Организация групповой работы на уроках окружающего мира в 1 классе.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Описан материал по формированию УУД по окружающему миру в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgustkonf.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци
В 21 веке обучение, ориентированное на ученика, отличается от традиционного, в центре которого стоял учитель, различными подходами к содержанию образования, методике обучения, атмосфере в классе, оценке и технологиям. На сегодняшний день , учитель – фасилитатор, проводник и наблюдатель должен создать возможность для учеников применять универсальные учебные действия в получении знаний. Как помочь ученикам развить универсальные учебные действия, необходимые для того чтобы стать успешным в 21 веке? Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной , но в условиях введения ФГОС(федерального государственного образовательного стандарта) начального общего образования ответственность существенно возрастает. Сравнительно новым содержательным компонентом ФГОС являются:
Условия развития УУД
Необходимо исключить | Нужно стремиться | |
Цель обучения | Передача готовых знаний | Развитие умений по применению знаний |
Содержание | Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания | Учитель – режиссер. Ученик сам открывает знания через содержание УМК. |
Методика | Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей. | Продуктивные задания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний. |
Современными требованиями, предъявляемыми новыми стандартами, обладает учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа». Предмет «Окружающий мир», по УМК «Перспективная начальная школа», по которому я работала прошлый учебный год, имеет свою специфику, которая выражается в интегрированном характере. Для решения поставленных образовательных задач по данному предмету необходимо формировать(УУД) универсальные учебные действия младших школьников.
В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока:
личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Как я организовывала универсальные учебные действия школьников на уроках?
Какие возможности для этого дает учебный комплект?
Уже на первом уроке дети знакомятся с героями учебника Машей и Мишей, которые тоже хотят учиться, узнавать новое, делать открытия, отвечать на трудные вопросы и обращаются за помощью к первоклассникам. Таким образом, на уроках организуется совместная деятельность учеников и героев учебника, в результате которой формируются нравственные качества: отзывчивость, доброта – желание помочь. Я, обращала внимание школьников на условные обозначения учебника, С.З.; знакомила с каждым из них, просила отыскать на страницах учебника. Так формируется универсальное учебное действие – умение ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений. Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе. Сотрудничество подразумевает командную работу умение работать в вдвоём или в группе над выполнением задания. Работая в группе ученики помогают друг другу учиться решать проблемы, размышлять, меняться ролями, делиться, принимать помощь других учеников, заниматься творчеством и скоро почувствуют, какое удовольствие приносит совместная работа. Рабочие группы и пары могут создаваться несколькими способами:
- Выбор делают сами ученики основываясь на общих интересах или дружбе;
-Случайный выбор;
- Решение принимает сам учитель.
Конечно, учитель должен постараться сформировать пары так, чтобы они сохранились на протяжении всего урока (уроков) и учились работать вместе. Попытки разделить учеников, чьи отношения не складываются, часто бывают непродуктивны. И, кроме того это мешает их возможности развивать навыки решения проблем, возникающих в совместной деятельности. Когда один из учеников делает всю работу сам или диктует другому что и как делать, их совместная деятельность не может оцениваться как эффективное сотрудничество.
Познакомьтесь с самыми обычными, часто встречающимися конфликтами.
1. Ученик отказывается работать с партнером или с группой.
2. Никто не хочет работать вместе с каким-то учеником.
3. Ученик очень застенчив и не хочет участвовать в обсуждении.
4. Ученик не хочет уступать своему партнеру или другим членам
Группы.
5. Ученик не слушает и не воспринимает идеи и предложения,
которые высказывает партнер или другие члены группы.
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:
Правила сотрудничества
- Мы стремимся к тому, чтобы все члены группы участвовали вработе и чувствовали себя уверенно.
- Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать.
- Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.
- Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше.
- Мы помогаем друг другу в работе.
- Мы не смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку.
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) . При изучении темы «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств», проводились опыты с различными предметами для выявления органов чувств и их роли в жизни человека, . Работа строилась не в одиночку, а в парах, как Маша и Миша. В результате дети учились умению работать с соседом по парте, распределяя работу между собой, договаривались, учились слушать товарища и высказывали свое мнение.
Приложение № 1.
Алгоритм работы в парах (словарная работа)
• Работаю с соседом по очереди.
• Проговариваю слово чётко по слогам.
• Сосед высказывает свою точку зрения (согласен, не согласен).
• Если не согласен, приводит аргументы (проверяем по словарю).
• Запишу слово в тетрадь.
• Сверяю свою работу с образцом.
• Оцениваю свою работу.
Приложение № 2.
Алгоритм работы в парах
• Работаю с соседом.
• Распределяем задание.
• Проговариваю задание.
• Объясняю .
• Аргументирую свой выбор.
• Выслушиваю оценку соседа.
• Записываю вывод в тетрадь.
• Оцениваю сам.
• Оценивает сосед.
Урок окружающего мира по теме «Жизнь животных» проводился в форме пресс – конференции. (учитель предварительно разрезал открытки на фрагменты, выбирая свой фрагмент, ученики искали свою группу)
- У нас в гостях медведь. (ученик класса). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам).
Вопросы журналистов:
- Как тебя зовут?
- Где ты живешь?
- Чем ты питаешься? и т.д.
При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся: • целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?)
Смысловые акценты УУД | Курс «Окружающий мир» |
личностные | нравственно- этическая ориентация |
регулятивные | целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий |
познавательные обще- учебные | широкий спектр источников информации |
познавательные логические | анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно- следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия |
коммуникативные | использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение; монологические высказывания разного типа. |
Важно отметить такое универсальное учебное действие как самооценка и рефлексия.
Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь напоминания педагога, и эта оценка часто совпадает с учительской.
Оценка по уровням:
Сомневаюсь Умею Могу научиться.
Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы: - Что ты узнал на уроке?
- Чему научился?
- За что себя можешь похвалить?
- Над чем еще надо поработать?
- Какие задания тебе понравились?
- Какие задания оказались трудными?
Оценивают себя по алгоритму:
1.Какое было задание?
2.Удалось выполнить?
3.Верно или не совсем?
4.Сам или с помощью?
красный-без ошибок, аккуратно самостоятельно.
жёлтый-допустил ошибку, или с помощью работал.
зелёный-ошибался, работал с помощью, выполнил неряшливо.
На уроках, я использую условные обозначения разного настроения, предлагала детям нарисовать в конце урока солнышко с рожицей и мимикой рожицы показать свое настроение. Чаще всего дети рисовали улыбку, что, конечно, поднимало и мое настроение. Если мимика была грустной, это давало мне возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь, поработать с ним индивидуально. Или в конце каждого урока ученик оценивает аккуратность своей работы, простым карандашом рисует кружок, закрашивает его полностью, если считает работу аккуратной, половину кружка, если она не очень аккуратна и не закрашивает, если считает неаккуратной.
Можно использовать «волшебные линеечки», «светофор», «незаконченное предложение», «плюс, минус», «изображение 3х лиц», и.т.д.
- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.
- А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.
В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.
Литература
1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе. От действия к мысли». Учебное пособие для учителя,
М. «Просвещение», 2010.
2. Р.Г. Чуракова «Проектирование основной образовательной программы
образовательного учреждения» М. Академкнига/учебник, 2011
3. О.Н. Фетодова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 1
кл. Методическое пособие. М.Академкнига/учебник, 2011.
4. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов учебный комплект:
учебник «Окружающий мир» 1 кл., хрестоматия «Окружающий мир» 1
кл., Тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» 1 кл.,
М.Академкнига/учебник, 2011.
Томская область Александровский район с. Алексадровское
МБОУ СОШ №1
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель начальных классов
Гагина Ольга Борисовна
2013год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт организации групповой работы на уроках окружающего мира.
Как Побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Осуществить это возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и развивающего акцента новых техн...
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...
Развитие познавательных интересов у учащихся через групповую работу на уроках окружающего мира.
Одной из технологий, побуждающих учащихся к активной деятельности на уроке, является работа в группе. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совмес...
Формирование УУД в групповой работе на уроках окружающего мира
В статье рассматривается групповая работа на уроках в начальной школе. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При орган...
Организация групповой работы на уроках окружающего мира 2 класс "Школа России"
В данной статье дано описание организации групповой работы на уроках окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России"...
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»
laquo;Организация групповой работы на урокахОкружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»...
Организация групповой работы на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС начального общего образования
В статье рассматривается организация групповой работы на уроках окружающего мира по УМК «Школа России», этапы групповой работы, методы и приемы в 1 – 4 классах. Практический опыт, пр...
Комментарии
Формирование УУД на уроках окружающий мир.
Описан опыт работы по формированию УУД по окружающему миру в 1 классе, на примере УМК "Перспективная начальная школа"