Конспект интегрированного урока окружающий мир - технология на тему ягода
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок разработан для 1 класса . Ученики работают по группам. Элемент урока технологии на этапе рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_yagoda.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Организационный момент. Постановка темы урока.
(Перед уроком дети заходят в класс и выбирают себе листик (кленовый, дубовый, липовый, веточка ели) и садятся по группам.
Учитель рассказывает притчу: «В самом центре красоты»
Два путешественника отправились в горы. Когда они преодолели уже полпути, новичок обвел взглядом подлесок и стал сокрушаться:
– И где же тот прекрасный пейзаж, о котором ты постоянно говорил?
Его опытный спутник усмехнулся:
– Ты находишься в самом его центре, в чем убедишься сам, когда мы достигнем вершины горы.
Учитель: В горы мы сегодня с вами не пойдем, но зато отправимся в прекрасное место.
Дом со всех сторон открыт, дом резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем (лес).
-Представьте, что мы с вами гуляем по лесу.
Что же мы можем увидеть и услышать?
Звучит музыка (Слайды о лесе)
В лесу чистый воздух, легче дышится, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса, запах соснового бора.
Ученик читает стихотворение.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
-Мы пришли в гости.
-Какие правила в лесу нужно соблюдать?
* Не шуми в лесу!
* Не разжигай костров!
* Не ломай ветки деревьев и кустарников!
* Не разоряй птичьи гнёзда!
*Будь природе другом!
-Итак, мы с вами в лесу.
- Как красив лес летней порой! Как диковинная скатерть – самобранка предлагает он нам свои дары - грибы, орехи, ягоды.
-А вот чтобы узнать, зачем мы пойдем в лес, расположите буквы по размеру, в порядке увеличения.
Д О г я Ы
- Правильно, разговор пойдет о ягодах!
Тема появляется на доске «В лес по ягоды пойдём»
-Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями, а объектом нашего исследования будут –лесные ягоды.
-Какая у нас цель?
-Что нам нужно выяснить о ягодах?
Заполнение дерева желаний.
Познакомиться ….(с лесными ягодами)
Выяснить… (все ли ягоды можно собирать)
Зачем человек должен знать ягоды?
Составить правила сбора ягод.
Советы доктора.
II.Работа по теме урока.
1.Работа первой группы «Исследователи».
- Рассмотрите ягоды, определите, к какой части растения, они относятся.
- Составьте определение.
- Распределите растения на три группы. Приклейте картинки под названиями групп.
- Где можно найти ягоды (ягодные места)
- На какие 2 группы делятся все ягоды?
- Что делать с ядовитыми ягодами?
Вывод: 1.Ягода – это сочный плод, в котором много семян.
2.Чтение определения из толкового словаря.
3. Деревья: рябина, черёмуха, боярышник.
Кустарники: малина, черника, клюква, ежевика.
Травы: земляника, брусника, ландыш.
4.Ягодные адреса: лес, болото, луг.
5.Съедобные и несъедобные.
6.Что делать с ядовитыми ягодами?
2.Физминутка. Будем собирать ягоды, как будем наклоняться. Показать высоту растения: деревья, кустарники и травы.
3.Работа 2 группы. Съедобные ягоды. «Вкусная ягода»
Дети распределяют ягоды, выбирают свой материал и готовятся для выступления по плану:
1)Название ягоды.
2)Описание ягоды.
3)Легенда о ягоде.
4)Советы доктора.
Малина Свое название малина получила по цвету ягод.
Черные, желтоватые, красноватые бывают в зависимости от вида, сорта ягоды малины.
Малину нередко называли "медвежьей ягодой", потому что когда князь Юрий Долгорукий заложил плодовый сад, в котором почетное место было отведено малине, там в густых малинниках укрывались медведи.
Ей нужна самая лучшая лесная земля. Малина обычно заселяет лесные опушки, вырубки, овраги.
Всегда ценилась не садовая малина, а дикорастущая.
Доктор говорит: Связано это с большей силой ее целебных свойств, считали, что настойка из цветков малины - сильное противоядие от укусов змей и скорпионов. Используется как средство от температуры, укрепляет организм, помогает при отравлениях,
2.БРУСНИКА растет в основном в хвойных лесах. Это низкорослый многолетний кустарник. Плоды созревают в августе-сентябре, они обычно округлые, красного цвета, кисло-сладкие на вкус, с терпким, вяжущим привкусом. Брусника может долго храниться.
Есть одна легенда.
Однажды ласточке удалось раздобыть волшебной живой воды. И решила она принести эту воду людям, чтобы подарить им бессмертие. Всего несколько капель несла ласточка во рту. Только злая оса не захотела, чтобы люди жили вечно. Она больно ужалила несчастную птичку, и та пролила драгоценные капли на землю. Они попали на ветки сосны, кедра и брусники, и те навсегда остались зелеными.
Доктор советует: используется от температуры, соком можно обрабатывать вокруг раны.
3.Костяника - чисто лесная ягода. Своим не только вкусом, но и строением, надоедливыми косточками напоминает костяника далекий гранат, потому ее прозвали «северным гранатом».
Доктор советует. Используется как средство от температуры, успокаивает нервную систему, помогает справиться с высоким давлением.
4.Земляника
В одной деревушке, которая располагалась на окраине дремучего леса, жили мальчик и девочка - Ганс и Хельга. Они жили с мачехой. И однажды решила злая мачеха отвести детей в лес. Дети плакали и вдруг увидели маленький домик. В этом домике жили добрые гномы. Они подарили детям чудесные камушки и сказали им, что эти камушки не простые, а волшебные. "Когда будет вам совсем плохо, ваши силы будут на исходе, бросьте эти камушки на землю, и они превратятся в чудесные ягоды, которые дадут вам силы". Так дети и сделали. Они бросили камушки на землю и из них появились душистые ягоды, которые в народе назвали земляника.
Растет там, где светло: по лесным опушкам, пригоркам и вырубкам.
5.Черника.
Растет в сосновых и смешанных лесах. Из сока черники готовили фиолетовые чернила.
Доктор советует. Очень полезна для зрения, из неё делают лекарственные препараты.
6. Клюква.
Адрес клюквы – болото, зеленый мох.
Спелые ягоды – темно-красные.
Доктор: Сок клюквы очень кислый, снижает температуру, очищает раны, ускоряет их заживление, лечит кашель, используется для лечения ангины.
(Просмотр слайдов по презентации другие съедобные ягоды.)
4.Работа 3 группы «Лесные опасности».
1.Прочитайте тексты о ядовитых растениях.
2.Внимательно рассмотрите ядовитые ягоды.
3.Расскажите о них.
Учитель:Сегодня мы поговорим о ягодах, которые вы должны обходить стороной. Часто в газетах появляются сообщения об отравлении детей и взрослых ягодами, причем, иногда это кончается весьма печально. А теперь давайте поближе познакомимся с некоторыми ядовитыми ягодами, которые растут в наших лесах. Слушайте и смотрите внимательно, ведь речь пойдёт о вашей безопасности.
Ученик: Эти ягоды, друзья, собирать в лесу нельзя!
В каждой яд опасный есть.
Эти ягоды могут нанести вред человеку, который их съест, могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и отравление.
1) Если увидишь четыре широких листа, а между ними чёрную круглую ягоду - это растение вороний глаз. Крупная чёрно-синяя ягода напоминает глаз птицы. Ягода очень красива, но не бери её в рот - она ядовита. Ядовитые вещества оказывают вредное действие на сердце, а главным образом на желудок и кишечник. Растение обладает неприятным запахом и часто вызывает головную боль.
2)Ландыш майский. Все части его, особенно цветки и ягоды ядовиты. Желание попробовать ярко-красные ягоды приводит к сильному отравлению. Гуляя по лесу, мы часто видим темно-зеленые листья ландыша. Ландыш первый раз цветет в возрасте 7 лет. И за свою долгую жизнь растение цветет всего 2–3 раза. Цветки ландыша опыляют пчелы и шмели. Растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков и семян – лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.
3)Волчье лыко. Цветки чрезвычайно душисты, по запаху напоминают сирень. Это красивое, но очень опасное растение.
Во всех частях растения содержится яд, поэтому человеку достаточно съесть 3-5 ягод растения и он умрет. Сок волчьего лыка содержит яд. Если он попадет на кожу, вызывает сильное раздражение.
Поздней осенью там, где красовались его сиреневые или розовато-фиолетовые цветки, появляются ярко-красные ягоды. Они также очень ядовиты и называются волчьими ягодами. Не зная этого, люди пробуют их. В результате – сильное отравление.
Просмотр слайдов о ядовитых ягодах.
5.Работа 4 группы. «Узелки на память»
Попытайтесь сформулировать правила, которые необходимо соблюдать при сборе ягод. (Разукрашивают памятки)
Проверим работу.
- Прочитайте правила сбора лесных ягод. Когда нам пригодятся эти знания?
Правила сбора ягод
1. С куста собираем не все ягоды
2. Собираем осторожно, чтобы не повредить растение.
3. Нельзя собирать ягоды возле дороги.
4. Нельзя пробовать незнакомые ягоды
5. Едим только вымытые ягоды
Дети читают правила, а другие показывают рисунок.
6. Литературная минутка.
Просмотр и прослушивание сказки.
Вывод: чтобы собрать ягоды, надо потрудиться.
III.Закрепление изученного.Рефлексия.
1.Тест по теме «В лес по ягоды пойдём». (вопросы на слайде)
(возвращение к дереву желаний- прикрепляем листик) )(буквы на доску)
1. Ягода – это сочный … .
К) корень
Л) стебель
М) плод
2. Назови несъедобную ягоду.
Н) калина
О) волчье лыко
П) брусника
3. Где можно собирать ягоды?
Л) в лесу
М) в городских скверах
Н) у шоссейных дорог
4. Узнай меня! Из моего сока готовили фиолетовые чернила. Я улучшаю зрение.
М) земляника
Н) ежевика
О) черника
5. Назови съедобную ягоду.
Д) боярышник
Е) вороний глаз
Ё) ландыш
6. Узнай меня! Меня в народе называют «медвежьей ягодой».
Х) рябина
Ц) малина
Ч) клюква
7. Как вы поступите, если увидите незнакомое растение с красивыми ягодами?
Ъ) попробую на вкус
Ы) пройду мимо, так как растение незнакомое
Ь) соберу ягоды
- Какое слово получилось? Молодцы!
2. Элемент урока технологии. Аппликация из салфеток.
Малина.
На доске оформление куста малины. Ученик прикрепляют работы и присоединяются к исполнению песни «Ягода малина, ягода черника»
3.Обобщение.
- Конечно, сегодня мы поговорили не обо всех ягодах, которые растут в лесу. Ягоды – это небольшая частичка нашей природы, нашего края, нашей Родины. Беречь Родину надо начинать с малого: бережно относиться к своему краю – это значит любить, жалеть, оберегать каждое деревце, травинку и ягодку. Я вам желаю богатого ягодного лета! Запасайтесь витаминами! Не забывайте правила сбора ягод и правила поведения в лесу!
-Спасибо за прогулку!
Нас много, ребята, пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада посадит сейчас.
Пусть лучше и краше, сама как весна,
Становится наша родная страна.
(З. Александрова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....
Конструкт интегрированного урока (окружающий мир + технология) Тема: "Животные живого уголка. Аквариумные рыбки. Работа с пластичными материалами". 2 класс Школа России
Конструкт открытого интегрированного урока (окружающий мир + технология) Тема: «Животные живого уголка. Аквариумные рыбки. Работа с пластичными и необычными материалами»...
Конспект метапредметных уроков (окружающий мир + технология) по теме ""Кто такие звери?" Изделие:"Коллаж"" в 1 классе по программе Школа России.
Уроки направлены на создание условий для полноценного усвоения учебного материала по теме.Цель урока (окружающий мир) – сформировать знания учащихся о том, кто такие звери, узнать их отличительные при...
План-конспект интегрированного урока математики и технологии "Геометрия в окружающем нас мире" с использованием метода проектов
Приводится конспект интегрированного урока математики и технологии с использованием метода проектов...
Интегрированный урок окружающего мира, технологии и ОРКСЭ. Тема: Поговорим о доброте. «Добрый человек придёт, словно свету принесёт»
Ф. И. О. учителяСайко Анна ГригорьевнаКласс4 БПредметОкружающий мирДата проведения18.12.2015Присутствовалиучителя, руководитель ГМО начальных классовЦель:развивать представления учащихся о добре, потр...
Конспект интегрированного урока окружающего мира и технологии во 2,3 классах учителей начальных классов
Цели и задачи темы:познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;закрепить представления детей о социально-нравственном значении сов...
конспект интегрированного урока "Окружающий мир- технология"
конспект интегрированного урока во 2 классе " Окружающий мир- технология" по УМК " Школа России" для детей с ОВЗ...