Урок для 1 класса по теме "Кто такие рыбы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Павлищева Ирина Константиновна

Познакомит учащихся с признаками и разнообразием рыб; научит определять принадлежность животного к своей групп и прививать любовь ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_ryby2.odt16.8 КБ

Предварительный просмотр:

КТО ТАКИЕ РЫБЫ?

Цели урока : изучение внешнего строения и отличительных признаков  данной группы. Распознание рыб ближайшего природного окружения. Установление связи между строением тела и отрезком жизни отдельных особей. Развитие интереса к окружающему миру.

Задачи урока: познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб; продолжить освоение деятельности моделирования; учить описанию природных объектов.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что рыбы — водные животные, тело которых покрыто чешуей; научиться приводить примеры речных и морских рыб.

Оборудование : презентация, видео ролики, учебник, рабочая тетрадь, плакаты  с изображением насекомых и рыб, бумажные монетки, конверт с карточкой-заданием.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала:
  3. Изучение нового материала:
  1. Подготовка к восприятию изучения нового материала:

 «На утренней заре Муравей встретил спешащую куда-то Черепаху.

      — Куда ты торопишься?

      — Я спешу к реке, а кого там увижу, догадайся, отгадав загадку:

В воде они живут,

 Нет клюва, а они клюют».

      Дети отвечают, что это рыбы.

 Муравей говорит, что он живет в лесу и не знает, кто такие рыбы. Давайте  объясним  Муравьишке, показывает картину (таблицу) с изображением рыб.  

Работа с учебником:

      А сейчас мы  с вами попробуем  изучить строение рыбы по рисунку в учебнике (с. 34).

Ребята,  «Кто догадался, почему эта рыба называется „красноперка“? (У нее красные плавники, похожие на перышки.)»

Какова самая значительная характеристика рыб? Поможет нам в это загадка:  

У родителей и деток

 Вся одежда из монеток.

 Учитель: «Что это за одежда? (Чешуя.)»

  1. Творческая работа

Поделка рыбки из бумаги( наклеиваем на голубой фон) – у каждого на партах.

А теперь попробуем самостоятельно  с вырезанных из бумаги кружочков смоделировать «одежду» рыб. Оказывается, это не так-то просто. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом. Попробуйте самостоятельно найти  закономерность в расположении чешуек, рассматривая рисунок на с. 34 (справа), и попробуют повторить ее на модели.

Если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу.

  1. Музыкальная физкультминутка  «Рыболов»

Звучит мелодия шума воды  и ребята имитируют движение рыболова:

Рыболов, рыболов

Покажи свой улов!

Я поймал леща большого

И налима – вот такого!

Двух горбатых, полосатых

Окуней и двух линей,

Щуку, карпа, судака…

А в ведерке два малька.

  1. Закрепление нового материала

Вывод читаем в учебнике на с. 35

А сейчас мы перейдем  к знакомству с разнообразием рыб.

      Учитель: «Каких же рыб Черепаха могла увидеть в реке? (Дети называют известных им речных рыб.)

 А могла Черепаха увидеть в реке акулу? Почему? Найдите в учебнике речных рыб, положите ладошку на эту страницу. Найдите морских рыб, положите ладошку на эту страницу.

      Учитель предлагает хором сказать нужное слово:

      — Рыбы, живущие в реке, называются… речными.

      — Рыбы, живущие в море, называются… морскими».

  1. игра «Раздели  рыб на две группы морских и речных»

Учитель читает загадки и загадочные описания, по которым дети узнают некоторых рыб, изображенных на с. 35 учебника. Учащиеся находят данную рыбу, отмечают ее изображение фишкой. Учитель задает уточняющий вопрос: «Какая это рыба — речная или морская?»

Он в самом омуте живет,

 Хозяин глубины.

 Имеет он огромный рот,

 А глазки чуть видны.

      (Сом

А знаете ли вы , что :

 «У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники — защита ерша. Ершом назвали особую щетку с жесткими, колючими щетинками (показывает ершик, просит детей прикоснуться к нему). Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов». (показ слайда)

Мастер шубу себе сшил,

 Иглы вынуть позабыл.

       (Ерш)

 Опасней всех в реке она!

 Хитра, прожорлива, сильна.

      (Щука)

Ее называют грозой морей.

 Она большая и быстро плавает.

 Зубы у нее в шесть рядов

 и острые, как бритва.

      (Акула)

 Эта рыба плоская, как блин,

 и все время лежит на дне.

      (Камбала)

  1. Проблемно-поисковая деятельность:

Еще существуем множество рыб о которых мы не говорили, давайте познакомимся с некоторыми из них.( + слайды)

Я вам предлагаю вам отгадать мою загадку-описание:

Эта рыба вся покрыта колючками, как ёжик. Чтобы запугать своих врагов она принимает форму огромного колючего шара.( показ слайда  Рыба-ёж  )                                      

Её глаза и ноздри располагаются по бокам широкой, как молот, головы. Это помогает рыбе видеть и чуять добычу даже на расстоянии.  (показ слайда рыба молот)

Чудесная окраска, похожая на наряд клоуна. Она живёт среди растений, щупальца которых ядовиты. Горе тому животному, которое прикоснется к этим щупальцам. А рыба - клоун покрыта толстым слоем слизи, который защищает её от яда. (показ слайда рыба клоун)

- Ребята, а кто знает как называется эта рыба? (показ  -морской конек)

Морской конёк - это рыба?

-   Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно ещё раз вспомнить о чём мы говорили, внимательно послушайте рассказ.

Я расскажу вам об уникальном создании - о Морском коньке. Вы наверное подумали, а чем же он уникален? Дело в том, что мама Морского конька откладывает икринки в карман, который находится на животе папы. Посмотрите, какой у него большой живот. И вот именно папа и вынашивает детёнышей. Представьте себе, что Морских коньков, «рожает» папа! Этому морскому коню нечем кусаться и он питается мелкими рыбёшками, засасывая их своим ртом, словно пипеткой. Тело его покрыто не обычными чешуйками, а изменёнными и очень похожими на пупырышки. Хвост - это руль с помощью которого он удерживается на плаву, прикрепляется им за водоросли. Перемещается Морской конёк с помощью плавников, которые есть на спине и брюшке. Дышит жабрами. Они тоже необычные, потому что закрыты кожей и практически невидны. Вот такой это необычный морской житель.          

Физминутка для глаз              

3.6.  Работа в рабочей тетради  с.15

Итог урока :

Ребята, я  порошу  еще раз сказать Муравьишке, кто такие рыбы (водные животные, тело которых покрыто чешуей); привести примеры речных и морских рыб.

Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Спасибо  за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы" школа России ФГОС

сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся....

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...

Презентация к уроку по Окружающему миру "Кто такие рыбы? Проверочная работа." 1 кл. УМК "Школа России"

Презентация позволяет проверить знания по материалу урока "Кто такие рыбы?", т. к. содержит фотографии тех видов рыб, которые рассматривали на уроке (соответствует содержанию учебника А. А. Плешакова ...

Урок по окружающему миру "Кто такие рыбы?"

Сформировать у детей понятие о рыбах как о частях животного мира...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КТО ТАКИЕ РЫБЫ?"

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КТО ТАКИЕ РЫБЫ?" 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"...

Урок по окружающему миру 1 класс тема "Кто такие рыбы?"

Урок по окружающему миру 1 класс  тема "Кто такие рыбы?"...