« Трудные времена на Русской земле»(«ШР»)
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Цель урока: сформировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_vremena_na_ruskoy_zemle.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Трудные времена на Русской земле»(«ШР»)
Цель урока: сформировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества. .
Планируемые результаты:
-личностные: целостно воспринимать окружающий мир.
-предметные: усвоят, что звери - это животные, тело которых покрыто шерстью; познакомятся со зверьми, которые не подходят под обычное описание, со зверьми, которые обитают в наших лесах; узнают о многообразии видов зверей.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, мультфильм, карточки для рефлексии.
Этапы урока | Методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | УУД |
1.Организация начала урока; | Словесный | 1 мин | Присаживайтесь ребята. | Приветствуют учителя; Оценивают свою готовность, настрой на работу. | |
2.Проверка домашнего задания; | Словесный, практический, наглядный; Беседа, диалог | 3 мин | - Карточка 1 Что собой представляли рукописные книги? Карточка 2 Что такое летопись? Кто ее вел? — Расскажите, что в оформлении древних книг напоминает современные книги. Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни? 2. Тест 1. Летопись — это: а) запись важнейших событий б) первая рукописная книга в) славянская азбука 2. На Руси первые книги писали на: а) папирусе б) бересте в) пергамене 3. Славянскую азбуку создали: а) Минин и Пожарский б) Кирилл и Мефодий в) Геродот и Нестор 4. Киноварь — это краска: а) зеленого цвета б) оранжево-красного цвета в) голубого цвета (Учитель может использовать задания теста 10 «Древняя Русь» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс».) 3. Повторение — Вспомним некоторые события и людей в истории Древней Руси. От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (От восточных.) — Как звали языческого бога грома и молнии у древних славян? (Перун.) — Как называлась первая столица Древней Руси? (Киев.) — Кто был главой Руси? (Великий князь киевский.) — Как называлось войско князя? (Дружина.) — Как звали князя, при котором принято христианство? (Владимир.) — Какой древнерусский город славился своим богатством, которое приумножал за счет торговли? (Новгород.) — Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий.) | Вступают в беседу с учителем; отвечают на вопросы; | Р.: Адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме. П.: Осуществлять синтез как составление целого из частей. К.: учиться формулировать собственное мнение и учитывать разные мнения и стремится к их координации. |
3. Мотвационный | Словесный, наглядный; беседа, постановка темы и целей урока; | 5 мин | - — Какое сообщение на тему «Как рождается книга в наши дни» вы подготовили? (Выслушать рассказы желающих.) III. Самоопределение к деятельности Под большим шатром Голубых небес — Вижу, даль полей зеленеется. Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! И во всех концах света белого Про тебя идет слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! — Это стихотворение «Русь» написал известный поэт Иван Саввич Никитин. Как вы считаете, какие мысли и чувства хотел передать поэт читателям? (Мнение детей.) — А когда враг нападал, то для людей русских какие наступали времена? (Мнение детей.) — Вы догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? (Высказывания детей.) — Тема урока: «Трудные времена на Русской земле». Какую проблему на уроке можем поставить? (Каким испытаниям подвергалась Русь в XIII в. ? Почему люди воюют ?) — Давайте сформируем задачи урока. Необходимо дополнить предложения. • По данной теме я хотел бы узнать... • Мне это нужно потому, что... • Для этого я должен на уроке... — А изучать данную тему будем по плану. План 1. Нашествие Батыя. 2. Александр Невский: а) битва на реке Неве; б) битва на Чудском озере. Эти знания пригодятся вам при изучении истории в старших классах. | Вступают в диалог с учителем, формулируют тему и цели урока; | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; |
4. Усвоение новых знаний | Словесный, наглядный, практический; Беседа, ответы на вопросы, работа с иллюстрацией; | 10 мин | Работа в группах Зная задачи урока, приступим к их реализации. Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы. — Как будем оценивать работу групп? (Критерии оценки: полнота представленной информации, ясность, точность.) Этапы работы 1. Прочитать вопросы. 2. Распределить задания между членами группы. 3. Найти ответы на вопросы. 4. Пересказать участникам группы. 5. Выступить группой перед классом. (Первое задание группам - выяснить значения слов. Каждая группа ищет в словаре значения двух слов.) Монголы - кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Золотая Орда - государство, созданное монголами после завоевания Руси. Дань - налог, взимаемый победителем с побежденных. Хан - правитель Золотой Орды. Рыцарь - конный воин, защищенный доспехами. Крестоносцы - рыцари, на одежде и доспехах которых был изображен крест. (Каждая группа историков-исследователей получает задание.) Задание для первой группы - Расскажите о монголах. Для этого прочитайте текст «Нашествие Батыя на Русь» и ответьте на вопросы. 1. Кто такие монголы? 2. В чем заключалась сила монгольских племен? 3. Кто возглавлял войско завоевателей? 4. Какое княжество подверглось первому удару? 5. Почему пала Рязань? 6. Какие еще города заняли кочевники? 7. Что вы узнали об обороне Козельска? 8. Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города? 9. Подумайте, почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголы победили. Задание для второй группы - Прочитайте текст «Защита северо-западных рубежей. Князь Александр Невский» и ответьте на вопросы. 1. Какие цели преследовали шведы и немцы? 2. Почему именно это время они выбрали для наступления? 3. Почему Александр одержал победу над шведами? 4. Какое прозвание получил Александр за эту победу? 5. Почему рыцарей называли крестоносцами? 6. Как построили свои войска крестоносцы? 7. Как построил свои войска Александр? 8. Как проходила битва и чем закончилась? | Вступают в беседу, отвечают на вопросы; Выполняют работу в группах; | К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; |
5. Динамическая пауза | 1 мин | Выполнение разминки. | Выполняют разминку вместе с учителем; | ||
6. Закрепление полученных знаний | Практический метод; чтение текста. Практическое задание, работа в парах; | 15 мин | — Рассмотрите карту на с. 20. Используя карту на с. 61 учебника, выполните задание. (Взаимопроверка по учебнику.) — Выполняя задание 3 на с. 21, найдите слова, которые относятся к истории Древней Руси. (Восточная Европа, страна городов, великий князь.) — Найдите слова, которые относятся к истории монголов. (Азиатская часть Евразии, хан, кочевники.) — Когда Батый напал на Русь? (В 1237г.) — Когда состоялась битва на Неве? (15 июля 1240г.) — А Ледовое побоище? (5 апреля 1242 г.) — Впишите даты этих событий, выполняя задание 4 на с. 22. 2. Мозговой штурм 1. Кто напал на Русь в XIII в.? (Монголы.) 2. Кто возглавил поход на Русь? (Хан Батый.) 3. Какой первый русский город оказался на пути завоевателей? (Рязань.) 4. Сколько дней оборонялись рязанцы? (Пять дней, но на шестой день силы защитников иссякли. Монголы, ворвавшись в город, разгромили и сожгли его, все жители погибли.) 5. Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление? (Семь недель войско Батыя провело под городом Козельском.) 6. Что случилось с Киевом? (В 1240 г. он был захвачен и разрушен.) 7. Как стало называться государство монголов? (Золотая Орда.) 8. Какая появилась новая угроза? (Опасность исходила от шведов и немцев.) 9. Кто выступил против них? (Молодой новгородский князь Александр.) 10. Какое прозвание он получил после победы? (Невский.) 11. Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера? (Ледовое побоище.) 12. Как строились крестоносцы? С какой целью? (Клином. Он пробивал самую крепкую оборону.) 13. Чем закончилась битва 5 апреля 1242 г.? (Крестоносцы оказались в западне, многие из них провалились под лед и утонули.) | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Выполняют работу в группах. | П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
7. Подведение итогов. | Словесный; Ответы на вопросы; | — Вернемся к главному вопросу урока. Какие испытания обрушились на Русь в XIII в.? (Ответы детей.) — Почему люди воюют? (Желание завладеть чужой территорией. Желание присвоить чужие богатства. Желание иметь власть над людьми. Желание заставить людей другой страны работать на себя.) Если хотите дополнительно узнать о трудных временах Руси, вы можете почитать об этом в исторических энциклопедиях, в Интернете. Закончить наш урок я хочу словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова. Вовеки славься, Русь, Россия! И будь всегда сама собой. Твои народы вместе — сила! Никто не справится с тобой! | Записывают домашнее задание. | Л.: владеть общим приёмом решения задач. П.: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; | |
8. Рефлексия | 1 мин | — Закончите начатое предложение. • Сегодня на уроке я узнал... • Сегодня я удивился... • Теперь я могу... • Было трудно... • Мне захотелось... • Я поставил себе на уроке отметку..., потому что... • Я считаю, что дома мне надо..., так как... Домашнее задание 1. Прочитать текст на с. 59—64 учебника. 2. Выполнить задания 2, 5 на с. 21—22 рабочей тетради. 3. Написать мини-сочинение «Ледовое побоище глазами очевидцев». 4. Найти дополнительный материал об Александре Невском и сделать сообщение в классе. | Выполняют задание учителя. | К: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 4 классе "Трудные времена на Русской земле" по окружающему миру
Материалы для проведения урока с презентацией...
Страницы истории.4 класс.Трудные времена на Русской земле
Тема: «Трудные времена на Русской земле».Задачи:1. Познакомить с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России;2. Развивать иссл...
Презентация к уроку окружающего мира "Трудные времена для русской земли" 4 кл.
Данный материал является наглядным пособием к уроку (содержание текста использовать из методического пособия)...
Тест "Трудные времена на Русской земле".
Рекомендую использовать как итог изучения темы....
Презентация "Трудные времена на русской земле".
В презентации представлен материал о трудных временах в истории нашей страны....
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе : Трудные времена на Русской земле.
Цель урока: дать представление о трудных временах на Руси в 13 веке....
Тест по окружающему миру "Трудные времена на Русской земле" 4 класс
Тест по окуружающему миру "Трудные времена на Русской земле" 4 класс....