Экология. Первые шаги.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Экология. Первые шаги.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология. Первые шаги» для 1-4 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2009г.), разработана на основе авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
А к т у а л ь н о с т ь. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствуют о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанный на весь период обучения, программы образования с экологической направленностью для младших школьников. В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Экология для малышей». Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становиться всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому в настоящее время в педагогике и методике преподавания многих предметов лидирующее место занимает экологическое образование и воспитание. Основа экологического образования и воспитания – изучение местного краеведческого материала и объектов окружающей среды. Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология. Первые шаги» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному экологическому направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
По содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации – четырехгодичной. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа).
2-й год обучен и я – «Дом, в котором я живу» (34 часа).
3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа).
4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик выпускника начальной школы:
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
- овладение основами умения учиться;
- способность к организации собственной деятельности;
- готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности). Цели и задачи экологической исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры.
Задачи программы:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
- развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению
ближайшего природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческой направленности;
- принцип практической направленности.
Отличительные особенности данной программы. Принципы деятельности.
Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля - единая экосистема.
- Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.
Формы проведения занятий и виды деятельности | Тематика |
игры | «Угадай по описанию», «Давайте познакомимся», «Мы строим дом», «Дом экологической моды», аукцион идей «Вторая жизнь отходов», |
беседы | «Что такое гармония», «Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля», «Что и кто влияет на живой организм?», «Соседи по планете» |
тесты, анкетирование | «Чему мы научились за год. Десять заповедей друзей леса», «Мое отношение к загрязнению окружающей среды», «Дом, в котором я хотел бы жить» |
круглые столы | «Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе» |
конференции | «В мире интересного», общешкольная неделя Экологии |
просмотр тематическим видеофильмов | «Первобытные коллекционеры», «Экологические проблемы», «Диалоги с неживой природой», «Живая природа», «Вода» |
экскурсии | «Как мы воспринимаем окружающий мир», «Лес - кормилец, врачеватель», «В гостях у хантыйского этнографического музея», «Дом ремесёл» |
практические занятия | «Изготовление кормушек для птиц», «Уход за комнатными растениями», «Размножение комнатных растений», «Экологический проект «Почему нужно защищать природу?», Проект «Экологический город будущего», «Переработка и повторное использование бытовых отходов», Экологический проект «Спасти и сохранить!» |
экологические мероприятия | «Я и моя окружающая среда», «Мы – жители планеты Земля», «Первые шаги по тропинке открытий», «Хлебные крошки» |
конкурсы рисунков, плакатов, выпуск газет, листовок | «Мы-дети природы», «Мой город», «Мой край Югорский» , «Рисуем впечатления», тематические выставки рисунков на экологическую тему |
решение ситуационных задач | «Лесная аптека на службе человека», «Экологические проблемы района», «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
театрализованное представления, кукольный театр | Кукольный театр «Теремок», инсценировки по произведениям В.Зотова |
участие в районных конкурсах | Экологические акции. |
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
предмет | содержание учебной дисциплины | содержание программы «Первые шаги по тропинке открытий» |
литературное чтение | Чтение произведений В. Зотова, К.Паустовского, В.Бианки, русские народных сказок, устное народное творчество | Просмотр кукольных спектаклей, подбор пословиц и поговорок, театрализованные представления. |
окружающий мир | Сезонные изменения в природе. Организм человека. Растения. Животные. | Экскурсии и прогулки в природу |
технология | От замысла к результату. Технологические операции. | Изготовление оригами, аппликаций, кормушек, изготовление поделок из природных материалов, моделирование, разработка и создание экознаков |
изобразительное искусство | Мир фантазии. | Выставки рисунков |
музыка | Выразительность музыкальной интонации. | Прослушивание музыкальных произведений |
Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 35 мин каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий. При необходимости выездных занятий и присутствия участников программы на общешкольных мероприятиях количество часов автоматически увеличивается в эти дни и сокращается в другие. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятельность обучающихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (1ч/нед., 33ч/год)
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | теория | практика |
1. Введение Законы экологии. | 2ч | |||
1. | Экология и мы. | 1ч | ||
2. | Практическое занятие: Конкурс рисунков « Экологический вестник» | 1ч | ||
2. Живая природа. | 17ч | |||
3. | От динозавров до человека. | 1ч | ||
4. | Практическое занятие: Просмотр презентации «Динозаврики». | 1ч | ||
5. | Практическая работа: Аппликация из бумаги "Динозаврики" | 1ч | ||
6-7. | Что расскажут нам деревья | 2ч | ||
8. | Практическая работа: Экскурсия в лес. | 1ч | ||
9. | Практическая работа: Изготовление аппликации из осенних листьев. | 1ч | ||
10-12. | Загадки животного мира | Зч | ||
13. | Практическая работа: Экскурсия в этнографический музей. | 1ч | ||
14. | Практическая работа: Просмотр презентации о животных. Лепка животного из пластилина. | 1ч | ||
15-16. | Человек - часть живой природы | 2ч | ||
17. | Практическая работа: Оказание помощи пострадавшему. | 1ч | ||
18. | Практическая работа: Просмотр презентации «Здоровым быть – счастливо жить!» модно». | 1ч |
Личностными результатами освоения программы являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
- самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
- Метапредметными результатами являются:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
-в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об экологии, как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
-в познавательной сфере: наличие углублённых представлений
о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
- в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
- в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Особенности содержания обучения. Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём).
Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
- обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
- создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера;
- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности;
- использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Подобное содержание программы не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Формы достижения воспитательных результатов на занятиях:
Приобретение социальных знаний | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение опыта самостоятельного общественного действия | |
1 класс | Коллективная творческая игра, познавательные беседы, тематические экскурсии, познавательные опыты, интеллектуальный конкурс, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон | ||
2 класс | Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон | Опыт, эксперименты, познавательные беседы с участием специалистов, интеллектуальный тренинг, исследовательская лаборатория, практикум | Выставка - демонстрация папок исследователя. Участие в интеллектуальных конкурсах на школьном уровне. |
3 класс | Самостоятельная исследовательская практика | ||
Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон | Виртуальные экспедиции, экскурсии, познавательные беседы с участием специалистов, исследовательская лаборатория, ярмарка новых идей, практикум, литературные пробы | Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности; участие в интеллектуальных конкурсах на школьном и муниципальном уровнях, участие в конференции на школьном и муниципальном уровне. | |
4 класс | Самостоятельная исследовательская практика | ||
Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская | Виртуальные научные экспедиции, экскурсии, встречи с интересными людьми, опыт, эксперименты, тематические дискуссии, аукцион гипотез, практикум | Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности; участие в интеллектуальных конкурсах на муниципальном и региональном уровнях, участие в конференции на школьном и муниципальном уровне, дистанционные интеллектуальные конкурсы, социально ориентированные акции |
Общеучебные умения, навыки, способы деятельности:
- выполнять правила поведения в природе;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- наблюдать предметы и явления природы;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям.
Специальные умения, навыки и способы деятельности
обучающиеся должны знать/понимать
- планета Земля - наш большой дом;
- солнце – источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д);
- организмы, приносящие вред хозяйству человека, некоторые виды борьбы с ними;
- человек – существо природное и социальное
- разносторонние связи человека с окружающей средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека на окружающую среду;
- способы сохранения окружающей среды;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
Уметь
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при обращении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- составлять экологические модели, трофические цели;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
-выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
- знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
- усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия;
- социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания, о способах нахождения обработки и нахождения информации, об области применения методов исследования.
- Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
- развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
- опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
- опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому;
- опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
- опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;
- опыт самоорганизации.
Формы подведения итогов реализации программы:
Вид работы | Форма предъявления результата | Форма контроля | Инструмент для оценки |
Познавательные процессы | Общественный смотр достижений | Батарея тестов | Психологические тесты |
Исследовательские умения | Папка исследователя | Наличие материала по исследованию. Мониторинг исследовательских умений. | Критерии написания исследования. Методики А.И.Савенкова |
Коллективное творчество | Коллективная творческая работа | Педагогическое наблюдение | Карта наблюдений |
Самостоятельная исследовательская практика | Публичная презентация результатов проведенного исследования | Конференция | Критерии публичного выступления |
Наблюдения, опыты и эксперименты | Отчет о проведении опыта. Протокол эксперимента | Педагогическое наблюдение | Карта наблюдений |
Учебно-тематический план
1 класс. «Знакомые незнакомцы»
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||
Введение. | 1 | ||
1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | 0,5 | 0,5 |
Тема 1. Дикие животные (19 часов) | 9 | 10 | |
2 | Заяц - «Длинное ухо» | 0,5 | 0,5 |
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | 0,5 | 0,5 |
4 | Серый хищник - волк | 0,5 | 0,5 |
5 | Хозяин леса - медведь | 0,5 | 0,5 |
6 | Любознательный зверёк - белка | 0,5 | 0,5 |
7 | Куница - охотник на белок | 0,5 | 0,5 |
8 | Лесной красавец - лось | 0,5 | 0,5 |
9 | Сердитый недотрога - ёж | 0,5 | 0,5 |
10 | Подземный житель - крот | 0,5 | 0,5 |
11 | Всеядное животное — барсук | 0,5 | 0,5 |
12 | Бобр-строитель | 0,5 | 0,5 |
13 | Запасливый бурундук | 0,5 | 0,5 |
14 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | 0,5 | 0,5 |
15 | Мышка-норушка | 0,5 | 0,5 |
16 | Рысь - родственник кошки | 0,5 | 0,5 |
17 | Соболь - «дорогой» зверёк | 0,5 | 0,5 |
18 | Тигр - самая большая кошка на Земле | 0,5 | 0,5 |
19 | Косуля - самый маленький европейский олень | 0,5 | 0,5 |
20 | Дикие животные | 1 | |
Тема 2. Пернатые жители (13 часов) | 6,5 | 6,5 | |
21 | Воробей - самая распространённая птица на Земле | 0,5 | 0,5 |
22 | Ворона – красивая, умная, «интеллектуальная» птица | 0,5 | 0,5 |
23 | Сорока-белобока - «лесная сплетница» | 0,5 | 0,5 |
24 | «Лесной доктор» - дятел | 0,5 | 0,5 |
25 | Соловей - «великий маэстро» | 0,5 | 0,5 |
26 | Галка - городская птица | 1 | |
27 | Загадочная птица - кукушка | 0,5 | 0,5 |
28 | «Пернатая кошка» - сова | 0,5 | 0,5 |
29 | Любимая птица - снегирь | 0,5 | 0,5 |
30 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России | 0,5 | 0,5 |
31 | Наш добрый сосед - скворец | 0,5 | 0,5 |
32 | «Золотая птица» — иволга | 0,5 | 0,5 |
33 | Пернатые жители | 1 | |
16,5 | 16,5 | ||
Итого: | 33 |
Календарно – тематическое планирование.
1 класс. «Знакомые незнакомцы»
№ занятия | Тема занятия | Проведение | |
Дата | По факту | ||
Введение. (1 час) | |||
1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | ||
Тема 1. Дикие животные (19 часов) | |||
2 | Заяц - «Длинное ухо» | ||
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | ||
4 | Серый хищник - волк | ||
5 | Хозяин леса - медведь | ||
6 | Любознательный зверёк - белка | ||
7 | Куница - охотник на белок | ||
8 | Лесной красавец - лось | ||
9 | Сердитый недотрога - ёж | ||
10 | Подземный житель - крот | ||
11 | Всеядное животное — барсук | ||
12 | Бобр-строитель | ||
13 | Запасливый бурундук | ||
14 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | ||
15 | Мышка-норушка | ||
16 | Рысь - родственник кошки | ||
17 | Соболь - «дорогой» зверёк | ||
18 | Тигр - самая большая кошка на Земле | ||
19 | Косуля - самый маленький европейский олень | ||
20 | Дикие животные | ||
Тема 2. Пернатые жители (13 часов) | |||
21 | Воробей - самая распространённая птица на Земле | ||
22 | Ворона – красивая, умная, «интеллектуальная» птица | ||
23 | Сорока-белобока - «лесная сплетница» | ||
24 | «Лесной доктор» - дятел | ||
25 | Соловей - «великий маэстро» | ||
26 | Галка - городская птица | ||
27 | Загадочная птица - кукушка | ||
28 | «Пернатая кошка» - сова | ||
29 | Любимая птица - снегирь | ||
30 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России | ||
31 | Наш добрый сосед - скворец | ||
32 | «Золотая птица» — иволга | ||
33 | Пернатые жители | ||
Итого: | 33 |
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение (1ч).
Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» (0,5 ч)
Знакомство с программой работы, правилами поведения при проведении практических работ и экскурсий.
Практическая работа (0,5ч) « Путешествие в мир животных (игра «Поле чудес»).
Тема 1. Дикие животные (19ч).
Занятие 1: Заяц - «Длинное ухо» (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа.
Практическая работа (0,5ч): «Знакомство с народными приметами и пословицами» (0,5ч).
Занятие 2: Лисица. «Лиса Патрикеевна» (0,5ч). Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве. Чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Практическая работа (0,5ч): Разгадываем загадки о лисе.
Занятие 3: Серый хищник – волк (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов.
Практическая работа (0,5ч): работа в группах - «Раскрась волка». Разгадывание ребусов.
Занятие 4: Хозяин леса – медведь (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами.
Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок. Составление портрета «Бурый медведь».
Занятие 5: Любознательный зверёк – белка (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Белка», беседа по содержанию рассказа, знакомство с особенностями поведения белки.
Практическая работа (0,5ч): работа в группах – «Собери мозаику».
Занятие 6: Куница - охотник на белок (0,5ч). Чтение рассказа В.Бианки «Куница за белкой», беседа по содержанию рассказа, знакомство с особенностями поведения куницы.
Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, творческая работа «Придумай загадку».
Занятие 7: Лесной красавец – лось (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Лось», работа по содержанию рассказа.
Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, работа в группах - Панно «Лесной красавец».
Занятие 8:Сердитый недотрога - ёж (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Ёж».
Практическая работа (0,5ч): игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика».
Занятие 9: Подземный житель – крот (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Земляные холмики».
Практическая работа (0,5ч): игра: «Поле чудес».
Занятие 10: Всеядное животное — барсук (0,5ч). Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу.
Практическая работа (0,5ч): Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Работа в группах «Собери мозаику».
Занятие 11: Бобр-строитель (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», знакомство со скороговорками и народными приметами.
Практическая работа (0,5ч): отгадывание картинок с изображением бобра, разгадывание загадок.
Занятие 12: Запасливый бурундук (0,5ч). Рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук», работа над словесным описанием.
Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, творческая работа «Придумай загадку».
Занятие 13: Кабан - дикий родственник домашней свиньи (0,5ч). Рассказ учителя о диких кабанах. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук», работа над словесным описанием.
Практическая работа (0,5ч): конкурс «Кто? Где? Когда?».
Занятие 14: Мышка-норушка (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, загадок.
Занятие 15: Рысь - родственник кошки (0,5ч). Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь».
Практическая работа (0,5ч): рисование домашней кошки или рыси.
Занятие 16: Соболь - «дорогой» зверёк (0,5ч). Знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь».
Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, игра «Эти забавные животные».
Занятие 17: Тигр - самая большая кошка на Земле (0,5ч). Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В. Зотова «Тигр».
Практическая работа (0,5ч): разгадывание ребусов, загадок. Составление портрета тигра.
Занятие 18: Косуля - самый маленький европейский олень (0,5ч). Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Практическая работа (0,5ч): игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Занятие 19: Дикие животные.
Практическая работа (1ч): чтение стихов о животных, игра «Угадай по описанию», «Чьё это меню?», викторина «Эти забавные животные».
Тема 2. Пернатые жители(13ч)
Занятие 1:Воробей - самая распространённая птица на Земле (0,5ч). Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок. Составление портрета воробья.
Занятие 2: Ворона - «интеллектуальная» птица (0,5ч). Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворона».
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы.
Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, работа в группах «Рисование вороны».
Занятие 3: Сорока - белобока - «лесная сплетница» (0,5ч). Слайды с изображением сороки. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сорока», стихотворения «Сорока - трещётка».
Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, игра «Пословицы и поговорки о сороке» .
Занятие 4: «Лесной доктор» - дятел (0,5ч). Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»? Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Практическая работа (0,5ч): отгадываем загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами.
Занятие 5: Соловей - «великий маэстро» (1ч). Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Занятие 6: Галка - городская птица (0,5ч). Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка».
Практическая работа (0,5ч): работа в группах «Собираем мозаику».
Занятие 7: Загадочная птица - кукушка (0,5ч). Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Беседа «Гнёзда и птенцы».
Практическая работа (0,5ч): игра «Народные приметы и поговорки».
Занятие 8: «Пернатая кошка» - сова (0,5ч). Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами.
Практическая работа (0,5ч): игра «Кто и что ест?»
Занятие 9: Любимая птица – снегирь (0,5ч). Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь».
Практическая работа (0,5ч): рисование ярких птиц.
Занятие 10: «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (0,5ч). Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Пословицы и народные приметы. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички».
Практическая работа (0,5ч): рисование птиц с яркими клювами.
Занятие 11: Наш добрый сосед - скворец (0,5ч). Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «Знахари». Чтение стихотворения «Скворец».
Практическая работа (0,5ч): изготовление кормушек из пластиковых бутылок.
Занятие 12: «Золотая птица» — иволга (0,5ч). Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Народные приметы.
Практическая работа (0,5ч): игра «птичьи расцветки».
Занятие 13: Пернатые жители.
Практическая работа (1ч): КВН - крылатая компания.
Универсальные учебные действия:
- планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
- составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
- находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных;
- изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
- проводить наблюдения за природными объектами;
составлять описания объекта изучения; - выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.;
- оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
- выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных
объектов; - соотносить форму и свойства различных природных объектов;
- выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
- применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
- устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.
В ходе освоения программы целенаправленно формируются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения в 1 классе:
Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
- классификации объектов;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
- основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
- преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые стандарты - первые шаги в начальной школе
В настоящее время перед образованием стоит задача подготовить человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, работать с информацией, принимать и уважать ценности общества, имеющег...
Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край
Условия успешной адаптации первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей- со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....
Календарно-тематическое планирование кружка"Первые шаги в мире информатики"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике,2класс, 2часа в неделю(вторая половина дня)....
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»
«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...
Научно-практическая конференция «Шаги к успеху» Проект "МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В РОБОТОТЕХНИКЕ"
Робототехника - это направление, которое позволяет создавать с помощью образовательных конструкторов различные виды роботов, моделировать их движения, программировать их с помощью компьютера. Конструи...
Проект «Адаптация детей в первой младшей группе» «Ох уж не легки эти первые шаги»
В этом проектерассказывается, как легче пройти адаптацию....
программа внеурочной деятельности "Экология. Первые шаги"
Проект программы...