Что такое погода? Термометр.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Осадчая Наталия Валерьевна

Конспект урока по окружающему миру по программе "Школа России", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_termometr_pogoda.docx502.56 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема.  ЧТО ТАКОЕ ПОГОДА? ТЕРМОМЕТР.

                        https://signsanddisplays.files.wordpress.com/2011/06/weather-symbols-icons-clip-art.jpg https://thumbs.dreamstime.com/z/classic-thermometer-10466137.jpg

учитель 2-Ж класса

          МБОУ «Школа-лицей» №3

г. Симферополя

Осадчая Н. В.

                          Урок окружающего мира

Тема урока: «Что такое погода? Термометр».

  Цель: дать общее представление о погоде; познакомить с условными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений, а также с народными и научными предсказаниями погоды.

 Задачи: -дать общее представление о погоде и том, из чего она складывается;

- совершенствование базовых знаний и умений по теме;

- познакомить со значением температуры для всего живого;

- научить пользоваться термометром;

- формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;

- формирование умения работать в группах;

- понимание важности изучения окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде. Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД: : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения, организация работы по  обобщению  информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формулировка проблемы: Что такое температура и как ее определять.

Формулировка нового знания: 

  1. Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.
  2. Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.
  3. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре  – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.

Тип урока: получение нового знания.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. 1 часть».  Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров

Слова шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость.

Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2класс. 1 часть»

Стаканы с холодной и горячей водой.

Ход урока.

  1. Организация начала урока.

Прозвенел звонок, начался урок.

Нам нужны терпение и внимание

Чтобы получить новые знания.

  1.   Актуализация знаний.
  1. Викторина.
  1. Человек заболел. Он говорит: «У меня жар». Это значит, что у него поднялась … (температура).
  2. Прибор для измерения температуры воды, воздуха, тела человека. (Термометр)
  3. Граница между теплом и холодом, на термометре обозначена цифрой… (0).
  4. Температуру тела человека измеряет… (медицинский) термометр.
  5. Пластинка с делениями. (Шкала).
  6. Одно деление обозначает… (градус).
  7. Число градусов тепла записывается  со знаком… («плюс»).
  8. Число градусов холода записывается  со знаком… («минус»).
  9. Отсчет градусов мороза ведут от нуля … (вниз).

- У нас в природе осень.  А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?

- Какая основная причина изменений? (Похолодание.)

- Что мы чувствуем, когда говорим похолодание? (трясет, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.)

- А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?

  1.  Самоолределение к деятельности (Создание проблемной ситуации).

                          Сценка

- Посмотрите небольшую сценку,  постарайтесь найти ответ.

//Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми//

Катя: Женя, ты что все время кутаешься?

Женя: Я совсем замерзла!

Катя: Да, что ты, ведь в комнате тепло!

Женя: А мне кажется – холодно.

- Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет?

 - А на улице?

- А вода в проруби?

- Когда утром пьете чай (кофе), какой он?

- Потрите свои ладони, парту. Что вы почувствовали? (Руки нагрелись.)

  1. Формирование темы и цели урока. 

- Отгадайте, о чём идёт речь, и вы узнаете тему урока.

Бывает холодная и жаркая, бывает сухая и дождливая, а ещё морозная и капризная. Догадались? Ну, конечно, это… (погода).

(Учитель открывает на доске слово «погода»).

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О погоде).

- Прочитайте тему урока на с. 32 учебника. (Что такое погода).

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- А что говорит об этом Муравьишка? Прочитайте в учебнике.

Что такое погода? Prezentacii.com

5. Работа по теме урока.

1. Температура.

- Для характеристики нагретости воздуха, воды, почвы или тела, какие слова использовали?

 - Степень нагретости воздуха, воды, почвы или тела характеризуют температурой.

//Термин дан на доске без понятия.//

 - Температура — величина, характеризующая степенью нагретости чего-то.  В течение года, месяца, недели, даже в течение дня температура воздуха изменяется. Эти изменения влияют на жизнь растений, животных и человека. Одни живые существа могут жить только в тепле, другие переносят суровые морозы. При резкой смене температуры воздуха некоторые растения и животные могут погибнуть.

Работа в парах.

- Самостоятельно составьте план рассказа о природных явлениях и расскажите о них своему соседу по парте, основываясь на своих наблюдениях.

                                      План

  1. Температура.
  2. Облачность.
  3. Осадки.
  4. Ветер.

Нам встретятся понятия Осадки Температура воздуха Погода Термометр Метеоролог

  1. Работа с научным дневником.

Дневник наблюдений - 8

- С сегодняшнего дня мы будем наблюдать за погодой. Погода может быть тёплой или холодной, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Все эти изменения вызываются изменением состояния воздуха, окружающего Землю, его нагреванием и охлаждением. Погода играет исключительно важную роль в нашей повседневной жизни. Не зная прогноза погоды, мы не сможем правильно одеться, прежде чем выйти на улицу.

- Рассмотрите условные обозначения. Давайте попробуем разобраться в том, что они обозначают.

  температура воздуха Жарко Холодно

2014-10-01 20-01-20

Облачность – скопление облаков.

Ясно – в течение всего дня светит солнце, небо чистое или на небе отдельные небольшие облака.

Переменная облачность – солнце светит лишь часть дня, на небе много облаков.

Пасмурно -  всё небо в течение дня покрыто облаками, солнца не видно весь день.

Осадки – это дождь и снег.

Дождь – вид атмосферных осадков в виде водяных капель или струй.

Снег – атмосферные осадки в виде белых пушинок.

Гроза – дождь, сопровождающийся громом и молнией.

Молния – гигантский искровой разряд.

Ветер – перемещение воздушных масс, обозначается стрелкой. Если ветра нет, то стрелка не ставится.

(Учащиеся рассматривают условные обозначения и учатся правильно их рисовать. Учитель показывает изображения природных и погодных явлений).

     Облачность Пасмурно Ясно Облачно

                                                          Осадки Дождь Ветер Снег Град

                    Ветер Метель Буря Ураган      

                                                          Погода температура осадки воздуха облачность ветер

- При помощи какого прибора можно точно измерить температуру? (При помощи термометра.)

- Как вы думаете, что такое термометр? (Прибор для измерения температуры.)

//Запись определения учащиеся записывают в рабочую тетрадь //

 Запись на доске:               терм о метр

В переводе с греческого: тепло  мера

Слово термометр  ввел голландец К. Дреббель в 1636 г. Однако идея прибора, который если не измерял температуру, то хотя бы ее оценивал, принадлежит итальянскому ученому Галилею. В 1592 г. он придумал термоскоп, представляющий собой сосуд с очень узким горлом. В сосуд наливалась вода (примерно до половины), которая при нагревании перемещалась к горлышку. Температуры сравнивались по высоте подъема столбика воды в термоскопе. Первый жидкостный (спиртовой) термометр изготовил немецкий физик Г. Фаренгейт в 1709 г., а в 1714 г. — ртутный. Почти два века люди пользовались этими термометрами, пока не перешли на шкалу Цельсия, ту, по которой сегодня измеряет температуру почти весь мир. Эта шкала впервые появилась в 1742 г. Ее автор — шведский физик и астроном А. Цельсий.

Физкультминутка.

3. Ознакомление с видами термометров.

- Рассмотрите современные термометры.

(Демонстрируются комнатный, уличный, водный, медицинский термометры).

- Из каких основных частей состоит термометр?

//Работа ведется по схеме и моделям термометров. Учащиеся находят шкалу и трубку, наполненную жидкостью, внимательно рассматривают шкалу//

- Каждое деление шкалы соответствует одному градусу. Расстояние между маленькими делениями равно одному градусу. Покажите друг другу один градус, а я пройду между рядами, проверю, а затем проведем опыты.

- Какова же будет тема сегодняшнего урока? (Как определять температуру.)

6. Актуализация проблемы. 

- Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру.

- А для чего это надо уметь? (Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы.  Сможем помочь Жене и Кате – узнать тепло в комнате или нет)

- Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей, животных, растений).

7. Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения. 

- Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойненько в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит? (Он показывает температуру маме.)

  1. Самостоятельное добывание знаний. Строение термометра. 

- Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.

 - Из чего он состоит? (Трубочка с жидкостью, корпус, деления.)

- Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть. 

//На доску рядом с моделью термометра вывешиваются таблички с названиями частей термометра//

- Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры.  Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10, значения ниже нуля записываются со знаком минус  - 10. Читать такую температуру можно по-разному.

Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.

  1. Виды термометров.

-  Посмотрите на этот термометр. Что видите? (На нем нет значений ниже нуля)

https://fs00.infourok.ru/images/doc/241/210477/1/310/img8.jpg

- Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля? (Потому что, наверное, вода замерзает.)

- А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается? (Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено, жидкость странная)

- Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.

- Какая температура у здорового человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.

Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.

Виды термометров Уличный Комнатный Для тела Для воды

//Запись в рабочей тетради  //

- Части термометра: стеклянная трубка, наполненная жидкостью и шкала. На шкале каждое деление соответствует одному градусу.

3. Практическая работа: «Принцип работы термометра» 

- Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.

(Работа в группах).

//Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра горячей водой. Все внимательно всматриваются//

- Почему ползет? ( Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.)

- Понятно. Кто думает иначе?

- При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.

-  А почему жидкость перестает ползти? (Потому что настолько нагрелась.)

- Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.

-  Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет. (ОЙ! Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.)

- Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»? (опустилась вниз.)

Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре  – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.

//Запись показаний в рабочей тетради //.

Физкультминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

4. Практическая работа: «Измерение температуры.»

-  Мы познакомились с устройством термометра и принципом его работы. //Комнатный термометр прикреплен к доске. Два ученика разного роста выходят к доске и снимают показания термометра. Получены разные результаты.//

-  Как могло произойти, что два одноклассника, посмотрев на один и тот же термометр в одно и то же время, увидели разные показания температуры?

(У них разный рост.)

-  Необходимо правильно смотреть на термометр. Глаза должны быть на том же уровне, где находится столбик жидкости в трубке термометра. Что нужно делать, если у вас дома термометр висит слишком высоко, а вы хотите снять показания температуры? (Подставить стул.)

  1. Применение новых знаний. 
  1. Чтение и сравнение температур.

- Прочтите по-разному: +6, –3, –15, +24, 0  

- В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая температура приемлема для помещения?

- Покажите на своих моделях эти температуры.

  1. Запись показаний в рабочей тетради.
  2.  Сравните:

 +48 … +54                        +12 … –12

                     –60 … –30                         –8 …  0

                     +23 … –2                         +4 …  0

  1. Блиц – опрос. 

 - С какой характеристикой погоды познакомились на уроке?

- Каким прибором её можно измерить?

- Какие виды термометров вы знаете?

- Как устроен термометр?

- В каких единицах измеряется температура?

- Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?

- При какой температуре замерзает вода?

- Как ты оденешься, если на термометре +20, +5?

- Когда мы говорим мороз: - 20 или -2?

- Для кого важна температура?

- Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?

 - Мы познакомились с новой характеристикой погоды - температурой. Это степень нагретости воздуха, воды, почвы, тела. Её измерить можно с помощью специального прибора - термометра. Они бывают уличные, комнатные, водные, медицинские.

  1. Народные приметы.

- Можно ли измерить температуру без термометра, например, собственной рукой. (Нет.)

- Нельзя, так как тепло и холод каждый человек ощущает по-своему. Предсказывать погоду можно по народным приметам. Вот некоторые из них.

  • Осенью муравьиные кучи высокие – зима будет суровой.
  • Если осиновые листья ложатся на землю наружной стороной вверх или не полностью опадают – будет суровая зима, если сверху оказывается обратная сторона листа – жди тёплую зиму, а если и та, и другая – умеренную.
  • Если стебель камыша изнутри липкий – жди долгую и суровую зиму.
  • Гуси полетели – скоро быть снегу.
  • Если сентябрь холодный – в марте сойдёт снег.
  • Осенью гусь летит - к дождю, а лебедь – к снегу.

Народные приметы. Яркие звезды в небе зимой – к морозу. Если вечером туман не

Работа с учебником.

- А ещё о народных приметах вы можете узнать в учебнике на с.35.

(Учащиеся читают и обсуждают народные приметы.)

- О том как учёные научились предсказывать погоду, вы узнаете, прочитав текст на с.34.

Метеослужба-система наблюдений за сбором и передачей метеорологических сведен Погодные спутники ведут фотосъёмку днём и ночью, используя специальные камеры.

                           https://fs00.infourok.ru/images/doc/241/210477/1/310/img12.jpg

- Какие вопросы можно задать по этому тексту?     (Работа в парах)

  1.  Итог урока.

-  Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить температуру.

- Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с разными термометрами? (Дети поднимают руки)

- Давайте же разъясним спор Жени и Кати: Тепло ли у нас было в классе?

(Я считаю, что тепло, потому что температура воздуха + 22. Может Женя заболела и ей кажется, что холодно. Потому что ее знобит.)

- Есть другие мнения?

  1. Рефлексия

Викторина.

  1. Неизвестно, где живёт,

Налетит – деревья гнёт,

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь.             (Ветер)

  1. Её узнать поможет нам термометр. (Температура)

  1. Нашумела, нагремела,                                                            Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила.                  (Гроза)

  1.  От количества облаков на небе зависит… (облачность)   
  2. Снег, дождь, град – это… (осадки).
  3. Небо чистое, солнечно. Мы говорим: … (ясно)
  4. Наука о погоде. (Метеорология)
  5. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют… (погодой)

- Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

http://pandia.ru/text/79/152/images/image006_76.jpg  https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_563d77b39755a/img_user_file_563d77b39755a_14.jpg

- Кто сегодня самый счастливый из вас, рад полученным знаниям?

Похвалите себя, пожмите друг другу руки.

  1. Домашнее задание.

В течение недели вести наблюдения за погодой и фиксировать результаты наблюдений в научном дневнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный урок по окружающему миру "Термометр"

Образец построения проблемного урока на примере темы "Термометр" на  получение нового знания. К уроку прилагается самоанализ уролка и мультимедийная презентация....

Конспект по окружающему миру на тему: Термометр

Конспект по окружающему миру на тему: Термометр по программе Перспективная начальная школа...

Термометр

Урок по развитию устной речи...

Термометр

Урок окружающегомира во 2 классе по теме "Термометр"...

Разработка урока по теме «Что такое погода. Термометр.»

Урок по теме «Что такое погода. Термометр» проведен во 2 классе учителем начальных классов и учителем физики.В результате приобретенных навыков на этом уроке появилась возможность проведения уро...

Презентация к уроку окружающего мира "Что такое термометр?"

Презентация знакомит с понятие "термометр", рассказывает о видах термометров и их особенностях....

Урок по окружающему миру 1 класс Что такое термометр?

Урок по окружающему миру 1 класс Что такое термометр?...