урок окружающего мира в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель: Мишенева С.П.
Класс : 1 А
Дата: 09 февраля 2017г.
Тема урока: « Где зимуют птицы?»
Комплект: А.А. Плешаков. Окружающий мир
Тип урока: комбинированный урок
Цель: расширить знания учащихся 1 класса о птицах перелетных и зимующих в наших краях; воспитывать заботливое отношение к ним.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать и расширить знания детей о зимующих птицах;
- познакомить с перелетными птицами, учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;
- формировать представление о научном поиске, методах работы ученых;
Развивающие:
- развивать познавательную активность, логическое мышление;
- продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать коммуникативные навыки работы в группах, умение следовать заданному алгоритму;
Воспитательные:
- осознавать свою роль в отношении с другими людьми и природой;
- конструктивно воспринимать иные мнения и предложения,
- объективно определять свой вклад в общий результат;
Оборудование: Фотографии птиц, карточки с заданиями, презентации, проектор, экран, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.(слайд 1)
Очень интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем,
И мир большой познаем!
II. Мотивация учебной деятельности
- Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое!
- Откуда же пришло наше письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.
- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Лебедь).
- Это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок». Вы, наверное, читали сказку или смотрели мультфильм «Гадкий утенок».
- Кому оно адресовано? (Нам, первоклассникам. Комсомольская школа). Давайте посмотрим, а что же внутри? (Открываю конверт)
- Письмо. А что же пишет нам Лебедь?
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я? Лебедь из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной? много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.
Я знаю, что в Самарской области, там, где вы живете, бывают страшные морозы, а некоторые птички никуда не улетели.
Ребята, подскажите:
- Какие птички улетели на зиму в теплые края и почему?
- Какие птички остались зимовать в вашей местности?
- Где они укрываются от мороза, чем питаются?
- Помогаете ли вы им пережить холода?
Буду с нетерпением ждать ваш ответ. Ваш друг – Лебедь
- Поиску ответов на эти серьезные вопросы мы и посвятим наш сегодняшний урок.
- Итак, наш урок будет называться «Где зимуют птицы?» (Cлайд 2.)
- Какие цели мы поставим на урок? (слайд 3)
III. Изучение нового материала
- Вступительная беседа учителя
- Сначала давайте вспомним строение тела птицы.(Слайд 4)
«Какие бывают птицы» Ю. Дмитриев
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки довольно много — около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины (слайд 5), есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов (слайд 6). Есть птицы, которые летают выше облаков (слайд 7), а есть и такие, которые вовсе не могут летать (слайд 8). Одни птицы живут только в лесу (слайд 9), другие — только в степи, третьи — там и тут. Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах (слайды 10-11). А другие — только на берегу моря (слайд 12). Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена (слайд 13). Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов (слайд 14). Одни птицы получили свои имена за голос, другие — за цвет, третьи — за поведение (слайд 15).
2. Знакомство с перелётными птицами
- Ребята, если сейчас выйти на улицу, мы увидим много птичек? А летом? Как вы думаете почему?
- Это потому, что всех птичек можно разделить на 2 большие группы: перелётные и зимующие.
- Лебедь спрашивает, какие птички улетели в теплые края?
- Я приготовила для вас плакат, на котором изображены эти птички. Давайте рассмотрим их. Как они называются?
- Как называют таких птичек? (Слайд 16)
Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.
- Посмотрите, наш друг Лебедь прислал нам диск с фотографиями, голосами и загадками перелетных птичек. Попробуем отгадать их.
Показ слайдов. Звучит пение птичек.
– Отгадайте-ка, ребятки
Эти хитрые загадки:
1. Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) (слайд 17)
2. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей) (слайд 18)
Соловей — знаменитый певец наших лесов. В старые времена иметь соловья в доме считалось роскошью. Соловьи выводили 6-8 трелей. В старые времена соловьи стоили очень дорого –25 рублей, а корова - только5 рублей.
3. Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-розовый… (Скворец) (слайд 19)
4. Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них Лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль) (слайд 20)
5. Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач) (слайд 21)
6. Эта птичка не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зябкое», как говорят в народе, время. За то, что эта птица улетает и прилетает в зябкое время, и назвали ее ЗЯБЛИКОМ. (слайд 22)
3. Работа по учебнику
- Наш друг Лебедь хотел бы, наверное, узнать, а хорошо ли вы запомнили его друзей перелетных птичек. Давайте откроем учебник на странице 16 и раскрасим красным карандашом кружочки около перелетных птичек.
- Проверка по слайду (слайд 23)
IV. Физминутка
V. Работа по теме урока. Продолжение
1. Причины перелета в теплые страны
– С приходом зимы жизнь в природе сильно изменилась. Можем ли мы сейчас, выйдя на улицу, услышать разнообразные песни птиц? Почему?
- Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края. (слайд 24)
- Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений. (слайд 25)
2. Места зимовок перелетных птиц
- Как вы думаете, а где зимуют перелетные птицы?
- В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А ласточки, думали люди, никуда не летят, а зимуют под водой, зарывшись в ил.
Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.
- Куда же летят птицы? Учёные выяснили, что ласточки, жаворонки, стрижи, аисты, цапли улетают в Африку. Грачи – во Францию. Утки в Испанию. Скворцы – в Турцию. Журавли в Индию. (слайд 26)
3. Работа в тетради с. 14.
- Откройте тетрадь на с. 14 задание № 2. На этих схемах зеленым цветом показаны районы, где ласточки и журавли проводят лето. Желтым цветом показаны районы, где они зимуют. Лебедь просит вас отметить синими стрелками направление осенних перелетов ласточек и журавлей. Красными стрелками обозначьте направление их весенних перелетов.
- Как обо всем узнали ученые? Как птицы находят дорогу домой?
4. Кольцевание птиц
- А узнали они это с помощью маленьких колец (слайд 27), которые они одевали на лапку птице.
- Подумайте, как эти кольца могли помочь учёным?
На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом.(слайды 28-30)
Сейчас ученые используют новейшие приборы и узнают о перелетах через спутниковые системы. Также ученые задумывались о том, как птицы находят дорогу домой, как ориентируются. Они ставили опыты: перевозили птиц в самолете и отпускали – птицы возвращались в свои края; перевозили птенцов, но, вырастая, они повторяли путь своих сородичей – возвращались к месту своего рождения и летели зимовать туда, где зимовали всегда их родители. Как птицы находят дорогу? – Эта загадка еще не разгадана. Но и ее природа когда-нибудь откроет.
VI. Физминутка
VII. Работа по теме урока. Продолжение
1. Знакомство с зимующими птицами.
- Итак, мы ответили на первый вопрос Лебедя?
- Переходим ко второму вопросу. Какие птички остались зимовать в вашей местности?
- Но некоторые птицы радуют нас своим присутствием, даже в лютую зиму.
- Напомните мне, как называют таких птичек? (Слайд 31)
(Работа с плакатом «Зимующие птицы» )
- Я приготовила вам загадки и о зимующих птицах:
Показ слайдов с пением птичек.
1. Всё хлопочет и вертится
Всё свистит и суетится,
Ей на месте не сидится,
Называется … (синица). (слайд 32)
У синиц жёлтое брюшко, зеленоватая спинка, а на голове чёрная шапочка. За день синичка съедает столько же насекомых, сколько весит сама. А где же их взять зимой? Вот и прилетает она к жилью человека, где им зернышки или хлебные крошки перепадут. А ещё синичкам очень нравится несолёное сало.
2. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей) (слайд 33)
Воробьи зимой стараются держаться поближе к жилью человека. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.
3. Зимой на ветках яблоки:
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это … (снегири). (слайд 34)
4. Трещала с самого утра:
“Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что - пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (Сорока) (слайд 35)
5. Хожу я ловко по стволам:
Вверх и вниз, тут и там,
Как настоящий акробат.
Чищу все стволы подряд. (Поползень) (слайд 36)
2. Практическая работа
Работа по учебнику с. 16.
– Поставьте галочку около птицы, которую вы видели зимой.
Проверка по слайду (слайд 37)
– Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать себе даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.
3. Групповая работа
- Я предлагаю вам поработать в группах. (Класс делится на две группы). Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться у нас. Помогите им разобраться в этом. Одной группе необходимо выбрать карточки только «перелетных птиц», а другой – карточки «зимующих птиц».
Перелетные птицы: зяблик, кукушка, лебедь, ласточка, соловей, грач, скворец.
Зимующие птицы: синица, дятел, поползень, филин, воробей, снегирь, сорока.
-Проверка по слайду (слайд 38)
4. Знакомство с выставкой кормушек
– На одном из прошлых уроков мы узнали, как можно помочь птицам зимой. Расскажите, чем вы помогли птицам этой зимой? (ответы детей)
- Ребята, как мы с вами можем помочь птицам? (Сделать для них кормушки)
- Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить, устраивать для них кормушки. На балконе, в саду, в парке, в лесу – везде можно устроить для птиц столовую. (слайд 39)
- А какие кормушки приготовили вы? (Показ кормушек). Вам помогали родители. Из чего вы смастерили свои кормушки? А чем вы кормите птичек?
- Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью. Мы с удовольствием едим арбузы, а вот семена выбрасываем. Между тем арбузные семена – хороший корм для синиц. Тыквенные и дынные тоже. Надо собирать их. Промывать и просушивать на бумаге, а потом хранить в сухом месте. Как можно больше заготавливать и обычных семечек – плодов подсолнечника, только не жареных, а сырых. Синицы их очень любят.
5. Практическая работа
Игра «Третий лишний»
- Назови лишнее слово в каждой группе. Почему ты так решил? (слайд 40)
VIII. Итог урока
- Наш урок подошёл к концу. И нам пора писать ответ нашему новому другу Лебедю.(слайд 41)
Здравствуй, лебедь!
Пишут тебе первоклассники из Комсомольской средней школы.
Мы рады помочь тебе!
Сообщаем, что птиц, зимующих в теплых краях, называют …..
Птиц, которые остались зимовать, называют ….
Мы помогаем им …. С уважением, 1 класс
-Благодарю вас за хорошую работу (слайд 42). Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире
Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...