Во времена Древней Руси
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzh_miru_4_klass.docx | 22.16 КБ |
urok_4_klass.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Тоора-Хемская СОШ
Конспект урока
по окружающему миру
«Во времена Древней Руси».
4 класс
Подготовила:
учитель начальных классов
Петухова О. Д.
2013 год.
Тема урока: «Во времена древней Руси»
Цели урока: 1) познакомить учащихся с принятием христианства на Руси;
2) познакомить с важнейшим, для данного времени, торговым путем «из варяг в греки»;
3) воспитывать в детях уважение к людям, к своему государству;
4) развивать в детях интерес к истории Руси.
5) формировать представление о Древней Руси, о древних князьях;
6) развивать устную речь, мышление, воспитывать интерес к истории.
Ход урока:
1. Орг. Момент.
2. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.
- Давайте повторим, что вы изучали на прошлом уроке.
1) - Ответьте на вопросы теста. (2-3 чел у доски).
2 слайд.
Тест:
- От каких славян произошли русские, украинцы, белорусы?
А) от южных славян
Б) от западных славян
В) от восточных славян
3 слайд.
2. Какую территорию заселили наши предки?
А) Восточно – Европейскую равнину
Б) Западно – Сибирскую равнину
В) Среднесибирское плоскогорье
4 слайд.
3. Богом чего, по представлениям славян, был Перун?
А) солнца
Б) грома
В) плодородия
5 слайд.
4. Что из себя представляло жилище древних славян?
А) хоромы
Б) избу
В) землянку
6 слайд.
5. Славяне верили, что в лесу живет:
А) леший
Б) водяной
В) домовой
- Проверяем.
2) Я знаю, что у вас было еще одно интересное задание. Кто мне о нем расскажет?
( Макеты жилищ Древних славян).
7 слайд.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На прошлом уроке вы познакомились с племенами восточных славян и узнали, на каких территориях они поселились. Но племена – это еще не государство. На карте Европы того времени государства Древняя Русь еще не было. Появилось оно только к 9 веку. Именно об этом пойдет речь сегодня на уроке.
( музыка гр. Стаса Наминова «Богатырская сила», Картина В. М. Васнецова «Три богатыря»).
8 слайд.
- Ребята, посмотрите на картину. Кто ее автор? Кто на ней изображен?
- Мы сегодня на уроке отправимся в те времена, когда жили богатыри, в Древнюю Русь. Познакомимся с устройством государства, узнаем, кто правил Древней Русью, кто ему помогал. Мы узнаем много нового о христианстве, о том, как оно появилось на Руси.
4. Первичное усвоение новых знаний.
9 слайд. (Карта).
- Откройте учебник на стр. 41 посмотрите на карту.
Славяне поселились в лесах, по берегам рек. Реки в те времена были главными дорогами, по которым можно было передвигаться с места на место. По ДнепрУ проходил в то время знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Варягами назывались воинственные племена с побережий и островов Балтийского моря. - Найдите на карте Балтийское море.
Варяги часто приходили на славянские земли то как купцы, а то как завоеватели.
Греки – жители Византии. Столицей этого государства был город Константинополь.
- Найдите территорию Византийской империи.
Сплошной красной линией на карте показан важнейший торговый путь.
- На чем путешествовали купцы, ведущие торговлю? (корабли, лодки, ладьи).
- Проследим их путь.
- Из Балтийского моря купцы по реке Неве попадали в Ладожское озеро. Дальше плыли по реке Ловать. Чтобы из Ловати попасть в Днепр, ладьи тащили волоком по суше. Напоминание об этом пути сохранилось в названии города, через который проходила эта дорога – Вышний Волочек.
- Почему город так назвали?
Добравшись до берегов Днепра, путешественники заново смолили лодки, днища которых пострадали во время движения по суше.
- Какой город возник на этом месте?
- Как можно объяснить происхождение его названия?
Дальше по реке путь шел до Киева.
Киев возник на пути торговых караванов. И в дальнейшем стал столицей Древне Руси. Весной в этом городе собиралось огромное количество торговцев.
На пути торгового каравана было еще одно место, где ладьи приходилось тащить волоком. В этом месте Днепр был трудно проходим для водного транспорта. Здесь подстерегали купцов … кочевники, чтобы отобрать товары. А чтобы отбивать атаки кочевых племен, торговцы брали с собой охрану. Заканчивалось путешествие купцов в Византии. Туда они привозили меха, янтарь, зерно, мед, воск.
В 9 веке территория Руси было небольшой ( отмечена светло – зеленым цветом на карте). Другим оттенком зеленого цвета обозначены добавившиеся к сер. 11 века территории. Постепенно территория Древней Руси расширялась. Складывалось большое и богатое государство.
10 слайд.
- Послушайте стихотворение Натальи Кончаловской.
Текла река в лесах, в лугах,
Ладьи скользили по теченью,
А на высоких берегах
Виднелись тут и там селенья.
( Н. Кончаловская)
5. Физ. Минутка
6. Первичная проверка понимания.
Многие селенья перерастали в города. Каждым городом управлял свой князь. Но все они подчинялись киевскому князю. Он считался правителем Руси, главой государства и именовался Великим князем.
Работа по учебнику.
Прочитайте текст в учебнике на с. 42, как происходило управление.
Составим схему управления.
- Кто стоял во главе государства?(Великий князь)
-Кто были советниками князя? (бояре)
- Кто был поддержкой князя? (дружина)
11 слайд.
В историю вошел киевский князь Владимир, прозванный людьми Красным Солнышком. Его воспевали былины и легенды.
12 слайд.
- Прочитайте первые 2 абзаца на стр. 43.
( Картина «Три богатыря»)
13 слайд.
- Еще раз обратимся к картине Васнецова « три богатыря».
На картине мы видим трех всадников, могучих, русских богатырей. Они всматриваются в даль, глядят: не движется ли враг на родную землю. В центре – Илья Муромец. Рядом – сын князя, Добрыня Никитич. Третий богатырь – Алеша Попович.
Русская земля широка и необъятна. В ней много лесов и рек. За эту территорию приходилось часто воевать. Народ всегда мечтал о богатырях, которые смогут защитить родную землю.
О таких богатырях слагались песни и былины.
( Подготовленные дети читают отрывки из былин об Илье Муромце)
- А чем еще прославился князь Владимир? В историю он вошел как креститель Руси.
- От чего зависела жизнь древнего человека? (от природы)
Не зная причин происхождения природных явлений, люди приписывали их воли богов.
14 слайд.
Перун – распоряжался грозой и молниями. Сварог – властелин солнца и огня. Мокошь – богиня земли. Они считали, что в лесу живет … леший, в воде…. водяной, в каждом доме жил… домовой. Славяне верили, что богов много, такая вера называется язычеством.
Во времена князя Владимира многие страны Европы, в том числе и соседние с Русью, приняли христианство. Христиане считают, что миром управляет единственный Бог.
15 слайд.
Первыми приняли Крещение сам князь Владимир и его дружина. Затем христианскую веру приняли и киевляне.
Стр. 44 иллюстрация «Обряд крещения»
16 слайд.
С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства, ремесла… По всей Руси сооружались церкви и соборы.
Новая вера учила людей думать не только о себе, но и о благе других людей.
Крещение – важное событие в русской истории. Окрепли ее связи с другими государствами Европы, вырос ее авторитет. На Русь стали смотреть как на равную.
17 слайд.
Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.
7. Первичное закрепление.
- Мы с вами поговорили о существах, в которых верили древние славяне (домовой, леший, водяной). Попробуйте представить и изобразить их в ваших тетрадях.
18 слайд.
8. Домашнее задание.
Дома дорисовать и читать с. 40 – 44.
9. Рефлексия. (Подведение итогов урока)
Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? (Владимира)
Какой город был столицей в древней Руси? (Киев)
На берегу какой реки возник Киев? (Днепр)
Какую веру приняли славяне? (Христианство)
Совместное с учащимися оценивание работы детей на уроке.
- Всем спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест: 1. От каких славян произошли русские, украинцы, белорусы? А) от южных славян Б) от западных славян В) от восточных славян
Какую территорию заселили наши предки? А) Восточно – Европейскую равнину Б) Западно – Сибирскую равнину В) Среднесибирское плоскогорье Тест:
Тест: Богом чего, по представлениям славян, был Перун? А) солнца Б) грома В) плодородия
Тест: 4. Что из себя представляло жилище древних славян? А) хоромы Б) избу В) землянку
Тест: 5. Славяне верили, что в лесу живет: А) леший Б) водяной В) домовой
Жилище славян
В. М. Васнецов «Три богатыря»
Древняя Русь
Поселение славян
Великий князь Бояре Дружина
Владимир Красное Солнышко
В. М. Васнецов «Три богатыря»
Перун
Крещение Руси
Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.
Итог урока: Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? Какой город был столицей в древней Руси? На берегу какой реки возник Киев? Какую веру приняли славяне?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Во времена древней Руси
Презентация к уроку....
ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.
Окружающий мир. 4 класс....
"Во времена древней Руси"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...
театрализованное представление "Во времена Древней Руси"
Конспект внеклассного мероприти с элементами театрализации....
Времена Древней Руси презентация
Презентация по окружающему миру программа "Школа 2100" 3 класс "Моё Отечество"...
Повторение: "Времена Древней Руси. Времена Московского государства"
Конспект урока для 3го класса. Окружающий мир. Моё отечество.Урок построен по технологии модерации (с использованием АМО)....
Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс
Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...