Урок окружающего мира в 4 классе "Лес и человек"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Гузе Анастасия Александровна

Урок окружающего мира в 4 классе "Лес и человек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osm_urok.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс. Урок по окружающему миру "Лес и человек"

Разработала: Гузе А.А., учитель начальных классов.

Цели:

1) сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

2) познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

3) развивать познавательный интерес, память, мышление, речь;

4) воспитывать бережное отношение к природе, культуру поведения.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Направление деятельности ученика

Методологические комментарии

1.Организационный момент

Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята!

Один ученик обращается к гостям:

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнём же урок, не будем зря время терять.

Поклонились. Сели на свои места

2.Актуализация знаний

-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к лесным жителям, но чтобы открыть дверь в их  мир, нужно ответить на вопросы.

Внимательно слушайте, поднимайте руку, за каждый правильный ответ получаем жетон с ключевой буквой. После того, как ответы будут получены, составляем  ключевые слова.

1. Какой лес называется тайгой?(л)

2. Узнай дерево: высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. (е)

3. Какое дерево сбрасывает иголки на зиму? (с)

4. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (ч)

5. Какое дерево является символом России? (е)

6.Это животное умеет не только прыгать, но и летать.(л)

7. Плодами какого дерева являются жёлуди? (о)

8. У какого животного пять чёрных полос на спине? (в)

9. Узнай животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах”?    (е)                                             10. Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (к)

(Проверка картинками после ответа на каждый вопрос)

Молодцы,  открыли дверь в лесную зону и узнали тему нашего урока, а значит, мы продолжим путешествие.

- Что же надо для того, чтобы лес был всегда зелёным, весёлым и здоровым? ( надо его беречь)

- А кто должен оберегать лес?

- Сегодня на уроке мы разберёмся, какое значение имеет лес  для человека и какую роль играет человек в жизни леса.

Дети отвечают на вопросы и составляют ключевые слова. Определяют тему урока.

Хвойный лес

сосна

лиственница

кедровка

берёза

белка-летяга

плоды дуба

бурундук

рысь

липа

Ключевые слова: «Лес и человек».

Слайд 1

Слайд 2.

3. Работа над новым материалом

- Теперь предстоит решить первую задачу нашего урока.

- Нам необходимо выяснить значение леса для человека и природы.

Слайд 4.

Работа по учебнику стр.106-107. (Работа в парах).

Проверка.

- Расскажите о роли леса в природе и жизни человека.

Обобщение. Слайд 5.

- Какую роль играет лес для здоровья человека? (Чистый воздух, оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории, турбазы, лекарственные растения).

Дети читают текст учебника, отвечают на поставленные вопросы.

Слайд 3.

 Физ. минутка

Следите глазками за движущимися геометрическими фигурами.

Ребята следят глазами за геометрическими фигурами.

Слайд 7-9

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

В этом нам предстоит разобраться и решить вторую задачу нашего урока.

Работа в группах по карточкам (карточки у каждого).

Прочитать текст, найти, о какой проблеме говорится, предложить пути её решения.

1 группа - о вырубке леса;

2 группа – о неумеренной охоте и браконьерстве;

3 группа – о пожаре.

Проверка.

1 группа.

- О какой экологической проблеме шла речь в стихотворении?

- Какие пути решения этой проблемы вы могли бы предложить?

- Рассмотрите фотографии и сделайте вывод, где человек ведет себя правильно, а где нет?

2 группа.

- О какой экологической проблеме шла речь в вашей карточке?

- Что бы вы предложили для решения этой проблемы?

- Дома вы ( по желанию) подготовите сообщение о заповедниках лесной зоны.

3 группа.

- О какой проблеме расскажет ваша группа?

Пожар – это серьёзная беда для леса. Известно, что только 8% всех лесных пожаров возникли без помощи человека, от молнии или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей с огнём или просто хулиганства.

- Как надо себя вести в лесу, чтобы не случилось такой беды?

- Я вам предлагаю дома составить памятку «Как правильно разводить костёр»

- Вот во что может превратиться лес.

Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу.

-Так какие же экологические проблемы леса возникают по вине человека?

Работа в группах по карточкам.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13

Слайд 14

4. итог урока

Возвращаемся к 1 слайду.

Прочитайте ещё раз задачи нашего урока. Как вы думаете, нужно ли их решать? Справились мы? - О чём должны помнить люди, приходя в лес?

5. Рефлексия

У вас на столах лежат разноцветные листочки. Выберите одно правило поведения в лесу,  которое считаете самым важным с вашей точки зрения и приклейте к дереву на доске. Красивое получилось дерево? Если все будут выполнять правила поведения в лесу, то и лес протянет нам сотни рук и тысячи ладошек.

Дети пишут  на листках правило поведения в лесу и приклеивают к дереву, изображенному  на доске.

6. Дом. задание

Слайд 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки окружающего мира по теме "Организм человека"

Разработки уроков природоведения в 4-м классе по теме: « Организм человека»  помогут учителям начальной школы организовать уроки с использованием приемов « ИНСЕРТ», «Кластер» технологии « Развити...

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха."

Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха." 3 класс....

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Человек и человечество"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Человек и человечество".Образовательная система"Школа 2100"....

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Человек и человечество"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Человек и человечество".Образовательная система"Школа 2100"....

Презентация к уроку окружающего мира "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"

Презентация создана в PowerPoint, сопровождает все этапы урока....

Урок окружающего мира по теме "Хозяйство человека. Домашние и дикие животные"

отражает опыт применения ИКТ- технологии, проблемно-диалогической технологии, технологии оценивания образовательных достижений, в обучении младших школьников....