Групповая работа на уроках « Окружающего мира»
статья по окружающему миру на тему
Современный ученик на сегодняшний день должен обладать рядом компетенций, т.е.наиболее общими и универсальными умениями, помогающими ему найти себе достойное место в обществе.
1.Информационная компетенция- это способность ,которая помогает определять и осуществлять поиск необходимой информации.
2.Компетенция в решении личностно значимых проблем, т.е.наличие у человека хорошо развитого творческого мышления с опорой на рефлексию.
3.Коммуникативная компетенция предполагает, что у ребёнка сложен необходимый для жизни в современном обществе социальный опыт.
Эти важные цели могут быть легко реализованы на уроке при работе в
малых группах. Перечислим преимущества такого подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_temu_gruppovaya_rabota_na_urokah.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповая работа на уроках « Окружающего мира»
То,что дети могут сделать вместе
сегодня,завтра каждый из них сможет
сделать самостоятельно.
Современный ученик на сегодняшний день должен обладать рядом компетенций, т.е.наиболее общими и универсальными умениями, помогающими ему найти себе достойное место в обществе.
1.Информационная компетенция- это способность ,которая помогает определять и осуществлять поиск необходимой информации.
2.Компетенция в решении личностно значимых проблем, т.е.наличие у человека хорошо развитого творческого мышления с опорой на рефлексию.
3.Коммуникативная компетенция предполагает, что у ребёнка сложен необходимый для жизни в современном обществе социальный опыт.
Эти важные цели могут быть легко реализованы на уроке при работе в
малых группах. Перечислим преимущества такого подхода.
1.Роль групповой работы в реализации принципа комфортности.
Не секрет, что каждый ребёнок, выслушивая огромное количество информации из уст педагога или своего товарища, сталкивается на уроке с рядом затруднений:
-низкая речевая активность;
-спад интереса к обсуждаемым проблемам;
-быстрая утомляемость;
-высокий темп;
-эгоцентризм товарищей.
Работа в группах снимает эти напряжения. Вместе с тем дети учатся взаимодействовать друг с другом в учебном процессе, преодолевая межличностные трения, устанавливают правила взаимодействия и стараются им следовать. При подготовке выступления группы принято учитывать мнение всех его участников, а значит, каждый ребёнок чувствует сопричастность к общему делу. Это поможет им научиться вносить максимальный индивидуальный вклад в совместную деятельность.
Такая работа снижает стрессы при проведении проверочных и контрольных работ: то, что ребёнок смог сделать в группе в совместном обсуждении, помогло ему более глубоко освоить данный материал.
2.Роль групповой работы в реализации принципа минимакса.
Каждый ученик во время занятия может выполнить те задания, которые ему по силам, самостоятельно, а при помощи группы справится и с более сложными.
3.Роль групповой работы в реализации принципа деятельности.
Ребёнок учится самостоятельно ставить цель, достигать её и оценивать
свою деятельность. На каждое направление на уроке отводится специальный отрезок времени, но легче осуществлять поиск необходимой информации и
экспериментировать вместе. Самое проблемное для ученика - выяснить суть затруднения в своей деятельности. Оптимизировать этот процесс поможет
обсуждение внутри группы.
Большую часть уроков окружающего мира можно проводить с использованием групповой работы, что позволяет вовлечь в учебную деятельность весь класс. При этом работу в группах следует стараться
использовать неоднократно в течение урока.
Возможные приёмы организации групповой работы.
Организационный момент
Выяснение правил взаимодействия внутри группы и между группами.
Давайте договоримся о том, как мы будем взаимодействовать во время урока.
В результате обсуждения рождается согласованный вариант:
1.Во время обсуждения каждый должен стараться для всей группы.
2.Никто не должен забывать, что в группе не один. Каждый хочет высказать своё мнение, каждый хочет принять участие в работе.
3.Есть время обсуждения в группе, когда бывает рабочий шум. Не забывайте ,что в других группах тоже идёт обсуждение.
4.Существует время межгруппового обсуждения, где все предельно внимательно выслушивают друг друга. Важно суметь выслушать другого
и его понять,а потом уже высказаться самому.
5.Чтобы каждый смог высказаться, распределим роли выступающих.Первый будет зачитывать задание, второй расскажет, как работали в группе, третий - о том, что в результате получилось и почему. От
группы могут выступать все, кто хочет. Желательно в разных ролях.(Хорошо,
если эти правила будут лежать на столах)
Актуализация знаний и постановка проблемы.
1. Деятельность в группе на основе имеющихся у каждого ребенка
способностей:
-попросить учащихся вспомнить, что им может пригодиться в данной теме;
-попросить учащихся узнать понятие или закон по определению или формулировке:
-попросить учащихся дать определение или формулировку какому-либо понятию или закону;
-загадать любое понятие в виде загадки.
2.Создание проблемной ситуации, вызывающей у детей:
-затруднения в деятельности;
-затруднения в коммуникации.
3. Выявление в группе причины затруднений и формулирование вопросов, направляющих деятельность учащихся в «открытии» нового знания.
4.Согласование причины затруднения между группами, фиксация вопросов и темы урока на доске.
Совместное открытие знаний и умений.
1. Исследовательская деятельность.
2. Согласование результатов исследовательской деятельности.
3. Выполнение задания ,вызвавшего затруднение.
4. Резюме.
На данном этапе урока, как правило, работают фронтально. Однако
групповые формы работы оказываются не менее, а даже более успешными.
В каждой группе выбирается капитан команды, который руководит обсуждением версий. Такая форма работы обеспечивает соревновательность, делая урок более динамичным и интересным.
Самостоятельное применение знаний.
Выполнение задания по выбору из учебника:
-выбор группой задания;
-обсуждение задания;
-выполнение задания;
-взаимопроверка между группами.
Развитие познавательного интереса.
Для развития у детей познавательного интереса в конце урока можно организовать чтение и обсуждение в группах специально подобранных педагогом отрывков из энциклопедий в рубрике «Это интересно» или «За страницами учебника» или группе раздаётся дополнительная информация по данной теме «Это интересно».Из двух или трёх фрагментов дети должны выбрать один, особо их удививший. Он помещается в газете в рубрике «Это интересно»
Полезно организовать групповую внеклассную проектную деятельность учащихся, которая направлена на расширение их кругозора, поиск информации, развитие творческого мышления, формирование социальных навыков. С помощью подобных задач можно осваивать в коллективной работе перенос способов действий из одной области в другую. Следует также отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт организации групповой работы на уроках окружающего мира.
Как Побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Осуществить это возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и развивающего акцента новых техн...
Организация групповой работы на уроках окружающего мира в 1 классе.
Описан материал по формированию УУД по окружающему миру в 1 классе....
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...
Развитие познавательных интересов у учащихся через групповую работу на уроках окружающего мира.
Одной из технологий, побуждающих учащихся к активной деятельности на уроке, является работа в группе. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совмес...
Формирование УУД в групповой работе на уроках окружающего мира
В статье рассматривается групповая работа на уроках в начальной школе. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При орган...
Организация групповой работы на уроках окружающего мира 2 класс "Школа России"
В данной статье дано описание организации групповой работы на уроках окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России"...
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»
laquo;Организация групповой работы на урокахОкружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»...