Открытый урок "Кто такие птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" в 1-м классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._kto_takie_ptitsy.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Открытый урок

 по предмету «Окружающий мир» в 1-м классе

по теме

«КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ»

Учитель начальных классов

МБОУ «Каменская основная

общеобразовательная школа»

Алексеева Татьяна Викторовна

2016-2017 уч. год

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных.

- Кто помогает нам в наших путешествиях?

Слайд № 1. (Черепаха и Муравьишка)

- Ребята, подарим друг другу добрые улыбки. Ведь искренняя улыбка – успех в любой работе.

  1. Актуализация знаний.

  1. Беседа.

- Любопытный Муравьишка просит напомнить, с какой группой животных мы познакомились на прошлом уроке? (С рыбами.)

- Назовите главный отличительный признак рыб. (Чешуя.)

  1. Игра «Поймай рыбку».

- Мудрая Черепаха предлагает нам поиграть в игру.

- Давайте покажем Черепахе, хорошо ли мы знаем рыб.

- Ваша задача поймать рыбку  и сказать её название. Сколько рыбы наловили: молодцы!

- Скажите, на какие 2 группы можно разделить рыб? (Морские и речные.)

  1. Игра «Каждой рыбке – свой дом».

Работа в группах.

- Муравьишка Вопросик приготовил для вас эту игру. Он просит расселить этих рыбок по своим домам. Для этого разобьемся на группы. (Каждая группа получает домик и рыбок.) Затем группы показывают свои работы.

  1. Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой светленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

- Какая вода должна быть в водоёмах, чтобы рыбы могли в неё жить? (Чистой.)

- А как сохранить чистую воду в водоёмах? (Не засорять водоёмы.)

  1. Самоопределение к деятельности.

  1. Беседа.

Слайд № 2.

- Муравьишка Вопросик приглашает нс на экскурсию в лес. Здесь так много интересного.

- Догадайтесь кого он мог услышать в этом зелёном доме? (Птиц)

  1. Слушание голосов птиц.

Слайд № 3.

- Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. И мы с вами оказались в лесу. Именно сюда нас пригласил Муравьишка Вопросик, чтобы послушать пение птиц.

- Теперь снова сядьте правильно.

- Предположите, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (О птицах.)

  1. Знакомство с темой и задачами.

– Проверьте свои предположения, прочитав тему урока на с. 36. (Кто такие птицы?)

– С учебными задачами урока нам поможет познакомиться Муравьишка.

– Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

  1. Работа по теме урока.

  1. Игра «Кто больше».

- Вспомните, каких птиц вы знаете?

(Соревнование по рядам. Учащиеся каждого ряда говорят названия птиц. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше птиц.)

- А как можно отличить птиц от других животных?

  1. Работа по учебнику.

- Рассмотрите верхний рисунок на с. 36.

- Каких животных вы узнали? (Летучую мышь, ночную бабочку, курицу, белку-летягу.)

- Что общего у всех этих животных? (Умеют летать.)

- Их можно отнести к одной группе? (Нет.)

- Какое животное относится к птицам? (Курица – птица, у неё есть крылья и тело покрыто перьями, а у остальных перьев нет.)

- Значит наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц? Тогда что?

- Давайте разберемся, кто же на самом деле птицы?

- Рассмотрим других птиц на с. 37.

- Найдите общий признак всех птиц? (Это перья.)

- Каких же животных мы будем называть птицами? (Тело которых покрыто перьями.)

  1. Физкультминутка. «Воробей» с гимнастикой для глаз.

Воробей взлетел повыше. (Руки в стороны, взмахи как крыльями.)

Видно всё с высокой крыши. (Встать на носочки, приложить руки ко лбу, посмотреть в обе стороны.)

Я люблю своих друзей

Зачирикал воробей. (Прыжки на двух ногах.)

Гимнастика для глаз.

- Следите глазами за воробьём, не поворачивая головы. (На указке воробей.)

Учитель выполняет движения «восьмерки».

- Мудрая Черепаха предлагает нам рассмотреть рис. на с. 36 и познакомиться со строением птицы.

- Посмотрите, что это за птица? (Голубь.)

- Что интересного знаете о голубях?

(Голубь считается символом мира. В прошлом, когда не было радио, телефонов, голуби-почтальоны доставляли пиьсма.)

  1. Знакомство со строением птицы.

Работа в парах.

(Один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части птицы. Затем дети меняются ролями.)

- Черепаха будет следить за вашей работой.

Проверка.

Слайд № 4.

- А теперь проверим, правильно ли вы назовёте части тела птицы?

- Кто попробует у доски рассказать о строении утки? (Один ученик выходит к доске, а другие показывают «светофорики».)

- Чем покрыто тело птицы? (Перьями.)

- Давайте прочтём вывод, на который указывает Черепаха на с. 37.

  1. Продолжение работы по теме.

  1. Практическая работа в парах.

Предположите, для чего птицам нужны перья?

Мы сейчас с вами побудем в роли учёных и проведём исследование пера. У вас на столах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их.

- Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.)

1) - Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь где стержень у пера? Покажите его.

- Как вы думаете, что находится внутри стержня? (Ничего.)

- Давайте проверим. Возьмите ножницы и отрежьте кончик пера. Что вы видите внутри? (Оно пустое, полое, поэтому перья лёгкие.)

2) - Что случится, если сейчас подует ветер? (Перья полетят. Они лёгкие.)

- Дайте проверим. Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте. Что случилось?

3) - Возьмите пипетку и капните на перо.

- Намокло ли перо? (Капелька скатилась. Смазка на перьях птиц не пропускает воду.)

- Какой вывод из этого следует сделать? (Перья защищают птицу от воды и сырости.)

4) Найдите самое маленькое и большое перо. Сравните их на ощупь.

- Что можете сказать?

(Одно мягкое и пушистое, а другое жёсткое и упругое.)

5) Подержите перо около щеки. Что вы ощущаете? (Стало теплее.)

- Подумайте, для чего птице нужны большие перья? (Чтобы летать.)

- Для чего нужны перья маленькие? (Защищают птицу от ушибов.)

- Для чего нужны самые маленькие пушистые перья? (Для тепла.)

- Что можно сказать об окраске перьев? (Они украшают птиц.)

Сделаем вывод:

- Для чего птицам нужны разные перья?

- Перечислите. (Летать, согревать, украшать.)

Слайд № 5. - Обратите внимание.

- Почему на слайде перо нарисовано рядом с чернильницей? (Перьями раньше писали.)

- Да, много лет тому назад не было ручек и люди писали гусиными перьями. А.С. Пушкин писал свои сказки таким пером.

  1. Беседа.

- Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике.

- Чем она себя украсила?

- А почему она украсила себя перьями? (Это тот признак, который является общим для всех зверей.)

- Кто узнал эти перья? (Это перья павлина.)

Слайд № 6. - У павлина очень красивый и яркий хвост.

- В природе встречаются очень красивые птицы.

Слайд № 7. (Райская птичка, колибри, попугай, венецианский журавль.)

- Как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперение?

Слайд № 8. Оперение самцов часто бывает ярче и красочнее, чем у самок. Таким образом, они привлекают внимание самок. Самки тех же птиц имеют одинаковую окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

  1. Работа по учебнику.

- Ещё раз рассмотрите птиц на с. 37. Вспомните их названия. Посоветуйтесь с соседом по парте. (Самопроверка по учебнику.) с. 90.

  1. Физкультминутка.

Совушка – сова

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит.

Ножками топ-топ,

Крылышками хлоп-хлоп,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

– А все ли птицы умеют летать? (Ответы детей.)

Слайд № 9. Это – африканский страус, самая большая птица в мире. Хоть страус и называется птицей, летать он не умеет. Однако бегает он быстро. Посмотрите, какие у него большие сильные ноги.

Слайд № 10. Пингвины – морские птицы. Они тоже летать не умеют, зато очень хорошо плавают.

Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? (Их тело покрыто перьями.)

Слайд № 11. – Попробуйте рассказать об одной из птиц по плану на с. 37. (Работа в парах.)

(Заслушиваются 2-3 рассказа о разных птицах.)

Слайд № 12. Красная книга Московской области.

- Посмотрите, что это за книга?

Многие птицы стали редкими. Они занесены в Красную книгу.

- Знаете ли вы, ребята, почему она так называется?

Красная книга, красная

Значит природа в опасности!

Человек услышал мольбу природы о помощи и создал Красную книгу для охраны этих животных.

В эту книгу занесены и редкие птицы Подмосковья.

Слайд № 13. Вот некоторые из них: белый аист, лебедь – кликун, удод, зимородок, пестрый дятел, лесной жаворонок, овсянка, черный аист.

Слайд № 14. А на какие 2 группы можно разделить птиц? (Перелётные и зимующие.)

- О каких птицах идёт речь?

Загадки:

  1. Бывают птицы разные:

     Одни боятся вьюг

     И улетают на зиму На добрый тёплый юг. (Перелётные.)

  1. Другие – те народ иной:

     В мороз над лесом кружат.

     Для них разлука с родиной

      Страшнее лютой стужи. (Зимующие.)

Почему их так называют?

Игра: «Улетают – остаются».

На доске стенд «Зимующие и перелётные птицы».

Учитель показывает птиц, а дети называют их. Карточки с перелётными птицами учитель снимает. На доске остаются картинки с зимующими птицами.

- Ребята, а кто хочет обратиться к птицам?

Стихотворение из азбуки.

Голодно, холодно,

Галка, воробьи.

Голодно, голуби –

Гуленьки мои!

Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти.

Клюйте, гостюйте!

Гуль – гуль – гуль!

  1. Рефлексия.

- Ребята, наступила зима. Не забывайте, что птичкам очень трудно добывать себе корм.

- Расскажите, как мы с вами заботимся о птицах? (Повесили кормушки и подкармливаем птиц.)

- Молодцы!

- Мудрая Черепаха вновь подготовила для вас хитрый вопрос.

- Почему птиц называют друзьями человека? (Они приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых.)

- Какие важные для себя открытия вы сделали на уроке?

- С каким настроением вы работали?

- Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

 

  1. Подведение итогов.

Слайд № 15.

- Муравьишка Вопросик интересуется:

1. Ответили ли мы на вопрос «Кто такие птицы?»

2. Выполнили ли мы учебные задачи?

Слайд № 16. – Вернёмся к учебным задачам. (Все задачи выполнены.)

- Вот и закончилось наше путешествие. Я думаю, что этот урок не оставит вас равнодушными, вы станните настоящими защитниками природы.

И в заключение стихотворение:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»

Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при...

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

открытый урок «Кто такие птицы?»

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Кто такие птицы"...

Открытый урок по окружающему миру "Кто такие птицы?" 1 класс

Урок - исследование по окружающему миру для 1 класса на тему "Кто такие птицы?" соответствует всем требованиям ФГОС. Цель урока: познакомить с группой животных птицы и показать их разно...

Конспект занятия "Международный день птиц. Кто такие птицы?"

Цель: познакомить с птицами как одной из групп животных, организовать деятельность по изучению внешнего строения и отличительных признаков птиц, познакомить с их разнообразием....