Конспект урока по окружающему миру "Где и как жили рыцари" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Ткачева Юлия Анатольевна
Тема: «Где и как жили рыцари?»
Тип урока: комбинированный
Цель и задачи урока:
Создать условия для знакомства учащихся с Средневековьем, средневековыми рыцарями и их укладом жизни;
Учить слушать, сопоставлять факты и делать выводы;
Развивать кругозор учащихся, речь, творческое мышление;
Развивать умение выявлять жизненные ценностные ориентиры;
Воспитывать любовь и интерес к изучению истории.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, наглядный материал (иллюстрации рыцарь, замок).
План урока:
1. Организационный момент;
1. Актуализация опорных знаний;
2. Целеполагание;
3. Открытие нового знания;
4. Рефлексия учебной деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir_4a_21.09.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Где и как жили рыцари?»

Тип урока: комбинированный

Цель и задачи урока:

  • Создать условия для знакомства учащихся с Средневековьем, средневековыми рыцарями и их укладом жизни;
  • Учить слушать, сопоставлять факты и делать выводы;
  • Развивать кругозор учащихся, речь, творческое мышление;
  • Развивать умение выявлять жизненные ценностные ориентиры;
  • Воспитывать любовь и интерес к изучению истории.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, наглядный материал (иллюстрации рыцарь, замок).

План урока:

  1. Организационный момент;
  1. Актуализация опорных знаний;
  2. Целеполагание;
  3. Открытие нового знания;
  4. Рефлексия учебной деятельности.


Этапы

Методы формы работы

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап,

1-2 мин.

Словес.: слово учителя.

Нагляд.: презентация

Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут Юлия Анатольевна и я проведу у вас урок окружающего мира.

Улыбнулись друг другу, выпрямили спинки!

Наш урок мы начнем с хорошего настроения. И пусть хорошее настроение длиться весь день!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на учебный процесс.

Л.: смысло-

образование

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Целеполагание

2-3 мин.

Нагл.: презентация

Словес.: выразительное чтение по цепочке

Словес.: учебный диалог

Словес.:

формулируют тему урока, ставят цели урока

Хочу пригласить вас в путешествие во времени, а куда же мы отправимся вы мне ответите сами посмотрев вот на этого молодого человека: Кто он?

- Где, из предложенных зданий, мог бы жить рыцарь? Обоснуйте свое мнение.

- Почему был сделан такой выбор?

- Посмотрите на изображение на доске и на экране и сформулируйте тему нашего урока

- Что бы вы хотели сегодня узнать?

Рыцарь воин в доспехах .

Замок - дом рыцаря должен быть для него крепостью, он большой, величавый, с башнями, высокими стенами и рвом.

«Кто такие рыцари и как они жили».

 Познакомиться с жизнью рыцарей и эпохой в которой они жили.

П.: извлечение необходимой информации.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Открытие нового знания,

25- 30мин.

Словес.: устная работа с упражнением, чтение

Практич.:

письменное выполнение упражнения

Практич.: работа в парах

Словес.: учебный диалог

Практич.: выполнение грамматического упражнения

Давайте разберемся, а кто такие рыцари?

Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями могли стать только люди «благородного» происхождения, достаточно знатные, чтобы приобрести коня и вооружение. Для того, чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства.

-В какое время жили рыцари?

-Это время называется СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

-Речь пойдет об эпохе, которая продолжалась с 5 и до конца 15 века.

- Многое изменилось в жизни людей в средние века. Образовались многие города: Берлин, Амстердам, Москва и др. Мореплаватели открыли Америку и Австрию. В Европе стали выращивать растения, которых раньше не знали: чай, кофе, рис, картофель, помидоры.

-Вот только некоторые из предметов, которые появились в Средние века (на слайде появляются предметы). Назовите их.

 

- Посмотрите на ваши столы, на каждом из них есть то что связывает нас со средневековьем, это книга именно в средние века было изобретено книгопечатанье Немцем Иоганном Гутенбергом.

- Иоганн Гутенберг догадался, что текст можно оттиснуть на бумаге с помощью разборного шрифта, смазанного краской. Таким способом легко изготовить сотни печатных книг вместо того, чтобы переписывать каждую от руки.

- Опишите дом рыцаря, изображенный на слайде.

- С чем было связано то, что у рыцаря именно такой дом, а не другой?

- Какое место вы выбрали бы для строительства замка? Почему?

- Действительно, замки сооружались из камня в труднодоступных местах на возвышенности. Это было удобно для наблюдения и обороны.

Давайте же переберемся через глубокий ров по подвесному мосту и войдем в замок.

В центре – главная башня – донжон. Здесь и жил сеньор на втором этаже в большом зале. На третьем этаже обитают слуги и охрана.  На нижнем этаже располагаются кладовые, кухня, в подземелье – тюрьма. Рядом с донжоном располагались колодец, часовня, конюшни. В замке все было подчинено одному требованию – защищенности, поэтому о внутренних удобствах в них не заботились. В замках было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Погреться можно было только у каминов, но и они не давали особого тепла.

- Можно ли назвать замки удобными жилищами? Хотелось ли вам жить в таком замке?

Физминутка

Снаряжение средневекового рыцаря

- Средневековые сеньоры не только возвели себе каменные жилища, но и сами оделись в железо.

- Какое же было снаряжение средневекового рыцаря, я буду читать вам его описание, а вы постарайтесь узнать, о чем я говорю.

- Покрывали все тело рыцаря и защищали от ударов врага изготавливались из железа, весили от 30 до 50 кг.

-Его делали из кожи, наружная сторона нередко украшалась гербом владельца, изображением единорога, дракона, льва. Они надежно укрывали от стрел и помогали отбивать удары противника.

 - Основное наступательное оружие рыцаря, его часто использовали на конных турнирах, длинной– до 4,5 м.

- Оружие с прямым длинным широким лезвием, использовали в ближнем бою о них складывались легенды

- А как можно было различить рыцарей, ведь в таком одеянии они были похожи?

- А чем занимались рыцари в мирное время, когда не вели войн? (охотились, участвовали в турнирах)

- Охота была самым обыкновенным и почти единственным занятием владельцев в мирное время. Они проводили в лесах по целым неделям.

- Что такое турнир? (военное состязание рыцарей)

- Обычно турнир начинался с поединка рыцарей на копьях, затем они брались за мечи.

- Какое значение для рыцаря имели турниры и охота?

- Кого бы в наше время вы могли назвать рыцарем?

Средние века

Фарфоровая посуда, мыло, очки, пуговицы, механические часы.

Книга.

Дом рыцаря похож на крепость, построен из камня, имеет прочные стены, хорошо укреплен и т.д.

Для защиты от врагов, для хранения богатства, для приема гостей, для ведения войны, природные условия и т.д.

Высокий холм, обрывистый утес, остров посреди реки.

Нет, в них не было удобств и уюта. И жить в таком замке не хочется.

 

Доспехи.

Щит.

Копье.

Меч.

Отличительной чертой было нанесение на одежду и вооружение фамильных гербов.

Рыцари старались показать себя на охоте и поддержать свою славу в рыцарских турнирах. На турниры тратили огромные деньги на виду у всех, что свидетельствовало о их высоком положении.

Человека смелого, воспитанного, благородного

Р.: выполнение учебного действия

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

Р.: выполнение учебного действия

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

П.: извлечение необходимой информации.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Рефлексия, итог урока,

2-3 мин.

Словес.: учебный диалог.

Нагл.: презентация

- В начале урока мы поставили цель. Назовите её.

- Как называется время в которое мы изучили?

- Какие открытия были совершены в средневековье?

- Что обозначало слово рыцарь?

- Что вы узнали о жилище рыцаря?

- Что такое донжон?

- Чем занимались рыцари в мирное время?

- Что показалось вам самым интересным?

- Оцените свою работу на уроке
, какую оценку вы себе поставите и почему?

Домашнее задание: Попробуйте дома создать свой собственный герб, герб своей семьи, а может кто-то создаст герб нашего класса.

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

Записывают д. з.

Анализируют урок.

Оценивают учебный процесс и свою деятельность на уроке.

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.

"Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.

Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт  условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...

Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс

Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...