Урок в нетрадиционной форме "Путешествие по Золотому кольцу России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Данный урок был проведен в 3 классе на окружающем мире. Дети выступили в роли экскурсоводов и слушателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_netraditsionnoy_forme_puteshestvie_po_zolotomu_koltsu_rossiii.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе по теме:
«Путешествие по городам Золотого кольца России»
Урок проходит в нетрадиционной форме, а именно в виде путешествия по древним русским городам «Золотого кольца России», где учащиеся становятся слушателями и экскурсоводами этого путешествия. Заранее детям были даны индивидуальные задания (сообщения о городах Золотого кольца)
Цель урока:
- познакомить детей с интересными городами нашей Родины и её достопримечательностями;
- развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.
Оборудование:
- карта России;
- карта «Золотое кольцо России»;
- фотографии с изображением городов;
- картинки транспорта для путешествия;
- таблички с названием городов;
- красные кружки;
- репродукции картин И.Левитана.
Ход урока:
1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
У: А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
У: Сегодня у нас непростой урок, сейчас мы отправимся в путешествие. Побываем в древних русских городах «Золотого кольца России». Почему кольцо? И почему золотое? В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы. < Слайд 1>
У: Посмотрите, кто нас ждёт?
Что за чудо - желтый дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином!
Д: Автобус. < Слайд 2>
У: Правильно. Автобус поможет нам побывать в древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир «Золотое кольцо».
У: Посмотрите карту «Золотое кольцо России» в учебнике на странице 88. ( Окружающий мир. Плешаков А.А.) < Слайд 3>
Назовите города, которые образуют Золотое кольцо.
Д: Сергиев Посад, Переславль - Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир.
У: Покажите на карте эти города.
А в тетради на странице 45 с помощью карты учебника подпишите эти города.
2. Объяснение нового материала.
У: В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту России. (На карте указан маршрут следования) < Слайд 4>
У: Покажите на карте столицу нашей Родины.
Кто был в Москве? Что особенно запомнилось?
Кто основал Москву?
Д: Князь - Юрий Долгорукий.
У: Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов.
Выступление учащихся
Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо – восток. И вот мы прибываем в город Сергиев – Посад. < Слайд 5>
Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице – Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России «Музей игрушки», в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути!
У: В тетради на странице 46 впишите название главного монастыря Сергиева - Посада.
Д: Троице – Сергиева лавра.
Экскурсовод 2: Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль – Залесский.
<Слайд 6>
Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и при- влекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо - Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!
У: Впишите в тетрадь старинные памятники архитектуры этого города.
Д: Спасо- Преображенская церковь, Никитский, Горицкий монастыри.
Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов. <Слайд 7>
Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.
За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.
Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью - броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий) Счастливого дальнего пути! <Слайд 8,9,10>
У: Какая самая замечательная часть Ростова? Запишите в таблицу.
Д: Ростовский Кремль, Дмитриевский храм, церковь Иоанна Богослова.
Экскурсовод 4: Дорогие пассажиры! Следующая остановка - город Углич. <Слайд 11>
Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых постоенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы «Чайка». Вот чем славен этот город. Счастливой дороги!
У: Какие достопримечательности в городе Углич? Запишите.
Д: Дворцовая палата, церковь царевича Дмитрия, Угличская ГЭС.
Экскурсовод 5: Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. <Слайд 12>
Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.
Приезжайте в этот город!
У: Впишите в таблицу название церквей и прославленного памятника.
Д: Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову, церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.
Экскурсовод 6: Здравствуйте! Сейчас мы остановимся в городе – Кострома. <Слайд 13>
Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды, торгуют в них уже несколько веков. Из достопримечательностей известны Ипатьевский и Анастасиин монастыри. Доброго пути!
У: Чем славен этот город? Запишите в таблицу.
Д: Торговые ряды, Ипатьевский монастырь, Анастасиин монастырь.
Экскурсовод 7: Здравствуйте! Продолжаем свой путь вдоль великой русской реки Волги, где раскинулся город Плёс. <Слайд 14>
Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник - Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием. ( Показ репродукций И.Левитана). <Слайд 15>
У: Запишите, какой музей открыт в этом прекрасном городе.
Д: Музей И.И.Левитана.
Экскурсовод 8: Дорогие пассажиры, мы отправляемся в Суздаль – всемирно известный город – музей под открытым небом. <Слайд 16>
Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается красотой этих архитектурных творений. Счастливого вам пути!
У: Где в Суздале собраны старинные постройки из дерева? Впишите в таблицу.
Д: Музей деревянного зодчества.
Экскурсовод 9: От Суздаля совсем недалеко до Владимира. <Слайд 17>
Его основал князь Владимир Мономах. Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.
Удачного завершения путешествия!
У: Запишите памятники старины в этом городе.
Д: Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор.
У: Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. Огромное спасибо нашим экскурсоводам.
3. Закрепление изученного.
У: 1. Узнайте города по описанию. Впишите в клеточки названия городов на странице 47
под № 3.
Д: Сергиев – Посад, Кострома, Углич, Суздаль.
У: 2. Вспомните, с именами каких великих людей связаны названия городов на странице 47 в № 4? Соедини линиями. Кто эти люди?
Д: Основатели городов – Владимир Мономах, Сергий Радонежский, Ярослав Мудрый.
У: 3. Самостоятельная работа. А теперь, давайте проверим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд: «Золотое кольцо России». (Раздаточный материал)
4. Итог урока.
У: Понравилось ли вам путешествовать?
Перечислите города Золотого кольца России.
Д: Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир. <Слайд 18,19>
Почему кольцо? Почему золотое?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.
Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...
Конспект урока по окружающему миру, тема: «Золотое кольцо России. Плёс, Суздаль, Владимир» (3 класс, УМК "Школа России")
Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золото...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс.)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...
Конспект урока окружающего мира по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о городах, входящих в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностях.Планируемые результаты»Предметные:Знать названия городо...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 1 часть.
Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 2 часть.
Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.П...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 3 часть.
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России, о достопримечательностях этих городов; создание условий для написания интеллект-карт.Планируемы...