Здоровьесбережение при использовании ТСО в начальной школе
статья (4 класс) по теме
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
Каждый учитель должен задавать себе вопрос:
«Как учить ребенка, сохраняя его здоровье?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение при использовании ТСО на уроках в начальной школе
Требования СанПиН 2011
«Забота о здоровье ребёнка – это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
Каждый учитель должен задавать себе вопрос:
«Как учить ребенка, сохраняя его здоровье?»
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Это исходный фон.
В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка.
Урок - основная структурная единица учебной работы с учащимися. Рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школых-зззззззззз.Гигиенически правильно организованный урок дает возможность длительно поддерживать достаточно высокий уровень умственной работоспособности, необходимой для полноценного обучения и предупреждать преждевременное наступление утомления
Но нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние здоровья педагога, что в свою очередь оказывает влияние на состояние здоровья учащихся.
Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы).
Перед использованием ТСО, учащихся необходимо научить пользоваться ими. Здесь средство обучения выступает как предмет освоения. При первоначальном ознакомлении с обучающей техникой учащиеся обычно бывают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому они часто обращают большое внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию. Рассеивание внимания может иметь место при первоначальном изучении дисплея, другой техники.
Чтобы поднять эффективность первого занятия, необходимо специально учить учащихся работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, проводить инструктаж, давать познавательное задание, проверять готовность к работе и четко определять цели работы, объекты оценки и контроля
Именно в начальной школе - ввиду психологических особенностей младшего школьника - ТСО просто незаменимые помощники учителя. Преимущественно наглядно- образное восприятие наших учащихся, требует использования различных аудиовизуальных средств обучения на уроках музыки, рисования и труда, на уроках чтения и природоведения, на уроках русского языка и математики, а также физического воспитания.
Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала.
Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования.)(Приложение)
Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.
Целесообразное количество уроков с применением ТСО - не более 3-4 раз в неделю.
При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 5 ( СанПиН 2011)
При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 - 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.
При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым СанПиН.
Опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютером настолько маскирует утомление, школьники настолько увлекаются, что не замечают признаков утомления, продолжают занятия (игры) и в результате наносят существенный вред своему здоровью. Как результат - мы получаем появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса у школьников.
Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся
Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут и для детей 7-10 лет 15 мин.
Гигиенические требования
к оформлению и размещению компьютера
Экран монитора | Клавиатура | Оформление изображения на экране |
Расстояние 0,6-0,7 м от ученика | Клавиши светло серого цвета с матовой поверхностью | Размер символов по высоте не менее 3,1-3,8 мм |
Ниже уровня глаз на 5-100 | Сопротивление клавиш 0,25-0,5 Н | Расстояние между строками не менее 1,55-1,9 мм |
Антибликовое покрытие | Наклон клавиатуры 12-150 | Контраст между яркостью символов и фона не ниже 80% |
Рентгеновское излучение не более 10,8 мК Р/ч |
| Изображение стабильно, без мерцаний и бликов |
Ультрафиолетовое излучение в диапазоне 200-315 мм - не более 10 Вт/м2, в диапазоне 315-400 мм и в видимом диапазоне излучения 400-700 мм - 0,1 Вт/м3 |
| Оптимальное сочетание цвета: темно-зеленый фон и белые знаки. Не более 7 цветов одновременно. |
Рекомендуемая мебель для компьютерных классов
образовательных учреждений
Рост учащихся, см | Высота над полом, см | ||
Стол | Пространство для ног | Стул | |
145-160 | 640 | 530 | 380 |
161-175 | 700 | 560 | 420 |
175 | 760 | 590 | 460 |
После использования ТСО, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления
. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.
Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. .И.п. - сидя, руки подняты вверх.
1 - сжать кисти в кулак
2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову
1 - резко повернуть таз направо
2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища
1 - правую руку на пояс
2 - левую руку на пояс
3 - правую руку на плечо
4 - левую руку на плечо
5 - правую руку вверх
6 - левую руку вверх
7 - 8 - хлопки руками над головой
9 - опустить левую руку на плечо
10 - правую руку на плечо
11 - левую руку на пояс
12 - правую руку на пояс
13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз.
Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 – медленный.
Все вышесказанные требования изложены в документе «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 2011 год
Сегодня во многих школах имеются компьютеры, проекторы, экраны, интерактивные доски – вся эта техника призвана, чтобы акцентировать внимание учеников, усилить познавательный интерес, мотивацию к обучению. Но применять эти инструменты нужно грамотно, чтобы не навредить здоровью ребенка.
В заключении хочется вспомнить восточную мудрость:
«У кого есть здоровье – у того есть надежда.
У кого есть надежда – у того есть всё!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Здоровьесбережение на уроках в начальной школе"
В презентации содержится материал по здоровосберегающим технологиям....
Здоровьесбережение на уроках в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках в начальной школе...
"Здоровьесбережение. Песочная игротерапия в начальной школе".
Данная статья знакомит с Песочной игротерапией, с многогранным использованием данной технологии в начальной школе.Рассмотрен вопрос о включении Песочной игротерапии в комплекс работ по здоровьесбереже...
Реализация здоровьесбережения на уроках в начальной школе
Здоровье человека, как известно, закладывается еще в детстве, поэтому очень важно формировать потребность в здоровом образе жизни с самого юного возраста. Организм ребенка в начальной школе требует бо...
Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе.
Выступление на педогогическом совете по теме "Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе"....
"Реализация здоровьесбережения на уроках в начальной школе"
В данной статье раскрывается суть здоровьесбережения и даются конкретные рекомендации по применению данного материала на уроках в начальной школе....