Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Компас"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Цели:

- изучить понятия «горизонт», «основные и промежуточные стороны горизонта»;

- учить пользоваться компасом.

 

Задачи:

- уметь формулировать учебную задачу;

- отвечать на поставленные вопросы и рассуждать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_2_klass.rar14.07 КБ

Предварительный просмотр:

Ермакова Оксана Владимировна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснобогатырская средняя общеобразовательная школа»

УРОК

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

(2 класс)

Тема «Компас».

                                        

Провела: Ермакова О.В., учитель начальных классов  МОУ «Краснобогатырская СОШ»


Цели:

- изучить понятия «горизонт», «основные и промежуточные стороны горизонта»;

- - научить пользоваться компасом.

Задачи:

- уметь формулировать учебную задачу;

- отвечать на поставленные вопросы и рассуждать.

Оборудование:

- физическая карта полушарий;

- карта Тульской области;

- таблички «север», «юг», «запад», «восток»; «горизонт», «компас»;

- маршрутные листы;

- мяч;

- компасы для каждого ученика

Тип урока: комплексный

Используемые технологии: проблемно-диалоговое обучение

Формы обучения: групповая

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.

Учитель рассказывает историю

- Мите очень нравилось отдыхать летом у дедушки в деревне. Они с дедом ходили по грибы, по ягоды, а иногда ходили рыбачить на озеро, которое находилось за лесом. Вот однажды они собрались в лес веников для бани нарубить. Тут Митя заметил, как дед взял с полки какую-то коробочку.

- Наверное, семена будет собирать, - подумал Митя.

Пошли они в лес, наломали веников да еще грибов набрали целую корзину. Вернулись домой. Опять дед достал коробочку и положил ее на полку.

- Дед, зачем ты брал эту коробочку, - спросил Митя. Дедушка улыбнулся и ответил:

- Это, внучек, не простая коробочка, а волшебная! В трудную минуту может пригодиться. Вдруг человек собьется с дороги, заплутает, тут-то она и выручит.

- Так ты же ее ни разу не достал, - сказал Митя.

- Да мне лес дорогу указывает, - улыбнулся дедушка

Посмотрел Митя на коробочку и подумал, что ничего удивительного и волшебного в ней нет, да и в лесу никаких указателей не было, наверное, дедушка пошутил.

        Вскоре после этого собрались они на рыбалку. Но дедушка неожиданно заболел, и рыбалку пришлось отменить. Митя решил сделать подарок деду: сходить самому на озеро, наловить рыбы и порадовать дедушку.  

Взял удочку и пошел.

        Идет по знакомой тропинке и вдруг около березы замечает гриб.

- Вот хорошо, еще и грибов наберу, - обрадовался мальчик. Снял рубашку и стал грибы собирать. Один, второй, третий…вот и полная рубашка собралась, пора домой возвращаться. Оглянулся и замер – кругом лес, а в какую сторону идти и не знает. Заплакал Митя:

- Что же я не взял ту коробочку? Дедушка говорил, что она волшебная. Вот попросил бы ее, она вмиг меня к дому доставила бы.

        Эта история закончилась благополучно. Неподалеку жил лесник. Он услышал крики мальчика, нашел его и отвел домой. Досталось же Митьке от деда!

        В тот же день попросил Митя дедушку рассказать ему о волшебной коробочке. Дед не только объяснил волшебные средства этого предмета, но и подарил его Мите.

        С тех пор прошло много лет. Митя вырос и стал путешественником. Но куда бы он ни направлялся, всегда в кармане держал верного друга и помощника – волшебную коробочку, подаренную дедом.

Учитель:

- Заинтересовала вас эта история?

-Как вы думаете. Что лежало в этой коробочке?

(Выслушивает ответы детей)

Учитель

- Сейчас я раздам конверты, в которых лежит предмет, о котором шла речь в рассказе.

(Раздает конверты с компасами)

Учитель

- Что это за прибор? Для чего он нужен?

- Умеете ли вы им пользоваться?

(Выслушивает ответы детей)

2. Постановка учебной задачи

Учитель

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

(Учиться пользоваться компасом)

  1. Поиск решения учебной задачи.

Учитель

- Рассмотрите внимательно компас. Что означают буквы?

- Давайте выясним, для чего эти буквы предназначены.

А) Определение сторон света.

Учитель

- Посмотрите в окно и перечислите все, что вы видите. Как это можно назвать одним словом?

Подсказка: это слово происходит от греческого и означает «намечать границу», по-гречески оно звучит горидзо».

(Обучающиеся вместе с учителем выводят понятие «горизонт» - видимое пространство)

Учитель

- Теперь встаньте, повернитесь ко мне спиной, налево, направо, ко мне лицом.

- Сколько раз изменился горизонт? Сколько сторон вы поменяли?

(Дети делают вывод: горизонт имеет четыре стороны).

На стенд учитель помещает табличку:

                                                                 ри        зо

                                                               

                                                                го

нт

Учитель

- В далекие времена люди дали название каждой стороне.

Название одной из сторон произошло от siaurys что в переводе с литовского означает «холодный ветер».

- Какую сторону света мы обозначим севером? В этом нам поможет карта. Как называется самое холодное место на земле? (Северный полюс). 

- Укажите, где он находится. (Дети показывают на карте).

Учитель

- Таким образом, табличку «север» мы должны разместить в верхней части.

- Назовите антоним к слову «холодный». (Дети вспоминают, что такое антоним и называют слово «теплый»).

Учитель

- А где всегда бывает тепло?

- Если понятия «теплый» и «холодный» являются противоположными по смыслу, то в какой части карты мы должны поместить табличку «юг»?

- Кстати, слово «юг» произошло от греческого  auge – что значит «блеск», «сияние»).

- Теперь прочитайте названия полушарий

(Учащиеся читают: восточное полушарие)

Учитель:

- Почему оно так называется, как вы думаете?

- Теперь прочитайте название другого полушария

(Дети  читают «западное полушарие» и объясняют, почему оно так называется. Делают предположение, что восток – это сторона, где солнце восходит, а запад – где западет за горизонт.  Учитель прикрепляет таблички «восток», «запад»).

Учитель

- Посмотрите на компас. Теперь вы можете сказать, что означают буквы С, Ю, З, В?

(Дети отвечают).

4. Физкультминутка.

- Сделайте шаг на юг, два шага на запад, повернитесь на восток, шаг на север и т.д.

5. Первичное закрепление.

Работа проводится по карте Тульской области.

Учитель:

- Определяем направления городов Тульской области

- Представьте себе, что вам нужно из Красного богатыря  попасть в Тулу пешком. Потом из Тулы добраться до Ясногорска, из Ясногорска – в Серебряные пруды, а затем вернуться в Красный богатырь. Возьмите компасы и определите, в какую сторону нам нужно двигаться. Какая деталь нам укажет дорогу? (Стрелка)

Учитель:

- Вокруг нас есть магнитное поле. Мы его не видим и не чувствуем. Это поле и поворачивает стрелку. А намагниченные предметы имеют свойство всегда устанавливаться на север.

Учитель:

-  Как вы думаете, какое направление всегда будет указывать стрелка? (На букву «С»).

Учитель:

- Повернитесь лицом на север, посмотрите на карту, где по отношению к северу находится Тула? (На западе). Значит в Тулу мы пойдем на запад.

-  А какое направление мы выберем, чтобы попасть из Тулы в Ясногорск? ( Север)

-  Теперь из Ясногорска пойдем в Серебряные пруды. Какое направдление мы выберем? (Восток)

(Дети тренируются в определении маршрута)

- Ну и наконец нам нужно вернуться домой. В каком направлении находится наш дом, если мы сейчас в Серебряных прудах? (Юг)

Ясногорск                                Серебряные пруды

Тула                                        Красный богатырь

 

6. Самостоятельная работа «Определение промежуточных сторон»

Учитель:

- Сейчас мы поделимся на группы и определим маршрут по направлениям. Чтобы выполнить эту задачу вам самостоятельно нужно прочитать информацию, помещенную на карточке.

(Выдает карточки с информацией о промежуточных сторонах света: СЗ, СВ,ЮЗ, ЮВ.  Выдаются направления. Одна группа должна определить, где находится д. Савино, другая – где находится село Гремячее).

Первомайский

        

                Красный богатырь

Савино

                        Беломестное

        

                Красный богатырь

Гремячее

Проверка задания.

7. Продолжение работы над темой.

Учитель

         - Вспомним историю, которую я рассказывала в начале урока. Допустим, мальчик знал, как пользоваться компасом. Смог бы он определить, в какую сторону ему нужно возвращаться?

(Выясняется, что компас бесполезен, если ты не знаешь, в каком направлении ушел от населенного пункта)

            Учитель

- А теперь решите задачу.

- Корабль шел на восток. В каком направлении он должен вернуться?

(Дети определяют, что когда мы идем в одну сторону, то возвращаемся в противоположную)

8. Итог.

- Теперь подытожим все, о чем мы говорили на уроке.

- Что необходимо знать, чтобы уметь пользоваться компасом и чтобы в случае беды он помог нам?

(Учитель  по пунктам записывает на доске все высказывания обучающихся

1.Чтобы пользоваться компасом, нужно знать, в какой стороне света находится твой населенный пункт.

2. Стрелка компаса всегда указывает на север.

3. Возвращаться нужно в противоположную сторону.

4. Населенные пункты не всегда находятся строго на севере,на юге, на западе или востоке. Кроме основных сторон света, указанных на компасе, есть и промежуточные).

9. Домашнее задание.

- Представьте, что ваш компас вышел из строя. Как в этом случае вы бы могли вернуться домой? Прочитайте об этом в учебнике на стр.74. Это будет темой нашего следующего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...