Экология. Первые шаги.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Программа для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_1_klass_2.docx78.18 КБ

Предварительный просмотр:

Экология. Первые шаги.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология. Первые шаги» для 1-4 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2009г.), разработана на основе  авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов,  авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.

        Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

      Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

      А к т у а л ь н о с т ь.  Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века.

     В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Анализ  теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствуют о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё  место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанный на весь период обучения, программы образования с экологической направленностью для младших школьников.     В процессе работы по экопрограмме дети  проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Экология для малышей». Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становиться всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому в настоящее время в педагогике и методике преподавания многих предметов лидирующее место занимает экологическое образование и воспитание. Основа экологического образования и воспитания – изучение местного краеведческого материала и объектов окружающей среды. Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.

   Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология. Первые шаги» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному экологическому направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

По содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации – четырехгодичной. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа).

2-й год обучен и я – «Дом, в котором я живу» (34 часа).

3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа).

4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).  

   Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что  она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

  При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик выпускника начальной школы:  

  • любознательность, активность  и заинтересованность в познании мира;
  • овладение основами умения учиться;
  • способность к организации собственной деятельности;
  • готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение.

Содержание программы максимально приспособлено  к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной  программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам  в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности). Цели и задачи экологической  исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.

  Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры.

              Задачи программы:

  • формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека;
  • формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
  • формирование экологически  ценностных   ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
  • воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
  • развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
  • развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
  • развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
  • развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

      Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  •  формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  •  изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
  •  развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  •  развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  •  развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению
    ближайшего природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческой направленности;
  • принцип практической направленности.

Отличительные особенности данной программы. Принципы деятельности.

Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.
  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.

Формы проведения занятий и виды деятельности

Тематика

игры

«Угадай по описанию», «Давайте познакомимся», «Мы строим дом», «Дом экологической моды», аукцион идей «Вторая жизнь отходов»,

беседы

«Что такое гармония», «Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля», «Что и кто влияет на живой организм?», «Соседи по планете»

тесты, анкетирование

«Чему мы научились за год. Десять заповедей друзей леса», «Мое отношение к загрязнению окружающей среды», «Дом, в котором я хотел бы жить»

круглые столы

«Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе»

конференции

«В мире  интересного», общешкольная неделя Экологии

просмотр тематическим

видеофильмов

«Первобытные коллекционеры», «Экологические проблемы», «Диалоги с неживой природой», «Живая природа», «Вода»

экскурсии

«Как мы воспринимаем окружающий мир», «Лес - кормилец, врачеватель», «В гостях у хантыйского этнографического музея», «Дом  ремесёл»

практические занятия

«Изготовление кормушек для птиц», «Уход за комнатными растениями», «Размножение комнатных растений», «Экологический проект «Почему нужно защищать природу?», Проект «Экологический город будущего», «Переработка и повторное использование бытовых отходов», Экологический проект «Спасти и сохранить!»

экологические мероприятия

«Я и моя окружающая среда», «Мы – жители планеты Земля», «Первые шаги по тропинке открытий», «Хлебные крошки»

конкурсы рисунков, плакатов, выпуск газет, листовок

«Мы-дети природы», «Мой город», «Мой край Югорский» , «Рисуем впечатления», тематические выставки рисунков на экологическую тему

решение ситуационных задач

«Лесная аптека на службе человека», «Экологические проблемы района», «Мы в ответе за тех, кого приручили»

театрализованное представления, кукольный театр

Кукольный театр «Теремок», инсценировки по произведениям  В.Зотова

участие в районных конкурсах

Экологические акции.

Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.

Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».

        Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

 

предмет

содержание учебной дисциплины

содержание программы «Первые шаги по тропинке открытий»

литературное чтение

Чтение произведений В. Зотова, К.Паустовского,  В.Бианки,  русские народных сказок, устное народное творчество

Просмотр кукольных спектаклей, подбор пословиц и поговорок, театрализованные представления.

окружающий мир

Сезонные изменения в природе. Организм человека. Растения. Животные.

Экскурсии и прогулки в природу

технология

От замысла к результату. Технологические операции.

Изготовление оригами, аппликаций, кормушек, изготовление поделок из природных материалов, моделирование, разработка и создание экознаков

изобразительное искусство

Мир фантазии.

Выставки рисунков

музыка

Выразительность музыкальной интонации.

Прослушивание музыкальных произведений

Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план  предусматривает 1 занятие в неделю с  продолжительностью 35 мин каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий. При необходимости выездных занятий и присутствия участников программы на общешкольных мероприятиях количество часов автоматически увеличивается в эти дни и сокращается в другие. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятельность обучающихся.  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс (1ч/нед., 33ч/год)

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

1. Введение Законы экологии.

1.

Экология и мы.

2.

Практическое занятие: Конкурс рисунков

« Экологический вестник»

2. Живая природа.

17ч

3.

От динозавров до человека.

4.

Практическое занятие:

Просмотр презентации «Динозаврики».

5.

Практическая работа: Аппликация из бумаги "Динозаврики"

6-7.

Что расскажут нам деревья

8.

Практическая работа:

Экскурсия в лес.

9.

Практическая работа:

Изготовление аппликации из осенних листьев.

10-12.

Загадки животного мира

Зч

13.

Практическая работа:

Экскурсия в этнографический музей.

14.

Практическая работа:

Просмотр презентации о животных. Лепка животного из пластилина.

15-16.

Человек - часть живой природы

17.

Практическая работа:

Оказание помощи пострадавшему.

18.

Практическая работа:

Просмотр презентации «Здоровым быть – счастливо жить!»

модно».

Личностными результатами освоения программы являются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
  • внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
  • самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
  • мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

  • Метапредметными результатами являются:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

-в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об экологии, как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

-в познавательной сфере: наличие углублённых представлений
о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

  • в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
  • в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
  • в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Особенности содержания обучения. Объектом изучения  является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.

Основной акцент в содержании сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём).

Деятельностный подход к разработке содержания программы  позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
  • создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности;
  • использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Подобное содержание программы не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.

  Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Формы достижения воспитательных результатов на занятиях:

Приобретение социальных знаний

Формирование ценностного отношения  к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

1 класс

Коллективная  творческая игра, познавательные беседы, тематические экскурсии, познавательные опыты, интеллектуальный конкурс, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон

2 класс

Познавательные  беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон

Опыт, эксперименты, познавательные беседы с участием специалистов, интеллектуальный тренинг, исследовательская лаборатория, практикум

Выставка - демонстрация папок исследователя.

Участие в интеллектуальных конкурсах на школьном уровне.

3 класс

Самостоятельная исследовательская практика

Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон

Виртуальные экспедиции, экскурсии, познавательные беседы с участием специалистов, исследовательская лаборатория, ярмарка новых идей, практикум, литературные пробы

Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности; участие в интеллектуальных конкурсах на школьном  и муниципальном уровнях, участие в конференции на школьном и муниципальном уровне.

4 класс

Самостоятельная исследовательская практика

Познавательные  беседы, предметные  экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая  мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская

Виртуальные   научные  экспедиции, экскурсии, встречи с интересными людьми, опыт,  эксперименты, тематические дискуссии, аукцион гипотез, практикум

Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности; участие в интеллектуальных конкурсах на муниципальном и региональном уровнях, участие в конференции на школьном и муниципальном уровне, дистанционные интеллектуальные конкурсы, социально ориентированные акции

   Общеучебные умения, навыки, способы деятельности:

- выполнять правила поведения в природе;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;

- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- наблюдать предметы и явления природы;

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям.

  Специальные умения, навыки и способы деятельности

обучающиеся должны знать/понимать

- планета Земля - наш большой дом;

- солнце – источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д);

- организмы, приносящие вред хозяйству человека, некоторые виды борьбы с ними;

- человек – существо природное и социальное

- разносторонние связи человека с окружающей средой;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека на окружающую среду;

- способы сохранения окружающей среды;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология -  наука об общем доме;

Уметь

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при обращении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними животными;

- составлять экологические модели, трофические цели;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

-выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
  • усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия;
  • социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания, о способах нахождения обработки и нахождения информации, об области применения методов исследования.
  • Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): 
  • развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
  • Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): 
  • опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
  • опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому;
  • опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
  • опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;
  • опыт самоорганизации.

Формы подведения итогов реализации программы:

Вид работы

Форма предъявления результата

Форма контроля

Инструмент для оценки

Познавательные процессы

Общественный смотр достижений

Батарея тестов

Психологические тесты

Исследовательские умения

Папка исследователя

Наличие материала по исследованию. Мониторинг исследовательских умений.

Критерии написания исследования. Методики А.И.Савенкова

Коллективное творчество

Коллективная творческая работа

Педагогическое наблюдение

Карта наблюдений

Самостоятельная исследовательская практика

Публичная презентация результатов проведенного исследования

Конференция

Критерии публичного выступления

Наблюдения, опыты и эксперименты

Отчет о проведении опыта. Протокол эксперимента

Педагогическое наблюдение

Карта наблюдений

Учебно-тематический план

 1 класс.  «Знакомые незнакомцы»

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Введение.    

1

1

Вводное занятие: Что такое Экология?

Игра «Поле чудес»

0,5

0,5

  Тема 1.   Дикие животные  (19 часов)

9

10

2

Заяц - «Длинное ухо»

0,5

0,5

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

0,5

0,5

4

Серый хищник - волк

0,5

0,5

5

Хозяин леса - медведь

0,5

0,5

6

Любознательный зверёк - белка

0,5

0,5

7

Куница - охотник на белок

0,5

0,5

8

Лесной красавец - лось

0,5

0,5

9

Сердитый недотрога - ёж

0,5

0,5

10

Подземный житель - крот

0,5

0,5

11

Всеядное животное — барсук

0,5

0,5

12

Бобр-строитель

0,5

0,5

13

Запасливый бурундук

0,5

0,5

14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

0,5

0,5

15

Мышка-норушка

0,5

0,5

16

Рысь - родственник кошки

0,5

0,5

17

Соболь - «дорогой» зверёк

0,5

0,5

18

Тигр - самая большая кошка на Земле

0,5

0,5

19

Косуля - самый маленький европейский олень

0,5

0,5

20

Дикие животные

1

Тема 2.   Пернатые  жители   (13 часов)

6,5

6,5

21

Воробей - самая распространённая птица на Земле

0,5

0,5

22

Ворона – красивая, умная, «интеллектуальная» птица

0,5

0,5

23

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

0,5

0,5

24

«Лесной доктор» - дятел

0,5

0,5

25

Соловей - «великий маэстро»

0,5

0,5

26

Галка - городская птица

1

27

Загадочная птица - кукушка

0,5

0,5

28

«Пернатая кошка» - сова

0,5

0,5

29

Любимая птица - снегирь

0,5

0,5

30

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

0,5

0,5

31

Наш добрый сосед - скворец

0,5

0,5

32

«Золотая птица» — иволга

0,5

0,5

33

Пернатые жители

1

16,5

16,5

                                                 Итого:

33

Календарно – тематическое планирование.

  1 класс.  «Знакомые незнакомцы»

№ занятия

Тема занятия

Проведение

Дата

По факту

Введение. (1 час)

1

Вводное занятие: Что такое Экология?

Игра «Поле чудес»

  Тема 1.   Дикие животные  (19 часов)

2

Заяц - «Длинное ухо»

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

4

Серый хищник - волк

5

Хозяин леса - медведь

6

Любознательный зверёк - белка

7

Куница - охотник на белок

8

Лесной красавец - лось

9

Сердитый недотрога - ёж

10

Подземный житель - крот

11

Всеядное животное — барсук

12

Бобр-строитель

13

Запасливый бурундук

14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

15

Мышка-норушка

16

Рысь - родственник кошки

17

Соболь - «дорогой» зверёк

18

Тигр - самая большая кошка на Земле

19

Косуля - самый маленький европейский олень

20

Дикие животные

Тема 2.   Пернатые  жители   (13 часов)

21

Воробей - самая распространённая птица на Земле

22

Ворона – красивая, умная, «интеллектуальная» птица

23

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

24

«Лесной доктор» - дятел

25

Соловей - «великий маэстро»

26

Галка - городская птица

27

Загадочная птица - кукушка

28

«Пернатая кошка» - сова

29

Любимая птица - снегирь

30

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

31

Наш добрый сосед - скворец

32

«Золотая птица» — иволга

33

Пернатые жители

                                                 Итого:

33

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение (1ч).

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» (0,5 ч)

Знакомство с программой работы, правилами поведения при проведении практических работ и экскурсий.

Практическая работа (0,5ч) « Путешествие в мир животных (игра «Поле чудес»).

Тема 1. Дикие животные (19ч).

Занятие 1: Заяц - «Длинное ухо» (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа.

Практическая работа (0,5ч):  «Знакомство с народными приметами и пословицами» (0,5ч).

Занятие 2: Лисица. «Лиса Патрикеевна» (0,5ч). Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве. Чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Практическая работа (0,5ч):  Разгадываем загадки о лисе.

Занятие 3: Серый хищник – волк (0,5ч). Чтение рассказа  В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов.

Практическая работа (0,5ч): работа в группах - «Раскрась волка». Разгадывание ребусов.

Занятие 4: Хозяин леса – медведь (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами.

Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок. Составление портрета «Бурый медведь».

Занятие 5: Любознательный зверёк – белка (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Белка», беседа по содержанию рассказа, знакомство с особенностями поведения белки.

Практическая работа (0,5ч): работа в группах – «Собери мозаику».

Занятие 6: Куница - охотник на белок (0,5ч). Чтение рассказа  В.Бианки «Куница за белкой», беседа по содержанию рассказа, знакомство с особенностями поведения куницы.

Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, творческая работа «Придумай загадку».

Занятие 7: Лесной красавец – лось (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Лось», работа по содержанию рассказа.

Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, работа в группах - Панно «Лесной красавец».

Занятие 8:Сердитый недотрога - ёж (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Ёж».

Практическая работа (0,5ч): игра: «В  гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика».

Занятие 9: Подземный житель – крот (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Земляные холмики».

Практическая работа (0,5ч): игра: «Поле чудес».

Занятие 10: Всеядное животное — барсук  (0,5ч). Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу.

Практическая работа (0,5ч): Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Работа в группах «Собери мозаику».

Занятие 11: Бобр-строитель (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», знакомство со скороговорками и народными приметами.

Практическая работа (0,5ч): отгадывание картинок с изображением бобра, разгадывание загадок.

Занятие 12: Запасливый бурундук (0,5ч). Рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук», работа над словесным описанием.

Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, творческая работа «Придумай загадку».

Занятие 13: Кабан - дикий родственник домашней свиньи (0,5ч). Рассказ учителя о диких кабанах. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук», работа над словесным описанием.

Практическая работа (0,5ч): конкурс «Кто? Где? Когда?».

Занятие 14: Мышка-норушка (0,5ч). Чтение  рассказа  В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения  «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, загадок.

Занятие 15: Рысь - родственник кошки (0,5ч). Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь».

Практическая работа (0,5ч): рисование домашней кошки или рыси.

Занятие 16: Соболь - «дорогой» зверёк (0,5ч). Знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь».

Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, игра «Эти забавные животные».

Занятие 17: Тигр - самая большая кошка на Земле (0,5ч). Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В. Зотова «Тигр».

Практическая работа (0,5ч): разгадывание ребусов, загадок. Составление портрета тигра.

Занятие 18: Косуля - самый маленький европейский олень (0,5ч). Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Практическая работа (0,5ч): игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Занятие 19: Дикие животные.

Практическая работа (1ч): чтение стихов о животных, игра «Угадай по описанию», «Чьё это меню?», викторина «Эти забавные животные».

Тема 2. Пернатые жители(13ч)

Занятие 1:Воробей - самая распространённая птица на Земле (0,5ч). Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок. Составление портрета воробья.

Занятие 2: Ворона - «интеллектуальная» птица (0,5ч). Чтение  и анализ рассказа В. Зотова «Ворона».

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы.

Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, работа в группах «Рисование вороны».

Занятие 3: Сорока - белобока - «лесная сплетница» (0,5ч). Слайды с изображением сороки. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сорока», стихотворения «Сорока - трещётка».

Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, игра «Пословицы и поговорки о сороке» .

Занятие 4: «Лесной доктор» - дятел (0,5ч). Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»? Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Практическая работа (0,5ч): отгадываем загадки,  работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами.

Занятие 5: Соловей - «великий маэстро» (1ч). Знакомство  с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Занятие 6: Галка - городская птица (0,5ч).  Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка».

Практическая работа (0,5ч): работа в группах  «Собираем мозаику».

Занятие 7: Загадочная птица - кукушка (0,5ч). Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Беседа «Гнёзда и птенцы».

Практическая работа (0,5ч): игра «Народные приметы и поговорки».

Занятие 8: «Пернатая кошка» - сова (0,5ч). Знакомство с  «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами.

Практическая работа (0,5ч): игра «Кто и что ест?»

Занятие 9: Любимая птица – снегирь (0,5ч). Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь».

Практическая работа (0,5ч): рисование ярких птиц.

Занятие 10: «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (0,5ч). Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Пословицы и народные приметы. Чтение стихотворения  «Дружные сестрички – жёлтые синички».

Практическая работа (0,5ч): рисование птиц с яркими клювами.

Занятие 11: Наш  добрый сосед - скворец (0,5ч). Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова  «Знахари». Чтение стихотворения «Скворец».

Практическая работа (0,5ч): изготовление кормушек из пластиковых бутылок.

Занятие 12: «Золотая  птица» — иволга (0,5ч). Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Народные приметы.

Практическая работа (0,5ч): игра «птичьи расцветки».

Занятие 13: Пернатые жители.

Практическая работа (1ч): КВН - крылатая компания.   

Универсальные учебные действия:

  • планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
  • составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
  • находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных;
  • изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
  • проводить наблюдения за природными объектами;
    составлять описания объекта изучения;
  • выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.;
  • оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
  • выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных
    объектов;
  • соотносить форму и свойства различных природных объектов;
  • выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
  • применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
  • устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.

В ходе освоения программы целенаправленно формируются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения  в 1 классе:

Познавательные УУД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
  • классификации объектов;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые стандарты - первые шаги в начальной школе

В настоящее время перед образованием стоит задача подготовить человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, работать с информацией, принимать и уважать ценности общества, имеющег...

Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край

Условия успешной адаптации  первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей-  со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....

Календарно-тематическое планирование кружка"Первые шаги в мире информатики"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике,2класс, 2часа в неделю(вторая половина дня)....

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»

«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...

Научно-практическая конференция «Шаги к успеху» Проект "МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В РОБОТОТЕХНИКЕ"

Робототехника - это направление, которое позволяет создавать с помощью образовательных конструкторов различные виды роботов, моделировать их движения, программировать их с помощью компьютера. Конструи...

Проект «Адаптация детей в первой младшей группе» «Ох уж не легки эти первые шаги»

В этом проектерассказывается, как легче пройти адаптацию....