Урок окружающего мира "Растения и животные"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Цель данного урока найти различие между животными и растениями

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Раздел: Живые обитатели планеты

Тема урока: «Растения и животные»

Тип урока:  Урок открытия нового знания

Технология построения урока Технология проблемного диалога, технология оценивания образовательных достижений

Цель: создание условие для формирования отличий растений и животных

 Задачи:

- познакомить с отличительными признаками растений и животных

- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления

- воспитывать бережное отношение к растениям и животным

        

                                                                                                                                 

УМК «Школа 2100»

Предмет: окружающий мир. 

Класс: 1.

Тема раздела: Живые обитатели планеты.

Тема урока: Растения и животные (второй урок раздела).

Цели урока: создать условия для развития у обучающихся ключевых компетенций: общекультурной (умение самоопределяться   в ситуациях учебной деятельности); учебно-познавательной (умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности); коммуникативной (способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми)

обучающая: дать учащимся общее представление о способах питания растений и животных;

развивающая: развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить, формировать умение работать в паре, в группе;

воспитательная: воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

Планируемые результаты деятельности:
Личностные (ЛР):
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве (работа в паре и группе);
- саморазвитие и самообразование.
Метапредметные (МПР): 
Познавательные УУД - ориентироваться в учебной книге, работать с разными источниками информации (учебной книгой, презентацией);
- устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, делать выводы .
Регулятивные УУД- целеполагать под руководством учителя; 
-уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку. 
Коммуникативные УУД
- коммуникация как сотрудничество, работа с соседом по парте: распределение работы в группе, выполнение своей части работы, взаимопроверка;
- принимать мнения одноклассников.
Предметные (ПР): 

- углубить знания о растениях и животных их сходствах и различиях;
- осознание необходимости действий по сохранению растений и животных.

Задачи урока: формировать представление о растениях, как живых организмах способных создавать органические вещества (без ввода термина), их сходствах и отличиях от животных; учить использовать приемы  «корзина идей», «инсерт», «концептуальная таблица» при работе с информацией для систематизации знаний по теме; развивать коммуникативные умения учащихся.

Тип урока: предъявление (открытие) нового знания

Применяемые методы, педагогические технологии: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, частично-поисковые методы, создание проблемной ситуации, концептуальная таблица.

Используемые средства обучения: мультимедийное оборудование, учебник «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, карточки с таблицами, лист успехов.

Структура урока:

№ п/п

Название этапа

Время

Самоопределение к деятельности

1 мин.

Актуализация знаний, мотивация

5 мин.

Постановка учебной задачи

4 мин.

Решение учебной задачи

11 мин.

Первичное закрепление

12 мин.

Физкульминутка

2 мин

Применение полученных знаний.

8 мин

Рефлексия.

2 мин

Ход урока

Этап урока

( и цель этапа)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1

Самоопределение к деятельности

Цель: включить  детей в учебную

деятельность.

 Настраивает на начало урока

 Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.

Послушайте песню и ответьте на вопрос о чём она? (Природой называется всё это…)

(О природе)

  Настраиваются на предстоящую работу.

2

Актуализация знаний, мотивация

Цель: воспроизвести знания и способы действия.


Что же называется природой?

Установите соответствие.

Живая природа                Неживая природа                 Вещи            

             

  i?id=381801553-08-72&n=21           i?id=308150059-42-72&n=21                           i?id=214078107-50-72&n=21                   i?id=153760910-52-72&n=21  i?id=303540615-20-72&n=21i?id=78866831-29-72&n=21

                                           

(Природа - это всё то, что нас окружает и не создано руками человека)

Работают на интерактивной доске, устанавливают соответствие.

3

Постановка учебной задачи

Цель: сформулировать учебную задачу и тему урока.

Выявить

представления

обучающихся о том, что нового

они узнают на уроке, чему научатся.

Обратите внимание на иллюстрации. Дайте общее название

- Какие свойства живых организмов вы знаете?

- Разделите эти живые организмы на группы

Дайте название каждой группе

Кто догадался и может назвать тему нашего урока

Вы правы. Тема нашего урока : «Растения и животные».

К нам на урок пришли гости. Вы догадались, откуда они?

Удав, слонёнок, мартышка, попугай гуляли в лесу и увидели соловья и розу. Задумчивый слонёнок посмотрел на розу, затем на соловья и сказал: «Они очень похожи друг на друга» Мартышка возразила: «Нет, они совсем разные».

Проблемная ситуация

Ребята, как вы думаете, кто же из них прав?

Как вы думаете, что нам предстоит выяснить сегодня на уроке?

Нам предстоит выяснить,  в чём сходство и в чём различие между растениями и животными. А так же нам с вами предстоит раскрыть тайну растений.

Живые организмы

Высказывания детей

Рассматривают карточки, делят на группы, работают в группах

Растения и животные

Предположения детей

Высказывания детей.

Рассматривают слайд, читают реплики героев

Предположения детей

Версии детей

4

Решение учебной задачи

Цель: работать над решением учебной задачи с помощью выбранных методов.

Рассмотрим версию Слонёнка, наблюдая за растениями и животными.

Посмотрите на слайд и скажите, что общего у растений и животных?

Заполните таблицу и сделайте вывод, чем похожи растения и животные?

 

Проверка заполненной таблицы на доске.

-В чем сходство между растениями и животными?

-А сейчас сравним наш вывод с выводом, который дан на стр. 50 учебника.

Что вы можете сказать о нашем выводе и выводе учебника.

Подтвердилась ли версия Слонёнка?

А теперь рассмотрим версию Мартышки.

Вы помните её версию?

Поможет нам в этом учебник, стр. 51

                                                                                                                             

Откроем  тайну растений.

Что употребляют в пищу растения?

Надо ли растениям двигаться, чтобы питаться? Чем они добывают пищу?

 Самостоятельно прочитайте комикс на стр. 51 учебника, попробуйте в парах объяснить, чем питаются растения, а чем животные.

-Подтвердились ли ваши предположения?

-Что за черточки и точечки и появились на листьях цветка?

  • Что употребляют в пищу растения?
  • Чем?
  • Что ещё употребляют.
  • Откуда? Чем?
  • Что ещё нужно растениям?
  • Чем поглощают?

– Чем же закончилась эта история?

– А что удивительного заметили?

Вывод. Растениям не надо двигаться, чтобы питаться, они добывают себе пищу из окружающей среды листьями и корнями

   

Дети рассматривают изображения на слайде, делают выводы

Заполнение таблицы, работа в группах

Самостоятельно читают вывод

Высказывания детей

Ответы детей

Ответы детей

Чтение в лицах комикса на с.51

Обсуждают вопрос  в парах.

Ответы детей

Вода, воздух и солнечные лучи

-воздух- это белые кружочки

-листьями

-воду – синие кружочки

-из земли, корнями

-солнечные лучи

- листьями

-Животное съело растение.

-Всё, что было в растении, перешло в животное

5

Первичное закрепление

Цель: организовать проверку степени усвоения изученного на уроке материала.

Организует работу в группах

Применение знаний. Работа в группах.                                                                                                                                  Приложение 3.

Задания группам:

  1. Почему в лесу легче дышится?
  2. Что бы произошло с растениями из сказки К.И.Чуковского «Краденое солнце», если бы медведь не спас солнышко?
  3. Откуда в растущей ягодке земляники появляется сладкий сок?

Работают в группах (группы по рядам)

После обсуждения один представитель от группы  озвучивает ответ на задание.

Организует беседу

Различия между  растениями и животными.

-Что может дальше произойти со сладкой, сочной земляникой?  

Посмотрите на таблицу, какой вопрос у нас возникал?

-Мы на него ответили?

-Что можете сказать о питании животных?

Прием «Инсерт»

На стр. 52 учебника дан текст в красной рамке. Прочитайте его с пометками. «V» - уже знаю, «+» - новое, «?» - непонятно, есть вопросы.

- Что в тексте было уже знакомо?

-Что бы произошло с животными, если бы они как растения не смогли передвигаться?

-Как способ питания повлиял на способность передвигаться?

Что оказалось новым для вас?

-Что оказалось непонятным, неясным. Какие есть вопросы?

-Что произойдет с растениями, если их поместить в темное место?

Обобщение по таблице    Приложение №4                                                                                                                  

Сравним ещё раз растения и животные и найдем существенные признаки различия.

-Ее можем съесть мы или животные.

-Как питаются растения.

-Растения строят свой организм сами. Животные умеют бегать, прыгать, передвигаться

-Погибли от голода.

-Животные – «едоки», а растения «кормильцы»

Теряют зеленый цвет, погибают

Высказывают свои мнения по линиям сравнения.

6

Физминутка.

Цель: переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы.

 Игра «Где мой обед!».

Летом, под лучами солнышка выросли удивительные растения.

В наш удивительный лес пришли голодные животные. Кто может передвигаться, меняться местами? (животные) А кто нет? (растения).

Дети надевают карточки с рисунками растений и животных.

Дети с масками растений занимают места в классе, животных находят себе пищу

7

Применение полученных знаний.

Цель: проверить степень усвоения изученного на уроке материала.

Работа в парах по учебнику стр. 53

  1. Что напутал Незнайка? Поправь его.
  2. Разыграйте ситуацию «Лягушонок и утенок Кряк»

Коллективная работа.

 Вернемся к иллюстрации с. 54.

-Сможем ли мы сейчас сказать кто из героев мультфильма прав Слоненок или Мартышка? Почему? Докажите.

-Самостоятельно прочтите текст на с.54

-Какие слова мы вставим вместо точек в тексте?

- Могут ли животные и человек жить на Земле без растений.

– Есть ли что-нибудь лишнее в природе?
– Не всегда люди понимают. Поэтому многие растения и животные исчезли, а многих осталось очень мало на Земле.

– В 1948 г. Ученые мира создали Международный союз охраны природы. Зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным нашей планеты надо помочь. В 1966 г. Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка красная, листы разноцветные.

 На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы.
На желтых – виды, численность которых сокращается.
На белых – о видах редких на Земле.
На зелёных – о видах, которые удалось спасти.

Работают в парах, выслушивают мнения соседа, высказывают свое.

Распределяют роли, разыгрывают ситуацию.

Читают текст

Высказывают свои мнения.

Нет, не могут. Только растения образуют сахар, крахмал и другие питательные вещества, необходимые для человека и животных

8

Рефлексия.

1. Организовать рефлексию деятельности на уроке.

2. Организовать процесс самооценки учениками  собственной деятельности на уроке.

Сегодня мы много узнали о растениях и животных. Что вам хотелось узнать на уроке?

  • Узнали ли вы об этом?
  • Что осталось непонятным?
  • Что вас удивило?
  • Что хотелось бы еще узнать?

 Подведем итоги ваших таблиц успеха.

Каких кружочков у вас больше? В чем возникли трудности на уроке? Как преодолели затруднения?

Чему каждый из вас научился на уроке?

- У многих из вас горит зелёный цвет, а это значит,  вы готовы к разгадке тайн природы на следующих уроках.

Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и фиксируют свои достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных" проводится в 3 классе по программе "Школа России". К нему прилагается презентация....

Урок окружающего мира "Охрана животных"

Проблемно - диалоговый урок из раздела "О царствах живой природы" для 3 класса....

Электронная презентация к уроку окружающий мир "Домашние животные"

Электронную презентацию "Цап-царапки" можно использовать на уроках окружающий мир пр изучении домашних животных, на внеклассных занятиях, во внеурочной деятельности....

презентация к уроку окружающего мира "Как животные весну встречают"

Презентация содержит фотографии животных, необходимые для урока и является наглядным дополнением к хрестоматии....

урок окружающего мира "Домашние животные"

Урок окружающего мира с использованием элементов исследовательской деятельности . Тема "Домашние животные"...

Урок окружающего мира "Как животные исследуют мир". 1 класс

Развивающий урок с электронным приложением  может быть проведён по любому УМК, т.к. используются различные педагогические технологии....

Урок окружающего мира "Охрана животных"

   Данный урок проводится в 3 классе в первом полугодии. Это урок закрепления и осмысления уже изученного материала. Младшие школьники, в силу своих возрастных особенностей, большее...