Классный час «День согласия и примирения»
классный час по окружающему миру (4 класс) на тему

Ярославцева Вера Николаевна

Цель: воспитывать чувство патриотизма и гражданственности на примерах Русской истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя с углубленным изучением отдельных предметов школа №5»

городского округа город Фролово

     

Классный час

«4 ноября – День согласия и примирения»

   

       

Мероприятие

разработано и проведено

учителем   начальных классов Ярославцевой В.Н.

2016-2017 уч. год

Цель:    Воспитывать     чувство патриотизма  и гражданственности  на    

             примерах Русской истории.

-1.Ведущий.

Распростерлись в дымке синей

Величавые  края,

Это ты, моя Россия,

Свет мой, Родина  моя!.

 Если  ж вороги посмеют

      К нам   прийти из-за морей

         Только брови потемнеют

         У твоих богатырей.

         Равной нет тебе по силе

         У тебя везде друзья

         Это ты, моя Россия,

         Свет мой, Родина моя!                        

                                      А.Прокофьев. «Цвети, наша Родина».

- Учитель.     Любовь к  Родине – важнейшее  чувство  для каждого человека.

У взрослого  это  чувство подобно большой реке, опыт жизни      расширяет понятие  Отечества до границ  всего государства. Но ведь даже у больших рек есть исток – маленький ключик, из которого река берёт своё начало. Родина. Отечество. Как мы понимаем эти слова?  Известный  педагог  Ушинский писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку  отцы и деды наши. Родиной  мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком, и все  в ней для нас родное, а матерью – потому, что  она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила  своему языку, как мать она нас защищает и бережёт нас от всяких врагов.  Много есть на свете  и кроме России  всяких  хороших  государств  и  земель, но  одна  у человека родная мать – одна у него и Родина.»

-2. Ведущий.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за косогором

На лугах весенний  пляс

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных  Лех,

Мне навстречу, как сережки

Прозвенит  девичий смех.

Если крикнет рать святая:

« Кинь ты Русь, живи в раю!»-

Я скажу: « Не надо рая,

Дайте  Родину мою».

                                                                                     С. Есенин.

-Учитель.    Начало  17 века, России  грозила  утрата  национальной                         независимости, расчленение её земель. В стране господствовали поляки,  подходили шведы. Они претендовали на Российский престол, после смерти последнего царя из династии Рюриковичей, сына Ивана Грозного – Федора Ивановича.  Поляки были везде, они заполонили Москву, пол – страны с правлением  Лжедмитрия -1,  он выдавал себя за   младшего сына  Ивана Грозного – царевича Дмитрия.  На самом деле  Дмитрий  был убит в Угличе в 1591 году.  Лжедмитрий – 1 - это  Григорий Отрепьев,  он правил, как  коронованный царь в стране с 1605 по 1606 год, на престол встал благодаря  помощи польских войск, и началось засилье поляков в стране. Оно продолжалось и после его убийства.  Престол пытался захватить   Лжедмитрий- 2, но ему это не удалось, его народ прозвал  «тушинским   вором».  В  Москве некоторые присягали на верность Лжедмитрию -2, некоторые польскому   королевичу Владиславу.  Но в основном народ  выступал против интервенции, и  первое  народное ополчение собралось, в Рязани в 1611 году во главе стоял  - Прокопий  Ляпунов.

-1. Ведущий. Прокопий  Ляпунов,  рязанский  дворянин, в 1611 году возглавил первое народное ополчение против засилья поляков.

- Ляпунов.  - « Я сын русского народа, я призываю  вас, встанем крепко, примем оружие  Божие  и щит веры, подвигнем всю землю к царствующему граду Москве и со  всеми православными  христианами  московского государства  учиним совет: кому  быть на  московском   государстве государем.  У нас одна дума:  или веру православную  нашу  очистить  или всем до одного  помереть».

- Учитель.    Но  конечной цели они не достигли, интервенты  оставались в стране. В эту тяжелую, лихую годину в Нижнем Новгороде  в 1612 году создается второе ополчение  под руководством  старосты  Кузьмы Минина  и  князя Дмитрия Пожарского.

- 2. Ведущий.  Князь   Дмитрий Пожарский родился в ноябре 1578 года  в семье   князя  Михаила Федоровича Пожарского, предками их являлись Владимиро- Суздальские  князья,  которые брали свое начало от Рюрика и Юрия Долгорукого,  но несмотря на свое происхождение они числились  в рядах захудалых князей.  Отец  Дмитрия умер, когда ему было всего девять лет.  Мать переехала с детьми в Москву, где у них был свой дом на Сретенке.

С 1593 года Дмитрий начал свою службу  при государевом дворе царя Федора   Ивановича. При царе Василии Шуйском, он был назначен воеводой и проявил отвагу и верность в боях против  Лжедмитрия -2. за это ему пожаловали в Суздальском уезде село Нижний  Ландех  с 20 деревнями.

Князь  Дмитрий Пожарский участвует в первом ополчении, где  он будет ранен  в голову и в ногу.

- 1. Ведущий.   Кузьма  Минин, нижегородский купец, посадский староста.

 Кузьма  был старше князя Пожарского на десять или пятнадцать лет точной даты его рождения мы не знаем. Детство  его прошло в двадцати верстах от Нижнего Новгорода. Рос в многодетной семье, отец был соледобытчиком, он был состоятельным  человеком, имел три деревни, хороший доход ему давал соляной промысел. К началу смуты на Руси он владел лавкой на нижегородском торгу, слыл богатым и почитаемым человеком.

В разгар Смутного времени нижегородцы выбирают его  земским старостой, но незадолго до его выборов ему приснился сон, где ему явился  чудотворец Сергий Радонежский и повелел  собирать  казну для войска, чтобы  идти на очищение Русского государства. Сделавшись старостой, он стал вести разговоры с горожанами о необходимости объединяться. Копить силы и средства для освобождения Отечества. От природы он имел дар красноречия.

Собрав нижегородцев в Спасо-Преображенском соборе, Минин горячо убеждал их не  оставаться в стороне от тягот  России.

- Кузьма  Минин.  «Буде нам похотеть помочи  Московскому  государству, ино не пожалети  животов своих, да не токмо  животов своих, ино не пожалеть  и дворы  свои продавать, кто бы вступился  за  истинную  православную веру….»

-1. Ведущий.   Нижегородцы услышав эти слова, были тронуты  его  словами, и тут же всенародно  приговорили  начать сбор средств  на  ополчение. Первым свою долю внёс  Минин, по словам летописца, мало  что себе в дому оставив.  Его примеру последовали другие. Минину поручили ведать сбором добровольных пожертвований- не только с граждан, но и с всего уезда, с монастырей. На собранные деньги   они стали  нанимать служилых людей.

Нужен был, воевода и все порешили, что лучше всего подходит князь  Пожарский. С тех пор у ополчения стало два вождя,  и в народном  восприятия  имена  Минина  и Пожарского  слились в одно  нерасторжимое целое.

- 2  Ведущий.  Благодаря их решительным действиям  и полному  согласию  между собой  Нижний Новгород,  стал центром патриотических  сил всей  России.  На его призывы откликнулись  не  только Поволжье и старые города Московской Руси, но также  Предуралье,  Сибирь, и отдаленные  украинские земли. Город обратился в ратный стан. Первыми сюда приехали смоляне, потом коломенцы и рязанцы, спешили казаки и стрельцы из   ближайших городов,  новоприбывших снабжали  пищалями   и обучали  слаженной  прицельной стрельбе.  В кузницах  днем и ночью пылал огонь – ковали булат, кольчужные кольца.  Пластины для доспехов, наконечники орудий,  отливали пушки. В феврале 1612 года был образован «Совет всея земли». На исходе зимы ополчение перебралось  в Ярославль. Сюда со всех концов  государства устремились защитники Отечества.

- 1 Ведущий.

В час испытаний,  поклонись  Отчизне

По-русски, в ноги,  и скажи ей:  мать!

Ты и жизнь моя!

 Ты мне дороже жизни!

С тобою жить,

С тобою умирать!

 Будь верен ей.

И как бы  ни был  длинен

Тяжкий день военной маяты,

Коль пахарь ты,

Отдай ей всё, как Минин,

Будь ей Суворовым,

Коль воин ты.

 Люби её, клянись, как наши деды,

Горой стоять за жизнь её и честь,

Чтобы сказать в желанный  час победы:

И моя тут капля  есть.                            

                                                                                         Д.Кедрин

- Учитель.  На призыв нижегородцев откликнулась вся Россия. Важнейшей реликвией, связанной с этим событием стала  Казанская  икона  Божьей  Матери.  Икону взяли с собой  жители   Казани, которые участвовали в первом ополчении.  Они заняли  в Москве Новодевичий монастырь,  и удерживали его всю зиму, по просьбе  Дмитрия Пожарского  передали ему свою  походную  икону, которая  теперь стала  сопровождать  князя в боевом походе.  22 августа 1612 года, накануне решающей битвы за Москву, перед Казанской иконой  был отслужен молебен о победе.  В тяжелых сражениях 22-24 августа на  Москве – реке и у  Новодевичьего  монастыря  польское королевское войско было разбито, а 26 августа освобожден   Кремль. А 22 октября полностью освобождена страна то поляков и шведов.

В память о победе  над поляками и освобождении Москвы были учреждены  празднование и крестный  ход в честь Казанской иконы Божией Матери. Был специально построен Казанский собор, куда поместили эту икону, собор стал главным  памятником  победы и освобождения  Москвы от интервентов.

22 октября по старому стилю, то есть  4 ноября по новому стилю, в нашей  стране отмечался, как день победы над поляками, и как день прославления  Казанской иконы Божией Матери.

- 2  Ведущий.   В Москве на Красной площади  в 1818 году был поставлен памятник  освободителям России, в стране  это был первый памятник, поставленный не царю, а народным освободителям. Скульптор этого памятника Иван Петрович Мартос.   Памятник был построен  на пожертвования народа.  Мартос изображает  момент, когда Минин обращается  к раненому князю Пожарскому с призывом  возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы.  Князь   изображен  сидящим, ведь он ранен, слова Минина в нём вызывают  боль за Русь  и желание действовать. Печаль омрачает его лицо, руки  сжимают щит и меч.  Ведущее значение здесь принадлежит Минину, ведь именно он  полон силы  и бесконечной веры  в правоту своего дела.  Этот памятник до сих пор стоит на Красной площади, как постоянно нам напоминая, что наша сила в единстве.

-1. Ведущий.

Я - русский! Спасибо, Господи!

Я – поле. Бабушкин крест.

Я – избы Рязанской области.

Я – Троица и Благовест.

Я – русский! По самое горлышко,

Во веки веков. Насквозь.

Я – лебедя белого перышко.

Я – воина павшего кость.

В сегодняшней склоке и подлости

Всем бедам своим назло:

Я – русский! Спасибо, господи!

Другого мне не дано

.                                                                                          С. Каргашин.

Использованная  литература :

1. А.С.Макаренко «О воспитании».Москва, Из-во Полит. лит-ра.- 1988 г.   Глава:  «С верой в человека». Стр.  29, 33, 34,37,52, 53.

     2. К. Рыжов. « Сто  Великих Россиян» - Москва «Вече».-2005 год.

3.Д.К.Самин. «Сто  Великих памятников». Москва «Вече».-2002год.

4.А.Н.Сахаров, В.И. Буганов «История Отечества с древнейших времён до  

               конца  17 века» Москва «Просвещение» - 2006 год.

     5.В. Юдин «Дни  величальные» Саратов, Приволжское  книжное    

                         издательство -1992 год.

     6. А.В.Бородина «Основы православной культуры». Москва «Покров» -  

                                                                                                              2003 год.

     7. Е.В.Исакова  «Храмы- памятники русской воинской доблести»                                  

                            Москва «Знание» -1991 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «4 ноября – День единства и примирения»

Цель классного часа: углубить знания детей о Дне единства и примирения, дать представления о событиях начала XVII века; содействовать усилению чувства гордости за Родину; способствовать воспитанию в д...

Классный час "День народного единства и примирения"

Классный час "День народного единства и примирения"  для учащихся 3 класса, форма: устный журнал...

Классный час, посвященный дню согласия и примирения "Будем дружить"

Цель классного часа: Дать детям младшего школьного возраста (1-2 класс) начальные сведения о новом празднике России – Дне примирения и согласия....

Сценарий праздничного мероприятия приуроченного ко Дню Согласия и Примирения

Сценарий праздничного мероприятия приуроченногоко Дню Согласия и Примирения...

Классный час "День согласия и примирения"

Классный час "День согласия и примирения"...

ДЕНЬ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ

классный час, посвященный 4 ноября...