Открытый урок "Кто такие птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Открытый урок по предмету "Окружающий мир" в 1-м классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._kto_takie_ptitsy.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Открытый урок
по предмету «Окружающий мир» в 1-м классе
по теме
«КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ»
Учитель начальных классов
МБОУ «Каменская основная
общеобразовательная школа»
Алексеева Татьяна Викторовна
2016-2017 уч. год
Ход урока.
- Организационный момент. Мотивация.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных.
- Кто помогает нам в наших путешествиях?
Слайд № 1. (Черепаха и Муравьишка)
- Ребята, подарим друг другу добрые улыбки. Ведь искренняя улыбка – успех в любой работе.
- Актуализация знаний.
- Беседа.
- Любопытный Муравьишка просит напомнить, с какой группой животных мы познакомились на прошлом уроке? (С рыбами.)
- Назовите главный отличительный признак рыб. (Чешуя.)
- Игра «Поймай рыбку».
- Мудрая Черепаха предлагает нам поиграть в игру.
- Давайте покажем Черепахе, хорошо ли мы знаем рыб.
- Ваша задача поймать рыбку и сказать её название. Сколько рыбы наловили: молодцы!
- Скажите, на какие 2 группы можно разделить рыб? (Морские и речные.)
- Игра «Каждой рыбке – свой дом».
Работа в группах.
- Муравьишка Вопросик приготовил для вас эту игру. Он просит расселить этих рыбок по своим домам. Для этого разобьемся на группы. (Каждая группа получает домик и рыбок.) Затем группы показывают свои работы.
- Физкультминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой светленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
- Какая вода должна быть в водоёмах, чтобы рыбы могли в неё жить? (Чистой.)
- А как сохранить чистую воду в водоёмах? (Не засорять водоёмы.)
- Самоопределение к деятельности.
- Беседа.
Слайд № 2.
- Муравьишка Вопросик приглашает нс на экскурсию в лес. Здесь так много интересного.
- Догадайтесь кого он мог услышать в этом зелёном доме? (Птиц)
- Слушание голосов птиц.
Слайд № 3.
- Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. И мы с вами оказались в лесу. Именно сюда нас пригласил Муравьишка Вопросик, чтобы послушать пение птиц.
- Теперь снова сядьте правильно.
- Предположите, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (О птицах.)
- Знакомство с темой и задачами.
– Проверьте свои предположения, прочитав тему урока на с. 36. (Кто такие птицы?)
– С учебными задачами урока нам поможет познакомиться Муравьишка.
– Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
- Работа по теме урока.
- Игра «Кто больше».
- Вспомните, каких птиц вы знаете?
(Соревнование по рядам. Учащиеся каждого ряда говорят названия птиц. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше птиц.)
- А как можно отличить птиц от других животных?
- Работа по учебнику.
- Рассмотрите верхний рисунок на с. 36.
- Каких животных вы узнали? (Летучую мышь, ночную бабочку, курицу, белку-летягу.)
- Что общего у всех этих животных? (Умеют летать.)
- Их можно отнести к одной группе? (Нет.)
- Какое животное относится к птицам? (Курица – птица, у неё есть крылья и тело покрыто перьями, а у остальных перьев нет.)
- Значит наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц? Тогда что?
- Давайте разберемся, кто же на самом деле птицы?
- Рассмотрим других птиц на с. 37.
- Найдите общий признак всех птиц? (Это перья.)
- Каких же животных мы будем называть птицами? (Тело которых покрыто перьями.)
- Физкультминутка. «Воробей» с гимнастикой для глаз.
Воробей взлетел повыше. (Руки в стороны, взмахи как крыльями.)
Видно всё с высокой крыши. (Встать на носочки, приложить руки ко лбу, посмотреть в обе стороны.)
Я люблю своих друзей
Зачирикал воробей. (Прыжки на двух ногах.)
Гимнастика для глаз.
- Следите глазами за воробьём, не поворачивая головы. (На указке воробей.)
Учитель выполняет движения «восьмерки».
- Мудрая Черепаха предлагает нам рассмотреть рис. на с. 36 и познакомиться со строением птицы.
- Посмотрите, что это за птица? (Голубь.)
- Что интересного знаете о голубях?
(Голубь считается символом мира. В прошлом, когда не было радио, телефонов, голуби-почтальоны доставляли пиьсма.)
- Знакомство со строением птицы.
Работа в парах.
(Один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части птицы. Затем дети меняются ролями.)
- Черепаха будет следить за вашей работой.
Проверка.
Слайд № 4.
- А теперь проверим, правильно ли вы назовёте части тела птицы?
- Кто попробует у доски рассказать о строении утки? (Один ученик выходит к доске, а другие показывают «светофорики».)
- Чем покрыто тело птицы? (Перьями.)
- Давайте прочтём вывод, на который указывает Черепаха на с. 37.
- Продолжение работы по теме.
- Практическая работа в парах.
Предположите, для чего птицам нужны перья?
Мы сейчас с вами побудем в роли учёных и проведём исследование пера. У вас на столах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их.
- Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.)
1) - Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь где стержень у пера? Покажите его.
- Как вы думаете, что находится внутри стержня? (Ничего.)
- Давайте проверим. Возьмите ножницы и отрежьте кончик пера. Что вы видите внутри? (Оно пустое, полое, поэтому перья лёгкие.)
2) - Что случится, если сейчас подует ветер? (Перья полетят. Они лёгкие.)
- Дайте проверим. Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте. Что случилось?
3) - Возьмите пипетку и капните на перо.
- Намокло ли перо? (Капелька скатилась. Смазка на перьях птиц не пропускает воду.)
- Какой вывод из этого следует сделать? (Перья защищают птицу от воды и сырости.)
4) Найдите самое маленькое и большое перо. Сравните их на ощупь.
- Что можете сказать?
(Одно мягкое и пушистое, а другое жёсткое и упругое.)
5) Подержите перо около щеки. Что вы ощущаете? (Стало теплее.)
- Подумайте, для чего птице нужны большие перья? (Чтобы летать.)
- Для чего нужны перья маленькие? (Защищают птицу от ушибов.)
- Для чего нужны самые маленькие пушистые перья? (Для тепла.)
- Что можно сказать об окраске перьев? (Они украшают птиц.)
Сделаем вывод:
- Для чего птицам нужны разные перья?
- Перечислите. (Летать, согревать, украшать.)
Слайд № 5. - Обратите внимание.
- Почему на слайде перо нарисовано рядом с чернильницей? (Перьями раньше писали.)
- Да, много лет тому назад не было ручек и люди писали гусиными перьями. А.С. Пушкин писал свои сказки таким пером.
- Беседа.
- Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике.
- Чем она себя украсила?
- А почему она украсила себя перьями? (Это тот признак, который является общим для всех зверей.)
- Кто узнал эти перья? (Это перья павлина.)
Слайд № 6. - У павлина очень красивый и яркий хвост.
- В природе встречаются очень красивые птицы.
Слайд № 7. (Райская птичка, колибри, попугай, венецианский журавль.)
- Как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперение?
Слайд № 8. Оперение самцов часто бывает ярче и красочнее, чем у самок. Таким образом, они привлекают внимание самок. Самки тех же птиц имеют одинаковую окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
- Работа по учебнику.
- Ещё раз рассмотрите птиц на с. 37. Вспомните их названия. Посоветуйтесь с соседом по парте. (Самопроверка по учебнику.) с. 90.
- Физкультминутка.
Совушка – сова
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит.
Ножками топ-топ,
Крылышками хлоп-хлоп,
Во все стороны глядит,
Да как полетит!
– А все ли птицы умеют летать? (Ответы детей.)
Слайд № 9. Это – африканский страус, самая большая птица в мире. Хоть страус и называется птицей, летать он не умеет. Однако бегает он быстро. Посмотрите, какие у него большие сильные ноги.
Слайд № 10. Пингвины – морские птицы. Они тоже летать не умеют, зато очень хорошо плавают.
Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? (Их тело покрыто перьями.)
Слайд № 11. – Попробуйте рассказать об одной из птиц по плану на с. 37. (Работа в парах.)
(Заслушиваются 2-3 рассказа о разных птицах.)
Слайд № 12. Красная книга Московской области.
- Посмотрите, что это за книга?
Многие птицы стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
- Знаете ли вы, ребята, почему она так называется?
Красная книга, красная
Значит природа в опасности!
Человек услышал мольбу природы о помощи и создал Красную книгу для охраны этих животных.
В эту книгу занесены и редкие птицы Подмосковья.
Слайд № 13. Вот некоторые из них: белый аист, лебедь – кликун, удод, зимородок, пестрый дятел, лесной жаворонок, овсянка, черный аист.
Слайд № 14. А на какие 2 группы можно разделить птиц? (Перелётные и зимующие.)
- О каких птицах идёт речь?
Загадки:
- Бывают птицы разные:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму На добрый тёплый юг. (Перелётные.)
- Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи. (Зимующие.)
Почему их так называют?
Игра: «Улетают – остаются».
На доске стенд «Зимующие и перелётные птицы».
Учитель показывает птиц, а дети называют их. Карточки с перелётными птицами учитель снимает. На доске остаются картинки с зимующими птицами.
- Ребята, а кто хочет обратиться к птицам?
Стихотворение из азбуки.
Голодно, холодно,
Галка, воробьи.
Голодно, голуби –
Гуленьки мои!
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти.
Клюйте, гостюйте!
Гуль – гуль – гуль!
- Рефлексия.
- Ребята, наступила зима. Не забывайте, что птичкам очень трудно добывать себе корм.
- Расскажите, как мы с вами заботимся о птицах? (Повесили кормушки и подкармливаем птиц.)
- Молодцы!
- Мудрая Черепаха вновь подготовила для вас хитрый вопрос.
- Почему птиц называют друзьями человека? (Они приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых.)
- Какие важные для себя открытия вы сделали на уроке?
- С каким настроением вы работали?
- Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.
- Подведение итогов.
Слайд № 15.
- Муравьишка Вопросик интересуется:
1. Ответили ли мы на вопрос «Кто такие птицы?»
2. Выполнили ли мы учебные задачи?
Слайд № 16. – Вернёмся к учебным задачам. (Все задачи выполнены.)
- Вот и закончилось наше путешествие. Я думаю, что этот урок не оставит вас равнодушными, вы станните настоящими защитниками природы.
И в заключение стихотворение:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»
Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при...
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Открытый урок по окружающему миру" Кто такие птицы"
Урок по открытию новых знаний....
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру Кто такие птицы
Конспект урока в 1 классе "Кто такие птицы"...
открытый урок «Кто такие птицы?»
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Кто такие птицы"...
Открытый урок по окружающему миру "Кто такие птицы?" 1 класс
Урок - исследование по окружающему миру для 1 класса на тему "Кто такие птицы?" соответствует всем требованиям ФГОС. Цель урока: познакомить с группой животных птицы и показать их разно...
Конспект занятия "Международный день птиц. Кто такие птицы?"
Цель: познакомить с птицами как одной из групп животных, организовать деятельность по изучению внешнего строения и отличительных признаков птиц, познакомить с их разнообразием....