Окружающий мир "Кто такие рыбы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира в 1 классе "Кто такие рыбы" по ФГОС. Программа Школа России, с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kto_takie_ryby.doc | 71 КБ |
kto_takie_ryby.ppt | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2»
КОНСПЕКТ УРОКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ
«КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»
Учитель: Свиридова Т. В.
2012 г.
Тема: Кто такие рыбы?
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока (предметные):
Обучающие: - познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения;
- развивать умение детей работать с учебником;
- расширение кругозора детей.
Развивающие: - развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развивая умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая инструкции учителя;
- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, аналогии сопоставления;
-развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.
Воспитывающие: – воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе обучения, любви к окружающему миру
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- обладать мотивационной основой учебной деятельности;
- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Коммуникативные:
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Оборудование: УМК Школа России (учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир, тетрадь), компьютер, проектор, электронная презентация, «Большая энциклопедия школьника».
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности.
Доброе утро, друзья мои! Я рада видеть ваши добрые лица, ваши улыбки.
Сегодня у нас необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Мы очень рады этому. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме – хозяевам радость!» Давайте подарим им свои улыбки!
Ученик: Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Мы хотим им показать,
Как умеем отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Давайте вспомним, как же нам надо работать, чтобы показать гостям все наши умения, все, чему мы научились за это время?
Хочу пожелать вам удачи. Очень надеюсь, что на этом уроке вы получите новые знания и он принесет нам радость и удовлетворение.
А как мы знакомимся с новым материалом? (должны понять, что не знаем и узнать что-то новое)
С чего начнем наш урок? (с повторения)
2. Актуализация знаний. (Слайд)
Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето, светит яркое солнышко, поют птички. (звуки природы). И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда приглашает нас Муравей Вопросик. Здесь живут его друзья. Но кто же они?
Откройте глазки и сядьте красиво.
О каких друзьях Муравьишки мы говорили на прошлом уроке? (о насекомых)
Он предлагает вам отгадать загадки. (Слайд)
Я поменьше, чем пчела,
А зовут меня …(оса)
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)
Долгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок.
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!» (Паук)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит. (Комар)
- Посмотрите внимательно на картинки и скажите, кто здесь лишний? (паук)
Почему? (он не насекомое) Докажите? (у паука 8 ног, а у насекомых 6)
Так кто же такие насекомые?
Молодцы!
3. Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке, как и всегда, с нами будут наши наразлучные друзья – Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Давайте послушаем их разговор.
Муравей: Привет, Черепаха! Куда ты так торопишься?
Черепаха. Я спешу к реке, у меня там встреча.
Муравей. А с кем ты там встречаешься?
Черепаха. Отгадай загадку – узнаешь.
В воде они живут,
Нет клюва, а клюют.
Муравей. Я не знаю, кто это.
Черепаха. Тогда проси помощи у ребят.
Муравей. Ребята, помогите мне, пожалуйста, отгадать загадку.
- О ком же шла речь в загадке? (о рыбах)
- Как вы догадались?
- Итак, предположите, о ком пойдёт речь на уроке?
- Прочитаем тему урока. (Слайд)
- Мы с вами правильно предположили. Сегодня на уроке мы будем говорить о рыбах.
- Давайте откроем учебник на стр. 34 и прочитаем, какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Итак, вы готовы?
4. Открытие нового знания.
1. Игра «Кто больше?» (между рядами)
–Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру-соревнование «Кто больше». Вам нужно вспомнить, каких рыб вы знаете и назвать их. Соревноваться будем между рядами. Какой ряд назовет больше рыб, тот и побеждает в этой игре. Слушайте внимательно, каких рыб будут называть ваши товарищи, чтобы не повторяться. Готовы? Начали! (карась, щука, сом, окунь, ерш, акула, сельдь, треска)
Молодцы! Сколько рыб вы уже, оказывается, знаете!
В природе великое множество рыб. Тонкие и длинные, как хлыст, толстые и округлые, как мячик, крохотные и огромные. Но все они чем-то друг на друга похожи. (Слайд)
2. Работа по учебнику с.34. Работа в парах.
- Узнать, как же можно отличить рыб от других животных нам поможет наш друг – учебник.
-Мудрая Черепаха предлагает нам рассмотреть рисунок на стр. 34 и познакомиться со строением рыбы. Работа вам предстоит в парах. Вспомним правила работы в парах. (Слушать товарища, работать вместе, сообща, советоваться, если не согласен, сказать об этом вежливо)
Кто умеет читать, читает подписи к рисунку. Другой – показывает части рыбы. Приступайте.
- Выполнили работу? (ручки домиком подняли)
- А теперь проверим, как вы запомнили строение тела рыбы на примере этой рыбки. (Слайд)
- Покажите туловище (один выходит и показывает указкой на слайде).
- Покажите голову. (Плавники, жаберную крышку, хвост)
- Молодцы, вы хорошо и правильно запомнили части, из которых состоит тело рыбы!
- Рыбы прекрасно приспособлены к жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы легче было плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник не дает ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивается и всплывает. (Показать на картинке указкой называемые части)
5. Физкультминутка.
Рыбки плавали в пруду,
То налево поплывут,
То направо поплывут,
То на дно уйдут глубоко,
То появятся опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Уплывают вдаль опять.
6. Продолжение работы по теме урока.
1. Моделирование. Стр. 34.
- У рыб есть еще один признак, отличающий их от других животных. Какой? Угадайте.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
- Что это за одежда? А для чего она нужна рыбе? (Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.)
- Рассмотрим рисунок справа от рыбки на стр. 34.
- Кто догадался, что там нарисовано?
- Обратите внимание, что чешуйки лежат определенным образом. Как они расположены? (Одна заходит на другую)
-Есть ли промежутки между чешуйками? Почему? (если будут промежутки, то такая одежда плохо защитит рыбу)
-Перед вами на столе лежит конвертик с бумажными монетками. Используя эти монетки, мы будем строить модель «одежды» рыб, т. е. будем моделировать.
Я вам немного помогу. Для начала положите 4 монетки, как у меня на слайде, а потом сами подумайте.
Проверим, что у вас получилось. Посмотрите на экран. У кого так? (Слайд)
2. Работа над понятием «речные и морские рыбы»
- Молодцы! Продолжаем работу.
- Мудрая Черепаха дает нам новое задание. Она предлагает рассмотреть рисунки на с.35 и сказать, на какие две группы можно разделить всех рыб? (речные и морские)
- Как вы думаете, почему рыбы называются речными?
- Почему рыб называют морскими?
- Какие рыбы изображены на рисунке слева? (речные)
- На рисунке справа? (морские)
- Сейчас вам опять предстоит работа в парах. Вы должны внимательно рассмотреть рыб, изображенных на рисунках, и попробовать назвать их.
1 ряд работает с речными рыбами.
2 ряд – с морскими.
- Напоминаю, что проверить, правильно ли вы выполнили задание, можно на стр. 90 учебника.
- Кто уже готов? (домиком руки)
- Проверяем, как выполнил свое задание 1 ряд. Ребята, которые сидят на втором ряду, внимательно слушают.
- Что вы должны были сделать? (определить речных рыб)
- Какая рыба спряталась под цифрой 1? (и так далее) (Слайд)
- Почему эти рыбы называются речными? Умнички!
- Проверяем, как 2 ряд справился с заданием. Ребята с первого ряда внимательно слушают и запоминают.
- Что должны были сделать вы?
- Называем рыбу под цифрой 1. (и дальше по порядку номеров) (Слайд)
- Почему эти рыбы называются морскими? Молодцы!
7. Физкультминутка.
- Мы много узнали речных и морских рыб. А сейчас проверим, насколько хорошо мы их запомнили. Поиграем в игру «Морские – речные». Я буду называть рыбу. Если она морская – хлопаете, речная – топаете. Ну а вдруг это будет какое-то другое животное, тогда садитесь. Всем понятна игра. Будьте внимательны.
Карась, акула, ерш, лягушка, окунь, камбала, щука, сельдь, рак, треска, сом.
8. Работа над новой темой.
1. Описание рыбы по плану.
- Наш Муравей Вопросик очень хочет узнать об этой рыбке. Хотите ему помочь? (Слайд)
- Расскажите об этой рыбке по плану, который вы видите на экране. Кто хочет попробовать? (один выходит к доске и по моим вопросам описывает щуку)
План
1. Название рыбы.
2. Речная или морская.
3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).
4. Форма тела.
5. Окраска туловища, плавников.
6. Особенности частей тела (рта, глаз, головы).
- Как называется рыба? (щука)
- Речная или морская? (речная)
- Размеры этой рыбы: большая, средних размеров или маленькая? (большая и средних размеров)
- Форма тела? (удлиненное, стреловидное)
- Окраска? (пятнистая, тёмные полосы расположены поперёк тела)
- Особенности частей тела, например, головы? (большая, приплюснутая)
- Особенности рта? (широкая пасть с острыми зубами)
Молодец!
9. Итог урока.
- Мы хорошо сегодня поработали и Муравьишка остался нами доволен.
- Давайте вспомним тему нашего урока.
- Какие задачи мы ставили перед собой?
- Как вы считаете, удалось ли решить поставленные задачи?
- Кто же такие рыбы? Прочитаем вывод в учебнике на стр. 35, который нам предлагает Мудрая Черепаха. (читающий ученик)
- На какие 2 группы можно разделить рыб?
- Приведите примеры речных рыб?
- Приведите примеры морских рыб?
10. Самостоятельная работа в тетради с. 24.
- А теперь учебники подвинули повыше. Пришло время поработать в тетради. Откройте их по закладке на стр. 24. Выполним задание №1. По силуэтам узнайте рыб, определите, какие из них речные, а какие – морские. У речных рыб закрасьте кружочки зеленым цветом, у морских – голубым.
- Проверьте себя. У кого так? Нарисуйте себе солнышко. (Слайд)
11. Рефлексия.
- Вам понравился урок? Что особенно понравилось?
- Сегодня мы поговорили о некоторых рыбах. Но на земном шаре существует огромное количество рыб. Вам хотелось бы узнать о них? Например, о рыбе-бабочке, о крылатке, о морском коньке?
- Пополнить свои знания о рыбах вы можете, прочитав самостоятельно или с помощью взрослых «Атлас-определитель» или «Энциклопедию о рыбах». Ее можно купить или взять в библиотеке.
-Оцените свои достижения на уроке. (Сигнальные карточки)
- Было трудно на уроке.
- Мне было трудно, но я справился.
- На уроке не было никаких трудностей.
- Мне понравилось, как вы поработали (смайлик), особенно ……
- Спасибо всем за урок. Детям – за работу, гостям – за терпение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
29.09.17
Кто такие рыбы?
Речные рыбы Окунь Щука Карась Сом Ёрш
Морские рыбы Камбала Акула Сельдь Треска Морской окунь
План: Название рыбы. Речная или морская. Размеры (большая, средних размеров, маленькая). Форма тела. Окраска туловища, плавников. Особенности частей тела (рта, глаз, головы).
- речные рыбы - морские рыбы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кто такие рыбы? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)
Кто такие рыбы? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)...
Презентация по окружающему миру по теме "Кто такие рыбы?"
В презентации наглядно дано представление о рыбах, их видах и строении....
Конспект урока по окружающему миру 1 класс. Кто такие рыбы?
Конспект урока по теме .Кто такие рыбы?...
конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы" школа России ФГОС
сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся....
Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...
Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".
Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....
План урока. Окружающий мир. Кто такие рыбы? Рыбы Югры.
Предмет: Окружающий мир. «Школа России», А.А.Плешаков1 класс 1 четверть. 3 урок. (класс коррекции)Тема: Кто такие рыбы? Рыбы Югры.Цель: закрепление знаний о строении и отличите...