Птицы - наши друзья
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Внеклассное занятие осуществляет метапредметную связь с уроком литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_-_nashi_druzya.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие на тему : «Птицы – наши друзья»
2 класс
Тема: « Птицы - наши друзья».
Цель урока: развитие у детей эстетического восприятия природы, развитие наблюдательности, любознательности обогащение информационного материала о птицах;
Учить детей рисовать по представлению зимующих птиц, передавая характерные особенности птиц - форму, величину.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование урока: дерево с птицами, сделанное на уроках труда учащимися, книги детских писателей о птицах, презентация « Птицы- наши друзья».
Организация занятия
Сегодня на уроке мы с вами будем художниками. Посмотрите друг на друга, поправьте береточки и галстуки ( эти вещи сшили родители класса специально для этого урока), улыбнитесь друг другу и приготовьтесь видеть и слышать только прекрасное. У каждого из вас на столах лежат инструменты художника.
Давайте представим себя в зимнем лесу. Можно ли в лесу услышать вот такие зимние голоса? ( Звучит запись голосов птиц)
Учитель: Нет, правильно, почему, как вы думаете?
Правильно, многие птицы улетели, остались только и прилетели с северных краев только зимующие.
Сегодня в гостях у нас наш друг – лесовичок ( вывешиваю таблицу с изображением забавного старичка в шляпке и с бородой).
Он хозяин леса. И просит вас , ребята, чтобы вы приходя в лес, вели себя тихо; не кричали, не нарушали покой зверей и птиц. Для самых активных лесовичок в своей сумочке принес лесные подарки – призы.
Любит лесовичок больших зверей, таких больших зверей таких, как медведя, лису, волка, зверюшек поменьше, как зайца и белку. Уж очень он любит птиц. Называет их любовно птичками, пичужками, птенчиками. И хочет проверить: внимательны ли вы, знаете ли вы птиц?
Информация учителя из книги Гиннеса. Самая маленькая птица –
- колибри. Самая большая – страус. Показ презентации» Птицы- наши друзья» об этих птицах.
2. Игра « Птица- не птица».
Тигр – ворона, сорока – медведь, волк – дятел и.т.д
Учитель. Молодцы, ребята, оказывается, вы знаете названия птиц.
- А как вы помогаете птицам?
- Правильно, зимой нужно подкармливать птиц, делать кормушки, чтобы весной услышать веселые голоса птиц. Ведь множество птиц зимой умирают не от холода, а от голода. Мы с вами сделали кормушки и развесили в школьном дворе и договорились, что такие же кормушки вы развесите и в своих дворах.
Посмотрите на рисунок, здесь нарисовано, как дети помогают крылатым друзьям. Обращение к рисунку» Наши пернатые друзья»
Лесовичок всему этому радуется. И на наш урок прислал птичек (объемные рисунки птиц), которые на своих крыльях принесли кроссворд, а как разгадаем кроссворд – лесовичок покажет сюрприз.
Работа учащихся с сигнальными карточками, где написаны безударные гласные. Повторяется правило правописания безударных гласных. Сигнальные карточки изготовлены в виде книжки- раскладушки.
Загадки.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко – красный галстук мой.
- Правильно, снегирь. Работа над правописанием слова « снегирь». (использование сигнальной карточки). Название снегирю дано от слова «снег» .Знакомство с отрывком из произведения А. Баркова « Первый вестник зимы». Ответы на вопросы. Когда прилетают снегири? Снегирь какой? ( грудка у снегирей красная. На голове черный беретик. Спина голубая. Хвост и крылья черные.) Сколько раз снегирь выводит птенцов?
Показ презентация « Птицы – наши друзья». Снегири.
Снегири очень вежливые птицы, всегда уступают самкам – мамам лучшие гроздья рябин. Еще снегирей называют зимними яблоками.
Весь день хлопочет, вертится, стрекочет.
Кто это? Правильно, сорока.
Работа с сигнальными карточками. Работа над правописанием слова «сорока». Чтобы знать как пишется это слово, можно запомнить шараду: в каком слове сорок»а».
О сороке идет и плохая молва: вот что написал о ней С.Я. Маршак:
А ежели вы вежливы,
То сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки.
Уж очень она любит передразнивать других птиц, поэтому и забыла свою походку. Ходит то вприпрыжку, то размашистым шагом.
А теперь послушайте задачу:
К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
Из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей- сорок
Прилетело на урок?
Но мне кажется, что сороки исправятся и выучат на следующий день урок. Как вы думаете?.
Ответы учащихся.
- Какие произведения вы читали, где главным героем была сорока?
А сейчас мы познакомимся с рассказом А.Баркова « Лесная болтушка».
Что еще интересного вы узнали об этой птице?
Ответы учащихся.
Сороке, ребята, есть чем гордиться: у нее самый длинный хвост Недаром сороку называют сорокой белобокой: по бокам и на крыльях у нее два белых пятна. Голова, спина и хвост черные, а брюшко белое. Показ материала о сороке из презентации « Птицы - наши друзья».
Деревья лечит, синиц кормит.
О ком идет речь?
Работа с сигнальными карточками .Правописание слова «синица».
На следующем уроке мы с вами будем работать над произведением
« Почему синички с дятлом подружились?». А сейчас прочитаем рассказ Н. Сладкова « Тайна черного дятла»( чтение по цепочке). Ответы на вопросы. Чем питается дятел? Можно ли дятла назвать лесным доктором? В чем заключается тайна черного дятла?
Ответы учащихся.
Показ материала из презентации о дятле и синице. Информация к размышлению: синичка съедает в день гусениц, жуков столько, сколько весит сама.
3.Физминутка.
Мы шагаем, мы шагаем
Ноги выше поднимаем…
Птенчик выпал из гнезда
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Спросите, откуда среди зимы птенчики? Оказывается, такие птицы, как клесты, выводят птенцов в декабре и прячут свои гнезда в густых ветках сосны. Показ материала о клестах из презентации» Птицы – наши друзья».
Обращаю внимание учащихся на необычные клювы у этих птиц
4. А теперь посмотрите на сюрприз, который преподнес нам лесовичок.
Показываю красочные рисунки птиц.
- Нравятся птички? Хотите нарисовать таких же птичек? Лесовичок на ушко шепнул секрет, подсказал, как научиться рисовать птиц.
Но прежде чем нарисовать – нам нужно познакомиться со словом «набросок».
Набросок – это быстрый рисунок карандашом с натуры или по памяти.
Сейчас я вам покажу, как сделать набросок дятла. Будем рисовать птицу с помощью овала (сжатый круг)
Дятел постоянно в работе, редко находит минуты отдыха, поэтому мы его изобразим за рабочим местом. Сделаем набросок дерева. Теперь нам нужна линия , которая поможет в работе. Эту наклонную линию мы нарисуем еле заметно, дятел при работе хвостом прижимается к дереву, поэтому хвостовую часть линии нарисуем ближе к дереву, отмечаем высоту птицы. Далее с помощью овала рисуем голову дятла, оставляем промежуток, рисуем туловище дятла, оно примерно в два раза больше головы, затем хвост, крылья, клюв.( дятел язычком достает корм, лапки.
По такому же принципу делаем набросок сороки, помним, что у нее очень длинный хвост.
Также делаем набросок снегиря. Снегирь имеет кругловатую форму, поэтому овалы мы будем рисовать покороче и покруглее Грудка у снегирей красная. А как снегирей называют по – татарски ? ( кызылтуш)
Вспомним стихотворение, которое мы выучили на уроке родной литературы.
Делая зарисовку клеста, нужно помнить, что хвост птицы чем-то напоминает хвост рыбы, а клюв мощный, сильный, как у попугая.
Итак, еще раз посмотрите на наброски и скажите, какую птицу вы хотите нарисовать.
- Молодцы, выбрали. А теперь приступаем к работе. Поместить нужно птичку на листе так, чтобы ей не было ни тесно, ни свободно, а уютно.
Посмотрите, как готовясь к уроку, я нарисовала птицу.
5. Самостоятельная работа.
6. Итог
Выставка лучших набросков.
- Чем понравился набросок?
Что нового узнали на уроке?
Мне, ребята, понравились строчки, написанные Е. Благининой
… Чтоб птиц весной услышать голоса,
Не забудем их кормить в холода.
Давайте повторим эти строчки ( они заранее написаны на доске),
вспомнив эти строчки, не будем забывать кормить птиц.
Рефлексия.
Понравилось ли вам это занятие?
7.Домашнее задание.
Дорисовать птицу. Сочинить сказку о своей птице.
Лучшему рассказчику лесовичок приготовит приз.( Родители приготовили закладки для учебника литературного чтения с изображением лесовичка)
Литература.
1.Э.В.Исаев « Учись рисовать». Типография издательства «Чувашия»,2000г
2.А. Ликум « Все обо всем». Филологическое общество «Слово», Москва,1998 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Птицы - наши друзья.
Презентацию можно показать детям в 1 классе на уроке, на внеклассном мероприятии для ознакомления с птицами родного края, их повадками, питанием, местах проживания....
Презентация "Птицы - наши друзья"
Каждый год в нашей школе проходит неделя экологии. В этом году наш класс представлял презентацию "Птицы наши друзья"....
конспект устного журнала "Птицы - наши друзья"
Данное мероприятия проводится для учащихся начальной школы. Детей ждут разнообразные конкурсы, кроссворды. В ходе мероприятия дети знакомятся с птицами, узнают, как им помочь зимой....
Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"
Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов. Главная ме...
Птицы - наши друзья
Методическая разработка...
«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...
«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...