№ | Этап урока, его цели. | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | – Добрый день! Я рада видеть каждого из вас. Пусть зима морозом в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит.
| Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
2. Прошу сесть на свои места Руки? Ноги? Локти? Спина? |
|
На месте! На месте! У края! Прямая! |
|
2. | Актуализация знаний. Цель: А)Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. | Разбить слова на три группы. Как назвать одним словом? гранит, мрамор, каменный уголь, торф, известняк, железная руда, алмаз, яшма, гнейс, | Организует проверку домашнего задания с помощью упражнения на классификацию, проводит параллель с ранее изученным материалом. | учащиеся разбивают на три группы горные породы: магматические, осадочные, метаморфические | Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
– Давайте проверим наши знания по этой теме. | Выводит вопросы с помощью проектора на экран. | Поднимают пальчик вверх, у кого правильно |
|
Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
| . В руках у меня сундучок. Что может лежать в нем? Подсказка Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. Кладовые есть и у природы- не менее ценные, чем золото и алмазы. Это полезное ископаемое можно даже есть. Хочу задавать вам вопрос. . Почему без золота прожить можно, а без соли- нельзя?». | что из воды родится, а воды боится; что можно обнаружить и в капле росы, и в толще земли, и в облаках; то, без чего не создашь целительных лекарств; что за столом мы меряем щепотками.
| Отгадывают загадку. – (соль)
Дети высказывают мысли. |
|
|
|
|
|
3. | Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Б) Согласовать цель и тему урока. | – Сформулируйте тему урока. «Обыкновенное чудо-соль» – Сформулируйте учебную задачу. – Что же такое соль? Многим кажется, что они хорошо знают соль. Ведь все ежедневно с ней встречаются. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого. Заполнить таблицу. Что знаете о соли и что хотите узнать. Так что же такое соль? - Откуда она берётся? - Как её добывают? - Кому она необходима? - На эти вопросы нам даст ответ учебный фильм, который мы сейчас посмотрим. - Что такое соль? (Белое кристаллическое вещество с характерным острым вкусом). - Посмотрим, с точки зрения химии, из чего состоит соль. Соль – это соединение двух элементов: Na и Cl.
| Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.
Дети формулируют задачи урока
После просмотра фильма, дети отвечают на вопросы. | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей. Но прежде, чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах.
| Напоминает обучающимся, как надо работать в группе | Вспоминают правила работы в группе. |
|
4. | Организация исследовательской работы. Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств соли. | 1. Класс делится на 4 группы, каждая группа получает карту для фиксации результатов и направляются к столикам для проведения опытов (на столиках лежат инструкционные карты – Опыт 1..Состав Опыт 2. Цвет. Опыт 3. Запах. Опыт 4. Вкус Опыт 5. Растворитель.
| Организует практическую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. | . |
Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. |
| Первичная проверка понимания. Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.
| - О каких свойствах соли вы узнали. Случалось ли вам слышать слово "минерал"? - Назовите ассоциации к этому слову (блестящее, яркое, цветное, драгоценное, слюда, кварц). - Есть минерал, без которого жизни просто быть не может. У этого минерала тайн побольше, чем у знаменитых бриллиантов. К примеру он может на глазах исчезнуть в воде и появиться вновь в виде прозрачных кубиков. Он бывает бесцветным. Это - соль
| - Ответы детей. Капитаны от каждой группы по очереди выходят к доске, вывешивают листы с выводом и поясняют. - заполняют соответствующую графу в листе самооценки | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
|
Организация исследовательской работы. Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для проверки гипотез. | 1 группа-прочитайте текст Дорого ли стоит соль? 2 группа- Может ли организм жить без соли? 3 группа-Как сохранить еду с помощью соли? 4группа-Без соли не вкусно?
| учащиеся работают с текстами, делают выводы.
| группы проверяют гипотезы и доказывают с помощью текстов Почему без соли нельзя прожить? 1.Соль-признак достатка в старину. 2.Соль сохраняет продукты 3.соль-усилитель вкуса. 4соль-необходима организму. |
практическая работа Цель: . | Чудесные опыты с солью 1Яйцо опустится на дно, если Вы поместите его в стакан с обычной водой, но что произойдет, если в воду добавить соль? Результат очень интересен и может наглядно показать интересные факты о плотности соли 2.Когда вода находится в жидком состоянии, между ее молекулами остается свободное пространство, которое и заполняется молекулами соли. Когда все свободные участки заполнятся молекулами соли, она перестанет растворяться в воде (раствор достигнет насыщения) и жидкость перельется через край. 3. «Освежитель воздуха» Чтобы самому сделать освежитель воздуха с ароматом роз, возьмите небольшой стеклянный пузырек и положите в него лепестки роз, пересыпав их слоем соли, и закройте колпачок. Теперь, чтобы ощутить аромат роз, достаточно открыть колпачок и слегка покачать пузырек. Вывод: значит соль не дает лепесткам роз завянуть и потерять аромат. 4 опыт –выращивание кристаллов соли .
|
| представители 4 групп делают опыты и делают выводы |
|
|
5. | Цель: Зафиксировать способ определения количества потребления поваренной соли для человека | Мы знаем, что избыток соли может привести к серьезным заболеваниям. Как определить количества потребления поваренной соли для человека вы узнаете из карточки 2. Посчитайте, потребление поваренной соли в семье из 5 человек.
Результаты исследования потребления поваренной соли моей семьей В моей семье 5 человек. Я решил узнать, сколько соли съедает в день наша семья. Одну пачку соли (1 пачка соли = 1кг = 1000г) мы в зимнее время используем в течение 65 дней. Значит, в день на каждого члена семьи приходится: 1000 г : 5 (членов семьи) : 65 дня = 3,1г (соли из пачки) 1000 г : 5 (членов семьи) : 65 дня = 3,1г (соли из пачки) Вывод: каждый член нашей семьи в сутки получает приблизительно 3,1 грамма соли в виде добавки к пище, что соответствует норме (норма: не более 3-5г). Однако нам все-таки стоит задуматься над количеством потребляемой соли. Тем более что при гипертонии и болезни почек (а именно эти болезни есть у членов моей семьи!) количество соли следует снизить!
| Организует самостоятельную работу, сделать вывод. Даёт задание, проводит инструктаж, организует самопроверку. | Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу на карточках, формулируют вывод Договариваются между собой, осуществляют проверку, выступает делегат от группы. | . Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии |
6. | Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Цель: А) Зафиксировать новое содержание урока. Б) Оценить результаты учебной деятельности. В) Согласовать домашнее задание. | – Наш урок подходит к концу. 1. А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам 2. “Кристаллы соли” Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – выберите кристалл оранжевого цвета . 2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – голубого цвета 3. Тема не заинтересовала и не пригодится в жизни-зеленый цвет. | Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Организует рефлексию. | Делают самооценку своей деятельности на уроке. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
|
Домашнее задание: Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию. 1.Задание – Найти традиции русского народа, связанные с солью. 2. Задание – записать пословицы и поговорки о соли. 3.Задание – рассчитать потребление соли в своей семье
| Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. Даёт комментарий к домашнему заданию | Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. - учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий. |
Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания. Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор. |
Урок окончен |
| Убирают свои рабочие места. |
|