Природные зоны России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе. Используется учебник Плешаков, Крючкова (УМК Школа России)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в  4 классе

Тема урока

Природные зоны России

Цель урока

Формировать представление о природных зонах России

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: получат возможность работать с учебником, работать с физической картой, приборами.

Метапредметные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Природные зоны

        

Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Самоопределение к учебной деятельности

1) Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

2) Рассматривание карты «Природные зоны»

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Читает стихотворение:

Если долго-долго в самолёте нам лететь,

Если долго-долго на Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда и леса, и города,

Океанские просторы, ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая наша Родина большая, необъятная страна.

- Природа нашей страны очень разнообразна. Как вы думаете, почему?

-Рассмотрите карту природных зон.

-Что обозначают зоны на этой карте? Почему эти территории объединили в эти зоны?

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны, познакомимся с природными зонами России, с обитателями этих территорий.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Рассматривают карту, отвечают на вопросы учителя

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Понимают значение знаний для человека и принимают его;  проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

II. Актуализация знаний

1)Проверка домашнего задания

2)Игра «Я знаю географические объекты»

3) Игра «Найди лишний географический объект»

Вызывает троих учащихся к доске. Предлагает классу послушать их сочинения «Какой я представляю Россию глядя на карту», а остальные сдают сочинения на проверку

Называет горы, моря, реки, озёра России

Предлагает учащимся объяснить, почему объект лишний:

А) Лена, Волга, Байкал, Енисей;

Б)Дон, Марс, Енисей, Днепр;

В) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;

Г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал;

Д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый

Читают сочинения

Двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдёт данный географический объект.

Находят лишний объект и дают пояснение

Владеют логическими действиями, базовыми предметными понятиями; устанавливают взаимосвязи в явлениях и процессах и представляют информацию в знаково-символические средства; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы.

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Осознают свои возможности в учении; адекватно рассуждают о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют интерес к изучению предмета

III. Изучение нового материала

1)Демонстрация опыта.

2) Определение названий природных зон

3) Знакомство с природными зонами

4) Задания из электронного приложения к учебнику

Демонстрирует движение Земли вокруг солнца.

-Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла.

-Солнечные лучи на эту часть земного шара попадают отвесно (прямо). А к северу и к югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают её меньше.

Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в направлении с севера на юг.

- Совместными усилиями определим, какие природные зоны существуют в России.

Предлагает карточки с буквами для определения названий природных зон: Арктика, тундра, лес, степь. пустыня.

Демонстрируя видеофрагменты, кратко рассказывает об основных признаках каждой природной зоны, её обитателях и растительности; обозначение и местонахождение на карте.

Свой рассказ дополняет иллюстрациями с изображением природных зон и располагает их в порядке смены с севера на юг.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися, помогает им, даёт рекомендации.

Рассматривают опыт

Самостоятельно формулируют выводы.

Рассматривают карточки с заданием. Составляют и отгадывают слова, карточки с названием зон определяют на доску

Задают уточняющие вопросы

Выполняют задания

IV. Практическая деятельность

1) Знакомство с обитателями, растительностью природных зон

2) Формирование умения связанно высказываться

3) Закрепление понятий

Предлагает иллюстрации природных зон, их обитателей, которые находятся в поле зрения учащихся. Оказывает помощь ученикам. Если объект на картинке не известен учащимся, они знакомятся с названием на обратной стороне иллюстрации.

Корректирует ответы учащихся

Раздаёт карточки с изображением природных зон. Предлагает задание: распределить карточки в порядке смены зон с севера на юг.

На иллюстрацию природной зоны наклеивают изображение животных, которые обитают в этой зоне.

Составляют рассказ о природной зоне по плану, слушают, вносят дополнения, задают вопросы.

Дополняют иллюстрации природных зон одноклассников «лишними» картинками

Осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают, осуществляют поиск необходимой информации, осознанно и произвольно строят речевое высказывание, используют знаково – символические средства.

Самостоятельно планируют и контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью; находят способ решения учебной задачи

Применяют изученные правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности

V.  Итог урока. Рефлексия

Обобщение полученных знаний, заключительная беседа, выставление оценок

- Как прекрасен каждый уголок нашей любимой Родины, мы ещё раз убедимся, прочитав стихи русских поэтов о родной природе: И.С. Бунин «Листопад», М.Ю. Лермонтов «На севере диком», А. Н. Майков «Рассвет»

Учащиеся слушают стихи

Ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного.

 Оценивают собственную деятельность на уроке.

Умеют слушать собеседника.

Проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

VI. Домашнее задание

Комментарии по выполнению домашнего задания

Учебник с. 30-34. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»

Задают уточняющие вопросы по выполнению задания

Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её осуществления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь

Разработка урока с презентацией  к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....

Презентация "Природные зоны России. Зона лесов"

Презентация применялась на уроке окружающего мира по изучению темы :"Зона лесов"....

3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей...

Урок на тему: "Ледяная зона" (1 урок из раздела "Путешествие по природным зонам России")

Раздел включает в себя 12 часов на изучение природных зон России (по 2 часа на каждую зону) и 1 час для написания контрольной работы. Представленный конспект урока является первым в теме «Ледяная зона...