Конспект урока природные зоны России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру разработан учителем начальных классов филиала МБОУ «Большеподберезинская СОШ им. А,Е, Кошкина Кайбицкого м.р. РТ» - МБОУ «Турминская НОШ Кайбицкого м.р. РТ » - Долговой Татьяной Николаевной
УМК «Перспективная начальная школа»
Класс: 4 класс
Тема: Природные зоны России
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний с использованием сингапурской методики.
Цель: Обобщить и углубить знания учащихся о разнообразии природы России
Планируемые результаты:
Предметные: обобщить и систематизировать изученный материал по теме "Природные зоны России".
Метапредметные: совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;
развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;
создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в группах;
Личностные: формирование интереса и ценностного отношения к природе;
формирование положительной мотивации к учению.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель - Добрый день, ребята. Закройте глаза и тихо повторяйте за мной:
Прекрасно все на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно все вокруг,
Прекрасно все во мне!
- Открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.
- Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Ответы учащихся)
- Молодцы! Вот мы сегодня повторим и обобщим тему «Природные зоны России»
II. Основная часть.
Задание 1.
- Сейчас мы должны вспомнить всё о природных зонах России, суметь назвать каждую из основных зон и узнавать её местоположение на карте, рассказать не только о природе каждой зоны, но и сравнить их.
Применяем структуру КОНТИНИУС РАУНТ РОБИН (организовывается обсуждение какого – либо вопроса в команде по очереди более одного круга)
- карточка с описанием определённой природной зоны. Ваша задача: определить данную природную зону. На подготовку даётся 1 минута.
1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт.
-Закончили?
-Проверяем ответы. Опрос учеников №1, 1,2,3 столов
Затем запись правильного ответа на рисунке (Тундра) (слайд №1)
2. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи.
- Закончили?
- Проверяем ответы. Опрос учеников №2, 1,2,3 столов
Затем запись правильного ответа на рисунке ((Лесная зона)(слайд №2)
3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе
. Закончили?
-Проверяем ответы. Опрос учеников №3, 1,2,3 столов
Затем запись правильного ответа на рисунке (Пустыня)(слайд №3)
4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции.
. Закончили?
-Проверяем ответы. Опрос учеников №4, 1,2,3 столов
Затем запись правильного ответа на рисунке (Арктическая пустыня)(слайд №4)
Разминка МИКС-ПЭА-ШЭА – (звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету).
-Встаньте, задвиньте стульчики и двигаемся, когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление.
Вопрос 1.
Какое млекопитающее почти все время проводит под землей? (Начинает тот, у кого нога больше) (крот)
ТАЙМД ПЭА ШЭА (Ученики со своими партнёрами делятся мыслями, по 30 секунд)
-Поблагодарите своего партнёра.
-А теперь на этот вопрос ответит…
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
Вопрос 2.
У кого из животных детеныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание? (кукушка)
(Начинает тот, у кого волосы светлее.)
-Подумайте 3 секунды.
ТАЙМД ПЭА ШЭА (Ученики со своими партнёрами делятся мыслями, по 30 секунд)
-Поблагодарите своего партнёра.
-А теперь на этот вопрос ответит…
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
Вопрос 3.
Что теряет лось каждую зиму? (рога, но к лету они опять вырастают)
(Начинает тот, кто ниже ростом)
-Подумайте 3 секунды.
ТАЙМД ПЭА ШЭА (Ученики со своими партнёрами делятся мыслями, по 30 секунд)
-Поблагодарите своего партнёра.
-А теперь на этот вопрос ответит…
Варианты вопросов:
1) Какие птицы в лесу выводят птенцов в мороз, зимой? (клесты)
2) Какой зверь самый чистоплотный? (барсук, около норы этого животного всегда чисто. Туалет – глубокие норы – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые волоски)
3) К какой природной зоне относятся эти животные?
Задание 2. Найди и исправь ошибки в тексте.
Применяем структуру ФИНК-РАЙТ - РАУНТ РОБИН (подумай, запиши-обсуди в команде)
На подготовку даётся 3 минуты.
Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим , Атлантическим, Индийским.
Каменным поясом России называют Кавказские горы.
Самая длинная река России – Волга, а самое глубокое озеро – Онежское.
Только одна большая река – Енисей – несёт свои воды в Каспийское море.
_____________________________________________________________
Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим , Атлантическим, Северным Ледовитым.
Каменным поясом России называют Уральские горы. Самая длинная река России – Обь, а самое глубокое озеро – Байкал. Только одна большая река – Волга – несёт свои воды в Каспийское море.
Физкультминутка
Задание 3.
Применяем структуру КОНТИНИУС РАУНТ РОБИН
- Сейчас я бы хотела знать, на сколько хорошо вы знаете животный мир различных природных зон. На карточках к словам из левого столбика подберите нужное слово из правого столбика и проведите стрелочки. Отвечаете по плану:
- Как называется животное?
- В какой природной зоне он живёт?
- Чем питается?
Начинает ученик под номером 2.
Верблюд Белка Северный олень Суслик Дельфины Белый медведь | субтропическая зона, черноморское побережье Кавказа степь арктическая пустыня пустыня лесная зона тундра |
-А теперь на этот вопрос ответит…
Задание 4.
Применяем структуру ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН (встать-сесть)
Если ученики согласны с моим утверждением, то они встают.
1.Одногорбый верблюд может развивать скорость до 16 километров в час. За 5 часов он пройдёт 32 километра. (16 • 5 = 80 км) (нет)
2. Скорость волка в случае опасности – 55 километров в час. С такой же скоростью он может пробежать за 2 часа 110 километров (55•2= 110 км) (да)
3.Если скорость у белки 4 километра в час. За 5 часов белки преодолеет расстояние 40 километров. (40: 4 = 10 ч) (нет)
4. Средняя скорость полёта воробья составляет 40 километров в час. За 7 часов он пролетит 280 километров (40•7 = 280 км) (да)
5. Скорость антилопы в случае опасности – 25 метров в секунду. 260 метров она может пробежать с такой же скоростью за 10 секунд. (25 •10 = 250 м) (нет)
6. Скорость полёта голубя составляет 68 километров в час. За 2 часа он может пролететь 136 километров (68• 2 = 136 км) (да)
Задание 5.
Применяем структуру КОНТИНИУС РАУНТ РОБИН
Что за растение?
-Животных вы знаете хорошо. А теперь проверим, как вы знаете растительный мир природных зон. На карточках к словам из левого столбика подберите нужное слово из правого столбика и проведите стрелочки. Начинает ученик под номером 3. Отвечаете по плану:
-Что это за растение, как оно называется?
-В какой природной зоне произрастает?
Ягель Берёза, ель Верблюжья колючка Ковыль Полярный мак Магнолии | Черное море Степь Лесная Тундра арктическая пустыня пустыня |
Задание 6.
- Но кроме того, должны также знать как вести себя в общении с природой, чтобы не нанести ей вред. Сейчас мы узнаем, какие правила поведения в природе знаете ВЫ.
Применяем структуру ФИНК-РАЙТ - РАУНТ РОБИН (подумай, запиши - обсуди в команде )
-Нельзя оставлять после себя мусор.
-Все банки и бутылки надо выбрасывать в специально отведённые для этого места, не оставлять в природе.
-Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
-Нельзя разорять птичьи гнёзда.
-Птичкам нужно оставлять крошки хлеба.
-Не шуми в природе.
-Оказывай помощь животным и растениям попавшим в беду.
-В меру бери дары природы.
Задание 7.
Экологический кроссворд
-А знаете ли вы, что такое Красная Книга?
Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». Её обложка красного цвета. И выбран этот цвет не случайно, ведь красный – сигнал тревоги, опасности. В Красную Книгу внесены те животные, которых на земле осталось очень мало. Их надо охранять, оберегать и помогать им!
В Красную Книгу занесены такие животные, как, синий кит, белый медведь, калан, амурский тигр, краснозобая казарка. А каких животных обитающих в природных зонах нашей страны знаете вы? (ответы детей)
- В каждой природной зоне есть проблемы экологического характера. А что это за проблемы, узнаем разгадав кроссворд. Применяем структуру ФИНК-РАЙТ - РАУНТ РОБИН (подумай, запиши-обсуди в команде.
Предпологаемые ответы можете найти на обороте задания
- … лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. (ВЫРУБКА)
- . … земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнёзда, которые погибают во время полевых работ. (РАСПАХИВАНИЕ)
- Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их … (ЗАГРЯЗНЕНИЕ)
- Неумеренное … приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. (ОРОШЕНИЕ)
- От вездеходов и тракторов в тундре нарушается …(ПОВЕРХНОСТЬ ПОЧВ)
Ключевое слово БРАКОНЬЕРСТВО
- Расскажите о названных экологических проблемах.
ΙΙΙ. Итог
Итак, наше путешествие по природным зонам России подходит к завершению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу «Окружающий мир». Тема урока: «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс
Урок по курсу «Окружающий мир». «Природные зоны России. Тундра». 4-й классЦели урока:Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.Познакомить с географическим положением этой природно...
Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.
Знакомство с географическим положением природной зоны-Тундра, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека....
УРОК "Природные зоны России". Презентация .
Урок по предмету " Окружающийу мир" в 4 клссе....
Конспект урока "Природные зоны России"
Обобщающий урок по теме природные зоны России. В конце урока составляется ментальная карта по всем природным зонам, необходимая при подготовке к ВПР...
Обобщающий урок «Природные зоны России» Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа России"
Урок разработан с применением групповой технологии, технологии уровневой дифференциации, ИКТ. На уроке обучающиеся обобщают зания о природных зонах России....
Конспект урока "Природные зоны России"
Конспект урока окружающего мира...
Презентация и конспект урока "Природные зоны России" 4 класс
Презентация и конспект урока "Природные зоны России" 4 класс...