Клетки - маленькие лаборатории
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
План-конспект урока окружающего мира в з классе. УМК "Школа 2100". Ход урока построен с использованием технологии практико-ориентированного обучения. На этапе открытия новых знаний на уроке применяются микроскопы на каждого ученика, веб-камера для демонстрации результатов на экране, набор препаратов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kletki_-_malenkie_laboratorii.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Клетки – маленькие лаборатории
Цель урока: В процессе практической работы дать представление о клетках живых организмов: познакомить со строением клеток, с процессами, происходящими в клетках
Задачи:
1.Познакомить с историей открытия клетки.
1. Рассмотреть под микроскопом части растений.
2. Выяснить, как устроены клетки.
3. Сравнить растительные и животные клетки
Ход урока
1. Организационный момент
- Сегодня мы не просто ученики , а исследователи. давайте представим себе, что мы с вами ученые –исследователи, а наш класс – это лаборатория.
- Что такое лаборатория? (Ответы детей.)
Лаборатория - 1) а) Учреждение или его отдел, ведущие экспериментальную научно-
исследовательскую работу. б) Специально оборудованное помещение для проведения такой работы.
2) Перен. разг. Внутренняя деятельность, процессы внутри чего-либо.
2. Актуализация знаний.
- На уроке мы сегодня, как и настоящие ученые, будем совершать открытия.
- Чтобы совершить открытия, нам нужно вспомнить то, что уже знаем
- Как называем все то, что нас окружает? (Природа)
- Какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Что относится к живой природе? (Животные, растения , грибы, бактерии)
- Какая профессия у растений в экосистемах? (Они кормильцы, производители)
- Что производят растения? (Питательные вещества и кислород)
- Назовите части растений. (Корень, стебель, лист, цветок, плоды)
- Мы можем их видеть, рассмотреть без специальных приборов? (Да)
3. Формулирование темы и цели урока
- Как вы думаете, есть ли ещё более мелкие части живых организмов, которые не сможем увидеть без специальных приборов?
- Как называются эти части? (Ответы детей)
- Поищем информацию в книгах и справочниках Ответ найдем в книге «Мир Левенгука». (В 1665 году английский учёный Роберт Гук посмотрел под микроскопом на тонкий срез пробки и был потрясён. Пробка, которая казалась однородной, на самом деле состояла из множества мелких ячеек, напоминавших ему темницы, в которых сидят узники. (монашеские кельи в монастырях) Эти ячейки он впервые назвал клетками)
- О чем будем говорить сегодня на уроке? (О клетках)
- Назовите тему урока.
- Тема урока: Клетки - маленькие лаборатории
- На какие вопросы будем отвечать на уроке? ( 1. Какие бывают клетки? 2. Как устроены клетки? 3. Какие процессы происходят в клетках?4. Почему клетки названы маленькой лабораторией?)
- Итак, мы сегодня увидим своими глазами, как выглядят клетки, выясним, как устроены клетки, узнаем, какие процессы происходят в клетках, выясним, почему клетки названы маленькими лабораториями
4.Окрытие новых знаний
- Давайте заглянем внутрь растений и увидим, что там находится
- Какой прибор для этого нужен? (Микроскоп)
1)- Давайте посмотрим, что увидел Роберт Гук, разглядывая под микроскопом кору пробкового дерева. ( Учитель демонстрирует на экране полученный рисунок)
-Начнем исследования. Увидим, как выглядят клетки.
- Мы с вами разделимся на три группы по вариантам. Каждая группа исследователей рассмотрит различные части растений. Первая группа – лист, вторая группа – стебель, третья – корень.
- Ваша задача – рассмотреть препараты, посмотреть, состоят ли они из клеток, и какие клетки по форме?
(По одному ученику от каждой группы называют препарат, рассказывают об увиденном)
Итак, мы убедились, что и листья, и стебли, и корни растений состоят из клеток.
Вывод: Все части растений состоят из клеток, и они разнообразны по форме.
2) - Рассмотрим, пробку под микроскопом ещё раз и выясним, как устроены клетки.
- Клетки огорожены. Эта часть клетки называется клеточной оболочкой (рисунок на доске)
- Какова роль оболочки? (Защищает, придает форму)
- Продолжим исследование. Выясним, что еще есть в клетках.
- У вас на партах листья комнатного растения денежное дерево. Давайте мы их разломаем, сожмем.. Что выходит из листа?(Сок, вода)
- Где находилась эта жидкость? (В клетках)
- Да, в клетки заполнены жидкостью и различными веществами. Эту часть клетки называют цитоплазмой. (Рисунок )
3) -Продолжим исследовать строение клетки. Сами изготовим препарат для исследования. (Для изготовления нужно предметное стекло, лист комнатного растения, мензурка с водой, пипетка)
- Рассмотрим под микроскопом лист комнатного растения
(Один ученик демонстрирует на экране.)
- Какого цвета клетки? (Зеленого )
- Какое вещество придает листьям зеленый цвет? (Хлорофилл)
(Учитель демонстрирует на экране изображение клеток кожицы денежного дерева)
- Посмотрите на экран. Рассмотрите зеленые зерна хлорофилла.
- Почему в листьях так много хлорофилла. Для чего он нужен? (Хлорофилл улавливает солнечный свет и благодаря хлорофиллу происходит фотосинтез – образуются питательные (органические ) вещества)
- По схеме расскажите, как происходит фотосинтез в зеленой клетке. (Схема на доске)
- Для чего используются полученные вещества? (Для получения энергии и построения своего тела)
- Итак, в клетках происходит фотосинтез, в результате чего образуются органические вещества и кислород.
4). – Выясним, что еще есть в клетках
- Рассмотрим еще раз клетки пробки
- В клетке мы видим темное пятно. Это ядро . Это самая главная и важная часть клетки.
- Что ещё есть в клетке. ( Ядро) . (Рисунок дополняется)
- Для чего нужно ядро? (Для хранения информации )
- Итак, что находится в клетке? (Клеточная оболочка, цитоплазма, ядро)
- Благодаря процессам, происходящим в клетке, она растет. А когда вырастает ,клетка делится, делится и ядро, и образуется новая клетка Запасы питательных веществ идут нарост новой клетки – на размножение клетки.
- Какие процессы происходят в клетках? (Образование питательных веществ, деление клетки, образование новых клеток.)
- Почему клетку назвали маленькой лабораторией? (В клетках происходят различные процессы, как в настоящей лаборатории.)
5) Мы рассмотрели части растений под микроскопом и выяснили, что все растения состоят из клеток.
- Состоят ли из клеток ткани животных?
- Выясним это. Разделимся на группы по вариантам и рассмотрим под микроскопом препараты. (Ткань легких, кожный покров, стенка двенадцатиперстной кишки)
(Ученики демонстрируют на экране увиденное)
- Можем ли сказать, что ткани животных тоже состоят из клеток? (Да)
- - Итак, мы провели исследования и узнали что и растения, и животные состоят из клеток,
- Какой вывод можем сделать
“Все растительные и животные организмы состоят из клеток (сходных по строению”.)
- Можем ли сказать, что в клетках животных тоже происходят различные процессы? Какие?
- Как вы думаете, можно ли клетки животных, как и клетки растений, назвать лабораториями?
5. Подведение уроков.
- Назовите три слова, относящихся к теме нашего урока. (Клетка, оболочка, ядро;кКлетки, процессы, лаборатория).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира с презентацией по экспериментальному учебнику Л.М. Цветовой, 3 класс, на тему " Клетка"
Экспериментальный учебник по окружающему миру, автор Лариса Михайловна Цветова, изд-во "Мнемозина" МоскваПредлагаю конспект урока по данному учебнику с презентацией на тему "Клетка", 3 класс...
Лист-клетка и лист-линейка для интерактивной доски
Данный материал подходит для интерактивных досок Panasonic Elite Panaboard UB-T88OWРазлинованная клетка и линейка....
Открытый урок "Клетки - маленькие лаборатории"
Открытый урок "Клетки - маленькие лаборатории"...
"Клетка -маленькая лаборатория"
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Школа 2100 "Клетка - маленькая лаборатория"....
Презентация к уроку "Клетка - маленькая лаборатория"
Презентация к уроку по окружающему миру 3 класс школа 2100 на тему "Клетка - маленькая лаборатория"....
Тема урока: «Клетки – маленькие лаборатории»
По 1 –линии развития (объяснять мир)1.Познакомиться со строением клеток растений...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Маленькая лаборатория»
Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Телопроводность" для учащихся 4 класса...