«Твёрдые вещества, жидкости и газы»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Разработка урока по окружающему миру 3 класс УМК "ПНШ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Твёрдые вещества, жидкости и газы» 3 класс ПНШ

Тип урока: применение знаний на практике.        

Задачи: создать условия для формирования  знаний о телах, веществах, частицах(молекулах); дать представление о том, что в любом теле все частицы находятся в постоянном движении; учить проводить опыты; различать тела, вещества, частицы; способствовать формированию умений проводить сравнения, выбирать правильный ответ.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с понятиями «тела», «вещества», «частицы»(молекулы); получат представление о том, что в любом теле все частицы находятся в постоянном движении; научатся проводить опыты; различать тела, вещества, частицы.

Метапредметные:

 Регулятивные - выполнять оценку и самооценку;

 Познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы;

Коммуникативные - осуществлять управление поведением партнёра; контролировать, оценивать действия партнёра.

Оборудование: презентация, стаканы с водой, деревянные палочки, бутылочка духов

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Прошла перемена.

Услышан звонок.

Пора поскорее начать нам урок.

2. Актуализация опорных знаний.

Работа в группах

Напомните тему прошлого урока.

-Что такое тела?

-Из чего они состоят?

Поработаем в группе.

-Соедините линиями тела с веществами, из которых они сделаны

-А что ещё можно сделать из древесины?

Тела, вещества, частицы

Тела - это предметы, которые нас окружают.

Они состоят из веществ.

Лёд                      дерево

Карандаш           сталь

Ведро                 стекло

Стакан                вода

Стол

3. Сообщение темы и целей урока.

-Прочитайте слова, записанные на доске, разделите их на 3 группы: вода, камень, железо, дым, пар, сок.

-По какому признаку вы их разделили?

-Какой вывод можно сделать?

-Назовите тему и цели урока.

Камень, железо - твёрдые,

вода, сок - жидкие,

дым, пар – газообразные.

Вещества могут быть в твёрдом, жидком и газообразном состояниях.

4.Открытие новых знаний

Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу в нашей мини - лаборатории, и поработаем лаборантами.

- Юля нам даст информацию, о том, что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова)

- Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте повторим правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

1)     1.  Внимательно слушать старшего лаборанта;

2)     2.  Не шуметь, не мешать друг другу;

3)     3.  Выполнять все задания.

-В зависимости от того, на каком расстоянии молекулы находятся друг от друга, образуются разные вещества: твёрдые, жидкие, газообразные.

-Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся молекулы в твёрдых веществах.

Опыт 1. Возьмите деревянную палочку и попробуйте разъединить её. Получилось?

-Даже если придётся её сломать, то нужно приложить силу. Значит, твёрдое тело сохраняет свою форму.

-Какой можно сделать вывод?

-Давайте то же самое проделаем с водой

Опыт 2. Перелейте воду в другой стакан. Удалось разделить молекулы воды? Сохраняет ли жидкость форму?

-Какой можно сделать вывод?

Опыт 3 Определим форму газа – воздуха. Надуем шарик.

- Где находится воздух? Переверните шарик и рассмотрите, движется ли внутри него воздух?

Вывод: воздух заполнил весь шарик. Газы заполняют весь объём.

-В газообразных веществах между молекулами нет никакого сцепления.

-В любом теле все частицы находятся в постоянном движении. Между частицами каждого вещества есть промежутки. В твёрдых телах промежутки очень маленькие, в жидкостях - побольше, в газах ещё больше.

-Давайте попробуем нарисовать молекулы, которые находятся в твёрдом веществе, жидкости и газе. Молекулы обозначим кружочками.

Физминутка (млделирование)

А теперь мы с вами поиграем. Вы сейчас будете молекулами.

- Будем работать по группам – рядам. Каждой группе  необходимо получить Внимание задание…… Все вместе  выйдете к доске и покажите.

- А мы попробуем отгадать, о чём идёт речь.

1 ряд «Твёрдое тело. Встаньте в ряд, близко друг к другу, держась за руки»,

 2 ряд.«Жидкость. Встаньте в круг, руки на поясе, слегка касаетесь  друг друга локтями и движетесь по кругу»,

 3 ряд.«Газ. Выйдите к доске и возле ней прыгайте, «летайте», иногда прикасаясь друг к другу руками .

Работа по учебнику. Комментированное чтение.

Беседа после чтения.

-Какие твёрдые вещества были названы в тексте?

-Какие жидкие вещества?

-А газообразные вещества?

-Что мы видим на рисунках на стр.50?

-Правильно ли художник нарисовал молекулы?

Эксперимент с духами.

        

-Можно ли заполнить воздухом половину комнаты?

Лаборатория- учреждение, где проводятся опыты, исследования.

Лаборант- сотрудник лаборатории.

-Не получилось.

В твёрдом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу и сохраняют свою форму.

В жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга, жидкость не сохраняет форму.

Молекулы газа-воздуха разлетаются кто куда

Сахар, поваренная соль, древесина, цинк, золото.

Вода, ртуть, бензин.

Азот, кислород, углекислый газ, природный газ.

Три состояния воды: твёрдое, жидкое и газообразное.

Крохотные капли духов испарились, превратились в газ. Частицы газа разлетелись по всему классу и заняли весь его объём. Мы обнаружили эти частицы с помощью обоняния.

Нет.

5.Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным.

Самостоятельная работа.

(работа в паре)

-Назовите твёрдые вещества, жидкие и газообразные.

-Какую форму имеет твёрдое тело?

-Как расположены молекулы в твёрдых веществах?

-Какую форму имеют жидкие тела?

-Как расположены частицы газа? Какую форму имеет газ?

Отметьте знаком “+” в соответствующей графе, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным).

Вещество

Твёрдое

Жидкое

Газообразное

Соль

 

                 

 

Природный газ

 

 

 

Сахар

 

 

 

Вода

 

 

 

Уксус

 

 

 

Древесина

 

 

 

Углекислый газ

 

 

 

Кислород

Самопроверка и самооценка

«5»-0 ошибок

«4»-1-2 ошибки

«3»-3-4 ошибки

«2»-5 и больше ошибок

7.Домашнее задание

Тетрадь стр.21 №30                

6.Итог урока. Рефлексия.

-Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

-Какое задание понравилось больше всего?

-Что вызвало затруднение?

-В каком состоянии могут находится вещества?

-Как расположены частицы в твёрдых телах, жидкостях и газах?

-Продолжите фразы:

-Я научился….

-Меня удивило…

-Я смог…

Соедините линиями тела с веществами, из которых они сделаны

Лёд                                     дерево

Карандаш                           сталь

Ведро                                 стекло

Стакан                                вода

Стол

Отметьте знаком “+” в соответствующей графе, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным

Вещество

Твёрдое

Жидкое

Газообразное

Соль

 

                 

 

Природный газ

 

 

 

Сахар

 

 

 

Вода

 

 

 

Уксус

 

 

 

Древесина

 

 

 

Углекислый газ

 

 

 

Кислород


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Твёрдые вещества, жидкости и газы

Слайд 2

Соедините линиями тела с веществами, из которых они сделаны Лёд Карандаш Ведро Стакан Стол дерево сталь стекло вода

Слайд 3

вода, камень, железо, дым, пар, сок 1 группа: камень, железо 2 группа: вода, сок 3 группа: дым, пар

Слайд 4

Лаборатория - учреждение, где проводятся опыты, исследования. Лаборант - сотрудник лаборатории.

Слайд 5

Правила поведения в лаборатории Внимательно слушать старшего лаборанта. 2. Не шуметь, не мешать друг другу. 3. Выполнять все задания.

Слайд 6

Учёные установили, что вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц.

Слайд 7

Вещество Твёрдое Жидкое Газообразное Соль Природный газ Сахар Вода Уксус Древесина Углекислый газ Кислород «5» - 0 ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» – 5 и более ошибок + + + + + + + +

Слайд 8

Спасибо за урок! Продолжите фразы Я научился …. Меня удивило… Я смог … Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Твёрдые тела, жидкости и газы. УМК "Школа 2100"

Учебный курс: окружающий мир1 класс по УМК «Школа 2100» ( А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан. Окружающий мир. 1 класс. «Я и мир вокруг». Учебник в 2 частях)...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы»

Технологическая карта урокаокружающего мира в 1 классе по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы».Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для  ознакомления  ...

Самостоятельная работа по окружающему миру для 1 класса по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы» (ОС «Школа 2100», А.А.Вахрушев)

Самостоятельная работа по окружающему миру для 1 класса по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы» (ОС «Школа 2100», А.А.Вахрушев)...

Конспект урока окружающего мира "Твёрдые тела, жидкости и газы"

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира в 1 классе "Твёрдые тела, жидкости и газы" УМК "Школа 2100"

Воснову урока положена совместная работа учителя и учащихся в ходе изучения учебной темы "Твёрдые тела, жидкости и газы". В содержание урока включена опытно-экспериментальная деятельность об...

Твёрдые тела, жидкости и газы. Практическая работа.

Твёрдые тела, жидкости и газы. Практическая работа.Агрегатные состояния веществ....

Технологическая карта урока окружающего мира " Твёрдые тела, жидкости и газы "(УМК Школа России, 3 класс)

Тип урока: "Открыиие" нового знанияЦель урока: Формирование у детей новые представления о "твёрдых телах, жидкостях и газах"Задачи урокаДидактические:1.Знать понятия "твё...