Использование ИКТ ресурсов на уроках окружающего мира
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Лапина Вера Вячеславовна

Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности. 

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем сам подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-целостному постижению окружающего мира.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ ресурсов на уроках окружающего мира

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе и правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного  поведения в окружающей природной и социальной среде.    Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

 Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем сам подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-целостному постижению окружающего мира.

Цели и задачи применения ИКТ в начальном образовании

Использование компьютерных технологий на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. Качество обучения – это то, для чего я работаю. С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:

  • Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.
  • Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность учащихся в работе с информацией.
  • Внедрение индивидуализации образования за счёт дифференцированного подхода. Это касается учащихся с трудностями в обучении, требующих особых форм предъявления материала, а также одарённых детей.
  • Изменение форм и методов учебной деятельности.
  • Интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Практическое применение

Этапы работы можно выделить следующие:

  • Поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствии с темой урока.
  • Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе  PowerPoint.
  • Вставка текстовой информации, таблиц, схем.
  •  Оформление слайдов, анимация.

Очень важным было выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:

  • Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук)
  • Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)
  • Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).

         Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.

Использование ИКТ не вредит здоровью детей в том случае, если учитель будет:

  • учитывать возрастные особенности и интересы детей,
  •  контролировать непрерывное время работы с экраном и проектором (2 класс – 10 мин, 3 класс – 15 мин, 4 класс – 20 мин),
  • чередовать виды и формы работы, следить за темпом работы (не должен  быть быстрым, навязанным),
  •  исключать всякое принуждение  и подавление желаний ребенка.

Мой кабинет оснащён следующим оборудованием:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • доска.

Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное – незабываемым.

Но еще большую пользу приносят презентации, которые "рождены" и прокомментированы самими ребятами. Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять  нужную, полезную информацию по  данной проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы.  Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно-значимым приобретением.

Разработки проектов

1. Знакомство с растительным миром родного края, с представителями Красной книги Тульской области. 

2. Систематизировать знания о лекарственных растениях Тульского края, через развитие умения сохранять, оберегать своё здоровье. 

3. Воспитание любви к родному краю. 

4. Развитие навыков управления самообучением, сотрудничества, планирования работы. 

Проект "Разнообразие природы родного края" является интегрированным проектом по окружающему миру, русскому языку, изо, литературному чтению. Данная проектная деятельность легко вписывается в урочную деятельность. 

Он охватывает изучение учебных тем: «Природные памятники», «Лекарственные растения», «Растения Тульского края, занесённые в Красную книгу», «Твои книжки», "Сочинение-описание". 

Данный проект формирует экологическую грамотность ребенка, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности, прививает любовь к родному краю. 

При проведении проекта с опорой на формирующее оценивание учитель помогает ученикам в развитии их навыков критического мышления, формировании коммуникативных навыки, организует самостоятельные исследования по учебной теме. 

Что участие в проекте даст его участникам?

После завершения проекта учащиеся смогут: 

- назвать растения Тульской области; 

- назвать растения области занесённые в Красную книгу, лекарственные растения; 

- распределять обязанности в группе при работе над общей задачей исследования; 

Результаты проекта 

- демострация с помощью буклетов, компьютерных презентаций, газет, фотоальбомов и др.

- знание и понимание особенностей растительного мира своего края на примере выбранных ими растений; 

Как будут оцениваться и обсуждаться: 

- выполнить проверочную работу по теме учебной программы;

- в ходе "перекрёстного обучения" групп изложить весь изученный группой программный материал по теме исследования; 

- в ходе защиты проекта (итоговое оценивание) продемонстрировать итоговый продукт работы группы в соответствии с критериями, самоанализ и экспертную оценку (по бланкам учителя) работы в проекте.

Заключение

Диагностика мотивации учебной деятельности и уровня комфортности на уроках показала, что наибольший интерес у детей вызывают уроки, на которых я использовала ИКТ. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%..  Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся
  • Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения
  • Повысить объём выполняемой на уроке работы
  • Усовершенствовать контроль знаний
  • Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока
  • Формировать навыки исследовательской деятельности
  • Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам

Проверочные и контрольные работы по окружающему миру показывают положительную динамику усвоения знаний, общего уровня информированности. Качество обучения по предмету последние 2 года составляет 100%.. Работа по внедрению новой технологии позволила мне повысить собственную информационную компетентность, так как я:

  • научилась структурировать объемный материал;
  • работать с различными источниками информации;
  • обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме;
  • научилась сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы;

В заключение хочется сказать одно: мои ребята очень разные, они отличаются по способностям, интересам, но их роднит одно: любовь к родному краю, стремление лучше узнать его, которые привито детям благодаря использованию на уроках окружающего мира компьютерных технологий. А всё это напрямую влияет на качество знаний учеников.

Методическая литература

1. «Информационные технологии на уроках в начальной школе». Составитель: О.В.Рыбьякова. Издательство Учитель. Волгоград 2008г.

2.  Научно-методический журнал «Начальная школа» 2009г. - №2.

3. Апатова Н.В. Информационные технологии в начальном образовании. – М., 1994.

4. Вильямс и др. Компьютеры в школе. – М., 1998.

5. Материалы открытых Интернет-источников.

6. Электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

7. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1-4 кл.

8. Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников. – Новый диск.

9. Мультипликационные времена года с тетушкой Совой. Обучающая программа для детей от 2-х до 7-ми лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательного материала на уроках окружающего мира

Интересно узнать что-то новое, познавательное....

"Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"

В данной работе представлены теоретические вопросы актуальности выбранной темы, дано обоснование практической значимости информационных технологий....

Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира. Открытый урок по теме «Приборы и инструменты» 2 класс.

Цель урока: Формирование представлений обучающихся  с назначениями различных приборов и инструментов.   Развитие  умений  исследовать микропрепараты под  микроскопом.Зада...

Примеры использования Интернет-ресурсов на уроках окружающего мира в начальной школе

О возможности применения на уроках в начальной школе материалов не только со специализированных методических сайтов, но и ресурсов, изначально не предназначенных для учебных целей, этот материал из оп...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТРКМЧП НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ». Фрагменты уроков.

Практическое использование  приёмов ТРКМЧП на уроках окружающего мира в 3 классе УМК "Планета знаний". Можно использовать в других УМК....

Статья "Изучение растений младшими школьниками с использованием электронных образовательных ресурсов на уроках окружающего мира".

Данная статья будет полезна учителям начальной школы при проведении уроков окружающиего мира....