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. | |
9 | Невидимые нити | 1 | Разъяснение сущности и значения экологии на основе анализа примера | Дискуссия | Создание и решение проблемной ситуации | Альбомный лист и карандаш |
10 | Праздник «Осень в лесу» | 1 | Расширить представления о лесе, признаках приспособленности жителей леса к наступлению зимы | Проведение праздника | Необходимый реквизит | |
Неживое в природе. | 11 | |||||
11-12 | Неживая природа | 2 | Формирование представлений о неживой природе, её многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» | Дискуссия «Может ли человек жить без неживой природы». | Игра « Живое и неживое» | Презентация «Неживая природа» |
13 | Солнце – источник тепла и света | 1 | Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. | Дискуссия «Есть ли жизнь без солнца» | Ролевая игра «Я солнышко» | Иллюстрации |
14-15 | Воздух и вода | 2 | Воздух и вода – условия жизни. Загрязнение атмосферы. Охрана и значение воды. | Проект «Сбережём капельку!» | Рисунок «Я и вода» | Карандаш простой, краски, кисти, фломастеры,альбомы |
16 | Вода и жизнь | 1 | Формирование представлений о загрязнении воды и её очистки. Опыты по очистке воды. | Опыты и рассказ | Изготовление простых фильтров | Вата. Промокательная бумага. |
17 | Погода. Климат. | 1 | Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы» | Практическая работа | Деловая игра «Синоптики представляют» | Календарь природы |
18 | Предсказание погоды по народным приметам | 1 | Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью. | Конкурс народных примет. | Конкурс рисунков «Угадай погоду» | Альбом, цветные карандаши. |
19 | Кислотные дожди | 1 | Выявление причин выпадения кислотных дождей , их влияние на окружающий мир | Сообщения учащихся | Игровая ситуация «Обращение к директору химзавода» | |
20 | Почему нельзя..? | 1 | Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). | Ситуация выбора | Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения» | Пулевизатор, тряпочка |
21 | Диалоги с неживой природой | 1 | Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы села. | Ролевая игра «Что сказала нам…» | Акция «Мы, против мусора!» | Иллюстрации с изображением предметов неживой природы |
Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой. | 12 | |||||
23 | Экологические связи неживой и живой природы | 1 | Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели | Дискуссия «Если бы не было…» | Моделирование цепи питания | Пластилин |
24 | Растения рядом | 1 | Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. | Экскурсия, практикум «Выявление повреждений деревьев. | Конкурс рисунков . Гербаризация. | Гербарий |
25- 26 | Комнатные растения. | 2 | Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в классе, дома с учетом тепла и света, по правильному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив). Пересадка растений | Экскурсия в кабинет биологии. Практикум, работа с атласом определителем | Этикирование комнатных растений в классе. Составить дома рассказ «Моё любимое растение в доме» | Презентация «Комнатные растения» Бумага, ручки, клей, лопатка |
27 | Цветковые растения | 1 | Расширить представления о многообразии растений. Познакомить с признаками цветковых растений. | Практическая работа с гербарием цветковых растений. Аппликация | Игра «Угадай растение». Рассказы о роли цветка в жизни растений. | Гербарий ,цветная бумага, ножницы, клей |
28-29 | Лекарственные растения | 2 | Знакомство с многообразием лекарственных растений, правилами сбора и использования. | Практическая работа. «Чай с мятой» | Ролевая игра «Я лечу..». Изготовление ромашки. | Иллюстрации лекарственных растений, презентация |
30-31 | Разнообразие ягод | 2 | Расширить представления о многообразии ягодных растений, обратить внимание на ядовитые ягоды. Познакомить с лечебными свойствами ягод. | Беседа. Практическая работа «Чай с малиной». | Зарисовка ядовитых растений. | Таблица «Ягоды» |
32 | Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов | 1 | Экологические проблемы леса. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас | Беседа. | Составление памятки «Как вести себя в лесу». | Видеофильм «Пожар в лесу» |
28 | Необычные растения | 1 | Сообщение о разнообразии необычных растений в природе. | Викторина | Загадки, кроссворды «Необычные растения» | Презентация |
33 | Царство грибов | 1 | Сформировать представление о грибах как части живой природы. Показать значение грибов для человека, растений, животных. | Рассказ учителя, беседа, сообщения детей. | Составление презентации «Грибы». | Иллюстрации грибов |
5.Заключение | 1 | |||||
34 | Обобщение проделанной экологической работы. | 1 | Обобщение результатов экологической деятельности детей, развитие потребности в экологически сообразном поведении. | Беседа. Творческий отчёт | Выставка творческих работ |
Содержание программы
Второй год обучения (34ч)
№п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | Краткое содержание | Формы и методы | Деятельность учащихся | Техническое оснащение |
Введение | 1 | |||||
1 | Вводное занятие. Жизнь на Земле | 1 | Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миром в разные эпохи развития Земли. | Рассматривание и обсуждение по схеме | Игра «Что сначала, что потом» | Карта – схема «Возникновение жизни на Земле» |
Среда обитания | 6 | |||||
2 | Изменения окружающей среды | 1 | Смена естественных и регулярных изменений, их причины и взаимосвязь. Приспосабливаемость живого мира к смене времён года. | Диалог. Работа с атласом мира | Составление схемы «Регулярные изменения» | Атлас мира |
3 | Времена года на Земле | 1 | Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков | Беседа. Работа с картой полушарий. | Игра путешествие. Составление схемы «Сезонные изменения» | Карта полушарий. |
4 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 1 | Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. | Диалог | Зарисовать свои предположения | Альбом, краски, карандаши |
5 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | 1 | Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. | Работа на пришкольном участке | ||
6 | Циклы в природе | 1 | Кислород, азот, углерод – составляющие всего живого. Круг жизни на Земле. | Опыты: сжигание кислорода. Нахождение кислорода в почве. Игра | Составление схемы «Круг жизни на Земле» | Воздушные шары. Колба, спиртовка |
7 | Круговорот азота в природе | 1 | Нитраты. Земледелие как вредная для Земли деятельность человека (внесение удобрений, загрязнение ими водоёмов и др) | Работа по схеме | Экологическое проектирование | Схема деятельности человека (земледелие) |
Жизнь животных | 4 | |||||
8 | Динозавры – вымерший вид животных | 1 | Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков | Чтение и обсуждение рассказов | Создание проектов по группам «Почему вымерли динозавры?» | Книги о динозаврах, энциклопедия, |
9 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 1 | Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. | Рассматривание и обсуждение | Рисунок «Динозавр –гость из прошлого» | Альбом, краски, карандаши, картинки |
10 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 | Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. | Диалог | Экологический проект | Соответствующие иллюстрации |
11 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 | Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Воронежской области. | Чтение сообщений детей | Разгадывание загадок. Проектирование деятельности человека, направленной на защиту животного мира | Подбор загадок о редких животных и растениях |
Реки и озера | 8 | |||||
12 | Реки и озера | 1 | Пресная вода. Осадки. | Беседа | Мини – сочинение «Как образуются реки и озёра» | Карта России |
13 | Получение кислорода под водой | 1 | Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь) | Беседа Сообщения детей о жителях | Работа в группах. Оригами «Подводный мир» Игра «Кто где живёт?» | Цветная бумага, ножницы, клей. Иллюстрации жителей пресных водоёмов. |
14 | Животный и растительный мир возле рек и озёр области | 1 | Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности) | Диалог | Описание приспособленности обитателей рек и озёр. Лепка . | Презентация |
15 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 1 | Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов | Беседа. Работа со схемой. | Работа в группах. Рисунок плакат «Не навреди!» | Бумага, краски, цветные карандаши |
16 | Заповедники и заказники | 1 | Создание заповедников и заказников. | Сообщения детей , беседа | Мини – сочинение «Зачем нам заповедные земли?» | Презентация |
17 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | Знакомство с видами животных , населяющих наш край. | Наблюдение, диалог | ||
18 | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | 1 | Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края. | Чтение рассказов | Изготовление листовок | Бумага, краски, цветные карандаши |
19 | Акция « Сохраним первоцвет!» | 1 | Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов. | Наблюдение | Ведение « Дневника наблюдении» | |
Человек и животные | 9 | |||||
20 | Жизнь среди людей | 1 | Жизнь в городах. Человек и животное. | Беседа | Изготовление кормушек | Коробки, банки, нитки |
21 | Ролевая игра «Это все кошки» | 1 | Обсуждение и изображение повадок различных видов кошачьих | Диалог | Ролевая игра | Иллюстрации вида кошачьих |
22 | Домашние животные | 1 | Рассказы детей о своих питомцах. | Сообщения детей | Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация, лепка, оригами. | Пластилин, цветная бумага, клей, ножницы. |
23 | Викторина «Собаки – наши друзья» | 1 | Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). | Игра – викторина «Породы собак». | Награждение победителей | Презентация |
24 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 1 | Подбор и обработка материала к проекту. | Работа в группах | ||
25 | Наблюдения за живой и неживой природой | 1 | Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе с наступлением весны. | Экскурсия | Ведение « Дневника наблюдении | |
26 | Люди и паразиты | 1 | Понятие – паразиты. Питание за счёт других. | Беседа | Работа со справочной литературой. | Справочная литература |
27 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | 1 | Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. | Работа с микроскопом | Мини- сочинение «Защити себя» | Микроскоп |
28 | Исчезающие виды животных | 1 | Почему исчезают животные? | Диалог | Сообщения детей | |
Заключение | 6 | |||||
29-30 | Практическое занятие | 2 | Высадка семян в горшочки, Наблюдение: наличие в почве воздуха, сравнение пророщенных семян и сухих семян фасоли | Наблюдение. Практическая работа | Ведение « Дневника наблюдении | Семена растений, горшочки для посадки. |
31 | Брейн – ринг «В мире животных» | 1 | Игра. Редкие и исчезающие виды | Игра | Награждение победителей | |
32 | Круглый стол | 1 | Совместная беседа с родителями о необходимости беречь и защищать природу | Диалог | Обсуждение результатов работы с детьми и родителями | |
33 | Работа на пришкольном участке. | 1 | Работа на пришкольном участке. | Практическая работа | ||
34 | Акция «Будь природе другом!» | 1 | Акция «Будь природе другом!». Выступления детей по воспитанию экологически сообразного поведения в природе. | Выступления детей | Выставка творческих работ. Задание на лето |
Список литературы
Для преподавателя
1.Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
2.Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников - Начальная школа.- 2002, № 3, с. 52-55.
3.Дорогань Л. В., Филиппов. Экология. – Воронеж 1995 г
4. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. – Москва Просвещение 1986 г
5. 100 великих загадок живой природы- Автор-сост. Н.Н.Непомнящий. – М.: Вече, 2007.
6. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и
средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002
7. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс,
2007.
8. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М.: ВАКО, 2006.
9. Акимушкин И. «Мир животных: млекопитающие или звери» – М.:, Мысль, 1998г.
10. Алексеев В.А. « 300 вопросов и ответов о насекомых».- Ярославль, Академия развития, 1998г.
11. Аношкина Е.Н. «300 вопросов и ответов о птицах».- Ярославль, Академия развития,
1998г.
12. Бабин Д.М. «Мир комнатных цветов».- Минск, Миринда, 2000г.
13. Беляева В.С., Василевская С.Д. «Изучаем природу родного края». – М.:,Просвещение,
1971г
14.Молодов Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии.
15.Экология в начальной школе. Москва 2004г.
16. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва 1995г.
17.Бианки В. Лесная газета, Москва 1989 г.
18.Дэлби Э. Чудеса и тайны живой природы. М.: Росмэн 2006г
Для учащихся
1.Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. – Москва Просвещение 1986 г
2. Автор-сост. Н.Н.Непомнящий 100 великих загадок живой природы-. – М.: Вече, 2007.
3. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и
средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002
4. Карганова Е, Ордынская М. Большая книга обо всём на свете. Энциклопедия для самых маленьких..- Планета детства. Астрель АСТ
5. Дэлби Э. Чудеса и тайны живой природы. М.: Росмэн 2006г.
6. Хомич Е.О., Якушева М.Н. .Что? Зачем? Почему? – Минск, .Харвест 2009г
7. Плешаков А.А. Атлас –определитель От земли до неба.-М.:Просвещение, 2010г
8. Бабин Д.М. «Мир комнатных цветов».- Минск, Миринда, 2000г.
9 . Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
Рабочая программа внеурочной деятельности ИИКТ по ФГОС 4 класс ("Информатика вокруг нас") на 2015-2016 уч.г.
Рабочая программа для курса внеурочной деятельности 4 класс - "Информатика вокруг нас"...
Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы
Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы...
Программа внеурочной деятельности по самбо 1-4 класс и КТП 1-4 классы
Программа разработана на основе примерной рабочей программы учебного модуля "самбо" для образовательных организаций реализующих проект "Самбо в школу" г. Краснодар 2021г....