Проект для детей старшего дошкольного возраста "Человек и природа".
проект по окружающему миру по теме
Дети по природе своей- исследователи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_detey_starshey_gruppy_na_temu_chelovek_i_priroda.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по экологическому воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
по теме:
«Человек и природа»
Краткая аннотация к проекту
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы.
Проект «Человек и природа» - долгосрочный (рассчитан на 1 год).
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самой ценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.
Актуальность темы
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта
- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Охранять и укреплять здоровье детей.
Этапы реализации проекта
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Подготовительный этап
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
1. Апробация содержания краткосрочного проекта «Человек и природа»
2. Проведение мероприятий в группе.
3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап
1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.
2. Подведение итогов.
3.Презентация проекта.
Участники проекта:
дети, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: сентябрь 2014 – май 2015 г.
Формы реализации проекта
Экологические занятия.
Наблюдения и экологические экскурсии.
Познавательное чтение.
“Уроки доброты”.
Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
3. Библиотека юного эколога.
4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
- Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.
Ожидаемые результаты
- Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
- Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
Раздел | Основные мероприятия по реализации проекта |
РАБОТА С ДЕТЬМИ | Игры – занятия с детьми познавательного характера |
Проведение опытов и экспериментов в лаборатории «Опыты» | |
Чтение художественной и познавательной литературы | |
Продуктивная деятельность детей | |
Инсценировки и театрализация на экологическую тематику | |
Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры - путешествия | |
Проведение экологического занятия «Земля – наш общий дом» | |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | Фотовыставка |
Организация просмотра тематических видеофильмов, слайд фильмов («Флора и фауна») | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (участники - воспитатели) | Цикл наблюдений за животным и растительным миром для детей дошкольного возраста |
Подборка художественной литературы по экологии | |
Подборка литературы познавательного характера | |
Конспекты занятий. | |
Сценарии досугов и развлечений познавательного характера Консультационный материал для родителей по теме. |
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой).
2.Журналы «Дошкольное воспитание».
3.Методическое письмо «Ознакомление детей с природой».
4.С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
5.Г.С.Швайко «Занятия в детском саду».
6.Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по
комплексному развитию дошкольников».
7.О.А.Скорлупова «Тематическое планирование воспитательно–
образовательного процесса в ДОУ».
8.Л.Б.Фесюкова «Год перед школой».
9.В.В.Кузьминов «Тематические загадки в детском саду».
10.Л.А.Багрова. Энциклопедия для детей. «Я познаю мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Олимпийская неделя (неделя здоровья) для детей старшего дошкольного возраста"
Данный проект знакомит детей с зимними олимпийскими видами спорта....
Образовательный проект «Организация предшкольной подготовки для детей старшего дошкольного возраста не посещающих ДОУ»
Проблема: Недостаточный уровень общего развития детей предшклоьного возраста не посещающих ДОУ. Задачи: Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творче...
Научно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Метеостанция»
Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначаться для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды....
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе наблюдений за природой и рассматривание пейзажных картин
Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это-источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных, чувственных восприятий к четким понятиям», а познание разли...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Загадки".
Цель проекта: учить разгадывать загадки и составлять свои....
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Наша армия родная"
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества. В настоящее время воспитание патриотизма - достаточно...
Конспект ООД по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста на тему Недра Земли
Формирование познавательной активности, первоначального понятия о полезных ископаемых; закрепление знания о неживой природе....