Урок окружающего мира по теме" Озеро Байкал"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок посвящен изучению объекта Всемирного природного наследства - озеру Байкалу.На уроке рассматривается фауна , экологические проблемы Байкала.К уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_baykal.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Озеро Байкал.
Задачи урока:
- Познакомить детей с особенностями озера Байкал как объекта Всемирного наследия.
- Раскрыть значение озера как уникального природного явления мира.
- Инициировать интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, его экологическим проблемам, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, телепередач, сети Интернет.
Планируемые результаты:
Находить и показывать озеро Байкал на карте России.
Совершенствовать умение рассказывать о его уникальных особенностях.
Извлекать из различных источников дополнительную информацию по теме, готовить и обсуждать эти сообщения на уроке.
Оборудование:
Карта России, банка с прозрачной водой и приклеенными к ее стенке изображениями животного мира Байкала ,фонарик, краски, презентации детей и фильм « Байкал – рай на Земле».
Ход урока
- Организация класса. (1 кадр- название урока)
- Актуализация ранее изученного.
-Что обозначает этот знак? Знаком ли он вам? ( 2 кадр- эмблема Всемирного наследия)
На прошлом уроке мы с вами говорили об объекте Всемирного культурного наследия- о Кремле.
-Почему Московский Кремль дорого сердцу каждого россиянина?
Я предлагаю вам послушать путевые заметки о путешествии по Московскому Кремлю Миловановой Виолетты . ( Фотовыставка )
3.Изучение нового материала.
-А сегодня мы отправимся в далекую Сибирь, к объекту Всемирного природного наследия. А вот куда, узнаем из стихотворения М. Сергеева «А что это такое?»
А что это такое? Такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
А что это такое? Такое золотое?
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
А что это такое? Все время в непокое,
Быть может , это туча застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!
-Да, ребята, именно так называется наш урок.( 3 кадр -Тема урока) Мы переносимся мысленно в далекую Сибирь, к величайшему творению природы – к озеру Байкал. Байкал - неповторимое чудо планеты, святыня не только для россиян, но и всего человечества.
А сейчас мы послушаем фрагмент русской народной песни об этом озере. Вы услышите, как еще в народе называют это озеро. В тексте вам встретятся незнакомые слова: (на доске карточки): баргузин – ветер на Байкале; омулевая бочка –бочка, в которой засаливают рыбу.
(4 кадр- фото Байкала, звучит песня):
(« Славное море, священный Байкал»)
- Почему Байкал называют морем? А почему священным? Об этом вы узнаете, прочитав второй абзац на странице 100 учебника.
( дети читают и отвечают на вопрос)
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о Байкале. Вы увидите всю красоту этого озера, услышите шум его волн, узнаете много нового и интересного.
( 5 кадр- фильм):
( фильм « Байкал – рай на Земле»)
- Какое впечатление произвел на вас Байкал?
-Как называли это озеро народы, населявшие его берега? Об этом нам расскажет Пащенко Виталик.
- Ребята, а для того , чтобы узнать какие животные населяют это озеро, а предлагаю вам погрузиться в глубоководный аппарат « Мир». (6 кадр-аппарат):
( презентация « Животный мир Байкала»)
- Ребята, как вы думаете, что нужно этим и другим животным Байкала для благополучной жизни в воде?
( п/о Чистая вода, свет, тепло, корм)
-А сейчас мы проведем небольшой эксперимент. ( Банку с чистой водой просвечиваю фонариком) Представьте себе, что такую чистую воду мы видим за стеклами нашего аппарата «Мир». Мы можем видеть подводных обитателей озера. И вдруг что- то случилось! (Добавляю темную краску в банку) Вода в банке стала мутной. При просвечивании фонариком видна темная взвесь.
-Как вы думаете, что произойдет с животным и растительным миром в такой воде?
-Похожая беда действительно происходит с Байкалом. Кто и что угрожает озеру?
Над это проблемой размышляла Мурашева Настя. Она провела свою исследовательскую работу. (выступление )
-Ребята, конечно проблем у озера много, но для того, чтобы люди могли и через столетия любоваться природой Байкала уже сейчас созданы заповедники, заказники, национальные парки. ( 7 кадр- заповедники):
Например, в Бургузинском заповеднике не только охраняют , но и разводят ценнейшего пушного зверька – соболя, под охраной находятся медведи, олени. В Забайкальском национальном парке существуют 500 видов растений и животных, более половины из которых встречаются только здесь. Именно здесь , на острове Ушкань, охраняется лежбище байкальской нерпы .Только тут можно увидеть сапсана, черного журавля, беркута, черного аиста, орлана- долгохвоста и орлана- белохвоста.
- Ребята , а какое уникальное озеро находятся недалеко от города Пятигорска ?
( 8 кадр- озеро Тамбукан)
-А чем славится озеро Тамбукан? ( лечебной грязью)
- А грозит ли нашим озерам опасность загрязнения? А что можете вы делать, чтобы вода в наших водоемах была всегда чистой? ( не оставлять мусор после отдыха)
. 4. Закрепление изученного материала
-А сейчас мы проверим, как вы запомнили то, что услышали и прочитали на уроке. На столах у вас лежат карточки. Работать будете в парах. Надо заполнить пустые клетки.
слово | Что обозначает |
Самое глубокое и чистое озеро в мире | |
Голомянка | |
1637 м | |
Глубоководный аппарат | |
Именно столько рек впадает в Байкал | |
Река, вытекающая из озера Байкал. | |
Нерпа | |
Пушной зверек, которого разводят в Баргузинском заповеднике |
-Проверим работу с помощью компьютера. ( Над экране таблица с правильными ответами)
-Кто правильно выполнил работу , поднимите руки. Молодцы, ребята.
5.Рефлексия.
-Итак, в течение урока мы много узнали нового, провели эксперимент, анализировали данные, делали выводы. Перед вами лежат листочки, выберите предложение, которое вам хотелось бы продолжить. Запишите эти слова.
На сегодняшнем уроке я узнал |
На этом уроке я похвалил бы себя за |
После урока мне захотелось Сегодня я сумел |
-Стихотворение о Байкале :
Чиста, уникальна, прозрачна вода.
Безмолвна. Но полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал
Таким мне запомнился древний Байкал.
Красавица дочь Ангара удалая.
Свой путь начинает из этого края.
А с нею три сотни речушек и рек,
Все устремили к Байкалу свой бег.
С тревогой смотрю я в завтрашний день:
Будут ли жить там омуль. Тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтоб его больше не «целлюлозило»,
Чтоб достоянием народа стал
Славное море- священный Байкал?
6.Домашнее задание.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку окружающего мира "Озеро Байкал"
В презентации рассказывается об особенностях озера Байкал....
Презентация к уроку окружающего мира "Славное море- священный Байкал"
В презентации о Байкале использованы авторские фотографии....
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме " Озеро Байкал"
Конспект урока окружающего мира в 3 классе " Озеро Байкал" построен в технологии критического мышления...
Технологическая карта урока окружающего мира "Озеро Байкал" УМК "Перспектива" 3 класс
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал. Задачи урокаДидактические:1...
Технологическая карта урока Окружающего мира "Озеро Байкал как культурное наследие" (3 класс, УМК "Перспектива")
Цель урока: формирование представлений у обучающихся об озере Байкал как культурном наследии.Задачи урока:Дидактические:1.Уметь определять животный и растительный мир озераБайкал.2.Знать особенности о...
Технологическая карта урока окружающего мира "Озеро Байкал" ( 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с природным объектом Всемирного наследия - озером Байкал.Задачи урока:Дидактические:актуализировать знания детей о В...
Технологическая карта урока Окружающего мира "Озеро Байкал" (2 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления об озере Байкал и его природными особенностямиЗадачи урока Дидактические:1. Познакомить с природными особенно...