Урок по окружающему миру в 4-м классе "Водоемы нашего края"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему
Познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.
Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vodoemy_nashego_kraya.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру в 4-м классе
"Водоемы нашего края"
Цель: Сформировать представление о водоемах нашего края.
Познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.
Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: Глобус, карта области, схема реки, компьютерная презентация урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы отправимся туда,
Где плещется вода.
- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (Водоемы нашего края)
(на экране появляется тема урока «Водоемы нашего края»)
- Мы познакомимся с водоемами нашего края. Составим описание водоемов. Выясним значение водоемов в природе и жизни человека. Познакомимся со способами охраны.
2. Актуализация опорных знаний.
-Тему урока мы узнали сейчас,
Но сначала о поверхности нашего края рассказ.
1. Конкурс рисунков. Рисунки прикреплены на доску.
- Дома вы рисовали красивые уголки родного края. По вашим рисункам видно, что вы знаете и любите свой край, знаете формы поверхности нашей области.
-А знаете ли вы формы поверхности, встречающиеся на территории России?
Игра «Звездный час»
2. Работа по карточкам.
Карточка 1
Замени предложение, одним словом:
- Горы, созданные руками человека из отходов пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых. (Терриконы)
- Углубления с пологими, заросшими растениями склонами. ( Балка)
- Возвышенность высотой от 200 до 500 метров. ( Холм)
- Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров. ( Гора)
- Углубление с крутыми осыпающимися склонами. ( Овраг)
Карточка 2
Дополни:
Низменности – участки суши, расположенные не выше……м над уровнем моря.
…………………. – участки суши, дна океанов и морей. Лежат ниже уровня моря. Не превышают 200-500м.
Плоскогорья – обширные участки платформенной суши. Не превышают……..м
Карточка 3
Подпиши части горы, холма.
3._А сейчас поиграем в игру «Звездный час» и выясним, хорошо ли вы знаете формы поверхности.
У учащихся карточки с цифрами от 1до 5.
Слайд 2
1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.
1. балка 2. овраг 3 склон
2. Возвышенность, высота которой более 1000м :
1. холм 2. гора 3. равнина
3. Нижняя часть горы, холма.
1. склон 2. подошва 3. вершина
4. Есть у оврага, холма, горы.
1. склон 2. подошва 3. вершина
5. Самое теплое море России.
1. Черное море 2. Каспийское море
- А что вы знаете о Волгоградской области ?
Слайд 3-4
Мой край.
1.Мой край расположен на материке…
1 Африка 2 Австралия 3 Евразия.
2. Мой край находится в природной зоне..
1 лесов 2 Степи 3 Пустыни
3. Мой край находится в…
1. Восточном полушарии 2 Западном полушарии
4. В моем крае растут…
1 Кактусы, кипарисы. 2 Полынь, ковыль
5. У нас обитают…
1 Волки, медведи 2 Косули, орлы, дрофы
6. Мой край дает стране…
1 Металлургическую продукцию
2 Легковые автомобили
3 Морепродукты
7. Территория моего края расположена в..
1 Тропическом поясе 2 Полярном поясе 3 Умеренном поясе
- Что еще вы знаете о Волгоградской области?
( Мы живем в Волгоградской области. Главный город – Волгоград. Крупные города – Волжский, Камышин, Урюпинск. В области добывают полезные ископаемые - нефть, газ. Крупные реки Волга и Дон. Развиты металлургическая промышленность, машиностроение, судостроение, нефтяная и газовая промышленность. Разнообразен животный и растительный мир.)
- Вы очень многое знаете о Волгоградской области, но это еще далеко не все. Сегодня мы узнаем еще больше о ее богатстве.
3. Формирование новых знаний.
Разгадайте, ребятки, такую загадку:
Я и тучка, и туман, я – река и океан
Я летаю бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
- Каким цветом обозначена вода на карте (синим)
- Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему ? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)
- Какие океаны есть на нашей планете?(Тихий, Атлантический, Северно-Ледовитый, Индийский.)
- Берега России омывают моря 3 океанов. Каких? (Северно- Ледовитого, Атлантического, Тихого)
- Какие вы знаете моря ?
- Многие поэты и художники изображали море в своих произведениях. Художники изображали неповторимую красоту моря на своих картинах. Одним из них был знаменитый русский художник Иван Константинович Айвазовский. Посмотрим репродукции с его картин «Девятый вал». «Море».
На экране репродукции картин Слайд 5-6
- Айвазовский был влюблен в море. Он писал свои картины по памяти, а не с натуры. Ему удивительно точно удавалось передать краски моря, величие и мощь морской стихии.
- Каким изображает море художник? Каким бывает море ? (Разным: теплым, спокойным, ласковым, добрым, бушующим)
- Море было источником вдохновения русских поэтов. Ф.И. Тютчев посвятил морю много своих стихотворений. Вот одно из них
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там еще – темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
- Каким изображает море поэт?
Физ. минутка
- А сейчас перенесемся на берег моря. Закройте глаза. Расслабьтесь.
Звучит музыка «Звуки прибоя»
- Куда вы мысленно перенеслись? Что представили?
- В России множество больших и маленьких озер. Какое озеро из- за огромных размеров называют озером- морем и даже просто морем? (Каспийское) Покажите его на карте.
-Назовите самое глубокое озеро. (Байкал) Его глубина 1637 м. Слайд 7
- Вода в одних озерах пресная, в других соленая. Например в Байкале- пресная, а в Каспийском озере- море- соленая. Если бы случилось так, что люди остались без питьевой воды, то в озере Байкал воды хватило бы для всего человечества на 7 тыс лет.
- Реки тоже являются богатством и украшением России. Назовите и покажите самые крупные реки нашей страны. (Волга, Обь, Лена, Енисей)
на экране фото названных рек Слайд 8-10
- У нас много и маленьких рек, которые не нанесены на карту. Все реки, и большие, и маленькие имеют огромное значение. Их необходимо оберегать.
- На нашей планете много различных водоемов. Отгадайте, о каких водоемах загадки?
2. Отгадайте загадки. Слайд 11-12
Естественный крупный и непрерывный водный поток, текущий в разработанном им русле. (река)
Естественный водоем, замкнутый в берега. (озеро)
Водное пространство между материками (океан)
Небольшой естественный водный поток (ручей)
Кругом, а с питьем беда. (море)
на экране слова отгадки
-К какой группе можно отнести эти водоемы по происхождению? (естественные)
- Все водоемы можно разделить на 2 группы по происхождению: естественные и искусственные. Какие водоемы называют естественными? (Водоемы созданные природой) Какие искусственными? (Водоемы созданные человеком) Слайд 13-16
3. Работа с картой. Слайд 17
- А сейчас поработаем с картой нашей области. Какие естественные водоемы расположены на территории нашей области?
В нашей области насчитывается более 190 рек. Большая часть рек принадлежит Донскому бассейну. Дон имеет ряд притоков: слева – Хопер, Медведица, Иловля, Донская Царица, Аксай. Справа- Голубая, Чир, Цимла.
Волга присутствует на территории нашей области частично, в нижнем течении .Справа в нее впадают небольшие реки – Камышинка, Балыклейка, Дубовка, Царица. Слева – Еруслан
- Что вы знаете о водоемах Волгоградской области?
Сообщения детей
1. Дон
Река в Европейской части России. Протяженность 1870км. Начинается на Среднерусской возвышенности. Основные притоки: Хопер, Медведица. На Доне создано Цимлянское водохранилище и ГЭС. Дон соединен с рекой Волга Волго – Донским судоходным каналом. На Доне стоят города – Волгодонск, Калач – на Дону, Ростов – на Дону и др.
2. Река Медведица
Берет начало на Приволжской возвышенности в Саратовской области. Длина реки 745 км. В Волгоградской области – 421 км. Ширина реки в пределах Волгоградской области достигает 50-90 м, местами 110-130м. медведица не судоходна. В последние годы в связи с распашкой склонов по берегам и вырубкой лесов в ее бассейне, усилился процесс обмеления. На территории области Медведица принимает ряд притоков. Медведица впадает в Дон в 8 км выше Серафимовича.
В древности долина Медведицы была покрыта дремучими лесами, которые теперь уничтожены. Относительно названия этой речки существуют такие версии. В лесах по реке Медведице водятся медведи. Из – за обилия медведей в бассейне реки в прошлом и получила она свое название.
Сохранились сведения о широком развитии сбора меда диких пчел. Название могло произойти и от старорусского «медведа» «медва»
3. Хопер
Левый приток Дона. Берет начало на Приволжской возвышенности. Самая чистая река в Европе.
4.Озеро Эльтон
Название озера произошло от калмыцкого «Алтын – Нур». Переводится как « Золотое озеро». Поверхность озера красного цвета. Под лучами восходящего и заходящего солнца водная поверхность приобретает огненный красный оттенок. Эльтон представляет собой впадину, связанную с перемещением больших масс растворимых солей. Озеро занимает площадь 200 квадратных км. Концентрация солей составляет около 270 г на 1 литр. В Эльтон несут свои воды 7 соленых речек: Чернавка, Хара- Зуха идр.
Доказано, что причина красной окраски вод присутствие в них особой одноклеточной водоросли. Она содержит красный пигмент, каротин. После гибели водоросли красный пигмент попадает в кристаллы соли и придает ей красный цвет.
В прошлом на Эльтоне добывали «малиновую» или «царскую» соль розового цвета. С запахом, напоминающим запах фиалки или малины. Поставлялась такая соль к императорскому двору.
Добыча соли на Эльтоне началась развиваться с 1747г и прекратилась в 1882г. за этот период было вывезено 540 миллионов пудов соли. К концу 20 в вывоз соли утратил свое значение.
В последнее столетие деятельность человека сосредоточилась на противоположном берегу Эльтона. Здесь возникла Эльтонская грязелечебница. Скользкая, как мыло, жижа помогает поставить на ноги многих тяжелобольных людей. Лечит болезни костей, суставов, невриты, радикулиты, заболевания позвоночника.
5. Сарпинские озера
Южнее Волгорада, вдоль восточного склона Ергенинской возвышенности, на 120 км протянулась цепь пресных озер. Большая часть Сарпинских озер расположена на территории Калмыкии. В пределах Волгоградской области находится только 2 озера – Сарпа и Цаца.
Площадь озера Сарпа 30 квадратных км, но глубина не превышает 1,5 м
Сарпа соединяется с расположенным южнее озером Цаца, площадь которого 5,3 квадратных км (меньше Сарпы), но глубже. Глубина – 6м. На месте Сарпинских озер создано водохранилище, вода в которое поступает с помощью насосов из Волги.
- В Волгоградской области много водоемов.
- Какие водоемы называют искусственными?
На экране: канал, водохранилище, пруд Слайд 18
-Для чего люди создают искусственные водоемы ?
Водохранилища для гидроэлектростанций. Слайд 19
Каналы для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей. Слайд 20
Пруд для разведения рыбы, для проведения спортивных и оздоровительных мероприятий и др целей. Пруд обычно не более 1 квадратного км. Слайд 21
Показ снимков : Рыбинское водохранилище, канал им Москвы, пруд в Михайловском
-Назовите искусственные водоемы нашего края.
На Дону – Цимлянское водохранилище. Образовано плотиной ГЭС. Заполнено в 1952-53 г Площадь 2700 квадратных км. Питает Волго-Донской канал. Порты: Вогодонск, Калач – на Дону.
Волга и Дон соединены судоходным Волго-Донским каналом. Построен в 1952г. длина канала 101 км, имеет 3 водохранилища и 13 шлюзов.
Волгоградское водохранилище находится на реке Волга. Образовано плотиной Волжской ГЭС. Заполнено в 1958 – 1961 г. площадь 31117 квадратных км. Наибольшая ширина 17 км. Развито судоходство и рыболовство. Используется для водоснабжения и орошения. Порты: Саратов, Камышин.
- Так на какие же 2 группы можно разделить водоемы? Какие называют естественными, какие искусственными? Слайд 22
- На берегу, какой реки расположен наш город?
- Послушаете характеристику Волги.
Слайд 23
Вам задание: записать опорные слова при помощи, которых вы сможете самостоятельно составить рассказ.
Волга – крупнейшая река в Европе. Протяженность 3530 км. Начало берет на Валдайской возвышенности. Волга впадает в Каспийское море. У нее около 200 притоков, наиболее крупные – Кама и Ока. На Волге сооружены ГЭС с водохранилищами. Крупнейшие ГЭС – Волжская (Куйбышевская), Волжская (Волгоградская), Чебоксарская.
На Волге стоят крупные города – Тверь, Ярославль, Н. Новгород, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань.
В Волге водится рыба: белуга, стерлядь, осетр, севрюга, белорыбица, сазан, сом, лещ, синец, чехонь, судак, волжская сельдь, килька, золотой и серебристый караси и др. Белуга, осетр, стерлядь, севрюга – занесены в Красную книгу.
В бассейне Волги заповедники: Волжско – Камский, Жигулевский, Астраханский.
- Какие опорные слова записали? Что запомнили?
Физ. минутка Слайд 24
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
- О какой роли водоема была наша физминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем – место отдыха людей.)
-Что вы знаете о роли водоемов?
- Значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Вода – важнейшая составная часть человеческого организма. Она составляет 70% массы тела человека. Без воды человек может прожить не больше 2-3 дней. Благодаря жидкости происходит лучшее усвоение питательных веществ. Дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени.
А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитайте об этом в учебнике на стр. 155- 156. Прочитав, статью сформулируйте:
работа в группах
1 группа – Значение водоемов.
2 группа – Правила бережного отношения
Слайд 25-26
Роль водоемов
Водоем – это место отдыха людей.
Водоем – это дом для растений и животных.
Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи
Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд.
По воде перевозят грузы.
Воду для работы берут заводы и фабрики.
- Водоемы нуждаются в охране. Каково значение экологически чистой воды для жизни всего живого?
-Какие правила поведения у водоемов предлагает нам соблюдать 2группа
Слайд 27
Правила поведения у водоемов
1.Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3.Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
- Какие опасности может таить водоем? (Можно утонуть, нельзя ходить по льду.)
Мы знаем что вода- это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.
- В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова.
-Но люди еще много вреда причиняют водоемам и их обитателям.
- Посмотрите фильм и ответьте, какие вы увидите факты нарушений.
Слайд 28
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь для вас игра
«Что лишнее?» Слайд 29
1. Волга, Дон, Енисей. (Не протекает в Волгоградской области)
2. Хопер, Медведица, Эльтон (Не река, а озеро)
3. Эльтон, Байкал, Сарпа (Находится не в Волгоградской области)
4. Черное, Баренцово, Волгоградское ( Волгоградское водохранилище)
4. Итог:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что было особенно интересно?
- Что расскажите дома?
5. Домашнее задание:
1. Сочинить стихотворение или загадку на тему «Водоемы нашего края»
2. Стр 154-158, ответить на вопросы «Проверь себя»
3. Выполнить задания 2,3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 4 класс "Животноводство в нашем крае"
Тема:Животноводство в нашем краеЦели:Сформировать представления учащихся об отрасли сельского хозяйства - животноводстве. Познакомить с отраслями животноводства, которые развиты в нашем районе.Р...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Животноводство в нашем крае" 4 класс
Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир" в 4 классе.(А.Плешаков. "Школа России"). Основные направления животноводства в Крыму....
Конспект урока по окружающему миру на тему "Животноводство в нашем крае" 4 класс
Конспект по окружающему миру на тему "Животноводство в нашем крае"...
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"
Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...
Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".
Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью....
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе: "Водоёмы нашего края"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе: "Водоёмы нашего края". Цель урока: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами...