Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей-умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической
культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._okruzhayushchiy_mir._2_klass.docx | 100.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЭЛЫСУНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» Руководитель Методического Совета Цыренова В.В../______/ Протокол №____ от «___»_______2016г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУ «ЭООШ» .Цыренова В.В./______/ «___»_______2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «ЭООШ» Очирова С.Д./_______/ Приказ №____ от «____»_______2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
2 класс
Составитель: Цыдыпова Ж.У..,
учитель начальных классов
2016-2017
с.Элэсун
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- - Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012г;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта НОО второго поколения, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009, № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта НОО»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. N 1060 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»
- Авторской программы «Начальная школа 21 века», руководитель проекта - член- корреспондент РАО Н.Ф.Виноградова.
Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных
стандартов начального общего образования (2009 г.). - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательный курс программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом МОиН РФ от 31.03.20. № 253);
- Приказа от 8 июня 2015 года № 576 «Изменения, которые вносятся в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 20 года № 253».
- Постановления Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в ОУ»,
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1\15)
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Элысунская основная общеобразовательная школа», утвержденная 30.08.2015.
- Учебного плана МБОУ «Элысунская ООШ» на 2016-2017 учебный год;
- Устава МБОУ «Элысунская ООШ» от 23 мая 2012 года.
- Положения «О структуре и порядке разработки рабочей программы учебных предметов» МБОУ «Элысунская ООШ» от 30.08.2016 г. (Протокол №1)
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей-умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической
культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в концепции нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
— уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Мы — школьники», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Темы: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину»,
семья как ячейка общества.
Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
2 класс (68 ч)
Введение. Что тебя окружает (2 ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Универсальные учебные действия:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой (10 ч)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя. ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл
для себя огонь.
Универсальные учебные действия:
- описывать кратко особенности разных органов чувств;
- сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;
- анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;
- различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;
- характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;
- реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.
Кто живет рядом с тобой (11 ч)
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Универсальные учебные действия.
- составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе,
- взаимоотношениях членов семьи;
- характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;
- реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Россия — твоя Родина (20 ч)
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист). Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза.Образование городов. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;
- различать флаг и герб России. Основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;
- ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе- рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.
Мы — жители Земли (25 ч)
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства природы. Животное и растение — живые существа. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода. Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных.
Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
Универсальные учебные действия:
- кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;
- называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;
- различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;
- узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с
- ориентировкой на родной край);
- различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники- травы, лекарственные и ядовитые растения;
- составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;
- моделировать на примере цепи питания жизнь леса;
- конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;
- отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;
- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- проводить несложные опыты по определению свойств воды;
- отличать водоем от реки как водного потока;
- описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);
- приводить примеры лекарственных растений луга;
- узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;
- отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;
- описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;
- составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;
- приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;
- приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.
Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.
Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают
познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир,
психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей
культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
.
К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.
— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
— называть царства природы;
— описывать признаки животного и растения как живого существа;
— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;
К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:
— «читать» информацию, представленную в виде схемы;
— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе- описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»
— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
Календарно-тематическое планирование по предмету окружающий мир
№ урока | Дата проведения | Название раздела. Тема урока | Содержание урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | ||||
По плану | фактически | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1 | 2.09. | Что окружает человека 2ч Окружающий нас мир | Сравнение понятий «объект природы», «изделие». | Знать объекты «живой», «неживой» природы. Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. Владеть понятиями «история», «настоящее», «прошлое», «будущее». | Работать в паре, группе, строить речевые высказывания. Задавать вопросы. | Оценивать свой учебный труд, осознавать значение учебной деятельности, проявлять ценностное отношение к природному миру. | Читать информацию, представленную в виде схемы. Классифицировать объекты окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различать: прошлое настоящее, будущее | ||
2 | 7.09. | Бывают ли на свете чудеса | Анализ стихотворения «Чудо» Н. Юрковой. Выполнение заданий в рабочей тетради | ||||||
3 | 9.09. | Кто ты такой?12ч Я, ты, он, она... Все мы люди… | Познакомить с понятием «физические качества», ввести в рубрику учебника «Картинная галерея» . | Уметь рассказать о себе, составить словесный портрет. Уметь составлять словесный портрет. Уметь проводить наблюдения; делать выводы. | Задавать вопросы; Строить объяснения в устной форме по предложенному плану. | Проявлять позитивное отношение к семье и семейным ценностям, осознавать важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи. | Сравнение портретов разных людей. Моделировать ситуации на правила поведения со взрослы- ми, сверстниками. Классифицировать качеств по признаку положительное — отрицательное | ||
4 | 14.09. | Наши помощники – органы чувств. | Уточнить представления об органах чувств (слуха, зрения); познакомить с понятием «внешние чувства» (ощущение). | Знать об органах чувств (слуха, зрения). | Описывать крат- ко особенности разных органов чувств, | Следовать нормам здоровьесберегаю-щего поведения, принимать чувства других л6юдей | Наблюдать: деятельность разных органов чувств. Моделировать ситуации: здоровье и осторожность. | ||
5 | 16.09. | Здоровье – наше богатство. | Сравнить понятия: «здоровье», «болезнь»; познакомить с правилами здорового образа жизни; составить режим дня. | Знать правила здорового образа жизни; уметь состав- лять режим дня. Уметь сравнить понятия: «здоровье», «болезнь»; Знать меры предосторожности и безопасности. | Формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Осуществлять самоконтроль, применять приобретённые навыки в практике | Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях, Моделировать вызов служб 01, 02, 03, 04 по обычному и мобильному телефону | ||
6 | 21.09. | Если произошёл несчастный случай Здоровье и осторожность П/р№1 «Первая помощь при ожогах, ударах, порезах» | Познакомить с тем, как нужно себя вести, если ты заболел, где, когда и как нужно проявлять осторожность. | ||||||
7 | 23.09. | Режим дня. П/р№2 «Составление режима дня для будней и выходных» | Познакомить с правилами организации труда и отдыха. | Знать правила организации труда и отдыха; правил посадки при письме, чтении, во время слушания. Знание что такое режим дня и умение его выполнять. | Работать по предложенному алгоритму. | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Моделирование ситуаций: режим дня, правила посадки при письме. Составить свой режим дня, Анализировать состояние здоровья при соблюдении и не соблюдении режима дня | ||
8 | 28.09. | Чтобы не уставать... | Сравнить понятия: «здоровье», «болезнь»; познакомить с правилами здорового образа жизни; составить режим дня. | Знать правила организации труда и отдыха; правил посадки при письме, чтении, во время слушания. | Принимать учебную задачу, отвечать на поставленный вопрос, ориентироваться в тетради и книге | Осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять | ||
9 | 30.09. | Физическая культура. | Познакомить с понятием «физическая культура»; определить значение физической культуры для здоровья человека. | Знать понятие «физическая культура»; понимать значение физической культуры для здоровья человека | Использовать общие приёмы решения задач | Осознавать значение учебной деятельности, Адекватно судить о причинах своёго успеха или неуспеха в учении | Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы. Негативно на него влияющие, обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни | ||
10 | 5.10. | Закаляться может каждый. | Знать основные правила поведения, сохраняющие здоровье. Уметь отличать полезное от вредного. | Использование информации для решения учебных и практических задач | Иметь желание работать коллективно и самостоятельно | Характеризировать факторы закаливания, составить памятку закаливания, регулярно проводить закаливание своего организма. | |||
11 | 7.10. | Почему нужно правильно питаться. | Познакомить детей с тем, как нужно правильно питаться; объяснить понятие «рациональное питание, разумное питание».. | Знать правила здорового питания. | Использовать общие приёмы решения задач | Проявлять готовность к саморазвитию. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Характеризовать правила здорового питания, различать продукты полезные и вредные для организма. Формулировать выводы. | ||
12 | 12.10. | Здоровье и питание. О витаминах. | Познакомить детей с тем, как нужно правильно питаться; объяснить понятие «рациональное питание, разумное питание». | Знать меры предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе | Координировать и принимать различные позиции для взаимодействия | Контролирует собственные действия, использует усвоенные примеры для решения учебных задач | |||
13 | 14.10. | Почему нужно быть осторожным. | Познакомить с тем, как нужно себя вести, если ты заболел, где, когда и как нужно проявлять осторожность. | Знать и выполнять: – правила безопасного поведения; – правила сохранения и укрепления здоровья | Формулировать собственное мнение и аргументировать его | Следовать нормам здоровьесберегаю-щего поведения, осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. | ||
19.10. | Можно ли изменить себя. Проверь себя «Что тебя окружает?», «Кто ты такой?» | Обсудить проблему «Можно ли изменить себя?»; показать на примерах из художественных произведений и жизненных очерков, историй, как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа. | |||||||
21.10. | Кто живёт рядом с тобой?8ч Семья-коллектив близких людей П/р №3: «Составление семейного древа». | Познакомить с понятиями «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». | Знать основные правила поведения в семье Уметь распределять домашние обязанности | Взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему мнению, Применяет правила к ситуациям в практике. проявляет старание в применении усвоенных знаний | Использует усвоенные примеры для решения учебных задач, проявляет позитивное отношение к семье си семейным ценностям, осознаёт важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни | Формировать знания об особенностях семьи как части общества. Оценивать значение семьи для человека и общества, Рассуждать о том, что окружающее в мире зависит от наших поступков. | |||
16 | 26.10. | Кто занимается домашним хозяйством. | Познакомить с понятиями: «помощь», «обязанность»; объяснить их различие. | ||||||
17 | 28.10. | Чем семья занимается в свободное время. Итоговый урок | Познакомить с понятием «традиции». | Знать правила поведения в общественных местах | |||||
18 | 9.10. | Семейные праздники. | Познакомить с понятием «правило», с видами правил, с основными правилами поведения. | ||||||
19 | 11.11. | О правилах поведения | Объяснить понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный»; составить рассказы по сюжетным картинкам и инсценировать ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах. | ||||||
20 | 16.11. | Правила поведения в театре. | Познакомить с правилами поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице. | ||||||
21 | 18.11. | О дружбе. | Обсудить, кто такой друг, что такое дружба, умеешь ли ты дружить. | ||||||
22 | 23.11. | Могут ли обидеть мимика и жесты. | Познакомить с понятиями: «мимика», «жесты»; составить памятку «Законы дружбы» | ||||||
23 | 25.11. | Россия – твоя Родина ч Родина – что это значит? | Подвести к осознанию понятия Родина; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине. | Знать название родной страны, ее столицы, региона, своего города. | Осознанно строить сообщения в устной форме, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Проявлять готовность и способность к саморазвитию | Работать с картинной картой России, сравнивать, различать и описывать герб и флаг России. Понимать учебную задачу и стремить её выполнять. | ||
24 | 30.11. | Прошлое. Настоящее и будущее. | Познакомить с историческими местами и памятниками родного города; формировать интерес к тем местам, где проходит детство. | ||||||
25 | 2.12. | Из истории нашей Родины. Как Русь начиналась. | Познакомить с предками русских людей – славянами, с их образом жизни, с первыми русскими князьями. | ||||||
26 | 7.12. | Москва – столица России. Как Москва строилась. | Познакомить с историей становления Москвы, с основателем Москвы – Юрием Долгоруким. | Знать названия 2–3 городов, их расположение на карте России; достопримечательности города. Иметь представление об истории становления Москвы, основателе Москвы – Юрии Долгоруком | Формулировать выводы, отвечать на вопросы по теме. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять | Иметь желание работать коллективно и самостоятельно | Рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них нужную информацию. Узнавать достопримечательности городов, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
27 | 9.12. | Города России. Санкт- Петербург. | Познакомить с историей возникновения Владимира и Великого Новгорода. | ||||||
28 | 14.12. | Древние города России. | |||||||
29 | 16.12. | Золотое кольцо России | |||||||
30 | 21.12. | Родной край – частица Родины. | Знать, как человек выбирает профессию? Когда задуматься о буду- щей специальности? Знакомство с трудом фермера и экономиста. В чем их особенность, важность. Знать что можно делать с помощью компьютера. Понимать значения труда в жизни человека. | Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствий с поставленной задачей | Осознают свою этниче6скую принадлежность, выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Находить в семейном архиве соответствующий материал, составлять устный рассказ, интервьюировать членов свое семьи об истории и достопримечательности своей малой родины. Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни. | |||
31 | 23.12. | Зачем человек трудится? Итоговый урок | Формировать у школьников ответственное отношение к важному обществоведческому понятию: труд – основа жизни. | ||||||
32 | 11.01. | О занятиях наших предков. Труд в сельской местности. | |||||||
33 | 13.01 | О труде фермера и экономиста. Экскурсия №1 на ферму. | Познакомить с профессиями фермера, экономиста; выяснить, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны. | ||||||
34 | 18.01. | Все профессии важны. | Обобщить знания о значении труда в жизни человека. | ||||||
35 | 20.01. | Мы граждане России. Права граждан России. | Познакомить с понятиями: «Конституция», «права граждан», «права детей», с названием нашей страны – Российская Федерация. | Владеть понятиями «Конституция», «права граждан», «права детей», название нашей страны – Российская Федерация. Понятие «многонациональный народ России». | Задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Проявляют готовность и способность к саморазвитию, ответственность за общее благополучие. | Работать с терминологией, актуализировать знания о правах граждан России, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
36 | 25.01. | Права детей – граждан России | |||||||
37 | 27.01. | Россия – многонациональная страна. Проверь себя «Кто живет рядом с тобой», «Россия – твоя Родина» | Познакомить с разными национальностями людей, живущих в России. | ||||||
38 | 1.02. | Мы – жители Земли 8ч Твоё первое знакомство со звёздами. Солнечная «семья» | Познакомить с понятием «солнечная система», с отличием Земли от других планет. | Знать название планет солнечной системы, условия жизни на земле. Уметь считывать информацию с глобуса | Следуют установленным правилам в планировании и контроле способа действия. | Проявляют уважительное отношение к мнению другого человека. | Понимать учебную задачу и стремиться её понимать. Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты. Рассматривать рисунки схемы и объяснять особенности движения Земли. | ||
39 | 3.02 | Чем Земля отличается от других планет? | Познакомить с планетами солнечной системы, с условиями жизни на Земле | ||||||
40 | 8.02. | Луна – спутник Земли. Глобус – модель Земли. | |||||||
41 | 10.02. | В некотором царстве. Бактерии. | Сравнение понятий «животные», «растения», «грибы», «бактерии». Выполнение заданий в тетради | Знать царства природы, уметь различать растения и животных, знать условия роста растений. | Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения, выражать личное восприятие мира. | Оценивать поступки людей по отношению к природе, осуществлять действия по охране окружающего мира. | Понимать учебную задачу и стремиться её решать. Различать царства природы. Моделировать различие грибов-двойников. Различать съедобные и несъедобные грибы. | ||
42 | 15.02. | Грибы. Природе нужны все. П/р. №4: «Съедобные и ядовитые грибы» | Познакомить с царствами живой природы; уточнить знания об основных качествах животных. | ||||||
43 | 17.02. | Какие животные живут на Земле? | Систематизировать знания учащихся о животных леса, об их образе жизни. | Знать животных, с которыми можно встретиться в лесу, Знать как питаются, живут и защищаются животные, воспитывают своих детёнышей. Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию Знать условия роста и развития растений | Осуществлять целенаправленный поиск информации по теме, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Выражать эмоционально-положительное отношение к животным и растениям нашей Земли, следовать моральным нормам и этическим требованиям в поведении | Работать в паре, соотносить группы животных и растений, и их существенные признаки, знакомиться с разнообразием животных, растений находить о них информацию. | ||
44 | 22.02. | Какие бывают растения. Разнообразие растений. | |||||||
45 | 24.02. | Условия роста и развития растения. Проверь себя ««Твое первое знакомство со звездами», «Царства живой природы» | Познакомить с питанием и жизненными условиями животных. | ||||||
46 | 1.03. | Природные сообщества 22ч Среда обитания- что это такое? Лес и его обитатели. | Обобщить знания учащихся о растениях, о лесе как многоэтажном доме. | Знать о ярусах леса, различать виды деревьев,, иметь представления о разнообразии. Знать лекарственные расте ния | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную, уточнять характерные признаки леса и его обитателей | Демонстрировать готовность и способность к саморазвитию, проявлять навыки сотрудничества в разных ситуациях, проявлять любовь к животным и растениям и испытывать чувство ответственности, | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Устанавливать по схеме различия между группами растений. Оценивать эстетическое воздействие растений на человека. | ||
47 | 3.03. | Деревья леса. Экскурсия №2 в лес | Познакомить с «паспортом» дерева и его особенностями. | ||||||
48 | 10.03. | Кустарники леса. | Познакомить со вторым ярусом леса (кустарники). | ||||||
49 | 15.03. | Травянистые растения леса. | Обобщить знания детей о растениях, о лесе как многоэтажном доме. | ||||||
50 | 17.03. | Лесная аптека. П/р.№5: «Лекарственные растения» (работа с муляжами, гербарием) Итоговый урок | Познакомить с лекарственными растениями, ядовитыми и съедобными грибами. | ||||||
51 | 22.03. | Животные леса. | Познакомить хищными животными леса и их повадками. | Знать особенности строения тела птицы и её поведения. Причины сезонных изменений их жизни. Уметь различать пресмыкающихся
| Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную | Аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиций других людей, отличные от собственной. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Знакомиться с разнообразием растений, Находить новую информацию о них. Выступать с сообщениями, | ||
52 | 5.04. | Птицы – лесные жители. | Познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения. | ||||||
53 | 7.04. | Пресмыкающиеся – обитатели леса. Ужиное семейство. | Познакомить с многочисленным семейством пресмыкающихся, их особенностями внешнего вида и повадками. | ||||||
54 | 12.04. | Насекомые леса. | Познакомить с насекомыми, их особенностями и внешним видом, повадками. | Знать особенности строения насекомых. Уметь различать насекомых | Понимать учебную задачу урока. | Различать по внешнему виду и особенностям жизни насекомых | |||
55 | 14.04. | Что мы знаем о воде. | Познакомить детей со свойствами воды, с различным её состоянием. | Знать виды водоемов и их обитателей. Называть по 2–3 представителя. Уметь доказать утверждение. Знать водные растения (ряска, кувшинка белая, кубышка желтая) | Принимать и сохранять учебную задачу, составлять план и последовательность действий Удерживать цель деятельности до получения её результата | Понимать значение границы собственного знания и незнания, осознавать необходимость самосовершенствования. Адекватно судит о причинах своёго успеха или неуспеха в учении, Иметь желание работать коллективно и самостоятельно. | Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Различать три состояния воды. Моделировать круговорот воды в природе. Различать растения и животных разных водоёмов | ||
56 | 19.04. | Путешествие капельки. | Познакомить с состоянием воды (жидкое, твёрдое, газообразное), круговоротом воды в природе. | ||||||
57 | 21.04. | Какие бывают водоёмы? Что такое река. | Познакомить с обитателями водоёмов (рыбы), с образом их жизни. | ||||||
58 | 26.04. | Обитатели пресных водоёмов. | |||||||
59 | 28.04. | Водоплавающие- жители водоёма. | Познакомить с животным миром водоемов, с особенностями питания и обитания животных. | ||||||
60 | 3.05. | Растения пресных водоёмов. | Познакомить с животным миром полей, с особенностями питания и обитания животных. | ||||||
61 | 5.05. | Луг и его обитатели. Растения и животные луга. | Познакомить с растительным миром луга, с особенностями жизни луга. | Наличие представлений о природном сообществе «Луг» Наличие представлений о растительном и животном мире луга. | Проявлять старание в применении усвоенных знаний | Контролировать собственные действия, использовать усвоенные примеры для решения учебных задач. | Доказывать, используя свои знания и материалы учебника, что растения и животные луга разнообразны, оценивать себя. | ||
62 | 10.05. | Луг – украшение нашей Земли. Экскурсия№3 на луг. | Познакомить с растительным и животным миром луга, с особенностями жизни луга. | ||||||
63 | 12.05. | Поле и его обитатели. Зерновые культуры. Лён. | Познакомить детей с растительным и животным миром полей | Наличие представлений о природном сообществе «Поле». Уметь различать полевые культуры. | Аргументировать своё понимание и непонимание к изучаемой проблеме. | Контролировать собственные действия | Приводить примеры растений и животных поля, разливать виды полевых растений, формулировать выводы | ||
64 | 17.05. | Лекарственные растения. | Закрепить знания о лекарственных растениях,. | Знать лекарственные растения, Уметь их различать. | Составлять план и последовательность действий | Осознавать необходимость самосовершенствования, проявлять старание и терпение в работе | Различать лекарственные растения, понимать важность сохранения лекарственных растений на Земле, | ||
65 | 19.05. | Сад и его обитатели. | Познакомить детей с растительным и животным миром сада. | Наличие представлений о природном сообществе «Сад» Знать о животных , защитниках сада. | Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно | Работать по заданию самостоятельно, сравнивать разные точки зрения | Наблюдать в природе, как выращиваются растения сада. Доказывать, что без животных невозможна жизнь растений и человека | ||
66 | 24.05. | Как люди выращивают растения сада? Экскурсия №4 в сад | |||||||
67 | 26.05. | Животные – защитники сада Проверь себя «Мы - жители земли» | |||||||
68 | 31.05. | Природа и человек 1ч Человек – часть природы. Давайте беречь нашу Землю! | Познакомить с представителями Красной книги. | Знать о воздействии жизни человека на жизнь природы, знать правила поведения в природе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять | Применять приобретённые навыки в практической деятельности, осуществлять самоконтроль | Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружаю щей среды. Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу. Обсуждать, как каждый может помочь природе. | ||
Итого | 68ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....