Воздух и его свойства
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок проведен во 2 классе (1- 4) по учебнику А.А.Плешакова.
Цели: - познакомить учеников с богатством природы – воздухом, его свойствами,
- учить наблюдать, делать выводы, обобщать,
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: воздушный шарик, шарик – плакат (Состав воздуха), для опыта: мелкие бумажки, картонки, одноразовые стаканчики, трубочки, кусочек почвы, блюдце, бумажка, банка; таблички: кислород, углекислый газ, азот; картина “Тополь”, магнитофон, кассета с музыкой, альбомные листы для детей, кроссворд, фото Галилео Галилея, ребусы, рабочие тетради у детей и учебники, картины с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_i_ego_svoystva.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воздух и его свойства.
Учитель: Яруллина Ольга Николаевна
Урок проведен во 2 классе (1- 4) по учебнику А.А.Плешакова.
Цели: - познакомить учеников с богатством природы – воздухом, его свойствами,
- учить наблюдать, делать выводы, обобщать,
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: воздушный шарик, шарик – плакат (Состав воздуха), для опыта: мелкие бумажки, картонки, одноразовые стаканчики, трубочки, кусочек почвы, блюдце, бумажка, банка; таблички: кислород, углекислый газ, азот; картина “Тополь”, магнитофон, кассета с музыкой, альбомные листы для детей, кроссворд, фото Галилео Галилея, ребусы, рабочие тетради у детей и учебники, картины с природой.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вступительная беседа.
- Сегодня, когда я шла в школу, я увидела, что за ветку дерева зацепился воздушный шарик. Я решила отцепить его, и вдруг он со мною заговорил…(воздушный шарик)
- Привет! – сказал он мне.
- Меня зовут Воздушный Шарик. Я очень люблю путешествовать. Хотите, я скажу, какая у меня фамилия?
- Отгадайте его загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, а всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)
- Слово “воздух” происходит от слов “вздохнуть”, “вдыхать”.
Воздух – это то, чем мы дышим.
- Послушайте стихотворение “ Воздух”. Что можно узнать о воздухе из стихотворения? (читают стихотворение подготовленные ребята)
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
- В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.
Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье. (таблички с именами на доске)
3. Новая тема.
- Итак, тема сегодняшнего урока “ Воздух и его свойства”. (тема на доске)
Практическая работа: (у каждого ученика на столе лежат подносы, на которых есть картонки, мелкие кусочки бумаги, стаканчики с водой, трубочки).
Возьмём картонки и махнём ими перед своим лицом. Что вы почувствовали? (ветерок)
Положите на стол несколько мелких кусочков бумаги. Махнём над ними картонкой. Что произойдёт с кусочками бумаги? (перелетели на другое место или даже слетели со стола).
Бумажки столкнул воздух, который пришёл в движение от взмаха картонкой.
Возьмём стаканчики с водой и трубочки и попробуем подуть в трубочку. Что произойдёт? А теперь опустим в стаканчик с водой кусочек почвы. Что мы наблюдаем?
Следовательно, вокруг нас находится воздух. Почему мы его не видим? (потому что он бесцветный, прозрачный, невидимый), (таблички на доске)
- Какими же свойствами обладает воздух?
Попробуйте правильно ответить на мои вопросы.
- Какого цвета воздух? (бесцветный).
Действительно, шкаф коричневый, классная доска зелёная, комнатные растения тоже зелёные. А воздух не имеет ни этих цветов, ни какого-то другого цвета. Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы. Сравните: дверь, книга - непрозрачны. Через них мы не видим другие предметы.
- Имеет ли воздух запах? (не имеет запаха).
- Вы наверно замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздухом, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не пахнет.
3. Есть ли у воздуха вкус? (не имеет вкуса).
4. Физкультминутка.
Под музыку из мультфильма “ Паровоз из Рамашкино” выполняем физкультминутку.
- Продолжение новой темы.
Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, без воздуха – всего лишь несколько минут.
- Ну-ка, попробуйте сделать вдох и задержать в себе воздух. Долго ли мы можем не дышать? (очень мало). Вам непременно захотелось глотнуть свежего воздуха. Человек без воздуха может прожить, самое большее, 5 минут. Более длительная задержка дыхания приводит к смерти.
Без воздуха на Земле не может обойтись всё живое. Без воздуха жизнь невозможна. Сегодня посмотрим, как воздух влияет на растительный и животный мир, человека, и что загрязняет воздух.
- А сейчас Шарик хочет с вами ещё поговорить.
- Что внутри меня? (воздух).
- Это удивительный газ, но не простой, это смесь газов: кислорода, азота, углекислого газа и др.
(У детей на парте лежат нарисованные шарики, цветные карандаши).
- А теперь снимем с невидимки “ волшебную шапку”, возьмите цветные карандаши и свои шарики.
Азот (жёлтый) – его в воздухе больше всего (78%)
Кислород (зелёный) – он самый главный, когда мы дышим, то лёгкими мы вылавливаем его из воздуха (21%).
Углекислый газ (сиреневый) очень важен для растений. Его мы при дыхании выдыхаем. (1%).
Кроме того, в воздухе есть инертные газы, водяные пары и пыль.
- Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы дышим кислородом).
- Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.
600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день!
А вот растения, наоборот, поглощает углекислый газ, а выделяют в атмосферу кислород.
- Проделаем опыт. (опыт проделывает учитель)
- Смотрите, я зажигаю свечку. Горит? (горит).
- А теперь накрываю её банкой. Раз, два, три.. погасла. Почему?
Бумага ещё не вся сгорела, но огня не может быть без кислорода.
Дышат люди, звери, птицы и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится все больше и больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа.
Всё живое давно бы задохнулись, если бы не растения. И дуб – великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.
Не зря растения называют зелёными планеты.
(рассказывает подготовленный ученик).
Какой чудесный воздух в лесу! Густой, целительный настой. В нём много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.
А вот в городах совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами, загрязнен частицами копоти и пыли, ведь в городах много машин есть фабрики и заводы. Дышать таким воздухом для человека вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья и кустарники: липы, тополя, сирень.
- Ребята, чаще других деревьев сажают в городе тополя. (картинка дерева тополя). Во-первых, потому что, они прекрасно очищают городской воздух от пыли копоти, во-вторых, они выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья.
Один тополь выделяет столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей. Но и это ещё не всё. Тополя неприхотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок длиной 30 см, то уже к осени вырастет метровое дерево.
5. Физкультминутка.
Ветер дует к нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
6. Продолжение.
- Послушайте загадку: По полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (ветер)
Ветер - это движущий воздух.
Ветер колышет листья на деревьях, летом он приносит прохладу и свежесть. Осенью дуют сильные, порывистые ветры, они срывают пожелтевшие листья, качают ветви деревьев.
- Зимою ветры кружат снежинки и наметают высокие сугробы. Мы говорим, что метёт снежная метель, а снежную бурю называем пургой или бураном.
7. Чистый и загрязнённый воздух. Охрана воздуха.
Чистый, свежий воздух нужен всему живому: и растениям, и животным, и человеку.
а). Работа с учебником.
- Откроем учебник на странице 39.
- Рассмотрите рисунок в учебнике и объясните значение схемы.
- Вспомните, отчего загрязняется воздух?
(Бесчисленные фабрики, заводы загрязняют воздух. Ежедневно выбрасывают они из своих труб тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух ядовитым угарным газом и автомашины. Загрязняется воздух во время лесных пожаров.)
- Прочитаем вслух вывод по учебнику (с.39).
б). Работа в тетради.
- Откройте рабочую тетрадь на странице 17. Выполним задание №2. Возьмём два цветных карандаша – красный и зелёный. Отметим красным карандашом то, что загрязняет воздух, зелёным – то, что не загрязняет.
- Что нужно делать, чтобы в помещении было меньше пыли, чтобы было легче дышать?
(Нужно ежедневно проводить влажную уборку, стирать пыль с окон, комнатных растений и других предметов. Чтобы воздух класса содержал больше кислорода, нужно проветривать помещение – открывать форточки в перемены).
- Как сберечь чистоту воздуха?
В законе об охране природы сказано, что каждый завод, каждая фабрика должны иметь особые установки – уловители пыли и вредных газов. Из задержанных этими установками сажи и газов изготовляют для получения цемента, красок, а из газов делают многие химические вещества, необходимые в народном хозяйстве. Отлично очищают воздух растения. Поэтому в городах и вокруг них создаются пояса садов, парков и лесов. Чем больше зелени в городе, тем чище и здоровее воздух, которым мы дышим.
8. Релаксация. Значение воздуха.
Сейчас, вы под музыку будете рисовать. Вы должны нарисовать рисунок, которым вы покажите о значении воздуха для растений, животных, человека.
(Воздухом наполняют надувные матрацы, подушки, лодки, мячи, детские игрушки. Люди используют силу ветра в хозяйстве. Они строят ветряные мельницы, ветряные электростанции.)
9. Занимательная минутка.
- А сейчас, чтобы продолжить дальше урок нужно отгадать кроссворд. Если мы правильно впишем в клетки слова, то в вертикальном столбце прочтём фамилию известного учёного. (кроссворд на доске).
1. Его выдыхают животные и люди, от него гибнет всё живое ( углекислый газ )
2. Его в воздухе больше всего, 78% (азот)
3. Его выделяют растения (кислород)
4. Болезнетворные организмы, находящиеся в воздухе (микробы)
5. Мельчайшие частицы, носящиеся в воздухе (пыль)
6. Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер)
7. Люди, создавшие особую систему, оздоравливающая дыхание (йоги) Люди, которые как ни в чём не бывало ложатся на торчащие из доски гвозди.
у | г | л | е | к | и | с | л | ы | й | г | а | з | ||||||||||
а | з | о | т | |||||||||||||||||||
к | и | с | л | о | р | о | д | |||||||||||||||
м | и | к | р | о | б | ы | ||||||||||||||||
п | ы | л | ь | |||||||||||||||||||
в | е | т | е | р | ||||||||||||||||||
й | о | г | и |
- Это Галилео Галилей (фото). 300 лет назад он к всеобщему удивлению взял и взвесил воздух. Конечно, положить воздух на чашку весов учёный не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из воздуха шар, заткнул отверстие и снова взвесил. Шар стал весить заметно меньше.
9. Закрепление.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое воздух?
- Какие его свойства вы запомнили?
- Из каких газов состоит воздух?
- Почему деревья называют зелёными лёгкими планеты?
10. Ребусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воздух и его свойства
Этот материал можно использовать для проверки знаний учащихся по окружающему миру в 3 классе по теме "Воздух и его свойства".Материал поможет учителю разнообразить урок и сделать его интересным ...
Урок окружающего мира в 3 классе "Воздух и его свойства"
Открытый урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Гармония». Тема: Воздух и его свойства. Цель: Выявление свойств воздуха и его важности для всего живого....
Воздух, его состав, свойства, охрана воздуха
Интегрированный урок природоведение-химия, проведён совместно с учителем химии школы...
Презентация к уроку "Воздух и его свойства"
Он такой большой, Что занимает весь мир, Он такой маленький, Что в любую щель пролезет...
Конспект урока "Воздух и его свойства" с применением ИКТ
Воздух и его свойства3 класс с применением ИКТ А. Платонов "Цветок на земле" 3 класс...
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Воздух и его свойства. Охрана воздуха"
Данный методическая разработка урока по окружающему миру позволит на этапе изучения нового материала дать представление о значении воздуха для жизни на Земле, его свойствах и составе....