Окружающий мир. 3 класс УМК " Школа России" Тема: "Природные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Тема урока: «Природные богатства и труд людей - основа экономики»
Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений, научить по хвое определять породу дерева.
Предметные результаты:
- Дать понятия: природные богатства, полезные ископаемые, умственный труд, физический труд, вода, воздух, почва, растение, животное;
- Познакомить: с классификацией природных богатств, с планом изучения природных богатств, со значением природных богатств, с трудом людей;
- Формировать навыки: различий природных богатств, различий труда
- Установить взаимосвязь между природными богатствами и трудом людей;
Личностные результаты:
- Воспитывать чувство прекрасного;
- Воспитывать бережное отношение к объектам природы,
- Воспитывать бережное отношение к труду;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: «Окружающий мир» А. А. Плешаков учебник и рабочая тетрадь, для 3 класса 2част Москва: «Просвещение» 2011г., презентация.
№ | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Организационный момент | 2 мин. | Доброе утро! Меня зовут Елизавета Алексеевна и сегодня я, проведу у вас урок окружающего мира. | приветствовать учителя; | К: настрой на урок; |
2. | Актуализация знаний. Словесный: ответы на вопросы. | 5 мин. | С какой темой на прошлом уроке познакомились? (Что такое экономика.) – Вспомним, что такое экономика? (Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.) – Для чего нужна экономика? (Экономика нужна для удовлетворения разнообразных потребностей.) – Какие бывают потребности? Демонстрирует схему:
– Какова основная цель экономики? (Обеспечение жизнедеятельности человека – главная цель экономики.) На доске: «Все во имя человека, все для блага человека». – Как вы понимаете эту фразу? (Ответы учащихся: «Я считаю…») – На прошлом уроке вы, работая в группах, наблюдали за различными предметами, которые человек употребляет в обиходе ежедневно, это ложки, кружки, платки, книги. В своих работах вы описали, какой путь прошли эти предметы, чтобы появиться, у всех путь был одинаков. – Напомните его. Вывод: предметы, для изготовления которых потребовались природные богатства, капитал, труд людей, и есть экономические продукты. | слушать учителя; анализировать стихотворение; отвечать на вопросы; строить речевые высказывания; | Р: принимать и выполнять учебную задачу; Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; П: строить речевые высказывания в устной форме |
3. | Изучение нового материала Словес.: ответы на вопросы. Наглядный: Работа с иллюстрацией | 10 мин. | 1. Природные богатства. – Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. Назовите природные богатства. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.) – Раскроем, какое значение для экономики они имеют. – Одним из природных богатств вы назвали воздух. – Нужен ли воздух? Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха – ветер – во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки. – Откройте учебник (с. 42), посмотрите, как выглядят ветряные мельницы. Сделаем вывод: воздух необходим и имеет большое значение для экономики. – Посмотрим, а была бы жизнь без воды. – Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике? Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую. Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика. – Природным богатством вы назвали почву. – Что такое почва? Почва – это особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и мертвой природы. Почва – это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания. Вывод: итак, вы видите, что земля – наша кормилица. – Назовите полезные ископаемые. (Нефть, газ, руда, каменный уголь, песок, глина и т. д. В нашей стране еще много залежей полезных ископаемых.) – Посмотрим, где используются полезные ископаемые. Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Например, огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Залежи нефти и газа находятся глубоко под водой, и добываются путем бурения морского дна. Вывод: нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике. – Какую же роль в экономике играет растительность? Что дает растение для экономики? Растительность – один из важнейших компонентов природы. Она определяет не только общий вид территории, но и играет огромную роль в жизни природы и человека. Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырье. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идет на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги. Вывод: в процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары. – Какова роль животного мира для экономики? Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, благодаря рыбному промыслу у человека есть возможность использовать рыбу не только как продукт питания, – из рыбы изготавливают лекарственные препараты. Мех животных используется в легкой промышленности. Вывод: для роста в экономике богатства необходимо беречь и охранять животных. 2. Без капитала нет экономики. Работа по учебнику (с. 44). – Вторым фактором развития экономики является капитал – это здания заводов, фабрик, ферм, складов. Это автомобильные и железные дороги, это станки и оборудование | Ставить цель Определять тему урока Отвечать на вопросы. | П: осуществлять поиск необходимой информации; П: строить речевые высказывания в устной форме;
К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Р: принимать и сохранять учебную задачу; |
4. | Закрепление изученного. Практическая работа. Словесный: Ответы на вопросы. Физминутка | 20 мин. | . 3. Труд людей – основа экономики. Работа по учебнику (с. 44). – Откройте учебник и ответьте на вопрос: «Благодаря чему удается производить все больше новых товаров?». (Благодаря труду людей.) – Последним фактором («китом») в экономике является труд. Труд людей необходим для того, чтобы добывать природные богатства, труд нужен, чтобы создавать капитал. Труд требуется для производства любых товаров и услуг. В экономике необходим труд людей самых разных профессий. И не только труд физический, но и умственный. Успех труда людей зависит во многом от их образования. Современной экономике требуется все больше образовательных людей. Например, умеющих работать на компьютере, знающих иностранные языки. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства. Вывод: труд призван создавать продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности. Тест 1. Нужна ли в хозяйстве экономика? а) Да; б) нет; в) не знаю; г) иногда. 2. Все, что нужно людям для жизни, называется… а) услугами; б) товаром; в) потребностями; г) производством. 3. Выберите потребности, которые осуществляются посредством выполнения работы другими людьми. а) Выполнение уроков; в) катание на лыжах; б) посещение парикмахерской; г) употребление пищи. 4. Как нужно использовать богатства природы? а) Небрежно; б) когда как; в) бережно; г) не знаю. 5. Занимаются ли школьники трудом на уроках в школе? а) Нет; б) да; в) иногда; г) не знаю. Копилка интересных фактов (сообщение учителя). • Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в России превышает 20 млн человек. Каждые 5–7 лет требуется переобучать работников в связи с тем, что прогресс в области науки, техники, технологии требует от них новых знаний. В течение 20 лет удваивается количество профессий. | строить высказывания; Отвечать на вопросы, пользуясь подсказками Слушать рассказ учителя слушать рассказ детей; | Л: строят предметную модель описанной ситуации; Л: ориентация в нравственном смысле поступков как своих, так и окружающих людей; Л: учебный интерес к новому учебному материал П: строить речевое высказывани |
5. | Итог урока. | 5 мин. | -Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? – Какие необходимые ресурсы требуются для производства товаров и услуг? | отвевать на вопросы; подводить итог | Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни |
6. | Рефлексия. | 5 мин. | - Понравилось ли вам занятие? Поднимите зелёные карандаш, если вам было легко, жёлтый, если вам было легко, но не всё и красный, если вам было трудно. | Самоанализ; делать выводы. | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Богатства нашего края" 4 класс УМК "Школа России"
Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России".Тема:"Богатства нашего края".На уроке узнаем 1. Какие полезные ископаемые добывают во Владимирском крае. 2. Где находятся их месторождения. 3. Основ...
конспект урока Окружающего мира в 4 классе по теме «Наши подземные богатства» УМК «Школа России»Автор: А.А. Плешаков
Урок Окружающего мира в 4 классеПо теме «Наши подземные богатства»УМК «Школа России»Автор: А.А. ПлешаковТип урока:усвоение новых знанийЦели урока:1. Образовательные: познакомить с полезными бога...
Разработка урока окружающий мир "Водные богатства моего края" 4 класс УМК "Школа России"
Данный урок проводился в рамках ежегодной школьной предметной недели. На нем присутствовали учителя начальных классов школы.Это урок «открытия» новых знаний, очередной в разделе « Мой край».Цель...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит групповую практическую р...
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...
Технологическая карта урока. Предмет: окружающий мир. Класс: 3 "Школа России"
Технологическая карта урока.Предмет: окружающий мир.Класс: 3...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...