Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Компас"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Цели:
- изучить понятия «горизонт», «основные и промежуточные стороны горизонта»;
- учить пользоваться компасом.
Задачи:
- уметь формулировать учебную задачу;
- отвечать на поставленные вопросы и рассуждать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_2_klass.rar | 14.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Ермакова Оксана Владимировна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснобогатырская средняя общеобразовательная школа»
УРОК
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
(2 класс)
Тема «Компас».
Провела: Ермакова О.В., учитель начальных классов МОУ «Краснобогатырская СОШ»
Цели:
- изучить понятия «горизонт», «основные и промежуточные стороны горизонта»;
- - научить пользоваться компасом.
Задачи:
- уметь формулировать учебную задачу;
- отвечать на поставленные вопросы и рассуждать.
Оборудование:
- физическая карта полушарий;
- карта Тульской области;
- таблички «север», «юг», «запад», «восток»; «горизонт», «компас»;
- маршрутные листы;
- мяч;
- компасы для каждого ученика
Тип урока: комплексный
Используемые технологии: проблемно-диалоговое обучение
Формы обучения: групповая
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний.
Учитель рассказывает историю
- Мите очень нравилось отдыхать летом у дедушки в деревне. Они с дедом ходили по грибы, по ягоды, а иногда ходили рыбачить на озеро, которое находилось за лесом. Вот однажды они собрались в лес веников для бани нарубить. Тут Митя заметил, как дед взял с полки какую-то коробочку.
- Наверное, семена будет собирать, - подумал Митя.
Пошли они в лес, наломали веников да еще грибов набрали целую корзину. Вернулись домой. Опять дед достал коробочку и положил ее на полку.
- Дед, зачем ты брал эту коробочку, - спросил Митя. Дедушка улыбнулся и ответил:
- Это, внучек, не простая коробочка, а волшебная! В трудную минуту может пригодиться. Вдруг человек собьется с дороги, заплутает, тут-то она и выручит.
- Так ты же ее ни разу не достал, - сказал Митя.
- Да мне лес дорогу указывает, - улыбнулся дедушка
Посмотрел Митя на коробочку и подумал, что ничего удивительного и волшебного в ней нет, да и в лесу никаких указателей не было, наверное, дедушка пошутил.
Вскоре после этого собрались они на рыбалку. Но дедушка неожиданно заболел, и рыбалку пришлось отменить. Митя решил сделать подарок деду: сходить самому на озеро, наловить рыбы и порадовать дедушку.
Взял удочку и пошел.
Идет по знакомой тропинке и вдруг около березы замечает гриб.
- Вот хорошо, еще и грибов наберу, - обрадовался мальчик. Снял рубашку и стал грибы собирать. Один, второй, третий…вот и полная рубашка собралась, пора домой возвращаться. Оглянулся и замер – кругом лес, а в какую сторону идти и не знает. Заплакал Митя:
- Что же я не взял ту коробочку? Дедушка говорил, что она волшебная. Вот попросил бы ее, она вмиг меня к дому доставила бы.
Эта история закончилась благополучно. Неподалеку жил лесник. Он услышал крики мальчика, нашел его и отвел домой. Досталось же Митьке от деда!
В тот же день попросил Митя дедушку рассказать ему о волшебной коробочке. Дед не только объяснил волшебные средства этого предмета, но и подарил его Мите.
С тех пор прошло много лет. Митя вырос и стал путешественником. Но куда бы он ни направлялся, всегда в кармане держал верного друга и помощника – волшебную коробочку, подаренную дедом.
Учитель:
- Заинтересовала вас эта история?
-Как вы думаете. Что лежало в этой коробочке?
(Выслушивает ответы детей)
Учитель
- Сейчас я раздам конверты, в которых лежит предмет, о котором шла речь в рассказе.
(Раздает конверты с компасами)
Учитель
- Что это за прибор? Для чего он нужен?
- Умеете ли вы им пользоваться?
(Выслушивает ответы детей)
2. Постановка учебной задачи
Учитель
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
(Учиться пользоваться компасом)
- Поиск решения учебной задачи.
Учитель
- Рассмотрите внимательно компас. Что означают буквы?
- Давайте выясним, для чего эти буквы предназначены.
А) Определение сторон света.
Учитель
- Посмотрите в окно и перечислите все, что вы видите. Как это можно назвать одним словом?
Подсказка: это слово происходит от греческого и означает «намечать границу», по-гречески оно звучит горидзо».
(Обучающиеся вместе с учителем выводят понятие «горизонт» - видимое пространство)
Учитель
- Теперь встаньте, повернитесь ко мне спиной, налево, направо, ко мне лицом.
- Сколько раз изменился горизонт? Сколько сторон вы поменяли?
(Дети делают вывод: горизонт имеет четыре стороны).
На стенд учитель помещает табличку:
ри зо
го
нт
Учитель
- В далекие времена люди дали название каждой стороне.
Название одной из сторон произошло от siaurys что в переводе с литовского означает «холодный ветер».
- Какую сторону света мы обозначим севером? В этом нам поможет карта. Как называется самое холодное место на земле? (Северный полюс).
- Укажите, где он находится. (Дети показывают на карте).
Учитель
- Таким образом, табличку «север» мы должны разместить в верхней части.
- Назовите антоним к слову «холодный». (Дети вспоминают, что такое антоним и называют слово «теплый»).
Учитель
- А где всегда бывает тепло?
- Если понятия «теплый» и «холодный» являются противоположными по смыслу, то в какой части карты мы должны поместить табличку «юг»?
- Кстати, слово «юг» произошло от греческого auge – что значит «блеск», «сияние»).
- Теперь прочитайте названия полушарий
(Учащиеся читают: восточное полушарие)
Учитель:
- Почему оно так называется, как вы думаете?
- Теперь прочитайте название другого полушария
(Дети читают «западное полушарие» и объясняют, почему оно так называется. Делают предположение, что восток – это сторона, где солнце восходит, а запад – где западет за горизонт. Учитель прикрепляет таблички «восток», «запад»).
Учитель
- Посмотрите на компас. Теперь вы можете сказать, что означают буквы С, Ю, З, В?
(Дети отвечают).
4. Физкультминутка.
- Сделайте шаг на юг, два шага на запад, повернитесь на восток, шаг на север и т.д.
5. Первичное закрепление.
Работа проводится по карте Тульской области.
Учитель:
- Определяем направления городов Тульской области
- Представьте себе, что вам нужно из Красного богатыря попасть в Тулу пешком. Потом из Тулы добраться до Ясногорска, из Ясногорска – в Серебряные пруды, а затем вернуться в Красный богатырь. Возьмите компасы и определите, в какую сторону нам нужно двигаться. Какая деталь нам укажет дорогу? (Стрелка)
Учитель:
- Вокруг нас есть магнитное поле. Мы его не видим и не чувствуем. Это поле и поворачивает стрелку. А намагниченные предметы имеют свойство всегда устанавливаться на север.
Учитель:
- Как вы думаете, какое направление всегда будет указывать стрелка? (На букву «С»).
Учитель:
- Повернитесь лицом на север, посмотрите на карту, где по отношению к северу находится Тула? (На западе). Значит в Тулу мы пойдем на запад.
- А какое направление мы выберем, чтобы попасть из Тулы в Ясногорск? ( Север)
- Теперь из Ясногорска пойдем в Серебряные пруды. Какое направдление мы выберем? (Восток)
(Дети тренируются в определении маршрута)
- Ну и наконец нам нужно вернуться домой. В каком направлении находится наш дом, если мы сейчас в Серебряных прудах? (Юг)
Ясногорск Серебряные пруды
Тула Красный богатырь
6. Самостоятельная работа «Определение промежуточных сторон»
Учитель:
- Сейчас мы поделимся на группы и определим маршрут по направлениям. Чтобы выполнить эту задачу вам самостоятельно нужно прочитать информацию, помещенную на карточке.
(Выдает карточки с информацией о промежуточных сторонах света: СЗ, СВ,ЮЗ, ЮВ. Выдаются направления. Одна группа должна определить, где находится д. Савино, другая – где находится село Гремячее).
Первомайский
Красный богатырь
Савино
Беломестное
Красный богатырь
Гремячее
Проверка задания.
7. Продолжение работы над темой.
Учитель
- Вспомним историю, которую я рассказывала в начале урока. Допустим, мальчик знал, как пользоваться компасом. Смог бы он определить, в какую сторону ему нужно возвращаться?
(Выясняется, что компас бесполезен, если ты не знаешь, в каком направлении ушел от населенного пункта)
Учитель
- А теперь решите задачу.
- Корабль шел на восток. В каком направлении он должен вернуться?
(Дети определяют, что когда мы идем в одну сторону, то возвращаемся в противоположную)
8. Итог.
- Теперь подытожим все, о чем мы говорили на уроке.
- Что необходимо знать, чтобы уметь пользоваться компасом и чтобы в случае беды он помог нам?
(Учитель по пунктам записывает на доске все высказывания обучающихся
1.Чтобы пользоваться компасом, нужно знать, в какой стороне света находится твой населенный пункт.
2. Стрелка компаса всегда указывает на север.
3. Возвращаться нужно в противоположную сторону.
4. Населенные пункты не всегда находятся строго на севере,на юге, на западе или востоке. Кроме основных сторон света, указанных на компасе, есть и промежуточные).
9. Домашнее задание.
- Представьте, что ваш компас вышел из строя. Как в этом случае вы бы могли вернуться домой? Прочитайте об этом в учебнике на стр.74. Это будет темой нашего следующего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире
Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...