Экологический проект "336 Байкала"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Батомункуева Татьяна Васильевна

Материал по эологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_336_rechek_baykala.doc562.5 КБ

Предварительный просмотр:

МО «Иволгинский район»

МОУ Гильбиринская средняя общеобразовательная школ

Конкурс «Байкальские кристаллики»

Номинация «Экологический проект»

Тематический блок «Байкальская вода»

Педагогический проект

«336 речек  Байкала!»

                                                                   

                                                         

                                                            Автор: Батомункуева Татьяна                                                Васильевна, учитель    

                                                                          начальных классов

                                                                 

         

с. Кокорино, 2015 год

Актуальность проблемы

        «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь,       несомненно, закладывается у нас с детства»

                                                      И. Соколов – Микитов

            Все говорят: земля, а каждый видит и понимает своё. Для нас  Земля – это прозрачные реки, ручьи и потоки, прекрасные леса и сады, голосистые и весёлые птицы, умные и сильные звери, голубые небеса и облака. Одним словом – природа, с её неповторимой красотой. Природа сама по себе нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек.

В Байкал впадает 336 рек и речек, из них крупнейшей является Селенга. Селенга собирает воды через многочисленные притоки с обширной территории восточной части Центральной Азии. Образуется слиянием рек в Монголии Идэр и Мурэн. На территории Монголии в Селенгу впадают реки Эгийн-Гол, Орхон, Тола, Хара-Гол, Иро. В Бурятии в Селенгу впадают: Джида, Чикой, Хилок, Темник, Уда. Два притока Чикой и Хилок включают в бассейн Селенги Читинскую область. А приток Селенги Эгийн гол соединяет Селенгу с  озером Хубсугул (Эгийн гол вытекает из озера Хубсугул). Таким образом. Селенга соединяет два больших озера Центральной Азии. Протяженность реки составляет 1024 км, площадь бассейна - 447 тысяч квадратных километра.

Верхняя Ангара - река является вторым по значению притоком озера Байкал. Длина ее составляет 452 км, Истоки на Байкало-Витимском водоразделе, впадает в Байкал, образуя дельту. Длина реки — 438 км, площадь бассейна —21 400 км².

Баргузин - река, третий по объему после Селенги и Верхней Ангары водный приток Байкала.        Дельта реки Селенги Протяженность 480 км, площадь 21,1 тыс.кв.км. Баргузин берёт начало на склонах Икатского хребта, протекает по Баргузинской котловине, впадает в Баргузинский залив.                                                                

                Выдрина - река, приток Байкала, у границы Республики Бурятия и Иркутской области.

                Проект "336 речек Байкала", посвящён проблемам охраны окружающей среды, в частности, будут рассмотрены вопросы загрязнения гидросферы в целом и проведён экологический мониторинг водоёмов родного края, т. к. большинство рек и речек Бурятии несут свои воды в озеро Байкал. В ходе проекта делается сравнительный анализ состава воды в разных водоёмах своего края и составляется характеристика водоёмов с указанием данных о качестве воды. Предусматривается выполнение практических работ по оценке состава и качества воды, анализ литературных источников и ресурсов Интернет. Данная проблема является очень актуальной на сегодняшний день, поэтому тема должна привлечь внимание учащихся.  Эколого-нравственное воспитание школьников самая актуальная задача нашего времени. Воспитывая любовь к окружающему миру, бережное отношение к природе, мы закладываем основу экологической культуры.   Я очень надеюсь, что те ребята, которые будут участвовать в работе проекта, и те, кто соприкоснётся с результатами исследования, примут самое активное участие в восстановлении утраченного равновесия в отношениях человека и природы.

                Мои ученики уже знают: природа умирает, если её убивать. Природа оживает, если её возрождать. Воздух, вода, земля – это то, без чего человек не может жить. Но в последнее время природа не успевает справляться с очисткой рек и водоёмов от загрязнений. В этом ей нужно помочь. Главное -  не опоздать.

Цель проекта:

изучение экологического состояния речек, впадающих в Байкал и на основе полученных результатов  разработать программу мероприятий по их охране.

Задачи:

  • составить крупномасштабную карту участков рек;
  • взять пробы почвы и воды;
  • составить список встреченных на участке растений и животных;
  • провести социологический опрос жителей;
  • определить возможные виды природоохранных мероприятий.

Продолжительность проекта – 1 учебный год (2016-2017)

Руководитель проекта – Батомункуева Татьяна Васильевна, учитель начальных классов Гильбиринской средней общеобразовательной школы, Иволгинского района, Республики Бурятия.

Имеющиеся ресурсы

           В школе имеются условия для реализации проекта.

1. Информационные ресурсы: школьная и сельские библиотеки, Интернет-ресурсы.

2. Материально-техническая база (компьютерный класс, мультимедиа–проектор, микроскопы, фотоаппараты).

3. Автомобильная техника (для вывоза мусора).

4. Кадры:

- учителя биологии и химии;

-местные старожилы, лесники, охотники.

Механизмы реализации проекта

  1. Беседы об  озере Байкал, о реках, впадающих в озеро.  
  2. Cбор материалов по речке, которая входит в водоохранную зону.
  3. Визуальное изучение экологического состояния рек.
  4. Проведение социологического опроса местных жителей.
  5. Встречи со старожилами села.

Краткое описание проекта

Проект разработан для учащихся начальных классов. Для формирования ключевых экологических знаний и привлечению детей младшего школьного возраста к охране родного края. Территориально-бытовая и природно-географическая среда являются мощными источниками патриотизма. Ученики должны знать, что Байкал удивителен и прекрасен. Он уникален во всём. Это не только самое глубокое озеро в мире (1736 м), но одно из древнейших (25 миллионов лет) и в то же время молодое. Многие ученые считают Байкал зарождающимся океаном. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью до 2 см в год и постоянно увеличивается глубина. Байкал - самое крупное хранилище пресной воды на планете (23 тыс.куб.км), что составляет 20 % мировых запасов пресной воды. Вода озера отличается своей прозрачностью (можно увидеть камень лежащий на глубине 40 м), мягкостью, чистотой, высокой насыщенностью кислородом (до 70 % насыщения), слабой минерализацией (96,4 мг/л). Во многих других озерах минерализация воды доходит до 400  и более мили граммов на литр.

  Технологичность проекта состоит из умения анализировать и проектировать свою деятельность, желания делиться своим опытом, учиться у других.

Содержание проекта составляют мероприятия по повышению уровня компетентности учащихся. Учащиеся должны будут провести большую агитационную, пропагандистскую деятельность для того, чтобы привлечь не только своих родителей, но учащихся других классов.

Новизна проекта состоит в формировании новых компетенций учащихся, таких, как исследователей и защитников своего края.

Этапы реализации проекта

Организационный этап (сентябрь- октябрь)

Содержание этапа

- Подготовка учителем бесед о реках, входящих в водоохранную зону, об озере Байкал;

- Сбор  информационных материалов учащимися;

  -  Составление плана участка реки;

  -  Социологический опрос жителей.

Основной этап (октябрь-апрель). 

- Обработка информационного, визуального материалов;

- Проведение анализа проб воды;

- Определение растений;

- Организация конкурса на лучший экологический рисунок, плакат, знак;

- Проведение викторины «Знаешь ли ты о Байкале?»;

  - Инициирование, организация и проведение общешкольного экологического десанта «Чистая речка Байкалу».

        Заключительный этап  (март-июль).

- Поездка на Байкал вместе с родителями, организация экологического десанта «Чистые берега Байкала»;

- Отчет по реализации проекта в форме выступления педагога и учащихся на школьной конференции;

- Подведение результатов проекта.

Результативность проекта

В результате реализации проекта отмечается следующее:

1) повышен интерес к предмету «Окружающий мир», к исследовательской деятельности;

2) повышена мотивация получения дополнительных знаний;

3) расширен природоведческий и обществоведческий кругозор учащихся;

3) большая самостоятельность детей;

4) вовлечение учащихся  других классов и родителей в природоохранную деятельность;

5) Умение работать коллективно; развитие самодисциплины.

Перспективы развития проекта

 В результате нашей работы по проекту хотелось бы привлечь не только своих родителей, но и как можно большее число местных жителей. Для того, чтобы проблемы, связанных с речкой, водохранилищем и карьерами, решались необходимы вмешательство государственных  и общественных структур, активная природоохранная работа взрослых и детей. Дети со взрослыми  будут вести борьбу за снижение поступления загрязняющих веществ в реку, а далее в реки, которые дают массы воды, поступающей в Байкал. Наша информация и выводы должны заинтересовать старших ребят школы, учителей.  Материал может быть использован  на уроках при изучении экологических проблем в нашей местности. Старшеклассники в весенний период будут заниматься очисткой лесосек в зоне санитарной зоны водохранилища, посадкой лесных культур.

                После того как о нашей работе узнают ученики других школ, к нам возможно могут поступать сведения о таких же  мероприятиях, которые проводят в других школах. И мы сможем сообща решать экологические проблемы родного края.

Воспроизводимость идеи в других условиях

Идея проекта не имеет ярко выраженного национального, регионального (местного) характера. Поэтому она может быть перенесена без существенных изменений в другие регионы.  

Источники финансирования:

Попечительский Совет школы, школа, родители.

«Вода, с тобой во всём существе разливается блаженство, которое не объяснишь нашими пятью чувствами. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты божество, которое так легко спугнуть»

Антуан де Сент-Экзюпери


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа 4 класс "Чем знаменит Байкал?"

Контрольная работа по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру по ФГОС,...

Исследовательская работа "Звезда Байкала"

Исследовательская работа по данной теме была представлена на городской конференции школьников и заняла 1 место....

озеро Байкал наскальная живопись

Презентация составлена совместно с детьми. Очень красивые надписи на скалах....

Интегрированная контрольная работа"Байкал" 3 класс

Интегрированная проверочная работа разработана для обучающихся 3 класса (конец года).Цель: Оценка достижений третьеклассниками планируемых результатов по предметам литературное чтение, русский язык, м...

Байкал- жемчужина Сибири

Озеро Байкал- самое великое озеро на земле, ничего не может сравниться с это жемчужиной Сибири. Эта презентация поможет рассказать об этом чуде....

Мастер-класс «Легенды Байкала»

Цели и задачи:познакомить с легендами Байкала и дать теоретические и практические  знания освоения техники работы с семенами и крупами.Оборудование:семена, крупы, краски, кисточки, клей ПВА...

Урок окружающего мира по теме" Озеро Байкал"

Урок посвящен изучению объекта Всемирного природного наследства - озеру Байкалу.На уроке рассматривается фауна ,  экологические проблемы Байкала.К уроку прилагается презентация....